Инновации в детских библиотеках

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

В начале 1990-х годов, когда библиотеки столкнулись с необходимостью отстаивать своё право на существование, они начали позиционировать себя как центры информации. Изменения в социально-экономической жизни потребовали новых подходов к развитию библиотечного дела. Сегодня библиотечный мир переживает инновационный бум. Библиотеки активно перестраивают не только свою структуру, но и содержание работы. Сегодня стали актуальны нововведения, или, как теперь принято говорить, инновации. По частоте употребления это слово не знает себе равных.

Файлы: 1 файл

текст работы 2 курс.docx

— 94.50 Кб (Скачать)

во-вторых, утрата библиотеками естественной монополии в области предоставления документированной информации, появление конкурентов и альтернативных источников информации и информационных услуг, что приводит к повышению требований к номенклатуре библиотечных продуктов и услуг, гибкости в формах их предоставления, значимости таких параметров, как качество деятельности и компетентность персонала.

Существуют и некоторые "опосредованные" причины, наиболее важные среди которых - объективные изменения, произошедшие и происходящие в политической, правовой, социальной, культурной, экономической, научной, технической сферах деятельности общества (страны и мира), а также  некоторая "рефлексия изменчивости" - осознание того, что дальнейшее развитие общества может быть только инновационным, превращение инновационности в непрерывный процесс деятельности.

Последняя причина "провоцирует" перенесение принципов инновационного развития на деятельность библиотек, понимание  библиотеки как развивающейся системы, применение методов, сложившихся в  инноватике (теории инновационного развития) [17, с. 33-34].

Что же касается основной задачи внедрения новшеств в библиотеку, то Н. Карташов ставит на первое место воспитание у библиотекарей творческого отношения к своей работе. При этом воспитание творческой активности он разделяет на три последовательные стадии: выработка стремления к реализации библиотечных процессов и организации труда; помощь работникам в поисках проблем, ждущих своего совершенствования; овладение методикой аналитической и научно-методической работы [23, с.40].

Успешное инновационная деятельность сегодня невозможна без определенных условий и особенностей ее реализации. Основные из них:

1. Инновационное развитие  библиотечного дела - не мода, а  вектор, поэтому инновационно развиваться придется постоянно, это непреходящее явление.

2. Библиотечная инновация  - это и процесс, и результат  деятельности, результат процесса. Только такое понимание способно  дать возможность правильно управлять  ими. При этом инновационное  развитие - это управленческое воздействие  на деятельность.

3. Инновации в библиотечном  деле имеют свою специфику,  поэтому не стоит переносить  все наработки из экономики,  коммерческой сферы в библиотечно-информационную. Они могут "не сработать", "не подойти", "не дать требуемого эффекта"; могут иметь отложенный (или неявный) результат.

4. В библиотечной инновационной  деятельности нет четких критериев  результативности. Индикаторы эффективности  - сложнейшая управленческая проблема, решение которой еще предстоит  найти.

5. Любая инновация со  временем неизбежно превращается  в обыденность (обыденную практику), а затем и в традицию. Это  необходимо помнить и понимать; инновация начинает превращаться  в некоторую "повседневность" уже в момент "тиража", а в  момент "признания" (рефлексии)  она начинает переходить в  стадию "традиции".

6. Библиотечные инновации  интерактивны, в них всегда присутствует  обратная связь, но при этом  необходимо учитывать сложность  "приучения" потребителя к  инновациям.

7. Инновационность - динамическая характеристика, невозможно стать инновационным раз и навсегда; поэтому среди "инноваторов" не может быть победителей и побежденных, лидеров и отстающих (несмотря на некий элемент соревнования); к тому же настоящая инновационность - дело отнюдь не показное (разговоры о собственной инновационности не создают инновации, но могут порождать неприязнь и скептическое отношение и к понятию инновация, и к инновационной деятельности).

