Инновации в детских библиотеках

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

В начале 1990-х годов, когда библиотеки столкнулись с необходимостью отстаивать своё право на существование, они начали позиционировать себя как центры информации. Изменения в социально-экономической жизни потребовали новых подходов к развитию библиотечного дела. Сегодня библиотечный мир переживает инновационный бум. Библиотеки активно перестраивают не только свою структуру, но и содержание работы. Сегодня стали актуальны нововведения, или, как теперь принято говорить, инновации. По частоте употребления это слово не знает себе равных.

Файлы: 1 файл

текст работы 2 курс.docx

— 94.50 Кб (Скачать)

В связи с глобальной информатизацией  и переходом пользователей информационных ресурсов в интернет развиваются  все аспекты библиотечного обслуживания, в том числе и рекомендательная библиография. Пока для родителей  содержание и качество сайтов, на которые  заходит их ребенок, имеют куда меньшее значение, чем время, проведенное в Интернете. Поэтому сегодня перед сотрудниками детских библиотек стоит важная задача - поддерживать детское чтение в Интернете, ориентировать на то лучшее, что имеется в Интернете, в том числе и через рекомендацию качественных Интернет-ресурсов. Такое направление в рекомендательной библиографии должна стать "Webлиография" или "веблиография" для детей и подростков. "Webлиография" или "Веблиография" - это список сайтов, тщательно отобранная и систематизированная в определенном порядке информация, которая призвана знакомить пользователя с лучшими сайтами сети". Российская государственная детская библиотека, г. Москвы выбрала для себя именно это направление в развитии технологических инноваций [26, с. 38].

Автоматизация рабочих мест потребовала изменения библиотечного  пространства: дизайна открытого  доступа, выделения справочных зон, перераспределения выполняемых  функций между работниками и  т.д. Большинство детских библиотек  города отремонтированы, во время ремонта  осуществили перепланировку помещений  с учетом выделения информационных зон, заказывалась по индивидуальным проектам мебель, в частности, специальные компьютерные столы, книжные горки, столы для выбора книг и т.п. Это способствовало быстрейшей адаптации библиотекарей к работе в автоматизированном режиме, позволило более рационально распределить обязанности между работниками: менее квалифицированные занимаются регистрацией читателей и выданных книг, а более квалифицированные осуществляют консультации читателей в книжном фонде [34, с. 22].

Процесс развития и внедрения  всех предыдущих видов инноваций  повлек также некоторые структурные  изменения внутреннего управленческого  характера, направленные на совершенствование  деятельности детских библиотек. В  детской библиотеке ММУ "Николаевская районная библиотека" открылся новый  отдел - библиопсихологический центр "Родничок" на базе познавательно-игрового центра "Затейница", целью которого является создание благоприятных условий  для сохранения психического здоровья детей и подростков. Центр выполняет  функции медиатеки и представляет комплекс услуг, связанных с использованием компьютерных технологий. Помимо этого предполагается проведение социологических исследований среди детей и подростков (анкетирование, тестирование, опрос); создание тренинговых групп с целью психологической поддержки детей и подростков; обсуждение за "круглым столом" социально значимых тем с учащимися школ города и специалистами. В работе с младшими школьниками используется сказкотерапия. Сотрудники центра проводят индивидуальные и групповые психологические консультации для детей и подростков, осуществляют подбор литературы для учителей и родителей, оформляют книжные выставки по актуальной тематике, проводят массовые мероприятия, психологические тренинги, готовят информационные дайджесты (к примеру, "Подросток в современном мире") [21, с. 85-86].

В Липецкой областной детской библиотеке функционирует Профи-центр библиотечного развития, созданный на базе координационно-методического отдела. Он оказывает консультационную и практическую помощь специалистам библиотек, обслуживающих детское население. Нововведением в деятельности Профи-центра стало проведение исследований, одно из которых посвящено теме: "Инновационная деятельность детских библиотек области (психология восприятия изменений)". Целью исследования стало изучение изменений, происходящих в библиотеках Липецкой области, и отношение к ним библиотечных работников [25, с. 101].

В Центральной городской  детской библиотеки им. А.С. Пушкина          г. Санкт-Петербурга организован Мультимедийный читальный зал, в котором можно воспользоваться службой INTERNET-сервис; энциклопедиями, учебниками и игровыми программами на CD-ROM [12, с. 132].

В Вологодской областной  детской библиотеке создан Центр  русской словесности. Его главная  задача - повышение статуса чтения в сознании подрастающего поколения, воспитание ребёнка как читателя. Содержание работы Центра русской словесности  направлено на то, чтобы помочь сформировать у детей художественный вкус путем  приобщения к творчеству лучших русских  поэтов и прозаиков. Через русскую  словесность показать красоту и  мощь родного языка, укрепляя тем  самым их души, научить детей испытывать счастье от родного слова, развивать "чувства добрые". В работе Центра используются разнообразные формы: книжные выставки, выставки-викторины, выставки детских творческих работ; проводятся Недели русского языка, выпускаются лингвистические газеты [29, с. 31].

