Инновации в детских библиотеках

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

В начале 1990-х годов, когда библиотеки столкнулись с необходимостью отстаивать своё право на существование, они начали позиционировать себя как центры информации. Изменения в социально-экономической жизни потребовали новых подходов к развитию библиотечного дела. Сегодня библиотечный мир переживает инновационный бум. Библиотеки активно перестраивают не только свою структуру, но и содержание работы. Сегодня стали актуальны нововведения, или, как теперь принято говорить, инновации. По частоте употребления это слово не знает себе равных.

Файлы: 1 файл

текст работы 2 курс.docx

— 94.50 Кб (Скачать)

На сегодняшний день многие молодые родители считают, что в  библиотеках много морально устаревших книг. Из-за этого у них складывается мнение, что посещение библиотеки - бессмысленная трата времени. Кардинально  изменить отношение к библиотеке непросто, но возможно путём решения  ряда задач:

* предоставить молодым  родителям максимум информации  о ресурсах библиотек муниципального  образования через детские сады, школы и СМИ;

*организовывать массовые мероприятия при поддержке образовательных учреждений, приглашая детей вместе с взрослыми;

* показать пользователям,  что библиотека не отстала  от времени и может удовлетворить  их потребности в информации;

* создать программу мероприятий  для разностороннего творческого  развития ребёнка;

* сформировать условия,  чтобы и ребёнку, и родителям  было интересно посещать библиотеку.

Для большинства библиотек  эти задачи являются приоритетными [14, с. 40].

В работе с родителями имеет огромный опыт детская библиотека-филиал №2. г. Могилева. Здесь с целью подготовки молодых людей к семейной жизни и оказания помощи молодым семьям в библиотеке был организован университет «Молодая семья - путь к гармонии». Была подготовлена памятка родителям «Летний отдых детей в библиотеке». Составлялись списки литературы: «Погода в доме» (рекомендательный список литературы в помощь семейным отношениям), «Будущее ребенка в ваших руках». В библиотеке создано пресс-досье «У дапамогу бацькам» [31, с. 39].

Отделом литературы для детей и юношества Брестской областной библиотеки им. М. Горького проводятся мероприятия для родителей своих читателей в рамках программы «Дети - родители - библиотека: шаги навстречу». Мероприятия в рамках этой программы были направлены на информационную поддержку организаторов детско-юношеского чтения (в основном, родителей). Первое направление - встречи родителей с конкретными специалистами по вопросам развития и образования своих детей. Второе направление - это «родительские собрания» в библиотеке, на которых родителей знакомили с новыми, а иногда и с забытыми авторами детских книг, с самыми интересными издательствами, с сериями книг. Ну и третье направление - это семейные праздники в библиотеке, исполнение песен (живая музыка или караоке), просмотр любимых мультфильмов, сладкий стол [9, с. 2-3].

В развитых странах понимают, что детские библиотеки и библиотеки для юношества нужны для создания условий, отвечающих потребностям этих групп населения, и во многом отличаются от работы взрослых библиотек. Дети и  юношество имеют право на собственный  выбор учреждений, которые нужны им для развития и социализации. Одной из главных тенденций последнего десятилетия в разных странах мира стало усиление библиотечной работы с детьми.

Это проявляется в следующем:

* в некоторых странах  были приняты новые законы  и планы по развитию библиотечного  обслуживания детей (Дания, Норвегия, Япония, Корея).

* появились национальные  центры детского чтения и литературы  для детей как "паранациональные" детские библиотеки (отделения национальных библиотек), главной задачей которых является сбор, сохранение и изучение литературы для детей, а также распространение знаний о ней (Франция, Япония, Южная Корея и др.);

* стали открываться самостоятельные  детские библиотеки (специализированные  учреждения культуры, обслуживающие  детей и юношей, не входящие  в состав какой-либо публичной  библиотеки, часто расположенные  в отдельном здании) (Великобритания, Франция, Италия, Китай, Сингапур, Нидерланды);

* открываются также небольшие  городские библиотеки, призванные  обслуживать детское население  региона (в последние годы детские  библиотеки открылись в Германии, Нидерландах, Аргентине, на Кубе, в Индонезии, Китае, в Бенине);

* стали строиться новые,  хорошо оснащённые библиотеки  для детей и подростков (нередко  по специальным архитектурным проектам) (Сингапур, Нидерланды и др.) [5, с. 6].

