Инновации в детских библиотеках

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

В начале 1990-х годов, когда библиотеки столкнулись с необходимостью отстаивать своё право на существование, они начали позиционировать себя как центры информации. Изменения в социально-экономической жизни потребовали новых подходов к развитию библиотечного дела. Сегодня библиотечный мир переживает инновационный бум. Библиотеки активно перестраивают не только свою структуру, но и содержание работы. Сегодня стали актуальны нововведения, или, как теперь принято говорить, инновации. По частоте употребления это слово не знает себе равных.

Файлы: 1 файл

текст работы 2 курс.docx

— 94.50 Кб (Скачать)

 

«Если библиотекарь в современном  
    информационном поле не будет помогать  
            находить нужное и качественное, мир  
                    превратится в сумасшедший дом» 
                                             Джеймс Биллингтон

ГЛАВА 1. БИБЛИОТЕЧНАЯ ИННОВАТИКА: ТЕОРИТЕЧЕСКИЙ АСПЕКТ

    1. Понятие, сущность, причины появления и условия развития библиотечных инноваций

 

В начале 1990-х годов, когда библиотеки столкнулись с необходимостью отстаивать своё право на существование, они начали позиционировать себя как центры информации. Изменения в социально-экономической жизни потребовали новых подходов к развитию библиотечного дела. Сегодня библиотечный мир переживает инновационный бум. Библиотеки активно перестраивают не только свою структуру, но и содержание работы. Сегодня стали актуальны нововведения, или, как теперь принято говорить, инновации. По частоте употребления это слово не знает себе равных.

Сами инновации как  явление достаточно изучены соответствующим  комплексом наук, теоретически и практически проработаны, а в современной деловой среде им уделяется достаточное или (иногда) сверхдостаточное внимание. В последнее время находит поддержку и распространение подход, согласно которому инновации - независимо от области, в которой они изначально реализовались - обязательно вызывают резонанс в системе общественных связей, а потому могут пониматься не только как экономический, но и социокультурный феномен [19 с. 23].

Если же обратиться к истории  понятия инновация, то обнаруживается, что термин инновация в научный  обиход вошел в начале XX в., первоначально в качестве этнографического и социологического, и был непосредственно связан с идеей диффузии культурных феноменов. Само слово "инновация" происходит от латинского innovate или английского innovation, что означает обновление или улучшение [17, с. 31]. Термин «инновация» в это время исследовал и австрийский учёный И. Шумпетер, который понимал инновацию как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Он структурировал сущность содержания данного понятия, выделил его составные части, что позволило в дальнейшем рассматривать инновации как неотъемлемую часть всего нового и передового в любой сфере, в том числе библиотечной.

Большинством специалистов в наше время инновация рассматривается, как обновление продукции и услуг, осуществляемых библиотекой, ее технологий, форм и методов управления, обеспечивающее поддержание  и совершенствование современного имиджа, качества обслуживания, конкурентоспособности среди других библиотек [27, с. 5].

В специальной литературе инновации определяются как предпосылки и факторы процесса модернизации и глобализации, как условие превращения постиндустриального общества в общество знаний, информационное общество [17, с. 32]. А инновационную деятельность как ведущее направление методического обеспечения работы библиотек в нашей системе, имеющее своей целью поиск, оценку, разработку и применение библиотечных новшеств [22, с. 132].

Инновация же конкретно в библиотеке может быть определена следующим образом: внедренный образец деятельности, продуктов, услуг, качественная характеристика которого - абсолютная или относительная новизна; выходящий за пределы усвоенных традиций, выводящий профессиональную деятельность на принципиально улучшенный или качественно новый уровень [17, с. 32].

Несмотря на многообразие определений, существует общее, что  присуще всем трактовкам этого понятия: признание факта, что в основе каждой инновации лежит новое  знание, источник идей и генератор  инновационной деятельности - процесс  научного и/или творческого поиска, а ее важнейшая составляющая - научно-техническая  и управленческая деятельность.

Понятие инновация для "лучшего" понимания и для целей обучения часто сокращается, редуцируется до понятия нововведение или новшество.

