Исследование рынка гостиничных услуг г. Новосибирска

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2015 в 09:17, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время наблюдается процесс усиления конкуренции и появления новых форм и методов ведения хозяйственной деятельности предприятиями сферы гостеприимства. На этом фоне новый импульс приобретает развитие предпринимательской инициативы и создание новых предприятий в сфере услуг размещения. Основным вопросом в этой связи является составление бизнес-планов, необходимых для определения перспектив развития создаваемых предприятий; обоснования целесообразности получения банковских кредитов; создания условий для организации рентабельной работы. Особенно актуален этот вопрос для предприятий малого бизнеса.

Файлы: 1 файл

диплом савченко.docx

— 1.81 Мб (Скачать)

Гостиница (среднего класса) – предприятие по вместимости больше отеля-люкс (400–2000 мест), располагающееся в центре города или городской черте. Предлагает достаточно широкий набор услуг, и уровень цен на них такой же, как в регионе расположения, или несколько выше. Рассчитано на прием бизнесменов, индивидуальных туристов, участников конгрессов, конференций.

Апарт-отель – предприятие по вместимости малых или средних размеров (до 400 мест), характерное для крупного города с непостоянным населением. Предоставляет номера квартирного типа, используемые в качестве временного жилья, чаще всего, на базе самообслуживания. Цена обычно варьируется в зависимости от сроков размещения. Обслуживает семейных туристов и бизнесменов, коммерсантов, останавливающихся на длительный срок.

Гостиница экономичного класса – предприятие малой или средней вместимости (150 мест и больше). Располагается вблизи автомагистралей. Характерно простое и быстрое обслуживание, ограниченный набор услуг, а значит, невысокий процент надбавки за обслуживание. Потребителями являются бизнесмены и индивидуальные туристы, не нуждающиеся в полном пансионе и стремящиеся к фактической оплате потребляемых ими услуг.

Отель-курорт – предприятие со значительными различиями по вместимости, предлагающее полный набор услуг гостеприимства и, кроме того, комплекс специального медицинского обслуживания и диетического питания. Располагается, как правило, в курортной местности.

Мотель – средство размещения автотуристов, приспособленное для семейного размещения и обслуживания семьи, без необходимости оплаты всего комплекса услуг, как это предлагают отели. В основном, это простые одноэтажные или двухэтажные сооружения, расположенные вне городской застройки – в пригороде у автомагистралей. Это малые или средние по вместимости предприятия (до 400 мест). Характерно среднее качество обслуживания при небольшой численности персонала. По сравнению с отелями предлагается ограниченный набор услуг по более низким ценам. Обычно в комплекс мотеля входят ресторан, бар, зал для просмотра кино, тренажерные и игровые помещения, бассейн и т.п. Клиентами являются разные категории туристов, но с акцентом на познавательном автотуризме.

Частная гостиница типа «ночлег и завтрак» (B&B) – тип гостиниц, получивший широкое распространение в США. Это гостиница малой, иногда средней вместимости, расположенная в пригороде или сельской местности. В обслуживание, как правило, входят завтрак и ранний легкий ужин в домашней обстановке. Клиенты – коммерсанты и маршрутные туристы, стремящиеся к домашнему уюту.

Пансион – предприятие с простым стандартом и ограниченным спектром услуг. Здесь предоставляются завтраки, обеды и ужины (полный пансион), которые могут получить только постоянно проживающие здесь клиенты. Пансион широко распространен в мировой практике. Проживание в пансионе обходится гораздо дешевле, чем в обычных гостиницах. Он не подпадает под категорию звездности, так как не обязан соответствовать стандартам. Традиционный пансион отличается небольшим количеством комнат и обычно рассчитан на проживание 10–20 человек (иногда количество мест доходит до 50). Чаще всего он принадлежит одной семье, которая и обслуживает постояльцев.

Бунгало – небольшое строение из легких материалов, используемое для размещения туристов. Получил широкое распространение в международных молодежных туристических центрах.

