Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:03, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование совокупности теоретических положений и практических рекомендаций, обеспечивающих представление об административной ответственности должностных лиц и эффективности функционирования ее механизма.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать деликтоспособность должностных лиц;
- раскрыть административно-правовой статус должностных лиц;
Введение…………………………………………………………………..
Глава 1. Должностные лица, как субъекты административного права………………………………………………………………………
§ 1. Деликтоспособность должностных лиц…………………………...
§ 2. Административно-правовой статус должностных лиц…………...
Глава 2. Особенности административной ответственности должностных лиц………………………………………………………...
§ 1. Административная ответственность должностных лиц: понятие, содержание, место в системе юридической ответственности………...
§ 2. Юридические основания административной ответственности и виды наказаний, применяемых к должностным лицам………………..
§ 3. Соотношение административной и дисциплинарной ответственности должностных лиц…………………………………….
Заключение……………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………
Определенное влияние на развитие института административной ответственности оказывали фактическое состояние преступности в стране, многочисленные противоправные действия в различных сферах общественной жизни. Указанные факторы оказали влияли и на развитие законодательства об административной ответственности.
В условиях советской власти институт административной ответственности призван был отражать в основном потребности государственного управления на различных этапах развития государственности, приоритетом которой являлось обеспечение интересов политического режима, что обусловило игнорирование кодификации законодательства об административной ответственности, особенно его процессуальной составляющей. Само установление норм об административной ответственности было предметом регулирования не законодателя, а органов государственного управления, не говоря уже о формах и методах защиты прав граждан при применении властями мер административного наказания.
В новой России в условиях действия Конституции Российской Федерации 1993 года, закрепившей принципиально новые отношения в политической и экономической сферах, новые принципы соотношения публичных и частных интересов, изменения идеологии и практики правового регулирования административной ответственности, возрастает роль этого правового института в разрешении конфликтов, возникших в сложный период перехода к правовому государству, становления гражданского общества.
Современные приоритеты развития общества и государства обусловливают и новое содержание института административной ответственности: приоритет прав и свобод человека и гражданина, строгое соблюдение требований Конституции Российской Федерации судебными и иными органами административной юрисдикции.
К сожалению, не
снижается общий уровень
Достаточно привести некоторые данные о рассмотрении дел об административных правонарушениях судами общей юрисдикции. В 2007 г. было рассмотрено 5 млн. 461 тыс. 400 дел об административных правонарушениях, в 2008 г. этот показатель составил 5 млн. 305 тыс. 120 дел, а в 2009 г. – 5 млн. 498 тыс. 186 дел. Приведенные данные судебной статистики свидетельствуют о том, что не наметилась тенденция к сокращению административных правонарушений, что, в свою очередь, негативно влияет на состояние правопорядка в стране в целом.21
Административная ответственность должностных лиц является разновидностью и составной частью института административной ответственности, в силу чего ей присущи признаки последней, единое с ней основание наступления. Однако наряду с этим она отличается свойственными только ей специфическими чертами, особым содержанием элементов состава должностного административного правонарушения, явившихся следствием наличия специального субъекта правонарушения - должностного лица, обладающего особым правовым положением (статусом).
Административная ответственность должностных лиц является сложным, многоплановым явлением, сущность которого определена социальным характером его происхождения и раскрывается через взаимоотношения личности и общества.
Отсюда, в общесоциальном плане административная ответственность должностных лиц представляет собой связь между двумя субъектами, где одна сторона (ответственная) - должностное лицо - обязывается в силу своего правового статуса строить свое поведение в процессе осуществления служебной деятельности в соответствии с ожидаемой моделью, содержащейся в нормах права, охраняемых административными санкциями, а другая сторона - орган административной юрисдикции - контролирует, оценивает такое поведение и его результаты, и в случае их отрицательной оценки и наличия вины вправе применить соответствующее административное наказание, предусмотренное нормами административного права.