Сама жизнь привела  к созданию отдела литературы на иностранных  языках в Центральной детской  библиотеке г. Минска, открытию информационно-культурного центра Японии в детской библиотеке № 5, открытию центров самостоятельного изучения иностранных языков (в Центральной детской библиотеке с помощью посольства Германии и института имени Гётэ организована работа курсов по самостоятельному изучению немецкого языка, с помощью турецкого общества «Дружба-Достлук» работают курсы по изучению турецкого языка) [34, с. 23]. 

Новые управленческие структуры - межпоселенческие центры библиотечного обслуживания образованы в Комсомольском и им. Лазо районах Хабаровского края. Так, например, в Комсомольском муниципальном районе путём слияния Центральной районной библиотеки и центральной детской библиотеки образован МУК "Межпоселенческий центр библиотечного обслуживания". Центр наделён статусом юридического лица. А также в связи с ликвидацией отдела культуры и досуга путём слияния Межпоселенческого объединения библиотек и Межпоселенческого музея бывшая ЦБС района трансформируется в новую модель - Межпоселенческий информационный библиотечно-музейный центр (куда вошли Центральная и детская библиотеки) [24, с. 81].

Благодаря всем этим программам и нововведениям библиотекарям  удалось создать новую модель детской библиотеки, расширить и  углубить ее деятельность, сделать  ее конкурентоспособной на рынке  информационно-образовательных услуг, сохранить не только сложившийся  традиционный контингент читателей, но и расширить его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Инновации в  обслуживании различных категорий читателей детских библиотек

Никакие серьёзные перемены в библиотеке невозможны без изменения отношения библиотекаря к читателю, без тёплой атмосферы сотрудничества взрослых и детей. Сегодня перемены в библиотеках осуществляются исключительно технократически, поэтому ничтожны изменения к лучшему. Технократические изменения не затрагивают сути библиотечного дела, они лишь придают библиотеке современный внешний вид и создают удобства библиотекарю и пользователю. Основой современной детской библиотеки являются не столько автоматизированные библиотечные техники и технологии, сколько новаторские способы работы с читателями.

Детская библиотека организует библиотечное и информационное обслуживание детей и подростков (до 14 лет включительно). Кроме этого обслуживает родителей, организаторов и руководителей семейного чтения, а также взрослых, профессионально связанных с детской литературой и детским чтением. Важная социальная роль детской библиотеки – быть гарантом реализации конституционного права юных граждан на получение информации, книги, на доступность достижений мировой и отечественной культуры. Отсюда вытекают обязанности детских библиотек по отношению к читателям (реальным и потенциальным), направления работы, программы государственных и общественных организаций в поддержку библиотек, основания для оценки их деятельности.

Как писала Г. Мистраль, «дети не могут ждать», поэтому удовлетворение их потребностей должно носить сиюминутный характер по принципу «здесь и сейчас». Это значительно затрудняет библиотечную работу с детьми и выдвигает целый ряд требований к формированию фондов и организации обслуживания. Основное поле деятельности взрослого, работающего с детьми, – создание культурной среды развития личности ребенка [6].

К сотруднику детской библиотеки предъявляются особые требования: он должен быть терпелив, объяснять одно и то же много раз одному и тому же читателю; уметь доходчиво, просто и интересно отвечать на самые сложные вопросы; быть любознательным, много читать, знать психологию и педагогику. Работа с детьми строится на главных педагогических принципах: дифференцированном (работе с отдельными возрастными группами) и личностном (индивидуальном подходе к каждому читателю) [10]. С ребёнком должны работать знающие психологию и педагогику детства специалисты, хорошо знакомые с детской литературой и способами её преподнесения детям [5, с. 5].

При обслуживании читателей-детей  нужно учитывать их возрастные и психофизиологические особенности. Ведь если в зрелом возрасте разница в пять и более лет почти не заметна, то в дошкольном, подростковом и юношеском возрасте даже один год составляет целую эпоху в становлении личности. Знание возрастных особенностей, постоянное их изучение - непременная предпосылка для эффективной работы.

По мнению библиотекарей МУК "ЦСДБ им. А.С. Пушкина", г. Сарова Нижегородской области, в работе с малышами всегда помогает наглядность (яркая театрализация, видеоряд). С огромным удовольствием они участвуют и в самодеятельных концертах. Самое главное - строго придерживаться регламента (максимальная продолжительность - 35-45 минут), делать динамические тематические паузы, помогающие и закрепить материал, и расслабиться [30, с. 37].