Первые статьи по проблемам библиотечных инноваций появились в начале 80-х гг. прошлого столетия. Начало положили С.А. Басов,               А.Н. Ванеев, Н.С. Карташов, Ю.Н. Столяров. Сегодня созданы школы инноватики федерального уровня: «Школа Рудомино» (Москва), Всероссийская школа инноватики (Белгород). Библиотечные инновации становятся предметом исследования: Е.Ю. Качановой «Инновации в библиотеках» (СПбГУКИ, 2003), Л.Д. Комиссаровой «Социально-психологические технологии в работе современной публичной библиотеки» (М., 2003), С.Г. Матлина «Публичная библиотека: пути инновационного развития» (СПб, 2009), Е.Ю. Елисина «Электронные услуги библиотек» (СПб, 2010). Выпускаются специализированные журналы, тематические сборники, указатели, защищаются новые проекты; осуществляются целевые программы, например, впервые подготовлена корпоративная работа «Мир библиотечных изданий» (Екатеринбург; Кемерово, 2001); в Иркутске издаётся межрегиональный журнал «Библиотечный вестник Прибайкалья»; научно-практический сборник «Библиотечное дело — XXI век» (приложение к журналу «Библиотековедение») и журнал «Молодые в библиотечном деле» кумулируют в обзорно-аналитическом материале инновационный (интеллектуальный) потенциал библиотек. На страницах журнала «Библиография» к теме библиотечных инноваций обращались                    С.А. Бражникова (2003. № 4. С. 35-47), Н.Т. Чуприна (2003. № 5. С. 25-34),          С.Л. Жесткова (2009. № 5. С. 54-56), В.К. Клюев (2011. № 2. С. 136-138).

Что же касается белорусской  профессиональной периодической печати, то эта тема широко представлена в  таких журналах как: «Бібліятэчны свет», «Бібліятэка прапануе», «Веснік бібліятэк». В этих журналах публикуют свои статьи: Е.Н. Гусева, С. Латош, В. Масальцева, Л.М. Сачко и многие другие.

В одной статье, или обзоре, невозможно охватить все аспекты  и нюансы инновационного развития библиотечной сферы, к тому же, возможно, мы не смогли учесть все публикации, где поднималась тема инноваций и инновационного развития, но даже такой – беглый – анализ позволяет сформулировать несколько значимых положений, которые являются некими трендами развития библиотек.

1. Судя по количеству опубликованных статей, с 2009 г. проблема инновационности стала общезначимой, вызывающей интерес у большинства специалистов, что может свидетельствовать, во-первых, о соответствии проблем развития библиотечной сферы проблематике развития всего общества, во-вторых, о накоплении достаточного объема инновационного опыта, его осмыслении и доведении уровня библиотечных новшеств до стадии инноваций, когда результаты внедрения этих новшества могут быть транслированы на всю отрасль.

2. Наибольшее внимание  проблемам инновационности уделяют три журнала страны – «Научные и технические библиотеки», «Библиотечное дело» и «Библиотековедение», из белорусских - «Бібліятэка прапануе». Безусловный же лидер – первый.

3. О проблемах внедрения  новшеств и о различных аспектах  и направлениях развития библиотек  писали практически все известные специалисты библиотечной сферы.

4. Произошел переход от  «увлечения» вопросами внедрения  ИКТ в библиотечную деятельность  к вопросам качества деятельности на базе освоенных технологий, а также к попыткам теоретического осмысления библиотечной деятельности в русле развития всего общества.

5. Пришло понимание, что  в основе инновационного развития  библиотек лежит не только  проблема компьютеризации, но и кадровая, которая в самом скором будущем выйдет на первый план.

Эти выводы приводят к мысли, что инновационное развитие признано библиотечным сообществом как один из реальных способов модернизации отрасли и всего общества в целом [19, С. 25-26].

Инновационным процессам  сегодня часто придается базовое, основополагающее значение и при такой абсолютизации иногда забывается, что инновации всегда осуществляются на базе определенных традиций.

Любая инновация выходит за пределы нормированной деятельности и всегда устремлена к прорыву, а сам инноватор еще совсем недавно воспринимался большинством библиотечного коллектива - как оппозиционер существующим стереотипам и борец с ними.

В начале любого нововведения лежит  «дерзкая», нестандартная мысль, «безумная» идея, как считает С.Г. Матлина. Основу же инноваций составляет профессионализм. Чаще всего авторами инноваций выступают молодые сотрудники и те, кто пришел в библиотеку из сопредельных областей знания (педагоги, музейные работники, психологи и т.п.).

Когда инновация осознана, она становится нововведением - общим достоянием. В работе библиотек отчетливо прослеживаются многообразные направления, характеризующие существо нововведений: автоматизация и совершенствование библиотечных процессов (совершенствование систем обслуживания читателей, обновление технологических процессов); включение в работу новых, в том числе платных, услуг для читателей; изменения в управлении библиотекой (совершенствование структуры библиотеки, координация работы библиотек разных ведомств, создание новых отделов и центров) [22, с.131].

