Инновации в детских библиотеках

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

В начале 1990-х годов, когда библиотеки столкнулись с необходимостью отстаивать своё право на существование, они начали позиционировать себя как центры информации. Изменения в социально-экономической жизни потребовали новых подходов к развитию библиотечного дела. Сегодня библиотечный мир переживает инновационный бум. Библиотеки активно перестраивают не только свою структуру, но и содержание работы. Сегодня стали актуальны нововведения, или, как теперь принято говорить, инновации. По частоте употребления это слово не знает себе равных.

Файлы: 1 файл

текст работы 2 курс.docx

— 94.50 Кб (Скачать)

Таким образом, в библиотечно-информационной сфере произошли существенные изменения, связанные с социальными, экономическими, культурными и технологическими изменениями в обществе. И эти изменения еще не закончились, они продолжаются, наполняются новыми смыслами, требуют изменения и подходов к ним, и технологий их реализации. Поэтому пока еще нельзя заявлять, что существует полностью разработанная методика внедрения инноваций в библиотечную деятельность, завершенная, окончательно разработанная теория инновационного развития библиотек - библиотечная инноватика. Есть настоятельная необходимость продолжать исследования в этом направлении библиотечной науки и практики.

 

 

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ БИБЛИОТЕЧНОЙ ИННОВАТИКИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ

    1. Детские библиотеки как субъект и объект инновационной деятельности

 

Процесс создания инноваций  затронул и детские библиотеки, так как они являются информационным «ядром» зоны обслуживания особой категории читателей. Библиотечные работники стремительно меняют и совершенствуют технологии работы, но при этом необходимо учитывать, что повышение качества предоставляемых населению услуг не может сопровождаться увеличением объема потребляемых ресурсов (финансовых, энергетических, сырьевых) за исключением информационных. Насколько сложным является выполнение этих условий, показывают ограничения, с которыми уже сейчас сталкиваются все библиотеки мира. Сокращение государственных расходов на культуру поставило под угрозу сохранение численности персонала многих библиотек; низкая заработная плата привела к тому, что молодые квалифицированные кадры уходят в коммерческие структуры, и это в свою очередь говорит о том, что кадровые ресурсы библиотек с каждым годом «стареют». Государство поставило перед библиотеками еще одну задачу: поиск дополнительных источников самофинансирования, а рост цен на печатную, информационную продукцию и новые информационные технологии обострил вопросы комплектования документальных коллекций библиотек и их ресурсного обеспечения. Все это требует от библиотек поиска новых направлений в своей деятельности [28, с. 29].

Особенность детской библиотеки в том, что она декларирует  ценность читающего ребёнка и  уникальность его духовной практики, выдвигает идею защиты и поддержки  духовной жизни ребёнка т. е. выполняет важнейшую социальную роль, приобщая ребёнка к чтению, что очень важно в сегодняшней ситуации кризиса чтения вообще и детского чтения в частности.

Реализация инновационных  проектов в условиях детских библиотек  происходит по-разному, это зависит  от многих факторов, например, от задач  конкретной библиотеки, региона, где  она находится, персонала библиотеки, контингента читателей  и т.д.

Радикальные инновации происходят в детских библиотеках нашей  страны и странах ближнего зарубежья. Рассмотрим новшества, апробированные на практике и заявленные как прогрессивные нововведения:

- в центральной детской библиотеке им. Островского в г. Минске организована работа курсов по самостоятельному изучению немецкого языка, а благодаря Шведскому посольству и музею сказок «Юнибаккен» из Швеции здесь организована интерактивная выставка «Карлсон на крыше». И, придя на младший абонемент библиотеки, можно попасть на самую настоящую крышу, где можно побывать в гостях у самого Карлсона.

- Минская детская библиотека №11 напоминает настоящую галерею цветов: здесь собрано более 200 видов различных цветов.

- необычно оформлены книжные  выставки в детской библиотеке  №10            г. Минска («Да 65-годдзя вызвалення Беларусі»). Гармонично дополняют книжные выставки работы художников, выставки детских рисунков в Центральной библиотеке, детских библиотеках №4, №5 г. Минска [28, с. 29-30].

- интересные идеи по  созданию в библиотеке особой  предметно-эстетической атмосферы,  благоприятной для организации  детского чтения и досуга, воплощают  сотрудники детской библиотеки "Золотой  ключик" г. Омска. Оформленные  в библиотеке книжные выставки  и информационная зона подчинены  общей идее: "У очага", "Уроки  мудрой Тортиллы", "Что открывает "Золотой ключик"?". Сформирована коллекция разных изданий книги А. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино". Проведена акция по сбору игрушек, открыток, рисунков, книг и других экспонатов будущей музейной экспозиции библиотеки. Свои творческие способности юные читатели библиотеки могут проявить в "Театре Карабаса-Барабаса". В планах библиотеки оформление театрального зала для постановки кукольных спектаклей и комнаты отдыха "Харчевня трёх пескарей". Это далеко не все примеры успешной реализации запланированных в рамках проекта мероприятий [34, с. 19].