При этом одной
из основных функций административной
ответственности должностных
Признаками, составляющими содержание административной ответственности должностных лиц и отражающими ее специфику как вида института административной ответственности, являются:
- субъект - должностное
лицо, характеризующееся наличием
специального правового
- основание - должностное административное правонарушение;
- обособленная
совокупность правовых норм, регулирующих
административную
- ограниченный
перечень мер административной
ответственности, применяемых
Как институт отрасли
административного права
Юридическим основанием административной ответственности должностных лиц является должностное административное правонарушение - противоправное, виновное действие или бездействие должностного лица, совершенное им в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, отличающееся от других административных правонарушений физических лиц повышенной общественной опасностью, возникающей в силу обладания должностным лицом специального правового статуса (положения), и за которое КоАП РФ и законами субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.22
Отдельные положения КоАП РФ являются весьма спорными в теоретико-правовом плане, и это будет восприниматься нормативно-правовыми актами субъектов Федерации об административных правонарушениях. Отсюда, возникает необходимость в дальнейшем совершенствовании содержания КоАП РФ.
Своего решения
требует проблема сужения круга
субъектов административной юрисдикции,
которая тесно связана с
- четкое законодательное
определение форм и методов
деятельности государственных
- создание эффективного
средства контроля за
- формирование
законодательной и
Важным моментом,
необходимым для привлечения
должностного лица к административной
ответственности, является определение
юридического состава совершенного
должностного административного
1) выявлению
наиболее существенных
2) правильной
квалификации
3) установлению и определению соответствующего вида административного наказания;
4) отграничению
административного
Однако для правильного применения на практике норм, содержащих составы должностных административных правонарушений, устранения субъективизма при оценке поведения должностных лиц, сужения или расширения пределов их ответственности необходимо при их законодательной разработке учитывать следующее:
1) формы противоправных деяний, в которых может быть совершен должностной административный проступок, требуют того, чтобы они были названы в тексте правовых норм КоАП, устанавливающих общие основания административной ответственности должностных лиц;
2) обязанности,
возлагаемые на должностное
3) формулировки объективной стороны, присутствующие в КоАП, должны точно и полно отражать сущность противоправного деяния должностного лица, так как на практике из-за неопределенности некоторых понятий, встречающихся в законодательных актах, возникают трудности при привлечении должностных лиц к ответственности;
4) если в описании
объективной стороны состава
должностного
Основная масса административных правонарушений, закрепленных в КоАП РФ, предусматривает совершение должностным лицом проступка в виде нарушения различного рода установленных общеобязательных правил. На наш взгляд, при формулировании новых составов должностных административных правонарушений и их дальнейшем законодательном закреплении в КоАП РФ и соответствующих законах субъектов РФ данному условию необходимо уделить особое внимание.
Среди элементов,
образующих совокупность необходимых
признаков юридического состава
должностного административного
При определении субъекта должностного административного правонарушения в каждом конкретном случае важное значение имеет выяснение следующих моментов:
а) относится ли виновное лицо к категории должностных лиц (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ)24, для чего необходимо уяснить его правовой статус и все составляющие его элементы (наименование должности, порядок назначения, компетенция, полномочия и т.д.);
б) входило ли совершенное противоправное деяние, квалифицируемое в качестве административного правонарушения, в совокупность служебных обязанностей виновного должностного лица (ст.ст. 2.1, 2.4 КоАП РФ). Это важно как для решения вопроса, может ли данный виновный субъект быть привлечен к административной ответственности в качестве должностного лица, так и для правильного определения административного наказания.
§ 2. ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ВИДЫ НАКАЗАНИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ К ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦАМ
В юридической литературе отмечается, что для наступления административной ответственности необходимо наличие достаточных оснований. В качестве таковых выделяют:25
- нормативное основание - систему норм права, регулирующих административную ответственность;
- фактическое
основание - деяние конкретного
субъекта, нарушающее предписания,
защищаемые административно-
- процессуальное
основание - акт компетентного
субъекта административной
Одним из существенных признаков, отражающих особенности административной ответственности должностных лиц, является то, что в качестве основания такой ответственности выступает должностное административное правонарушение.
Для раскрытия
содержания данной правовой категории
существенное значение имеет как
рассмотрение понятия административного
правонарушения и его признаков
в целом, так и обозначение, признаков,
характерных для правонарушений
Наличие до недавнего
времени в России большого неупорядоченного
массива нормативно-правовых актов,
устанавливающих
Обращает на
себя внимание то, что каждый нормативный
правовой акт, устанавливающий административн
Информация о работе Административная ответственность должностных лиц