Войти    Поиск   Связаться с нами

Среда международного маркетинга

Дата: 06 Апреля 2013 в 22:08
Автор: i*********@mail.ru
Тип: реферат
Скачать в ZIP (76.84 Кб)
Файлы: 1 файл
реферат.docx (80.00 Кб)   —   ОткрытьСкачать

 

 

1. 3. Правовая среда международного маркетинга

 

Правовая среда международного маркетинга определяется наличием правовых норм, регламентирующих внешнеэкономическую  деятельность. В связи с развитием мирового рынка и усилением интеграции отдельных государств также унифицируются и нормы международного права.

Таким образом, фирма, осуществляющая предпринимательскую деятельность на внешних рынках, должна учитывать правовую среду своего государства, стран, на рынках которых она присутствует, а также считаться с нормами международной правовой среды.

 Исходя из этого, выделяют  три уровня права [2, с. 64]:

- национальное право;

- наднациональное право;

- международное право.

При изучении правовой среды зарубежного рынка фирме следует разобраться, какой вид права принят в странах, в которых она собирается осуществлять предпринимательскую деятельность.

Так, в странах публичного права, которое базируется на традициях, нравах, обычаях, ведущую роль играет судебное разбирательство. Это оказывает влияние, например, на форму и содержание контракта купли-продажи – в нем должны быть оговорены все ситуации. Примерами таких стран являются Великобритания и США.

Система гражданского права предполагает наличие определенного свода законов, а рассмотрение событий основано на сопоставлении факта с законодательными актами (Гражданским кодексом). В данном случае форма контракта более сжата и менее конкретизирована, поскольку многие вопросы, содержащиеся в них, включены в Гражданский кодекс (на что часто имеется ссылка в текстах договоров). Данная система характерна более чем 70 странам мира, в том числе России, Беларуси, Германии, Франции, Японии.

Хотя в США действует публичное право, коммерческая практика регулируется Единым коммерческим кодексом (Uniform Commercial Code), принципы которого близки к гражданскому праву [1, с. 79].

Наиболее сложными для маркетологов являются системы теократического права (27 стран),  которые основаны на религиозных заповедях (мусульманское право, базирующееся на исламе). В таких странах мусульманское право регулирует по существу все стороны жизни, в том числе и хозяйственную деятельность.

Каждая страна формирует свою законодательную базу так, чтобы создавать более благоприятные условия для осуществления бизнеса своими фирмами и дискриминировать иностранные предприятия. Основными инструментами такой дискриминации являются тарифные и нетарифные барьеры. При этом тарифные барьеры влияют на цены, а нетарифные - либо на цены, либо непосредственно на потоки товаров.

К тарифным барьерам относятся пошлины и таможенные платежи (пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы, сборы за таможенное оформление, таможенное сопровождение, сборы за хранение на таможенных складах или складах временного хранения, сборы за выдачу лицензий и за консультирование).

Например, вывозные пошлины устанавливаются на экспортируемые товары при пересечении ими государственной границы. Их основное назначение - сократить вывоз товаров из страны ввиду их недостаточности для удовлетворения внутренних потребностей. Такие пошлины могут быть использованы и в фискальных целях для обеспечения необходимых доходов государству. Ввозные пошлины устанавливаются на импортируемые в страну товары, а транзитные пошлины предусмотрены для товаров, перевозимых через данное государство транзитом.

Таможенные  платежи увеличивают цену товара, что может стимулировать производство (или увеличение предложения) товара внутри страны и/или ограничивать ввоз товара в страну. Чрезмерный размер этих платежей может привести к уменьшению импорта или увеличению внутреннего производства.

В последние годы во многих странах  происходит постепенное снижение значимости тарифных барьеров и одновременно возрастает роль нетарифных барьеров. В отдельных  случаях они оказывают более негативное влияние на внешнеэкономическую деятельность, чем тарифные. Установлено, что в результате применения нетарифных барьеров происходит повышение цены в 4 раза большее, чем при тарифном обложении [1, с. 62].

Количество нетарифных барьеров существенно  увеличивается в периоды спада  экономики. Кроме того, они могут быть установлены в скрытой форме. К нетарифным барьерам относятся: квоты, эмбарго, добровольное ограничение экспорта, лицензирование, государственная монополия внешней торговли, стандарты, административное ограничение услуг, взаимные требования и пр.