Библиотеки в настоящее  время востребованы населением, поскольку они остаются бесплатными источниками получения информации, документов, много делают для организации содержательного досуга и общения детей и взрослых. Детские библиотеки накопили большой опыт по информационному обеспечению образования, воспитания культуры чтения, приобщения к чтению с малых лет, патриотическому, правовому, духовному и экологическому воспитанию подрастающего поколения. И оказывают значительную методическую и организационную помощь родителям и руководителям детским чтением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жизнедеятельность любой организации меняется за счет постоянного появления новых технологий, новых подходов в организации деятельности сотрудников. И библиотеки в этом процессе не являются исключением. Именно поэтому интерес к инновациям, организация инновационной деятельности библиотек имеет тенденцию к разрастанию.

Однако инновацией в библиотеке может считаться только то, что работает на улучшение выполнения библиотекой своих функциональных обязанностей.

Изучив литературу по данной теме и рассмотрев различные подходы к определению сущности, классификации инноваций, позволил установить, что есть интересные, но разрозненные подходы, а общего представления еще не сложилось. Остаются спорными вопросы о содержательном наполнении понятий, критериях оценки эффективности инновационных процессов, классификации инноваций в библиотеках.

Анализ деятельности детских библиотек по обслуживанию пользователей позволил сделать вывод, что немаловажным фактором в развитии библиотек является внедрение инновационных методов, приёмов и форм деятельности, новых, нестандартных решений в области управления, использование новых технологий, производство современных информационных продуктов и услуг.

Итогом проведенного исследования можно считать следующее: в современных условиях поиск новых форм и методов библиотечной работы, совершенствование ее содержания, оптимизация системы взаимоотношений с читателями на основе подлинного сотрудничества - все это ведет к возрастанию значимости детских библиотек.

