Административно-процессуальные действия на стадии возбуждения дела об административном правонарушении

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть возбуждение дела об административном правонарушении как начальную стадию в производстве по делам об административных правонарушениях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: -------
1. Рассмотреть стадии производства по делам об административном правонарушении в целом;
2. Дать общую характеристику административно-процессуальных мер, применяемых на стадии возбуждения дела об административном правонарушении;

Оглавление

Введение 3
Общая характеристика стадий производства по делам об административном правонарушении 5
Возбуждение дела об административном правонарушении 12
Поводы и основания возбуждения дела об административном правонарушении 12
Административно-процессуальные действия на стадии возбуждения дела об административном правонарушении 16
Заключение 31
Список использованных источников 33

Файлы: 1 файл

меньше.docx

— 57.79 Кб (Скачать)

Статья 28.4 КоАП РФ перечисляет полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях.

Здесь предусмотрены два вида правонарушений. В части 1 статьи 28.4 КоАП РФ путем перечисления конкретных статей Особенной части установлены «исключительные» полномочия прокурора по возбуждению дела. Это дела, связанные с нарушением установленных законами правил и порядка избирательного процесса, с нарушением порядка распоряжения объектами нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности, с незаконным ограничением прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию, с разглашением информации с ограниченным доступом и с некоторыми другими административными правонарушениями. Вместе с тем в части 1 статьи 28.4 КоАП РФ прокурору предоставляется право возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена данным КоАП РФ или законом субъекта РФ, если прокурор обнаружил факт такого правонарушения в ходе надзорной проверки. Это положение закреплено в статьях 22 и 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»7. Часть 2 статьи 25 этого данного Закона устанавливает, что постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом.

Статья 28.2 КоАП РФ обязывает любое должностное лицо, в том числе и прокурора, соблюдать предусмотренные в ней требования к содержанию протокола об административном правонарушении, поскольку постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении рассматривается как равнозначное по своим юридическим последствиям протоколу об административном правонарушении.  ………

Сроки вынесения постановления прокурора определены статьей 28.5 КоАП РФ. В качестве общего правила установлено, что постановление должно быть направлено немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Более длительные сроки установлены в связи с необходимостью выяснения ряда обстоятельств (до двух суток) и в связи с проведением административного расследования (по окончании расследования).

Согласно статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу по общему правилу может быть вынесено не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. Поэтому протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления факта совершения правонарушения.

Однако иногда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении. Для получения необходимой информации могут потребоваться дополнительные меры по формированию доказательственной базы. Следует также иметь в виду, что в целях установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применять предусмотренные КоАП РФ меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

В случаях, когда немедленное составление протокола невозможно, он должен быть составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Имеется еще одно исключение из общего правила, предусмотренного в части 1 статьи 28.5 КоАП РФ. В соответствии со статьей 28.7 КоАП РФ по некоторым категориям дел об административных правонарушениях может потребоваться осуществление экспертизы и иных процессуальных действий, связанных со значительными временными затратами. Для таких ситуаций предусмотрено проведение административного расследования, срок которого не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела. Однако в исключительных случаях указанный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом. После окончания административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо вносится постановление о прекращении производства по делу.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ Российской Федерации об административных правонарушениях»8 разъяснено, что установленные в статье 28.5 КоАП РФ сроки не являются пресекательными, поэтому их нарушение не относится к существенным недостаткам протокола, влекущим его возвращение в орган или должностному лицу, которыми он был составлен.

В специально установленных КоАП РФ случаях предусмотрено осуществление производства по делу об административном правонарушении в особом, упрощенном порядке: без составления протокола об административном правонарушении.

Это касается случаев, когда за совершение относительно незначительного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения либо административного штрафа.

Если протокол об административном правонарушении не составляется, то уполномоченным на то должностным лицом непосредственно на месте совершения нарушения оформляется предупреждение, которое нельзя путать с устным замечанием, либо налагается и взимается административный штраф.

В случае совершения административного правонарушения в области дорожного движения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, постановление о наложении административного штрафа оформляется в порядке, предусмотренном статьей 32.3 КоАП. Это означает, что привлеченному к ответственности лицу выдается постановление-квитанция установленного образца. Однако при этом штраф на месте совершения нарушения не взимается. Сумма штрафа добровольно вносится или перечисляется лицом, привлеченным к ответственности, в банк или иную кредитную организацию, а при неуплате - взимается в принудительном порядке.

Если нарушитель оспаривает факт совершения нарушения, его юридическую оценку и (или) назначенное наказание либо отказывается уплатить штраф на месте совершения нарушения, то происходит переход к обычному производству по делу об административном правонарушении. В этом случае составляется протокол об административном правонарушении.

После того как протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении составлен, оформлены другие материалы дела, они направляются судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать данное дело.