Квотирование предполагает установление ограничений на объем экспорта или  импорта товара в количественном выражении в течение определенного периода.

Основными причинами установления экспортных квот являются [3, с. 83]:

• обеспечение потребности в товаре на внутреннем рынке по приемлемым для покупателей ценам;

• сохранение ограниченных природных ресурсов;

• уменьшение поставок товара на зарубежные рынки с целью повышения цен на него, как это делают страны — экспортеры нефти, входящие в ОПЕК.

Причиной установления импортных квот является стремление ограничить объем ввозимых в страну определенных товаров с целью защиты интересов местных товаропроизводителей.

Эмбарго предполагает полный запрет на импорт или экспорт определенного  товара или всех товаров относительно конкретной страны. Как правило, эмбарго применяется для достижения определенных политических целей. Эмбарго может быть установлено отдельной страной или объявлено наднациональными организациями, например, ООН. В качестве примера полного запрета на торговлю с другой страной можно привести объявленное США эмбарго на торговлю с Кубой.

Добровольное ограничение экспорта вводится отдельной страной в отношении экспорта своих товаров по просьбе другой страны. В случае невыполнения такой просьбы страна-проситель может принять более строгие меры относительно импорта товаров, вплоть до введения эмбарго. Поэтому в подобной ситуации на уровне стран принимаются ограничения, устраивающие обе стороны. Классическим примером установления добровольного ограничения экспорта является принятие соответствующих решений правительством Японии и производителями автомобилей на ограничение их поставок в США.

Лицензирование также является одним из способов ограничения экспортных и импортных операций. Оно представляет собой письменное разрешение государственных органов страны на импорт или экспорт товара в течение определенного срока.

Государственная монополия внешней  торговли предполагает полный контроль за импортными и экспортными операциями, для чего создаются специальные государственные структуры, которые данный контроль осуществляют.

Таким образом, рассмотренные нами тарифные и нетарифные барьеры направлены на защиту интересов местных производителей, хотя в то же время ущемляют интересы потребителей.

Наднациональное право включает в себя соглашения, заключенные отдельными государствами, как правило, в определенном регионе (например, в ЕС). В основе таких соглашений находятся следующие правовые режимы [2, с. 72]:

- режим наибольшего благоприятствования;

- национальный режим;

- режим взаимности;

- режим реторсии.

Режим наибольшего благоприятствования предполагает создание равных условий для всех государств, их физических и юридических лиц в определенной сфере деятельности, оговоренной в подписанном между отдельными государствами соглашении.

В соответствии с национальным режимом  предусматривается наличие единых правовых норм для регулирования деятельности физических и юридических лиц независимо от того, принадлежат они данному государству или иному иностранному государству, между которыми заключен соответствующий договор. Такой режим чаще всего используется в договорах о правовой помощи, социальном обеспечении, сохранении авторского права, права на изобретения и товарные знаки.

Режим взаимности предполагает, что  каждая из сторон, заключивших договор, предоставляет на ее территории равные права как иностранным, так и местным юридическим и физическим лицам.

Режим реторсии разрешает в случае применения одним из государств дискриминационных мер в отношении физических и юридических лиц другого государства принять аналогичные меры в отношении соответствующих лиц первого.

Международное право регулирует внешнеэкономическую деятельность физических и юридических лиц, а также отдельных государств на мировых рынках. Разработкой и унификацией норм международного права занимаются международные организации, к которым относятся [3, с. 94]:

- Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ);

- Всемирная торговая организация (ВТО);

- Международный институт по  унификации частного права в Риме (УНИДРУА);

- Международная торговая палата (МТП);

- Гаагская конференция по международному частному праву;

- Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и др.

Унификация норм международного права позволяет проводить единую политику в отношении предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. К нормам международного права относятся [3, с. 86]:

- торговое право;

- хозяйственное право;

- трудовое право;

- налоговое законодательство;

- право интеллектуальной собственности;

- право международной маркетинговой деятельности.

Таким образом, планируя выход на внешние рынки, фирма должна изучать правовую систему каждой из стран. Такого рода информацию можно получить от консалтинговых и юридических фирм, находящихся в этих странах. Кроме того, соответствующие данные можно получить от международных юридических фирм, имеющих свои представительства по всему миру.