8. Инновация как деятельность (а не некая креативная идея, к сожалению, эти понятия иногда  отождествляют) требует глубокой  методологической и технологической  проработки, подготовительной работы, постоянного контроля процесса  и поддержки результата.

9. Инновация в библиотеке - это успешная попытка осуществить  содержательное, целенаправленное  изменение в деятельности организации  для решения существующих и  потенциальных проблем, создания  новых возможностей дальнейшего  развития [17, с. 34-36].

Е.Д. Ломановская в свою очередь считает, что для успешной реализации инновационной деятельности в библиотеке нужно, чтобы сложились такие условия как:

1. Инновационная деятельность – это труд, требующий обширных знаний, изобретательности, предрасположенности. Исполнители должны быть усердными, настойчивыми, целеустремленными. Без этих качеств невозможно введение инноваций.

2. Чтобы преуспеть, новаторы должны исходить из своих сил и способностей. Ответственность принимаемых решений требует учета и оценки собственных сил.

3. Нововведения воздействуют на общество, оказывая воздействие на процесс деятельности людей [11, с. 4; 27, с. 12]. 

Таким образом, при создании этих условий результатом инновационного развития является:

• обеспечение нормативных условий формирования, сохранения и развития библиотечно-информационных ресурсов и их доступности;

• развитие системы менеджмента с целью повышения качества услуг библиотеки до уровня нормативных требований;

• эффективное использование потенциала библиотеки для развития экономики, решения социальных и культурных задач страны, региона [18, с.20].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Классификация библиотечных инноваций и структура инновационной деятельности

Группировок инноваций (типологий  и классификаций) по различным параметрам много. Основной классификацией можно  считать группировку инноваций по влиянию, в соответствии с которой выделяются два основных вида и один дополнительный:

1. Базисные, радикальные, т.е. меняющие основные положения, парадигму;

2. Модернизирующие, инкрементальные,  т.е. те, которые находятся в  русле существующей традиции  и парадигму не меняют;

3. Псевдоинновации - незначительные (эстетические, имиджевые и т.д.) улучшения [17, с. 35].

В России широко используется классификация Е.Д. Ломановской, которая представляет следующую виды библиотечных инноваций:

По признаку содержания:

1. Продуктивные нововведения – создание новых услуг, библиотечно-библиографической продукции или совершенствование существующих. Ориентированы на пользователей, общество и сотрудников, внедряющих новшество.

  1. Технологические нововведения – создание новых технологий, совершенствование технологических процессов, использование новых технических средств. Ориентированы на сотрудников библиотек, внедряющих новшество.
  2. Управленческие нововведения – направлены на реорганизацию структуры библиотеки, изменение методов руководства. Ориентированы на сотрудников библиотеки, профессиональное сообщество.

По признаку новизны:

1. Радикальные

- внедрение автоматизированных систем, обеспечивающих выполнение отдельных или всех библиотечных процессов;

- использование в автоматизированных системах новых технологий; 
- изменения в законодательстве, которые могут повлиять на деятельность библиотек; 
- социальные перемены (например, изменения численности, состава и размещения населения); 
- внедрение новых видов услуг (выдача на дом программных продуктов, сервисное обслуживание определенных групп населения); 
- изменения в финансировании; 
- реорганизация; 
- переезд на новое место; 
- строительство нового здания.

2. Модифицирующие 

- изменение формы или размера печатной продукции библиотеки; 
- расширение какого-либо вида услуг [27, с. 13-15].

Основными типами инноваций, с которыми приходится сталкиваться в практической деятельности, являются:

1. Технологические - деятельность, связанная с разработкой и внедрением технологически новых продуктов и процессов, а также значительно технологически усовершенствованных. Технологические инновации в свою очередь делятся на:

- продуктовые, означающие разработку и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов. При этом технологически новый продукт - продукт, чьи технологические характеристики или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных, ранее производимых продуктов; а технологически усовершенствованный продукт - это существующий продукт, для которого улучшаются качественные характеристики, повышается экономическая эффективность;

- процессные - разработка и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая и методы передачи продуктов.

