Демократия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Демократия, по словам Н. Бердяева, – вековое начало, хорошо знакомое миру античности. Тем не менее, едва ли какое-либо другое политическое понятие имеет столько значений и столько толкований в современной литературе, сколько демократия. К демократии веками стремились прогрессивные общественные силы во имя создания справедливого государственного устройства, которое бы обеспечивало свободное бытие каждому человеку в обществе.

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Демократия: природа, принципы, особенности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4-12
Формирование демократии в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12-20
Местное самоуправление как политико-правовой институт. . . . . . . . . . . . . . .20-31
Влияние демократии на реализацию свобод в различных сферах
общественной жизни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31-35
Демократия в представлении политических элит в постсоветской
России эпохи Б. Ельцина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35-39
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТГП.docx

— 124.32 Кб (Скачать)

Прежде всего, органы государственной  власти и органы местной власти характеризуются  рядом общих черт:

  • являются формами народовластия, осуществляют публичную власть;
  • в пределах своей компетенции принимают решения, имеющие обязательную юридическую силу;
  • избираются населением в установленном законом порядке, который основан на одинаковых принципах;
  • имеют в основном совпадающие организационно-правовые формы деятельности.

Наряду с названными общими показателями, можно назвать специфические черты органов местного самоуправления и органов государственной власти, способствующие их разграничению.

1. Существенно то, что самоуправленческая власть осуществляется в интересах всего местного сообщества (населения конкретного муниципального образования или его части) и от его имени. Особенность здесь в том, что сравнительно небольшое количество людей, составляющих местное сообщество, посредством самоуправленческой власти, может более или менее точно определить общую волю, относительно легко выработать согласованную позицию по конкретному вопросу.

Иначе обстоят дела с государственной  властью. На формирование государственных  органов, на принимаемые ими государственные  или иные решения воля индивидов (частных лиц) мало оказывает воздействие. По-видимому, эту ситуацию отчасти объясняет то, что в демократическом обществе представительная государственная власть формируется различными слоями населения. К тому же, общая воля народа с помощью избирательных технологий может быть определена более или менее приблизительно. Надо учитывать и то, что на деле государственная власть почти везде и всюду осуществляется в интересах, прежде всего, политической элиты, овладевшей «рычагами» государственной власти.

  1. Названные структурные образования и, применяемые ими правовые акты, имеют различную политико-правовую природу. Если представительные органы государственной власти принимают законы, обладающие высшей юридической силой, то деятельность органов местного самоуправления всегда носит подзаконный характер.
  2. Различен территориальный масштаб их деятельности: органы государственной власти действуют на территории государства либо государственного образования, являющегося субъектом Федерации, органы же местного самоуправления функционируют в городах, в пределах определенных поселений либо на территории группы населенных пунктов.

4. Существенно различаются содержание компетенции этих органов. Как видим, предметы ведения и круг полномочий органов государственной власти определяется и закрепляется в Конституции РФ и конституциях либо уставах субъектов федерации. Вопросы ведения и полномочия органов местного самоуправления отличаются своей спецификой. Они определяются и закрепляются в уставах муниципальных образований самим населением, реализующим право на местное самоуправление, и составляющие их вопросы имеют местное значение.

Сказанное позволяет отметить следующее: местное самоуправление существенно отличается от государственной власти по особенностям формирования, по специфике функционирования, по уровню демократизма. Самоуправленческая власть осуществляется в интересах всего местного сообщества (населения конкретного муниципального образования или его части) и от его имени.

VII. Согласно действующему законодательству сконцентрируем внимание на следующих полномочиях и признаках местного самоуправления:

  • решение проблем местного значения на сходах небольших сельских поселений, а также организационных и иных решений в муниципальных образованиях городов и иных территориальных структур на основании общественного мнения населения;
  • выборность органов местного самоуправления: глав муниципалитетов, представительных органов и их руководителей;
  • образование муниципальных образований не только в районах, но и городах и сельских поселениях:
  • отсутствие непосредственной подчиненности между региональными и муниципальными образованиями;
  • наличие определенных контрольных функций у субъекта РФ и федеральных органов государственной власти относительно деятельности муниципальных образований;
  • оценка повседневных жизненных проблем людей, проживающих на территории определенного муниципального образования, в качестве приоритетных, находящихся в центре внимания каждого муниципального уровня власти;
  • реализация принципа «выстраивания» вертикали власти, подразумевающего главенство Конституции РФ, координацию федерального, регионального законодательства и местных муниципальных правовых актов.

Можно сказать, что эти  и иные положения ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должны способствовать децентрализации системы управления в Российской Федерации, реализации права населения различных административно-территориальных единиц управлять в рамках закона самостоятельно.

К числу вопросов местного значения относятся: порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной  собственностью, местные финансы  и бюджет, содержание жилищного фонда, организация учреждений образования и здравоохранения, охрана общественного порядка, планировка и застройка территории, жилищное и социально-культурное строительство, контроль за использованием земель, энерго-, тепло- и водоснабжения, дорожное строительство, благоустройство территории, транспорт и связь, учреждения культуры, участие в охране окружающей среды, охрана общественного порядка, сохранение памятников истории, физическая культура и спорт, противопожарная служба и др.