Правовые знания детей и подростков находятся на очень низком уровне. Далеко не каждый ребёнок знает, как защититься от каких-либо неправомерных действий, какая ответственность грозит за то или иное правонарушение. Именно по этой причине в библиотеках, входящих в Централизованную систему детских библиотек г. Ярославля, уже сложилась система гражданско-правового просвещения юных читателей. В библиотеках представлены подборки книг, книжные и журнальные выставки, тематические полки и уголки правовой информации, способствующие популяризации правовых знаний среди детей и подростков.

Практически все библиотеки, входящие в Централизованную систему детских библиотек г. Ярославля, работают совместно с инспекциями по делам несовершеннолетних. Правовые часы "Человек, государство, закон", "Наши права"; вечер-размышление "Жизнь на обочине. Беспризорник"; ролевые правовые игры "Знаешь ли ты закон?", "Я и право", "Имею право", "Мы сами делаем будущее" были проведены в детских библиотеках города с участием специалистов разного уровня и профиля деятельности. На этих встречах инспекторы рассказывают о правах и ответственности подростков, материал закрепляется демонстрацией видеофильмов, ролевой игрой, викториной, проводятся практические занятия, тестирование, анкетирование, что позволяет подросткам усвоить трудный материал, в дальнейшем справляться с похожими ситуациями в реальной жизни. Иногда ребята очень большой интерес и готовы слушать и спрашивать часами. Все занятия проходят в интерактивной форме [2, с. 38].

Главные цели прихода подростков в библиотеку: исключительно учебная (получить дополнительную литературу и информацию к урокам) и досуговая. Как правило, они стремятся совместить учебные задачи с поиском интересной литературы "для души". Они посещают, в основном, абонемент обслуживания 5-11-х классов, предпочитая брать художественную литературу на дом. Некоторые подростки ходят в отдел литературы на иностранных языках, посещают читальный зал, интернет-класс и видеозал [20, с. 35].

У подростков пользуются успехом  творческие презентации и праздники, завершающие конкурсы, ведь такой  праздник - результат совместного  труда библиотекаря и читателя, а  зрителями, как правило, являются сами авторы и их "группа поддержки" в лице родителей, одноклассников и  друзей. При проведении тематических вечеров или игровых программ хорошо зарекомендовал себя такой приём, как "зрительское жюри" или "зрительское мнение". Сценарии мероприятий, посвящённых модным молодёжным направлениям, мы пишем вместе с ребятами. Ещё один хороший приём - тактика "альтернативных мнений", которую мы применяем при обсуждении книг: двое ведущих высказывают противоположные мнения о тексте и убедительно аргументируют их. Это позволяет избежать ответов "как хочет взрослый", заставляет подростков размышлять [30, с. 37].

В обслуживании взрослого  читателя на базе детской библиотеки выделяют две группы читателей: учителя (организаторы детского чтения) и родители.

Одним из основных направлений  деятельности детских библиотек  является информационная поддержка  школ всеми формами и методами информационно-библиотечного обслуживания, где превалирует справочное обслуживание учителей: выполняются адресные справки, фактографические, тематические. Налажено обслуживание абонентов индивидуальной информацией. Так, например, в г. Могилеве в некоторых детских библиотеках для них оформлен уголок «У метадычную капілку настаўніка». Для классных руководителей создается информационная картотека «В помощь классному руководителю», составляются информационные списки литературы «Вернисаж педагогических идей», «Педагогика в зеркале прессы», «В методическую копилку учителя», «Праздник в школе» (тематический список сценариев, праздников, утренников, других массовых мероприятий), «Воспитываем вместе» (рекомендательный список для классных руководителей и воспитателей) и др. А для воспитателей и руководителей летнего школьного лагеря оформляются рекомендательные списки литературы «Вы это можете», которые содержат подборки увлекательных конкурсов, викторин, игр, вечеров [31, с. 38].

Во многих детских библиотеках  организуются круглый столы, консультации, книжные выставки, работают консультативно-информационная службы, готовятся рекамендационные указатели, проводятся тренинги и многое другое. 

Общеизвестно и научно доказано, что главным институтом воспитания является семья. Ведь именно в семье ребёнок получает свой первый жизненный опыт, учится вести себя в обществе и формирует систему ценностей. И роль родителей здесь особенно важна. Все дети хотят быть увиденными, услышанными и любимыми. Поэтому многие подражают своим родителям, которые в свою очередь учат по принципу "делай как я". А если взрослые не ходят в библиотеку, не читают, не развиваются разносторонне, то и дети не станут этого делать. И сегодня приобщать к культуре и творчеству надо не одного ребёнка, а всю семью, чтобы родители, посещающие библиотеку и принимающие участие в проводимых в ней культурно-массовых мероприятиях, подали пример своему малышу. Ведь все знания, передающиеся детям, должны подкрепляться действиями.

Информация о работе Инновации в детских библиотеках