2. Организационные инновации,  направленные на повышение эффективности  деятельности организации путём  снижения административных и  других издержек, повышения удовлетворенности  работников.

3. Маркетинговые инновации  (новые или значительно улучшенные  маркетинговые методы, охватывающие  существенные изменения в дизайне  и упаковке продуктов, использование  новых методов продаж, формирование  новых ценовых стратегий, направленных  на повышение объемов продаж  или цен на продукты) [17, с. 36].

По качеству изменений различают два типа инноваций:

  - содержательные,

  - организационно-управленческие.

   Содержательные инновации  - изменяют, дополняют традиционные и образуют новые библиотечные услуги, формы работы, а организационно-управленческие инновации - создают новые структуры в библиотеках, формируют новую систему управления. Различаясь динамикой, оба типа библиотечных нововведений носят вероятностный характер. Поскольку они рождаются из личностной инициативы, то возникают спонтанно, часто в нескольких библиотеках одновременно [21].

Каждая деятельность имеет  свою структуру и инновационная деятельность не исключение. Так реализация инновационных идей происходит в 4 уровня:

1.Первый уровень – методологический. Он определяется новыми подходами к построению отдельных видов библиотечной деятельности. В начале 90-х годов методология "школы вальдорфской педагогики" была положена в основу программы "Книга, библиотека, личность молодого читателя".

Идея гуманизации, реализованная в педагогику сотрудничества, явилась залогом успеха в работе с читателями.

2.Второй уровень инновационной деятельности включает организационно-структурные преобразования. Причем преобразования ни в коем случае не должны вестись во имя реорганизаций. Их задача - решить сущностные, базисные проблемы совершенствования библиотечного процесса.

К этому уровню инновационных  преобразований можно отнести и  создание разнообразных клубов по интересам, творческих объединений и консультационных центров. Отдельные инновационные  коллективы добиваются статусного изменения  своего учреждения, становятся информационным или молодежным центром, центром  гуманитарной культуры и т.д.

3.Третий уровень инноваций охватывает глубинные содержательные процессы. Именно он и обеспечивает высокое качество библиотечной работы.

Этот содержательный уровень  требует четкой стратегии, реализация ее демонстрирует развитость управленческого  и профессионального кругозора  руководителя.

4.Четвертый уровень инновационной деятельности связан с поиском и реализацией новых библиотечных, информационных и управленческих технологий.

Для молодых читателей, по словам автора, информационные технологии открывают доступ к информации, а  значит знаниям, дают совершенно новые  возможности для обретения профессиональных знаний и для творчества, приобщают  к ценностям мировой культуры [36].

Говоря об инновационном  развитии, необходимо постоянно помнить  о структурности инноваций, или  их уровнях, которые касаются библиотеки. Первый уровень можно назвать "микроуровнем", или "внутренними" инновациями: речь идет об изменениях внутри самой библиотеки (учреждения) безотносительно к тому, к какой именно структуре (отделу, процессу) они относятся. Второй уровень можно обозначить как "макроуровень", или "внешние" инновации - они относятся к взаимодействию библиотеки с внешней (но близкой) средой. Это могут быть изменения в отношениях библиотеки с местным сообществом, в формах и видах представления результатов своей деятельности потребителям либо в позиционировании и восприятии библиотеки тем обществом, в котором она непосредственно находится.

Третий уровень (с достаточной  долей условности) можно назвать "мегауровнем". О нём можно говорить в том случае, когда изменения (или их совокупность), произошедшие в деятельности библиотеки, влияют на развитие (или изменение) характеристик общества. Это неявный уровень, но в инновационной деятельности библиотек он присутствует и учитывается. Связано это с тем, что любая социально-институциолизированная деятельность влияет (разными путями и формами) на жизнь всего общества [17, с. 38-39].

Информация о работе Инновации в детских библиотеках