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Белай, Т. Путешествие в страну Остерляндию, или Как подружить книгу с компьютером [Текст] / Т. Белай // Библиотечное дело. - № 2. - 2011. - C. 13-14.
  2. Борнеман, О. Урок для маленького гражданина [Текст] / О. Борнеман // Библиотечное дело. - № 14. - 2009. - C. 38-4.
  3. Бражникова, И.Б. Мы живем вокруг Байкала [Текст] / И.Б. Бражникова // Информационный бюллетень РБА. -  № 59. - 2011. - C. 58.
  4. Бражникова, С.А. Инновации в библиотеках: теоретические и методические аспекты [Текст] / С.А. Бражникова // Библиография. - 2003. - № 4. - С. 35–47.
  5. Бубекина, Н. Дети ждать не могут [Текст] / Н. Бубекина, Г. Кисловская // Библиотечное дело. - № 16. – 2010. - C. 2-6.
  6. Бубекина, Н.В. Детская библиотека в библиотечном мире [Электронный ресурс] /  Н.В. Бубекина, Г.А. Кисловская. – Режим доступа: http://stroitel-metodist.ru/node/28
  7. Быкова, Л. «Это очень хорошо и большим и детям» [Текст] / Л. Быкова // Библиотечное дело. - № 16. - 2009. - C. 26-27.
  8. Вербава, Л.П. Дзіцячыя бібліятэкі Міншчыны: сучасныя тэндэнцыі і перспектывы развіцця [Текст] / Л.П. Вербава // Бібліятэчны свет. - 2011. -     № 1. - С. 12-14.
  9. Веремчук, Л. Радостное чтение: из опыта программной деятельности отдела литературы для детей и юношества Брестской областной библиотеки им. М. Горького [Текст] / Л. Веремчук // Бібліятэка прапануе. - 2011. - № 9. - С. 2-4.
  10. Ветчанова, О.В. Общение в детской библиотеке: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mcfr.ru/journals/91/244/23016/23025/
  11. В копилку специалиста: Вып. 2 (6). Инновационная деятельность библиотек: основные аспекты, глоссарий, информационно-библиографический список [Текст] / МУК Мясниковского района «МЦБ»: МБО; сост. А.О. Кешешян. - Чалтырь, 2008. - 6 с.
  12. Войтович, Т.А. Окно в Россию: библиотека – детский туристический объект [Текст] / Т.А. Войтович // Молодые в библиотечном деле. - № 10. – 2008. - C. 126-142.
  13. Волкова, Н.С. Секция детских библиотек [Текст] / Н.С. Волкова // Информационный бюллетень РБА. -  2011. - № 60. - C. 42-43.
  14. Горячева, Т.В библиотеку всей семьей! (О возможностях организации творческого развития ребенка в условиях детских и юношеских библиотек) [Текст] / Т.В. Горячева // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. - 2011. - № 2. - C. 39-41.
  15. Гречко, Г.С. Вектор успешности современной детской библиотеки как средство ее профессионального роста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2006/disk2/048.pdf
  16. Гречко, Г.С. Инновации как способ выживания [Текст] / Г.С.  Гречко //  Мир библиографии. -  2006. -  № 5. -  С. 23-26.
  17. Гусева, Е.Н. Библиотеки и инновации: социальные и управленческие аспекты [Текст] / Е.Н. Гусева // Научные и технические библиотеки. - 2011. - № 6. - С. 28-41.
  18. Гусева Е.Н. Библиотечная инновация [Текст] / Е.Н. Гусева // Вестник библиотек Москвы. - 2011. - № 1. - С. 19-22.
  19. Гусева, Е.Н. Инновационное развитие библиотечной сферы: аналитико-статистический обзор [Текст] / Е.Н. Гусева // Научные и технические библиотеки. - 2011. - № 12. - С. 23-40.
  20. Илюхина, С. Современный подросток - читатель Российской государственной детской библиотеки [Текст] / С. Илюхина, Е. Колосова // Библиотечное дело. - 2012. - № 1. - C. 35-37.
  21. Инновации в библиотеках: теоретические и методологические аспекты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://liibrary.ru/20-innovacii-v-bibliotekax-teoreticheskie-i-metodologicheskie-aspekty.html
  22. Калашников, Г.И. Мотивация деятельности молодых специалистов как фактор обновления библиотек [Текст] / Г.И. Калашникова / / Молодые в библиотечном деле: кадровая политика. - 2002. - Вып. 1. - С. 130-134.
  23. Карташов, Н.С. Инновационные процессы: общее и частное [Текст] / Н.С. Карташов // Библиотека. - 1998. - № 3. - С. 39-42.
  24. Киселёва, Л.Б. Инновации – время искать! [Текст] / Л.Б. Киселёва // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. - № 4. - 2007. - C. 80-104.
  25. Круглик, Т.А. Слагаемые успешного обучения (Из опыта работы Профи-центра библиотечного развития Липецкой областной детской библиотеки)  [Текст] / Т.А. Круглик // Информационный бюллетень РБА. - № 55. - 2010. - C. 101-103.
  26. Куликова, Е.В. Webлиография для детей и подростков: к постановке проблемы [Текст] / Е.В. Куликова, В.П. Чудинова // Информационный бюллетень РБА. - № 54. – 2010. - C. 37-39.
  27. Ломановская, Е.Д. Инновационная деятельность библиотек: лекция-консультация [Текст] / Е.Д. Ломановская // Шпаргалки для обучающих. - Вып. № 2 - Ростов н/Д, ДГПБ. - 2001. - С. 3-17.
  28. Масальцева, В. Инновации в детских библиотеках Минска [Текст] /  В. Масальцева // Бібліятэкака прапануе. - 2009. - № 10. - С. 28-30.
  29. Мельникова, М.В. В начале было Слово. (Из опыта работы Центра русской словесности Вологодской областной детской библиотеки) [Текст] /           М.В. Мельникова // Информационный бюллетень РБА. - № 54. – 2010. - C. 30-33.
  30. Плохотник, Т. Детская библиотека XXI века: стратегия развития [Текст] / Т. Плохотник // Библиотечное дело. - № 10. – 2011. - C. 35-37.
  31. Ровенская, С. Работа детской библиотеки со взрослым читателем: [работа с учителями; работа с родителями] [Текст] / С. Ровенская // Бібліятэкака прапануе. - 2011. - № 2. - С. 38 – 39.
  32. Саенко, Ю. Детская библиотека в социокультурном пространстве региона [Текст] / Ю. Саенко // Бібліятэчны свет. - 2011. - № 2. - С. 25-26.
  33. Сайт Архангельской областной детской библиотеки им. А. П. Гайдара. - Режим доступа: http://www.aodb.ru/events/index.php?ELEMENT_ID=1530
  34. Сачко, Л.М. Детская библиотека : современое состояние, проблемы и пути их решения [Текст] / Л.М. Сачко // Бібліятэкака прапануе. - 2003. - № 5. - С. 22-23. 
  35. Царегородцева, Л. Друг в беде не бросит, или Как имя меняет "характер" [Текст] / Л.  Царегородцева // Библиотечное дело. - № 24. - 2008. - C. 17-19.
  36. Цыганова, Н.Н. Управление инновациями в библиотеке: четыре уровня поиска [Электронный ресурс] / Н.Н. Цыганова // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 5-я Юбил. междунар. конф. "Крым 98": материалы конф. / Гос. публ. науч.-техн. б-ка. - Москва, 1998. - Т. 1. - Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea98/doc1/doc114.html
  37. Чуприна, Н.Т. Инновационная политика библиотеки: региональный аспект [Текст] / Н.Т. Чуприна // Библиография. - 2003. - № 5. - С. 25-34.

 


Информация о работе Инновации в детских библиотеках