- в Архангельской областной  детской библиотеке им. А.П. Гайдара  проводятся уроки информационной  грамотности: «Здравствуй, Книжкин дом!». Уроки включают в себя различные формы работы: экскурсия по библиотеке (1 класс), «Выбор книг в библиотеке» (2 класс), «Что нам привез почтовый дилижанс? Детская периодика» (2-3 класс), «Справочное бюро читателя: Справочная литература» (3-4 класс), «Путешествие в страну каталогов» (5-7 класс), «Спутники любознательных: энциклопедии, словари, справочники» (5 –7 класс), «Как писать реферат» (8-9 класс). В рамках страноведческого курса для учащихся 5 – 9 классов «Was ist typisch deutsch?» («Что является типично немецким?») проводятся виртуальная экскурсия «Сказочные замки Германии», беседа – игра «Правила этикета с поправкой на национальные традиции» и многое другое [33].

- детские библиотеки Украины  так же активно внедряют инновации  продуктивного характера, например, в Централизованной библиотечной  системе для детей г. Николаева  успешно работают над реализацией  целевых комплексных программ, среди  которых: «Ты не один в мире» (работа с детьми-инвалидами), «Будущая мама – самая обаятельная и привлекательная» (информационная поддержка женщин, ожидающих ребенка), «Вместе с книгой мы растем» (раннее творческое развитие малышей от 0 до 3-х лет), «Растишка» (сенсорное и креативное развитие детей от 3-х до 7 лет), «Я веду бабушку в библиотеку», «Мы – равные, мы – разные» (гендерное воспитание подростков) [15].

- серию мини-книжек выпустила  Иркутская областная детская  библиотека им. Марка Сергеева  в рамках издательского проекта  "Диалог детей через диалог культур". Книг для детей о культуре других народов, при этом изданных на достойном полиграфическом уровне, не так уж много. Первые два выпуска серии "Мы живем вокруг Байкала" были посвящены культуре, традициям и обычаям двух коренных народов Прибайкалья - эвенков и бурят. Третий выпуск посвящен культуре и быту тофаларов - исчезающего коренного народа Сибири [3, с. 58].

Кроме всего этого детские  библиотеки проводят крупные акции по привлечению к чтению в библиотеки детей, юношество, родителей, успешно работают в помощь патриотическому, духовному, эстетическому воспитанию подрастающего поколения, много делают по информационному обеспечению профилактики правонарушений, наркомании, пьянства и других вредных привычек, процветающих, к сожалению, уже и в детской среде. В последние годы на базе детских библиотек функционируют центры правового воспитания и образования детей и родителей. Особенно усилилась в настоящее время краеведческая деятельность библиотек, что очень важно для воспитания любви к родине. Много делают они для обеспечения образовательных потребностей школьников и студентов колледжей, техникумов и первых курсов высших учебных заведений. В детских библиотеках создаются психологические службы, оказывающие помощь и в самоопределении, и в профориентации, и в преодолении проблем обучения, и, конечно, в выборе чтения.

С развитием новых информационных технологий детские библиотеки активно  вливаются в Web-пространство. Основой для технических инноваций в детских библиотеках служит уже существующее технологическое оснащение, которое дополняется компьютерным парком, внедрением новых технологий. Все это позволяют организовать высокотехнологичную работу, выводят обслуживание на новый уровень, повышая доступность информации, расширяя аудиторию пользователей.

К инновациям технического характера относится:

1. Оборудование новых  мест для пользователей библиотеки  мультимедийным компьютерным оборудованием,  обеспечение всех желающих мультимедиа  изданиями.

3. Приобретение специальных  аппаратных средств и программ  для детей с ограниченными  возможностями (например, голосовой  браузер для слабовидящих).

4. Создание электронного  фонда редких книг (оцифровка,  обработка, хранение) и предоставление  доступа к нему неограниченному  количеству пользователей через  сайт и внутреннюю сеть библиотеки.

5. Ориентирование работы  на виртуального читателя (возможность  доступа через сайт к ресурсам  библиотеки).

7. На базе сетей передачи - сотрудничество с организациями,  заинтересованными в получении  доступа к фондам библиотеки.

8. Автоматизация всех  технологических процессов от  обработки книги до электронной  выдачи и списания.

