Административное право как отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 23:22, контрольная работа

Краткое описание

Административное право – одна из самых объемных по своему содержанию, поскольку регулирует вопросы организации и деятельности разветвленного аппарата управления, т.е. всех звеньев системы органов исполнительной власти, а также «управленческий разрез» всех сфер экономического и социального развития.
Административное право России является одной из самостоятельных отраслей публичного права. Самостоятельность отрасли административного права означает, что оно имеет собственный предмет и метод правого регулирования. Публичность означает то, что административное право регулирует общественные отношения, которые представляют в первую очередь интересы общества и государства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………….
1. Понятие и метод административного права …………………………………………..
2. Система и источники административного права…………………………………….
3. Место административного права в правовой системе России……………………….
Заключение………………………………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

к.р.docx

— 31.95 Кб (Скачать)

Единого административного кодекса нет  и его невозможно создать. Во - первых, потому, что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которого требует правовое регулирование управления. Во - вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнительной власти в центре и на местах возможности регулирования общественных отношений.

Таким образом, источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера).

Совокупность  нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство. В законодательном массиве административного права следует выделять: общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т.п.); законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); международные акты, действующие в данной сфере правоотношений.

Определяя пределы и структуру системы  источников административного права, ученые-административисты констатируют высокую степень ее подвижности, которая задается изменениями в правовой и организационной системе государства.

 

3. Место административного права  в правовой системе России

 

Административное  право, сохраняя свою специфику, выраженную в его предмете и методе, тесно  взаимодействует с другими отраслями  российского права. Характеризуя это  взаимодействие, необходимо иметь в  виду, что административное право  охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной  и общественной жизни.

Административное  право играет в правовой системе  РФ вспомогательную, служебную роль, в отличие, например, от таких наиболее самостоятельных отраслей права, как  гражданское, уголовное, международное, конституционное. Служебная роль административного  права определяется целым рядом  как внешних обстоятельств, так  и группой факторов, вытекающих непосредственно  из самой природы этой отрасли  права.

Во-первых, в числе процессов, влияющих на содержание административного права, можно  назвать следующие: а) сокращение масштабов  централизованного админисртативно-правового регулирования (как известно, в соответствии с Конституцией РФ 1993 г., административное и административно-процессуальное законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов); б) существенное возрастание роли региональных регуляторов; в) усиление значимости рекомендательных норм; г) обеспечение реальной самостоятельности управленческих подразделений различных уровней; д) усиление контрольно-надзорной и правоохранительной, а не распорядительной, функций административного регулирования.

Во-вторых, характеризуя служебную роль административного  права, следует принимать во внимание обстоятельства, вытекающие из самой  его природы. Так, в связи с  актуальностью проблемы правоохраны  в условиях построения правового  общества, административное право усиливает  свои собственные юридические средства защиты от посягательств на правовой режим в сфере действия механизма  исполнительной власти. Несоблюдение или недобросовестное выполнение административно-правовых норм влечет за собой приведение в  действие предупредительных, пресекательных и карательных средств административно-принудительного характера. Особая роль среди них отводится институту административной ответственности, а также административного процесса. Важное значение в данном случае имеет то обстоятельство, что при помощи административной ответственности все в большей мере осуществляется защита не только управленческих отношений, но и многих других - например, финансовых, трудовых, природоохранительных и т.п.

Наконец, во многих случаях, административное право  не только защищает иные общественные отношения, но и может выступать  в качестве их регулятора. Так, действующее  российское законодательство использует нормы административного права  для обеспечения должной урегулированности налоговых, земельных, трудовых и иных отношений. Ими, например, определяются: порядок взимания налогов и сборов, государственный контроль за соблюдением налогового законодательства; основные организационные начала предпринимательской деятельности; порядок возникновения и прекращения государственно-служебных отношений; многие стороны компетенции надзорных органов, действующих в рамках предмета иных отраслей права (например, природоохранительные инспекции и пр.).

Итак, административное право строгих границ правового  воздействия не имеет. В свою очередь, сфера государственного управления не изолирована от действия норм других отраслей права. Следовательно, возникает  взаимодействие различных правовых отраслей.

Наиболее  тесно административное право взаимодействует с конституционным (государственным) правом, которое закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования и т.п. В частности, конституционно провозглашенные права и свободы человека и гражданина (гл. 2 Конституции РФ) практически в значительной мере также реализуются через сферу государственного управления.

Таким образом, административное право основывается на нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя при  этом механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных  звеньев системы исполнительной власти, формы и методы государственно-управленческой деятельности, основы ее отраслевой, межотраслевой  региональной и местной организации  и т.п.

Конституционное право устанавливает исходные положения  для всех отраслей права, в том  числе административного. Конкретизируя  нормы конституционного права, административное право своими нормами обеспечивает применение принципов в сфере  государственно-управленческой деятельности, определяет компетенцию органов  исполнительной власти, конкретизирует правовой механизм реализации прав и  свобод граждан и др.

Совместно с гражданским правом административное нередко регулирует внешнюю сторону сходных общественных отношений имущественного характера - в зависимости от преобладающего значения тех или иных элементов метода правового регулирования. (В данном случае подразумеваются договорные начала или административные предписания.)

Иногда  регулируются сходные имущественные  отношения, но разными методами правового  регулирования. Гражданское право  регулирует отношения, характеризующиеся  равенством сторон (на началах договора), а административное — их неравенством (одностороннее предписание).