Кемпинг – лагерь для авто-, мото-, велотуристов, обычно расположенный в загородной местности, иногда недалеко от мотеля. Туристам предоставляются места для ночлега, часто в палатках или летних домиках, оборудованных кухнями для индивидуального приготовления пищи и некоторыми элементарными удобствами.

Ротель – передвижная гостиница, представляющая собой вагон с одно- или двухместными номерами (спальными отсеками), в которых расположены спальные кресла. Имеются отсек для переодевания, общая кухня, холодильник, общий туалет.

Флотелъ – крупная плавающая гостиница, большой отель на воде, специально оборудованное судно. Туристам предлагаются комфортабельные номера и ассортимент услуг для активного отдыха – бассейн, водные лыжи, снасти для рыбной ловли, оснащение для подводного плавания и подводной охоты, тренажерные залы, залы для конгрессов и конференций, библиотека, разнообразное информационное обеспечение (телефон, факс, компьютер и т.п.). В последнее время часто используется для организаций бизнес-туров, конгресс-туров, конгресс-круизов, обучающих туров.

Флайтель – чрезвычайно дорогой и немногочисленный вид гостиниц. Оборудован посадочной площадкой и системой связи с метеослужбами.

Ботель – небольшая гостиница на воде, в качестве которой используется соответствующим образом оборудованное судно.

Акватель – стационарный корабль, изъятый из эксплуатации как транспортное средство и используемый в качестве отеля.

Хостел(от англ.hostel – общежитие)– европейская система размещения, предоставляющая своим постояльцам на короткий или длительный срок жильё, представляющее собой, как правило, спальное место без дополнительных удобств в комнате.

Классификация гостиниц в Российской Федерации

В России в 2007 г. был принят нормативно-правовой документ "Система классификации гостиниц и других средств размещения". Настоящий документ устанавливает цели, организационную структуру и порядок проведения работ в Системе классификации гостиниц и других средств размещения на категорию "пять звезд", "четыре звезды", "три звезды", "две звезды", "одна звезда".

Система классификации гостиниц регулирует порядок классификации гостиниц и других средств размещения (процедуру, включающую проведение оценки соответствия гостиниц и других средств размещения требованиям, установленным в Системе, и аттестацию их на соответствующую категорию). Система является открытой для участия в ней организаций различных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги гостиниц и других средств размещения и признающих и выполняющих ее правила. Классификация гостиницы и другого средства размещения осуществляется на добровольной основе.

Оценка соответствия гостиниц и других средств размещения установленным требованиям проводится органами по классификации гостиниц и других средств размещения, а аттестация на категорию осуществляется Центральным органом Системы (ЦОС) – организацией, уполномоченной Ростуризмом.

Система разработана с учетом положений Федерального закона от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ "О техническом регулировании", Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-1 "О защите прав потребителей", распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 июля 2005 г. №1004-р.

 

 

Основными целями Системы являются:

  • обеспечение соблюдения современных стандартов обслуживания и стабильности качества предоставляемых в гостиницах и других средствах размещения услуг;
  • гармонизация критериев классификации гостиниц и других средств размещения в Российской Федерации с рекомендациями Всемирной туристской организации (ВТО) и существующей зарубежной практикой;
  • дифференциация гостиниц и других средств размещения в зависимости от ассортимента и качества предоставляемых услуг;
  • оказание помощи потребителю в компетентном выборе гостиницы и другого средства размещения;
  • обеспечение потребителя достоверной информацией о том, что категория гостиницы и другого средства размещения подтверждена результатами классификации и соответствует критериям, установленным в нормативных документах, принятых в Системе;
  • повышение конкурентоспособности гостиниц и других средств размещения;
  • содействие увеличению туристского потока и доходов от въездного и внутреннего туризма за счет укрепления доверия российских и иностранных потребителей к объективности оценки предоставляемых гостиниц и других средств размещения.

Классификация гостиниц и других средств размещения проводится в три этапа: первый этап – экспертная оценка соответствия гостиницы и другого средства размещения категории; второй этап – аттестация гостиницы и другого средства размещения; третий этап – экспертный контроль классифицированных гостиниц и других средств размещения.