9. Демонстрационное оборудование (квазистереоскопический телевизионный комплекс, домашний кинотеатр с широкоформатной плазменной панелью).

10. Подписка на электронные  ресурсы, базы данных.

В Центральной городской  детской библиотеки им. А.С. Пушкина           г. Санкт-Петербурга в ближайших планах намечено использовать все эти технологии при организации обслуживании пользователей библиотеки. На сегодняшний день в этой библиотеке эффективно используются только некоторые технические инновации из выше перечисленного списка. Такие как, электронные информационные ресурсы и базы данных (Оnline базы данных: «Центральная пресса России», «Все энциклопедии Рубрикона», Интернет-библиотека СМИ Public.Ru» и др.; Web-ресурсы: Виртуальный Петербург, Детские web-ресурсы, Права детей и т.д.; Виртуальные выставки: «Евгений Медведев. Иллюстрации. Рисунки», «Петербургская детская книга», "Царь русской книги" и многие другие) [12, с. 132)].

Активно использовать все  возможности информационных технологий для продвижения книги и поддержки  детского чтения стараются и в  Межпоселенческой центральной библиотеке муниципального образования Каневского района, Краснодарского края. Библиотека компьютеризирована и имеет выход в Интернет. Наряду с традиционными каталогами и картотеками, в том числе картотекой тематических сценариев и методических разработок в помощь учителям, родителям, библиотекарям, ведутся электронные картотеки (объём собственных баз данных составляют более 26 тыс. единиц) - краеведческая, картотека статей, полнотекстовые базы данных "Солдатский подвиг", "Наши знатные земляки", "Сердцу милая станица", "Экология Кубани", "Сыны Кубани в космонавтике", "История памятников Кубани", "Сочи-2014". Постоянно пополняется полнотекстовая база данных "Детство", где собран материал по проблемам семейного воспитания, различная полезная информация. Силами детских библиотекарей было создано электронное пособие для широкого круга пользователей "Бессмертное имя Гоголь". Специалисты детской библиотеки создали электронные литературные викторины "Наш любимый Буратино" и "Приключения капитана Врунгеля" и т.д. [1, с. 13].

При проведении мероприятий  в Центральной детской библиотеке                    г. Нефтеюганска используется интерактивная  доска обратной проекции. Размеры, качество, мобильность, функциональность позволяют  использовать данное оборудование практически  во всех мероприятиях, будь то презентация, обучающий семинар, виртуальное  путешествие по музеям, викторина  с мультфильмами или видеофрагментами. В библиотеке 4 мультимедийных проектора (один мобильный). В конференц-зале, зале досуга "Дети +" и выставочном  зале установлены экраны для проведения массовых мероприятий. Одной из изюминок библиотеки являются плазменная панель, установленная в холле детской  библиотеки. Она служит своеобразной электронной доской объявлений; здесь  можно прочитать информацию о  ближайших мероприятиях, новых поступлениях литературы и т.д. Система звуковещания ("звуковая презентация"), установленная в холле библиотеки и в читательских зонах позволяет делать звуковые объявления и воспроизводить музыкальные фрагменты [7, с. 27].

В детских библиотеках  Республики Беларусь в последние  годы также активно внедряются технические  инновационные формы. Так, например, в Центральной детской библиотеке им. Островского создан электронный  каталог, в том числе и на ретроспективный  фонд, выполнена полная автоматизация  всех рабочих процессов, включая  обслуживание читателей, создана локальная  сеть, установлены базы правовой информации с еженедельным её обновлением и  многое другое. Сегодня все читательские запросы выполняются через компьютер, в автоматизированном режиме. Сегодня, кроме Центральной библиотеки, полностью  автоматизированы процессы обслуживания читателей и созданы локальные  компьютерные сети в четырёх филиалах - № 2, 5,1,14 и начата компьютеризация  детских библиотек № 11,8.

В связи с влиянием компьютерных и интернет-ресурсов, явно меняется информационная функция детской библиотеки. В связи с этим появляются новые направления деятельности:

- интернет, безопасный для  ребенка;

- формирование умений  критически относиться к отбору  информации;

- возрастание роли навигаций в Интернет [8, с. 42].

Свой сайт, собственные  электронные продукты имеет и  Централизованная библиотечная система  для детей г. Николаева. ЦДБ участвует  в Корпорации крупных библиотек  города по созданию каталога периодических  изданий, в национальном проекте  «Объединенная виртуальная справка», электронная доставка документов –  все это действенные способы  продвижения и реклама библиотеки в международном информационном обществе. Узнаваемости, формированию положительного имиджа библиотеки способствует и фирменный стиль: логотип, фирменные  визитки, настольные календари, печатная продукция [15].

Информация о работе Инновации в детских библиотеках