   Одной из профессиональных  проблем по использованию инноваций в практике библиотечного обслуживания является качество кумуляции (сбора) сведений о нововведениях. Система сбора информации о новом в библиотечном деле часто малоэффективна, и не организационные просчеты тут виной. Во-первых, не охватываются те инновации (нестандартные, смелые идеи), которые по каким-либо причинам остались невостребованными в библиотеке. Некоторые нововведения рассчитаны на внутреннее пользование и не подлежат тиражированию. Во-вторых, описание или формы учета информации о нововведениях не всегда заполняются самим автором. Обычно это делает методист или работник информационной службы. Поэтому, отчужденные от непосредственного исполнителя, нередко выхолощенные сведения о нововведении оказываются бледной копией исходной творческой находки [21].

Несмотря на все это, инновации  в библиотечном обслуживании широко применяются и укореняются во многих библиотеках. При этом главное  конкретно определить объект инноватики. Многие специалисты считают главным объектом инноватики - повышение эффективности всех направлений деятельности библиотеки в многостороннем непрекращающемся диалоге с посетителем, пользователем. Н. Карташов считает, что в качестве объекта развития могут выступать объекты внутри библиотеки и так называемые «выходы» - социально значимые результаты ее деятельности [23, с. 39].

На наш взгляд, основными объектами инноваций в библиотечной сфере являются: услуги и продукция; библиотечная технология; организационное развитие библиотеки; социальная база изменений.

Универсальный источник инноваций - противоречие между стремительно растущими потребностями и возможностями их удовлетворения, а также накопленный обществом ресурсный потенциал (включая научно-интеллектуальный) [17, с. 33].

Инновации порождены практикой  работы, инновации не возможны без  развития деятельности. Инновационное развитие также связано с новыми технологиями.

Оптимальный вариант обновления библиотек - постепенная модернизация. В одном случае простые элементы заменяются более сложными, в другом, наоборот, упрощаются технологические процессы.

   Специалисты в  области инноваций считают, что  они представляют социальную  ценность лишь в том случае, когда поддаются трансляции, т.е.  могут быть воспроизведены. Формы  воспроизводства различны. Наиболее  простой способ – экстраполяция,  т.е. перенесение готовых устоявшихся  образцов и ценностей на ту  или иную предметную область.  При этом ученые подчеркивают, что экстраполяция как тип  воспроизводства всегда условна,  подразумевает тождество средств,  целей, возможностей там, где  их может и не быть.

   Другая форма воспроизводства  инноваций – интерпретация. Она  неотделима от экстраполяции  и одновременно противоположна  ей. И та и другая рассматривают  и осваивают новое как нечто  уже известное. Но экстраполяция делает упор на поддержание достигнутого, использует новые явления, не меняя основательно старое содержание. Посему заимствованный и механически перенесенный на другую почву чужой опыт выглядит инородным телом. Интерпретация же всегда придает особую осмысленность заимствованию, наполняет его новым содержанием и по возможности новыми целями, закрепляет связь между уже сложившимися и случайными структурами; в отличие от экстраполяции формирует соответствующую новым смыслам систему ценностей.

Еще один вариант освоения инноваций – заимствование форм деятельности из сопредельных сфер знания. Так, библиотеки стали открывать  литературно-музыкальные салоны, выставки изобразительного искусства, клубы, центры беженцев и переселенцев, кружки по изучению языков, компьютерные классы – вплоть до статусного изменения  своей организации (Гуманитарный центр  молодежи). При этом заимствование  выступает не как механическое подражание, а как творческий акт, экстраполяция, позволяющая использовать уже апробированный опыт или алгоритм поведения для анализа и оценки новой ситуации [21].

Говоря о новых тенденциях и  явлениях, следует определить причины, вызвавшие их появление. Основными причинами развития инновационной деятельности в библиотеках являются:

во-первых (возможно, это главное), снижение объемов государственного финансирования, что объективно приводит к оттоку квалифицированных кадров, уменьшению и ухудшению ресурсного обеспечения деятельности, ухудшению качества результатов деятельности, сокращению НИР в области библиотечного дела и, таким образом, отставанию в развитии и несоответствию требованиям общества;

Информация о работе Инновации в детских библиотеках