Планируя  свою международную маркетинговую  деятельность, следует также хорошо изучить международное право. Международные договоры помогают решать многие проблемы, возникающие в процессе ведения бизнеса, смягчать разногласия между странами и отдельными организациями этих стран. Чаще всего международные соглашения затрагивают вопросы передвижения товаров, судоходства и перевозки грузов, приобретения собственности и др. Изучая правовую среду потенциального целевого рынка, необходимо также выявлять нормы национального законодательства, соответствующие международному праву. Кроме того, нужно уметь прогнозировать развитие правовой среды.

Одним из основополагающих нормативных правовых актов в области правового регулирования экспортных сделок в Республике Беларусь является принятый Национальным собранием 25 ноября 2004г. Закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Данный акт ориентирован на создание правовой основы государственного регулирования внешнеторговых связей в соответствии с требованиями ВТО, а также обязательствами Республики Беларусь в рамках Союзного государства. Вместе с тем необходимо признать, что процесс перехода на правила и принципы ВТО идет медленно, многие проблемы в области правового регулирования экспорта Беларуси остаются неразрешенными.

Внесенные изменения  и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 №178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» существенно упростили условия осуществления внешней торговли за счет упрощения или отмены отдельных процедур регистрации, декларирования и выведения из-под сферы государственного регулирования ряда внешнеторговых операций.

В соответствии с Положением о Министерстве торговли Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 961, одной из основных задач, возложенных на Министерство, является координация создания товаропроводящей сети (далее – ТПС) за рубежом, внешнеторговой деятельности, нетарифного регулирования, а также выставочной и ярмарочной деятельности в Республике Беларусь и за рубежом. С целью выполнения указанных задач в Министерстве торговли созданы управление координации внешнеторговой деятельности и управление нетарифного регулирования.

Лицензии  выдаются в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 № 1739 «О некоторых вопросах лицензирования в сфере внешней  торговли», а также Соглашением  о правилах лицензирования в сфере  внешней торговли от 09.06.2009г. уполномоченными  на то государственными органами. После  получения лицензии ее необходимо поставить  на контроль в таможенных органах  до начала таможенного оформления лицензируемых  товаров. Это делается с целью  учета количества (объемов) экспорта или импорта указанных в ней  товаров или контроля квот.

В Республике Беларусь действует единый режим  экспортно-импортных операций с  лекарственными средствами на основе соответствующих разрешений, выдаваемых Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Разрешение оформляется на каждый вид товара независимо от его количества по представленному контракту (исключение - несколько видов товаров, входящих в единую товарную позицию ТН ВЭД Республики Беларусь).

Экспорт и  импорт наркотических средств, психотропных веществ и ядов регламентируются в соответствии с требованиями действующих конвенций ООН. На перемещение через границу оружия невоенного назначения и боеприпасов к нему разрешения выдает Министерство внутренних дел Республики Беларусь. Химические средства защиты растений подлежат пропуску через таможенную границу только при представлении в таможенный орган соответствующего разрешения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Внешнеторговый оборот культурных ценностей осуществляется по разрешению Министерства культуры Республики Беларусь.

Краткое описание
Среда международного маркетинга должна изучаться и учитываться независимо от того, где находится фирма, осуществляющая внешнеэкономическую деятельность. При этом необходимо систематизировать и анализировать самый широкий круг факторов, оказывающих на нее влияние. Такой подход позволяет фирме полнее использовать ее возможности на выбранных рынках и избежать негативных последствий для предпринимательской деятельности. Иными словами, фирма может исключить возможные риски на внешних рынках.
Оглавление
Введение…….………………………………….………………….…...…….………………...…....3
I. Среда международного маркетинга и факторы, оказывающие на нее влияние……………...4
1.1. Экономическая среда международного маркетинга….….….……………………...………..5
1.2. Политическая среда международного маркетинга………..…..…………………….……....8
1.3. Правовая среда международного маркетинга ………………………..............................….10
1.4. Социально-культурные факторы………………………………………………………….....16
Заключение ……………………………………….………….…………………………………….21
Список использованных источников…………………...........……………...........................…...23