Административная отвецтвенность

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 20:09, реферат

Краткое описание

Административная ответственность является одним из важнейших институтов административного права. Административная ответственность за конкретные виды правонарушения устанавливается в различных нормативных актах. Законодатель устанавливая административную ответственность за то или иное противоправное деяние, признает тем самым, что это деяние представляет общественную вредность, а некоторые из них общественную опасность, дает ему соответствующую юридическую оценку, осуждает противоправное деяние и лицо его совершившее.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………..….…2
Понятие административной ответственности……………………………………..…3
Принципы административной ответственности……………………………….….…6
Законодательная основа административной ответственности…………….…….….8
Административное правонарушение…………………………………………..……10
Административное наказание…………………………………………………..……14
Заключение…………………………………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

административная ответственность.docx

— 39.42 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..….…2

  1. Понятие административной ответственности……………………………………..…3
  2. Принципы административной ответственности……………………………….….…6
  3. Законодательная основа административной ответственности…………….…….….8
  4. Административное правонарушение…………………………………………..……10
  5. Административное наказание…………………………………………………..……14

Заключение…………………………………………………………………………………….18

Список литературы……………………………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государство, государственные органы не могут не обращать внимание на все случаи нарушения установленной ими законности, попытки отдельных лиц подменить общеобязательные нормы права своим «правом» и удовлетворять свои потребности за счет нарушения прав и законных интересов других лиц. В этих ситуациях государство вынуждено принимать адекватные меры с тем, чтобы пресечь совершаемые правонарушения, восстановить нарушенные права и заставить правонарушителя действовать в рамках законности. Действенным способом воздействия государства на правонарушителя, призванным обеспечить его правомерное поведение, отказаться от попыток совершать противоправные деяния, выступает юридическая ответственность.

В праве под этим термином понимается главным образом применение государственного принуждения виновному лицу за совершенное им правонарушение. Таким образом, юридическая ответственность — это применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершённое правонарушение.

В юридической литературе имеются различные определения юридической ответственности, принадлежащие Ю. А. Тихомирову, Р.О. Халфиной, В. П. Казимирчуку, Б. Л., Назарову, С. Н. Братусю, Г. В. Мальцеву, другим авторам.

Различаются следующие виды юридической ответственности: конституционно-правовая (государственно-правовая), гражданско-правовая, уголовно-правовая, эколого-правовая, ответственность по налоговому праву, таможенному праву и другим отраслям российского права.

В зависимости от характера правонарушения и содержания санкций за его совершение различают следующие виды юридической ответственности:

- штрафная, карательная ответственность (предусматривает ограничение каких-либо  прав правонарушителя, возложение  на него специальных обязанностей  либо его официальное порицание);

- правовосстановительная ответственность (направлена на принудительное исполнение обязанности, восстановление прав, нарушенных правонарушителем).

Штрафная, карательная ответственность применяется за:

- преступления (виновно совершенные  общественно опасные деяния, запрещенные  уголовным законодательством под  угрозой уголовного наказания);

- административные проступки (посягающие на государственный  или общественный порядок, государственную  или общественную собственность, права и свободы граждан, на  установленный порядок управления  противоправные, виновные (умышленные  или неосторожные) действия либо  бездействие, за которые законодательством  предусмотрена административная  ответственность);

- дисциплинарные проступки (нарушения трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины, за которые  законодательством предусмотрены  дисциплинарные взыскания).

Правовосстановительная ответственность заключается в восстановлении незаконно нарушенных прав, в принудительном исполнении невыполненной обязанности.

Как самостоятельный и необходимый элемент механизма правового регулирования юридическая ответственность характеризуется тремя специфическими признаками:

представляет собой вид государственного принуждения,

единственным основанием применения ответственности выступает правонарушение;

выражается в применении негативных, отрицательных мер к лицу, совершившему правонарушение.

Одним из видов юридической ответственности является административная ответственность.

