Анализ реализации функций управления качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследование системы управления качеством на промышленном предприятии с целью совершенствования управленческой деятельности на исследуемом предприятии.

Файлы: 1 файл

НОВАЯ КУРСОВАЯ.Я.docx

— 77.39 Кб (Скачать)

     Введение 

     В последнее время мы всё чаще встречаемся  с такими понятиями как качество, конкурентоспособность и безопасность продукции, говорим о сертификации продукции, требуем соблюдения законов  и защите прав потребителей. Всё  это свидетельствовало об изменении  нашего отношения к качеству товаров  и услуг.

     В рыночных условиях никакие инвестиции не спасут предприятие, если оно не сможет обеспечить конкурентоспособность  своей продукции или услуг, и  поэтому именно качеству отдают предпочтение покупатели и заказчики. Для обеспечения  качества необходимо четкое управление качеством. Отсюда такой интерес  предприятий к управлению качеством, осознавших истину: нельзя рассчитывать на стабильное обеспечение качества продукции без внедрения системы  в работе по качеству (система качества), отвечающей современному уровню организации  работ. При внедрении тотального управления качеством главным в  работе предприятия является безусловное  выполнение требований к качеству продукции. Основой обеспечения устойчивой и эффективной работы предприятия  в условиях рынка служит конкурентоспособность, а значит, стабильность требуемого качества выпускаемой продукции. Качество продукции – это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность  удовлетворять определенные потребности  в соответствии с ее назначением. Улучшение качества выпускаемой  продукции – важнейшая задача каждого объединения, предприятия, цеха и участка. Изделия наших  объединений (предприятий) должны удовлетворять  требованиям мировых образцов. Качество продукции не просто частная проблема, для отдельных производителей, это проблема общенациональная. И наиболее наглядно это можно видеть на примере послевоенного экономического развития Японии, которая стала признанным лидером в области качества.

     Конкуренция — это тонкий механизм, реагирующий  на любые изменения рыночной ситуации, стимулирующий адаптацию организаций  к новым рыночным условиям. ориентация на самые высокие показатели в производстве продукции и оказании услуг должна стать стратегическим направлением деятельности всех субъектов российской экономики.

     Сегодня в стране уже существует общая  заинтересованность руководителей  страны и регионов, производителей и поставщиков продукции, населения  в повышении качества продукции  и услуг, а также качества жизни. все больше российских предприятий стремятся получить сертификат на систему качества, поскольку без этого невозможен долгосрочный успех в бизнесе. Понятие «качество» распространяется на все виды деятельности: управление процессами на основе взаимовыгодного партнерства с постоянными потребителями; освоение новых рынков сбыта путем поставки конкурентоспособной продукции.

     Всё это требует умения гибко и  оперативно управлять качеством. Кроме  обеспечения конкурентоспособности, выпуск добротной продукции диктуется  необходимостью обеспечения её безопасности и экологической чистоты, что  контролируется государственными органами на основе законов. И для того чтобы  успешно работать в условиях рынка  предприятие должно организовать у  себя современное управление качеством  и знать, как практически его  организовать на предприятии. Поскольку  качество формируется в процессе создания продукции, первостепенное значение для управления качеством имеет  значение технологических работ  и организации производства. Управление качеством связано так же со стандартизацией, так как его основной нормативной  базой является стандарты, в которых  изложены требования к качеству, регламентирован  порядок проверки и оценки качества. Одной из основных функций управления качеством является контроль качества, который осуществляется соответственными измерениями. Отсюда – необходимость  значений метрологического обеспечения. Управление качеством обязательно  требует знания действующего законодательства в области качества. Основу конкурентоспособности  продукции составляет и качество, стабильность которого достигается  путем внедрения на предприятии  систем качества.

     Цель  работы: исследование системы управления качеством на промышленном предприятии  с целью совершенствования управленческой деятельности на исследуемом предприятии.

     В ходе работы были поставлены следующие  задачи:

  • изучение сущности управления качества и ее основных качеств;
  • определение понятия системы управления качеством предприятия;
  • исследование системы управления качеством в ОАО «ОЗМК» по следующим направлениям:
  • анализ элементов и форм реализации управления качеством;
  • исследование внешней и внутренней среды, влияющей на качество;
  • предложения по совершенствованию процесса.

     Методы  исследования, которые применялись в данной курсовой работе: логический метод, прогнозирование, анализ и синтез.

     Предметом исследования данной курсовой работы является анализ предприятия и основные аспекты реализации и принятия решений в организации.

     Объектом исследования является предприятие ОАО «ОЗМК».

     Данная  курсовая работа написана на основе разработок и научных работ отечественных  и зарубежных аналитиков и практиков, а так же на основе учебников, пособий, монографий, методических рекомендаций, изданий периодической печати.

     Курсовая работа состоит из 3-х частей. 1 глава носит теоретический характер и определяет сущность, значение управления качеством.

     Вторая  глава практического характера, носит аналитический характер. В  ней делается непосредственный упор на анализ предприятия, дается маркетинговая  характеристика исследуемого объекта.

     Третья  глава носит рекомендательный характер. 

     Глава 1 Качество и значение управления им в условиях рыночной экономики 

    1. Понятие, сущность и системный  подход в управлении качеством
 

     Определение качества, данное ещё Гегелем, гласит: «Качество есть вообще тождественная  с бытием непосредственная определённость; Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть и, теряя свое качество, оно перестаёт быть тем, что оно есть…» Иначе говоря –  это объективно существующая совокупность свойств и характеристик изделий, которая определяет изделие, как  таковое и отличает его от другого. Качество – это совокупность свойств и характеристик продукции, уровень или вариант которых формируется поставщиками при её создании с целью удовлетворения обусловленного или предполагаемых потребностей.

