Анализ реализации функций управления качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследование системы управления качеством на промышленном предприятии с целью совершенствования управленческой деятельности на исследуемом предприятии.

Файлы: 1 файл

НОВАЯ КУРСОВАЯ.Я.docx

— 77.39 Кб (Скачать)

б) труда - причины образования брака;

в) продукции – производственные, потребительские экономические (производственные и потребительские);

г) проекта  – число исправлений при реализации;

д) технологии – число нарушений.

     Политика  в области качества может быть сформулирована в виде направления  деятельности или долгосрочной цели. Она предусматривает:

1. Улучшение  экономического положения предприятия  расширение или завоевание новых  рынков сбыта продукции;

2. Достижение  технического уровня продукции  превышающего уровень ведущих  предприятий;

3. Ориентацию  на удовлетворение требований  потребителей определенных отраслей  или определенных регионов;

4. Освоение  изделий, функциональные возможности  которых реализуются на новых  принципах;

5. Улучшение  важнейших показателей качества  продукции;

6.Снижение  уровня дефектности изготавливаемой  продукции;

7. Увеличение  сроков гарантии на продукцию;

8.Развитие  сервиса;

9. Включение  поставщиков комплектующих изделий  и материалов в систему качества  продукции;

     В соответствии с международным стандартом ИСО 9004 жизненный цикл продукции  включает 11 этапов протекающих в виде «петли качества», которые показаны на рисунке 1.2:

Маркетинг, поиск и изучение рынка.

Проектирование  и разработка технических требований, разработка продукции.

Материально- техническое снабжение.

Подготовка  и разработка производственных процессов.

Производство  продукции.

Контроль, проведение испытаний и обследований.

Упаковка  и хранение, транспортировка продукции .

Реализация  и распределение продукции.

Монтаж  и эксплуатация.

Техническая помощь и обслуживание.

Утилизация после испытаний.

      Рис 1.2 Петля качества.

     На  рисунке система управления качеством  представлена в концентрированном  виде. Здесь, прежде всего, выделена политика предприятия в области качества, собственно система качества, включающая обеспечение, управление и улучшение качества. С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции.

     Таким образом, обеспечение качества продукции  – это совокупность планируемых  и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия  для выполнения каждого этапа  «петли качества», от определения потребностей до оценки их удовлетворения. 
 

    1. Разработка  и внедрение системы  качества в организациях
 

     Организация работ по управлению качеством продукции  на предприятиях предполагает создание систем качества и принятия, необходимых  мер по обеспечению их эффектного функционирования.

     Под созданием систем качества будем  понимать их разработку и внедрение  в деятельности предприятия.

     Как отмечено в стандарте ИСО 9000-1, создание систем качества может быть инициировано руководителем предприятия и  заказчиком. Этот стандарт даст руководителю указания по выбору и применению других стандартов серии 9000 и содержит принципы и подходы к организации работ  по качеству. В дальнейшем необходимо использовать одну из моделей системы  качества (по ИСО 9001, 9002 и 9003) и соответственно часть стандарта ИСО 9004. При создании систем качества в области услуг  необходимо использовать рекомендации стандарта ИСО 9004-2.

     Система качества представляет собой совокупность структур, выполняющих функции управления и обеспечения качества установленными методами. Поэтому разработка системы  качества заключается в том, чтобы  сначала определить, какие структуры  следует включать в систему качества и какие функции они должны выполнять, чтобы обеспечить требуемое  качество продукции, а затем разработать всё необходимые нормативные документы. Внедрение системы качества предполагает проведение внутренних проверок системы и, при необходимости, её доработку для того, чтобы всё подразделения могли чётко выполнять свои функции.

     Оценка  системы качества после её создания осуществляется путём сертификации, проводимой независимым органом  с целью подтверждения соответствия системы стандартам ИСО 9000.

     Создание  систем качества целесообразно проводить  в следующей последовательности:

  • информационное совещание;
  • принятие решения о создании системы качества;
  • разработка плана – графика создания системы качества;
  • определение функций и задач системы качества;
  • определение состава структурных подразделений системы качества;
  • разработка структурной схемы;
  • разработка функциональной системы управления качеством;
  • определение состава и состояния документации;
  • разработка нормативных документов и «Руководство по качеству»;
  • доработка существующих систем качества;
  • внедрение системы качества.

     Этапы создания систем качества

     Информационное  совещание. Проведение такого совещания необходимо для того, чтобы довести до руководства и управленческого персонала информацию, содержащую сведения о роли и значении управления качеством для обеспечения успешной деятельности предприятия;

     Принятие  решения о создании системы качества. Такое решение может быть оформлено в виде приказа, в соответствии с которым:

  • назначается представитель руководства – руководитель службы качества, ответственный за создание и функционирование системы качества;
  • формируется служба качества, как правило, в составе ОТК, отдела управления качеством, метрологической службы и отдела стандартизации, а в ряде случаев – с участием центральной заводской лаборатории и испытательных подразделений;
  • устанавливаются основные этапы, исполнители, сроки разработки и внедрения системы качества и, при необходимости, сроки ее сертификации.