Административная ответственность является одним из важнейших институтов административного права. Административная ответственность за конкретные виды правонарушения устанавливается в различных нормативных актах. Законодатель устанавливая административную ответственность за то или иное противоправное деяние, признает тем самым, что это деяние представляет общественную вредность, а некоторые из них общественную опасность, дает ему соответствующую юридическую оценку, осуждает противоправное деяние и лицо его совершившее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие административной ответственности

Институт административной ответственности занимает особое место в системе юридической ответственности, который имеет свои признаки, свой специфический состав и вместе с тем общие черты с другими видами ответственности.

Сначала рассмотрим, какие же есть определения административной ответственности. В словаре по административному праву под административной ответственностью понимается самостоятельный вид юридической ответственности физических и юридических лиц, установленной законодательными актами в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций, охраны природных ресурсов, всех форм собственности, безопасности, охраны общественного порядка, а также порядка осуществления государственной власти.

В данном определении анализируемое понятие рассматривается как один из видов юридической ответственности, где субъектами могут выступать как физические, так и юридические лица. Кроме этого, указывается, что административная ответственность устанавливается законами и направлена на охрану различных объектов: собственности, общественного порядка, прав и свобод граждан.

1Профессор А.Б. Агапов под административной ответственностью понимает разновидность правовой ответственности, субъектами которой являются Российская Федерация и ее регионы, уполномоченные ими юридические лица — органы исполнительной и законодательной власти, суды, наделенные полномочиями в сфере административного правосудия, должностные лица указанных органов, а также физические лица.

Проф. А.П. Алехин, отмечает, что административная ответственность — это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

В вышеназванных дефинициях подчеркивается, что административная ответственность — это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

В приведенных понятиях отмечается, что административная ответственность применяется уполномоченным органом или должностным лицом.

2Свое понимание этого вопроса выдвигает проф. Д.М. Овсянко, считающий, что административная ответственность — это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного наказания к гражданам, а в соответствующих случаях — и к организациям за нарушение законности и государственной дисциплины.

В одном из учебных пособий под административной ответственностью понимается административное принуждение в виде применения уполномоченным органом (должностным лицом) административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение6. Данное определение не совсем верно, если его рассматривать применительно к ст. 2.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку в этой норме сказано, что военнослужащие и призванные на сборы граждане, несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам, а сотрудники органов внутренних дел – в соответствии с нормативными актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

Т.о. одни авторы утверждают, что административная ответственность это обязанность претерпевать неудобства, выполнять решения. Другая группа авторов, среди которых и Д.Н.Бахрах, отмечает, что это реализация санкций правовой нормы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Принципы административной ответственности

Административная ответственность как институт административного права строится на некоторых основополагающих идеях (принципах):

-законности;

-объективной истины;

-вины;

-равенства перед законом;

-неотвратимости ответственности;

-справедливости и целесообразности;

-гуманизма.

Принцип законности заключается в том, что административная ответственность может иметь место лишь за те деяния, которые определены законом. Меры административной ответственности должны назначаться в порядке и пределах, установленных законом. Возложение административной ответственности по аналогии не допускается.

Принцип объективной истины выражается в том, что решение о привлечении к административной ответственности должно приниматься на основе всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств каждого дела.

Всесторонность исследования обстоятельств дела состоит в исчерпывающем познании обстоятельств, входящих в предмет доказывания и имеющих значение по делу.

Полнота рассмотрения обстоятельств дела означает получение необходимой совокупности доказательств, достаточной для подтверждения обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Объективность рассмотрения обстоятельств дела означает беспристрастное исследование всех обстоятельств, собранных по делу.

Принцип вины заключается в том, что лицо -подлежит административной ответственности только за те общественно опасные деяния и наступившие вредные последствия, в отношении которых установлена его вина.

Принцип равенства перед законом состоит в том, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом независимо от естественных различий. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других подобных обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовой формы, формы собственности и подчиненности.