Экспертная оценка гостиницы и другого средства размещения категории базируется на совокупности требований и критериев балльной оценки. Категории гостиниц и других средств размещения обозначаются символом "звезда". Гостиницы и другие средства размещения классифицируются по пяти категориям. Высшая категория средства размещения – "пять звезд", низшая – "одна звезда".

Помимо категории («звездности») гостиничные предприятия классифицируют по самым различным критериям. Наиболее часто применяются следующие[8]

Месторасположение:

  • гостиницы в центре города;
  • придорожные гостиницы, как правило, малой этажности с открытыми автостоянками;
  • гостиницы в окрестностях города и в аэропортах; плавучие отели – плавсредства, оборудованные под гостиницы, для размещения и отдыха туристов у берега моря, реки или озера.
  1. Продолжительность работы:
  • работающие круглогодично;
  • работающие в сезон (летом, зимой).
  1. Обеспечение гостей питанием:
  • обеспечивающие полный пансион;
  • предоставляющие только завтрак;
  • не предлагающие питания (как правило, ввиду отсутствия ресторана или иного предприятия питания).
  1. Продолжительность пребывания гостей:
  • для длительного пребывания;
  • для кратковременного пребывания.
  1. Уровень цен:
  • бюджетные;
  • экономические;
  • средние;
  • первоклассные;
  • апарт-отели;
  • люкс-отели или фешенебельные.
  1. Уровень комфорта (уровень комфорта гостиниц определяется техническим оснащением, составом и качеством номерного фонда, набором предоставляемых услуг). За рубежом в подходе к этой классификации используется два основных направления:
  • направление по "статическим" признакам, то есть твердо установленному процентному соотношению номеров с ванной и санузлом, определенному соотношению между вместимостью гостиниц и численностью обслуживающего персонала и т.д.;
  • направление по "динамическим" факторам, то есть жесткие соотношения в средствах размещения без должного уровня обслуживания не обеспечивают правильной картины фактического качественного стандарта гостиницы.
  1. Вместимость номерного фонда:
  • до 150 мест (не более 100 номеров) – гостиницы малой вместимости;
  • от 150 до 400 мест (до 300 номеров) – средней вместимости;
  • более 400 мест (свыше 300 номеров) – большой вместимости.
  1. Функциональное назначение:
  • малоэтажные (1-2 этажа);
  • средней этажности (3-5 этажей);
  • повышенной этажности (6-9 этажей);
  • многоэтажные (1 категории – 10-16 этажей; 2 категории – 17-25 этажей; 3 категории – 26-40 этажей);
  • высотные здания (более 40 этажей).

 

 

    1. Организационные структуры управления гостиничными предприятиями. Типовая производственная структура гостиницы

 

Предприятия размещения – это не только важнейший вид экономической деятельности в индустрии гостеприимства, но и сложная организационная структура, характеризуемая распределением целей и задач управления между целыми подразделениями и отдельными работниками.

В структуре управления гостиницей выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи – горизонтальные и вертикальные.

В управленческой практике индустрии гостеприимства наиболее распространены три типа организационных структур: линейная, функциональная и линейно-функциональная.[8]

Линейная организационная структура управления

Линейные связи в гостинице отражают движение управленческих решений и информации, исходящих от так называемого линейного менеджера, то есть лица, полностью отвечающего за деятельность гостиницы (как правило, небольшой) или ее структурных подразделений (в крупной гостинице). Это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий все функции управления (рис. 2.1).

 

Рисунок 2.1 – Линейная структура управления  гостиницей

 

Преимущества линейной структуры управления:

  1. единство и четкость распоряжений;
  2. согласованность действий исполнителей;
  3. простота управления (один канал связи);
  4. четко выраженная ответственность;
  5. оперативность в принятии решений;
  6. личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

Информация о работе Исследование рынка гостиничных услуг г. Новосибирска