     Разработка  плана - графика создания системы  качества. Для разработки плана - графика может быть использован типовой план. В плане должно быть предусмотрено выполнение ряда работ, таких как, например:

  • разработка политики в области качества;
  • определение функций и задач системы качества;
  • определения состава структурных подразделений, которые должны выполнять функции в системе качества;

     Определение функций и задач системы качества. На этой стадии сначала необходимо провести тщательный анализ процесса создания продукции и представить его в виде подробного перечня этапов работ. Основу перечня составляют стадии жизненного цикла продукции, характерные для данного предприятия. Полный цикл охватывает проектирование, снабжение (закупки), подготовку производства, изготовление и испытания продукции и сервисное обслуживание при эксплуатации.

     Определение состава структурных подразделений  системы качества. После определения функций системы качества, необходимых для управления качеством на всех этапах создания продукции, нужно определить структурные подразделения, которые будут выполнять эти функции. Для этого необходимо проанализировать функции, выполняемые существующими подразделениями, и сравнить их с перечнем функций, включаемых в создаваемую систему качества с учетом рекомендаций ИСО 9000. В результате устанавливаются подразделения – исполнители каждой функции и каждому подразделению его новые функции официально включаются в функциональные обязанности.

     Разработка  структурной схемы системы качества.

     Структурная схема системы качества строится на основе структурной схемы предприятия  и дает возможность показать «устройство» системы – состав и взаимосвязь  всех структурных подразделений, выполняющих  функции в системе качества. Отдельным  блоком можно показать управляющее  ядро системы качества – службу качества, в которую, как было отмечено, включаются отдел технического контроля, метрологическая служба, служба стандартизации, а также отдел управления качеством, выполняющий функции организации, координации и методического  руководства работой по качеству.

     Разработка  функциональной схемы управления качеством.

     В отличие от структурной схемы, показывающей устройство системы качества, построение функциональной схемы позволяет  наглядно представить процесс управления качеством, а также выявить и  устранить возможные пробелы  при организации работ по качеству, когда для выполнения некоторых  функций может не оказаться нужных исполнителей. Поэтому разработка функциональной схемы поможет обеспечить четкую организацию работ по управлению качеством.

     Определение состава и состояния документации системы качества. Определив, кто и что должен делать в системе качества, нужно сказать, как, какими методами это должно делаться, по какой документации. Для выполнения большинства функций требуется, как правило, несколько документов. Наибольшее количество документов требуется обычно для проведения операционного контроля в производственном процессе.

     Разработка  нормативных документов системы качества и руководства по качеству. Для разработки и корректировки нормативных документов отдел управления качеством должен составить, утвердить у руководства и отследить соответствующий план-график с указанием исполнителей и сроков работ. Также необходимо составить Руководство по качеству с описанием самой системы качества.

     Доработка и внедрение системы качества. Доработка системы качества проводится на основании плановых внутренних проверок, в ходе которых обычно проверяется:

  • достаточно ли предусмотрено в системе элементов для эффективного управления качеством продукции;
  • определены ли исполнители всех функций системы качества;
  • все ли этапы производства охвачены воздействием системы качества;
  • имеются ли все необходимые методы работ и оформлены ли они документально;
  • выполняются ли элементы и функции системы качества на рабочих местах.

     Международный стандарт ИСО 8402 «Управление качеством  и обеспечение качества - Словарь» подчеркивает, что все понятия  о качестве имеют экономическое  значение. Это значит, что управление качеством имеет целью достижение экономического эффекта, при административном управлении качеством упор должен делаться на экономические факторы.

     Рыночные  отношения требуют внедрения  в практику международных правил ведения учета, анализа хозяйственной  деятельности. В принципе эту информацию можно разделить на внешнюю (финансовую) и внутреннюю (управленческую). В международных стандартах на системы качества отмечается, что затраты, связанные с качеством, калькулируются внутри организации согласно ее собственным критериям. При этом к затратам, связанным с качеством, относятся затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в том числе при его совершенствовании, а также затраты, вызванные потерями из-за неудовлетворительного качества; некоторые потери можно с трудом определить количественно, но они могут быть очень существенными.

     На  этапе подготовки и разработки производственных процессов должен быть обеспечен  принцип комплексности, предусматривающий  готовность предприятия к моменту  производства, предприятие должно располагать  необходимыми технологическими процессами на всех стадиях производства ;различными видами технологического оборудования ,транспортных средств, тары и упаковочных материалов; различными видами технологической оснастки и инструмента; договорами на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий, вспомогательных материалов; средствами тепло снабжения, электроснабжения, водоснабжения и др.; работниками (ИТР, рабочими, контролерами, наладчиками оборудования и др.) основного, вспомогательного и обслуживающего производств; технически обоснованными нормами времени на производство работ; системами идентификации продукции и факторами производственного процесса на всех этапах производства.

Информация о работе Анализ реализации функций управления качеством