Принцип неотвратимости ответственности состоит в том, что ни одно из административных правонарушений не должно остаться незамеченным для государства, а меры административной ответственности за совершенное правонарушение должны применяться быстро и оперативно.

Принцип справедливости и целесообразности означает то, что меры административной ответственности должны соответствовать тяжести совершенного административного правонарушения. При возложении административной ответственности должны учитываться обстоятельства, отягчающие административную ответственность, и обстоятельства, смягчающие административную ответственность, уличающие и оправдывающие обстоятельства.

Принцип гуманизма состоит в том, что действия по привлечению к административной ответственности, совершаемые в отношении правонарушителя, не должны причинять физическому лицу страдания или унижать его человеческое достоинство, если правонарушитель - физическое лицо, а также наносить вред деловой репутации, если нарушитель - юридическое лицо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Законодательная основа административной

ответственности.

Законодательную основу административной ответственности образует система нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы, закрепляющие:

- составы административных  проступков;

- систему административных  взысканий;

- круг субъектов, имеющих  право налагать административные  взыскания;

- процедуру привлечения  к ответственности.

Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении (то есть в совместной деятельности и ответственности) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 
В соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.  
По предметам ведения Российской Федерации и по предметам ее совместного ведения с субъектами Федерации законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам, а в случае такого противоречия действует федеральный закон. То есть, не подлежит применению любой нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам административного и административно-процессуального законодательства, если он противоречит какому-либо федеральному закону по этим вопросам.  
В административном праве основным федеральным нормативным правовым актом сводного характера (кодификационным актом) является Кодекс РФ об административных правонарушениях. Он был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года и введен в действие 1 июля 2002 года в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Кодекс состоит из Общей и Особенной частей. 
В Общей части определены понятие административного правонарушения, субъекты административной ответственности, виды административных взысканий, общие правила и сроки наложения административных взысканий. 
В Особенной части дана классификация административных правонарушений с указанием административного взыскания за каждое. 
Кроме того, Кодекс определяет систему органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (раздел III), регламентирует производство по делам об административных правонарушениях (раздел IV) и исполнение постановлений о наложении административных взысканий (раздел V). 
 
Нормы Кодекса об административных правонарушениях распространяются не только на физических, но и на юридических лиц. 
Положения и нормы, указывающие и характеризующие виды административных правонарушений юридических лиц, круг субъектов этих правонарушений, а также определяющие меру административной ответственности для юридических лиц, содержатся также в законах субъектов Российской Федерации, изданных в пределах их компетенции.  
Здесь невозможно перечислить все нормативные правовые акты, содержащие положения об административной ответственности физических и юридических лиц, ввиду весьма значительного количества этих актов. 
Один из таких актов - Таможенный кодекс Российской Федерации, в котором административной ответственности посвящено немало статей, например, статьи главы 63, имеющей название "Административные правонарушения, посягающие на нормальную  
деятельность таможенных органов Российской Федерации, ответственность за такие правонарушения, производство по делам о них и рассмотрение этих дел". Ряд налоговых нарушений указывает Налоговый кодекс (статьи главы 18 о видах нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственности за их совершение). 
Другой  пример:  как  указано  в статье  6 Закона  Московской области  от   12.05.97  №   21/97-ОЗ "Об административной  ответственности  за  правонарушения в   области  строительства   и  градостроительства  на  территории   Московской  области" (посл. Ред.), административная  ответственность  физических  лиц  за  правонарушения в  области строительства  и градостроительства  при индивидуальном  строительстве  осуществляется  в  соответствии  с  Кодексом, Законом  РФ  "Об  архитектурной  деятельности  в   Российской  Федерации"  и  Законом  Московской  области  "Правила  застройки  городов,  поселков  городского типа,  сельских населенных  пунктов, других поселений и рекреационных комплексов Московской области".      

Информация о работе Административная отвецтвенность