Аналогично  решается вопрос и о соотношении  норм административного и трудового  права. В то же время наиболее сложно провести грань между, например, административным правом и такими отраслями права, как финансовое, земельное, природоохранительное (экологическое), предпринимательское. Механизм их соотношения таков, что  фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету ведения названных  отраслей, регулируется нормами административного  права и свойственными ему  правовыми средствами.

Многие  трудовые отношения возникают на основе односторонних административных актов, которым предшествуют соглашения (контракты) об условиях будущей работы. Такой акт требуется и для  прекращения трудовых отношений, и  для юридического оформления субъективных прав, связанных с трудовой деятельностью (отпуск, выход на пенсию и т.п.).

Границы действия норм уголовного и административного  права определяются характером и  направленностью соответствующих  запретов. Чтобы верно решить вопрос о том, является данное правонарушение преступлением или проступком, нужно  во многих случаях сопоставить соответствующие  нормы уголовного и административного  законодательства.

Финансовое  право регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства, а административное право  определяет организацию работы органов, осуществляющих эту деятельность, и  их правовой статус.

Многие  отрасли права, в настоящее время  признаваемые самостоятельными, ранее  выделялись лишь в качестве подотраслей административного права, поскольку основывали свое правовое регулирование на сходных приемах и способах, совмещаемых в глобальном понятии «метод административного права». В настоящий момент предмет указанных отраслей оформился в достаточно обособленную область общественных отношений, совокупность принципов регулирования и способов воздействия на общественные отношения приобрела устойчивость и характерную специфику, что и привело к выделению подотраслей административного права в самостоятельные отрасли российской системы права: финансовое, земельное, экологическое, аграрное, предпринимательское, таможенное, банковское и т.п.

Таким образом, кроме того, имеется связь и  с комплексными отраслями права: морским, воздушным, горным, лесным и  другими отраслями. Эта связь, в  частности, состоит в том, что  в них наряду с нормами других отраслей права содержатся и нормы  административного права. Место административного права в системе права определяется характером и важностью регулируемых им общественных отношений. Его специфика и отличие от других отраслей права состоят в том, что оно регулирует управленческие отношения. Административное право характеризуется мобильностью, которая обусловливается особенностями общественных отношений, складывающихся в сфере управления, исполнительной деятельности государства.

система метод административное право

 

 

 

 

                                                             Заключение

Развитие  административного права России прошло длительный исторический путь развития. Истории развития административного  права было свойственны определенные процессы государственно-правовых явлений. Отсюда следует, что административное право в целом вне государственно-правовых явлений не существовало.

Административное  право – это одно из важнейших  отраслей права. При помощи административного  права государство регулирует систему  общественных отношений возникающих  в процессе организации и функционирования исполнительной власти, т.е. в сфере  государственного управления, местного самоуправления, в области реализации уполномоченными органами и должностными лицами управленческих функций.

Административное  право – это важная отрасль  права (система правовых норм), которая  в целях выполнения задач и  осуществления функций государства  регулирует общественные отношения  управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в  сфере внутриорганизационной и  административно - юрисдикционной деятельности различных государственных органов.

Если  административное право как отрасль  права, система юридических норм регулирует действия разных субъектов, то наука административного права  изучает, анализирует, систематизирует  нормы, выявляет их роль. Итоги научных  исследований отражаются не в нормах административного права, а в  научных выводах, классификациях, предложениях. Формами реализации научных достижений являются научные доклады, статьи, книги.

Административно-правовая доктрина тесно связана с другими  ветвями древа юридической науки. Она активно использует положения  и понятия, выводы и предложения  общей теории государства и права, конституционного (государственного) права и в свою очередь обогащает  их своими творческими достижениями. В исследовании правовых институтов административное право как сравнительно молодая наука опирается на достижения более старых, более специализированных наук. Так, в решении вопросов административной ответственности используются положения  науки уголовного права, вопросов метода регулирования, административного  договора — науки гражданского права, вопросов административного процесса — наук уголовного и гражданского процессов. Административно-правовые исследования способствуют развитию наук финансового, экологического, муниципального права. Следует также упомянуть  о полезном взаимодействии административно-правовых исследований с исследованиями по трудовому, семейному праву и другим отраслям юридической науки.

 

                                           Список используемой литературы

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) //"Российская газета". N 7, 21.01.2009

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.04.2011)// "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1

3. Административное право России. Общая часть: Учебник для высших учебных заведений // Под ред. П.И. Кононова. – М. 2005.

4. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник для вузов. – М. 2004.

5. Бачило И.Л. Ноздрачев А.Ф., О некоторых актуальных проблемах административного права. – М. 2004.

6. Бунякин Н. Е. Концепция становления и развития административного права в России.// Монография. - Тамбов, 2002.

7. Коренев А.П. Административное право России. Учебник. Часть I. – М. 2002.

8. Ноздрачев А.Ф., Петухов В.Н., Пронина В.С., Терещенко Л.К., Тихомиров Ю.А., Хангельдыев Б.Б. Концепция развития административного законодательства. – М. 2005.

9. Ноздрачев А.Ф. Административное право. Фундаментальный курс. - М. 2002.

10. Туманов Г.А. О некоторых актуальных проблемах административного права. - М. 2006.

 


Информация о работе Административное право как отрасль права