     Управление  качеством – это методы и виды деятельности оперативного характера, включающие в себя контроль качества, сбор и распределение информации о качестве, разработку мероприятий, принятие оперативных решений и  их реализацию на всех этапах производства.

     Управление  качеством включает в себя три  элемента:

    • субъект управления
    • объект управления
    • механизм воздействия

     Управление  качеством осуществляется путём  реализации управляющих функций. Это – планирование, мотивация, организация, контроль, информация, разработка мероприятий, принятие решений и внедрение мероприятий. Все они взаимосвязаны между собой и их последовательная реализация представляет собой процесс управления качеством. Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.

     Управление  качеством рассматривается как  корректирующее воздействие на процесс  формирования качества в производстве и проявление его в потреблении.

     Управление  качеством – органическая часть  общего управления производством и  одна из его ветвей дерева целей.

     Из  этого определения следует, что  уровень качества продукции должен устанавливаться, обеспечиваться и  поддерживаться. Это означает, что  управление качеством направлено на регулирование всех этапов жизненного цикла и предусматривает:

  • техническую подготовку производства;
  • входной контроль;
  • процесс изготовления продукции;
  • учет и финансовую деятельность;
  • контроль качества работы и продукции;
  • послепродажное обслуживание в эксплуатации.
  • Основными задачами управления качеством являются:
  • изучение рынка сбыта;
  • изучение национальных и международных требований к выпускаемой продукции;
  • разработка методов и средств воздействия на процессы исследования, проектирования и производства;
  • сбор, анализ, хранение информации о качестве продукции.
  • Процесс управления качеством состоит из следующих операций:
  • разработка программы управления, планирования и повышения качества продукции;
  • сбор и анализ информации о любом объекте, влияющем на качество;
  • выработка управленческих решений по управлению качеством и подготовка воздействий на объект;
  • выдача управленческих решений;
  • анализ информации об изменениях качества объекта, которые вызваны управленческими воздействиями.

     Система качества – это широкая организационная  структура, которая выполняет не только функции управления, качеством, но исключает элементы из других сфер деятельности, влияющих на качество продаж. Это совокупность структур, относящихся  к различным сферам деятельности предприятия и оказывающих большое  влияние на качество при выполнении своих функций установленными методами с использованием необходимых ресурсов предприятия. Центральной частью системы  качество являются служба качества, в  состав, которой, как правило, включается: отдел технического контроля, отдел  управления качеством, метрологическая  службы, отдел стандартизации, и  центральная лаборатория. Служба качества организует работу на предприятии, контролирует качество продукции, обеспечивает производство средствами измерений, проводит внутренние проверки системы качества, координируют, контролирует и осуществляет методическое руководство работой других структур. Цеха изготовители, конструкторские и технические отделы, отдел снабжения, отдел труда, отдел подготовки кадров, склады и другие подразделения формируют качество и выполняют другие функции, которые оказывают существенное влияние на качество. Эти подразделения в совокупности со службой качества и составляют ту широкую организационную структуру, которую принято называть системой качества. Это система призвана уже не только управлять качеством, но и обеспечивать качество продукции. Ибо, кроме выполнения управляющих функций, она должна создавать необходимую материальную базу и решать проблему заинтересованности и квалификации персонала, т.е. формировать все факторы, необходимые для обеспечения качества. Эта система и, в особенности, и ядро службы качества как раз и является тем самым субъектом управления качеством, который воздействует на производный процесс с целью обеспечения качества продукции на предприятии.

     Используя сложившуюся в отечественной  теории и практике управления терминологию, среди таких систем можно выделить какую-нибудь, к примеру, подсистему, например подсистему общего линейного  менеджмента, целевые, комплексные, функциональные и обеспечивающие подсистемы.

     Система управления качеством продукции, созданная  в соответствии со стандартами ИСО 9000, должна удовлетворять требованиям  к системе контроля и испытаний  продукции, сертификации надежности; системе организации производства; системе управления качеством от проектирования до эксплуатации.

     Система управления качеством, как правило, включает:

  1. Задачи руководства (политика в области качества, организация работы по достижению установленного уровня качества);
  2. Систему документации (нормативной, плановой, правил и характеристик)
  3. Документацию требований и их выполнимость;
  4. Качество во время разработки изделия (планирование, инструкции, квалификация, контроль);
  5. Качество во время закупок (документацию, контроль);
  6. Обозначение изделий и возможность их контроля;
  7. Качество во время производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль);
  8. Проверку качества (входные проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документацию испытаний);
  9. Контроль над испытательными средствами;
  10. Корректирующие мероприятия;

11.Качество  при хранения, перемещении , упаковке , отправке ;

12.Документирование  качества;

13.Внутризаводской контроль над системой поддержания качества;

14.Обучение  персонала;

15.Применение  статистических методов контроля  качества;

16.Анализ  качества и систем принимаемых  мер.

     Контролируемые  показатели качества устанавливаются  в зависимости от специфики продукции. В качестве примера можно привести следующие системы показателей качества:

а) машин (технические показатели – мощность, точность, удельный расход ресурсов, надежность и др.- экономические капиталовложения, себестоимость, цена, рентабельность и  др.);

Информация о работе Анализ реализации функций управления качеством