При направлении протокола (постановления прокурора) необходимо правильно определить подведомственность дела. Для этого следует выяснить, какой судья, орган, должностное лицо уполномочены рассматривать дело, затем установить место рассмотрения дела.

В случае, когда дело рассматривается руководителем того органа, должностное лицо которого составило протокол об административном правонарушении, материалы дела передаются на рассмотрение указанным должностным лицом.

Если же дело должно быть рассмотрено судьей, иным органом или должностным лицом другого органа, то на практике материалы дела направляются на рассмотрение руководителем того органа, где был составлен протокол.

Протокол (постановление прокурора) должен быть направлен на рассмотрение в течение суток с момента его составления.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Согласно части 3 статьи 27.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. Это положение соответствует требованиям статьи 22 Конституции РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ9 в статье 28.8 КоАП РФ внесено дополнение, согласно которому в случае, если применен временный запрет деятельности, протокол о совершении административного правонарушения, за которое может быть назначено судьей административное приостановление деятельности на срок до 90 дней, вместе с протоколом о временном запрете деятельности направляются судье немедленно.

Возможна ситуация, когда при подготовке к рассмотрению дела выявляются существенные недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении. Имеются в виду следующие случаи: составление протокола и оформление других материалов дела неправомочными лицами; неправильное составление протокола и оформление других материалов дела; неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Тогда в соответствии с п. 4 части 1 статьи. 29.4 КоАП РФ выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.

При возвращении соответствующих процессуальных документов недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в определенный срок со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело.

После устранения соответствующих недостатков материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями повторно направляются судье, в орган, должностному лицу, от которых они были получены, в течение суток со дня устранения недостатков.

При применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административное наказание в виде административного приостановления деятельности, вместе с протоколом о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение судье немедленно после их составления.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ Российской Федерации об административных правонарушениях»10 разъяснено, что установленные в статье 28.8 КоАП РФ сроки направления протокола не являются пресекательными, поэтому их нарушение не относится к существенным недостаткам протокола, влекущим его возвращение в орган или должностному лицу, которыми он был составлен.

В статье 24.5 КоАП РФ содержится перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Это означает, что при наличии хотя бы одного из таких обстоятельств начатое производство по делу подлежит прекращению.

При наличии указанных обстоятельств орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, не передают дело на рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, а выносят постановление о прекращении производства по делу.

Данное постановление должно отвечать требованиям, предусмотренным в статье 29.10 КоАП РФ. Применительно к рассматриваемому случаю в постановлении должны быть указаны сведения об органе, должностном лице, вынесшем постановление; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении; статья КоАП РФ, предусматривающая основания прекращения производства по делу; мотивированное решение; срок и порядок обжалования постановления. В постановлении также должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест.

 

 

Заключение

 

 Стадия возбуждения дела об административном правонарушении, будучи начальным этапом производства по делу, имеет предопределяющее значение для всего правоприменительного процесса. Именно при возбуждении дела закладываются основы для выполнения задач производства по делам об административных правонарушениях, сформулированных в статье 24.1 КоАП.

На этой стадии по абсолютному большинству дел правомочные должностные лица соответствующих органов административной юрисдикции совершают комплекс процедурно-процессуальных действий, в ходе которых устанавливается факт совершения проступка, производится его фиксация в протоколе об административном правонарушении, определяются круг допустимых доказательств и средств доказывания, подведомственность дела для рассмотрения по существу, и дело направляется по подведомственности.

От полноты, всесторонности и объективности предварительной правовой оценки нарушения и обстоятельств его совершения зависит правильность юридической квалификации проступка, а в конечном итоге — обоснованность и справедливость постановления по делу. В своей совокупности эти факторы обеспечивают социальную эффективность законодательства об административных правонарушениях и воспитательное значение правоприменительного процесса.

На стадии возбуждения дела об административном правонарушении, по сути, производится так называемое административное расследование. Предварительная подготовка по делу об административном правонарушении производится исключительно по месту совершения проступка. Наряду с этим возможно выполнение отдельных действий по месту жительства нарушителя или по месту учета транспортных средств.

Нами были выполнены поставленные задачи:

  1. Рассмотрели стадии производства по делам об административном правонарушении в целом;
  2. Дана общая характеристика административно-процессуальных мер, применяемых на стадии возбуждения дела об административном правонарушении;
  3. Определен порядок возбуждения дела об административном правонарушении.

И достигли поставленную  нами цель -  рассмотрели начальную стадию возбуждения дела об административном правонарушении в производстве по делам об административных правонарушениях.

 

 

 

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // «Собрании законодательства РФ», 03.03.2014, № 9, ст. 851.

2.  «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.06.2014) // «Российская газета», № 256, 31.12.2001

3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.06.2014) // «Российская газета», № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996

Информация о работе Административно-процессуальные действия на стадии возбуждения дела об административном правонарушении