VIII. Признание социальной целостности и значимости местного самоуправления как института, выполняющего определенные политические функции, не означает его идеализации. Дело в том, что становление органов местного самоуправления в современной России проходит медленно, непродуктивно. Это объясняется, в частности тем, что местное население не разделяет позиции о негосударственном характере этих органов, а также отсутствием у граждан навыков необходимой социальной активности, связанной с затратой энергии в решении общих дел. К тому же, следует иметь в виду, что уровень компетенции служащих, необходимый для решения государственных дел, неизмеримо выше, чем тот, который, как правило, существует в системе самоуправления. Отметим и то, что участие населения в решении вопросов местного уровня в сегодняшних условиях осложняется отсутствием необходимых правовых знаний, негативными предубеждениями, правовой пассивностью, представлениями о никчемности, неэффективности самоуправления в целом. Отчужденности граждан от институтов государственной власти и власти местного самоуправления способствует существующая бюрократизация основных сфер государственной и общественной жизни, снижающая стремление населения к проявлению инициативы, самостоятельности в решении общих дел.

Проблема развития местного самоуправления в России - это не абстрактная идея, а практическая задача сегодняшнего дня. По-видимому, для результативного осуществления местного самоуправления необходимо совершенствование существующих условий. В их числе: более четкое определение круга местных проблем, решение которых возможно собственными силами и средствами; поддержание инициативы и желаний граждан самостоятельно и ответственно решать эти проблемы; создание более качественной правовой основы, дающей возможность и гарантирующей реализацию права населения на местное самоуправление. В рассматриваемом плане принципиально значимы финансово-бюджетные возможности территории для обеспечения деятельности органов местного самоуправления; согласование местных интересов с региональными и общегосударственными интересами; четкое разграничение собственности между органами местного самоуправления и государственными органами; наличие квалифицированных кадров, способных профессионально реализовать функции управления.

Муниципальные образования  в современной России, согласно действующему законодательству, наделены достаточно широкими функциями, полномочиями, правами и обязанностями. Однако реальные полномочия муниципальных образований в значительной мере определяются не только законами, но и, прежде всего, имеющимися в их распоряжении объектами муниципальной собственности, материальными и финансовыми ресурсами. Как свидетельствует Европейский политический опыт, материальная база муниципальных образований - существенная предпосылка их дееспособности, самодостаточности.

 

  1. Влияние демократии на реализацию свобод в различных сферах общественной жизни.

 

В условиях демократизации возможно обеспечение конструктивного взаимного обмена мнениями, сопоставления различных точек зрения и подходов, существующих в обществе, что имеет исключительное значение для поиска новых путей свободы и социального прогресса в целом. Вместе с тем демократия и политический плюрализм, являющиеся важными условиями реализации свобод индивидов, способствуют развитию политической культуры, глубокому проникновению общечеловеческих ценностей в сферу политики.

В целом реализация свободы  неотделима от плюрализма как одного из центральных принципов демократии. Плюрализм, будучи богатым по содержанию, предполагает создание условий для  реализации разнообразных социальных и политических интересов в различных сферах общественный деятельности, устранение монопольных отношений между политическими субъектами, многопартийность, свободное объединение политических сил, свободу информации и гласность. Одним словом, плюралистическая демократия создает реальные условия для свободы выбора и деятельности социальных групп, социальных институтов и организаций в рамках законности и общих ценностей, принятых в обществе.

В связи с этим отметим, что осуществление плюрализма в  обществе не происходит само по себе. Для этого необходимо наличие целого ряда условий. Среди них особое место занимают соответствующие демократическим нормам свобода слова, свобода деятельности, свобода образования партий и обществ, защита прав человека государством.

Политический плюрализм, претворяющийся в жизнь в условиях демократии, находит свое выпуклое отображение в обеспечении представительства людей в разных партиях, объединениях и организациях. Это — необходимое условие создания в стране общей солидарности и гражданского мира. Вместе с тем такие важные формы проявления политического плюрализма, как право личности на свободное выражение своих идей и позиций, уважительное отношение к мнению оппонентов, учет их интересов, отказ от насильственного распространения своих взглядов и т.д., играют существенную роль в развитии свободы. 

Демократизация в сфере политики своей главной целью имеет проведение глубоких и основательных реформ в политической системе, повышение роли избираемых органов, превращение политической системы в самообновляющийся эффективный механизм. Это, в свою очередь, означает еще большее развитие политических свобод.

Демократизация  политической жизни страны выражается в ускоренном обновлении политической системы в целом.Среди многочисленных направлений данного процесса основное место занимают совершенствование выборов и повышение роли избираемых органов, последовательное проведение в жизнь поставленных задач национального государственного строительства, обеспечение в политической сфере плюрализма, гласности, свободы слова и мысли.

Демократизация  политических отношений постепенно ускоряет процесс формирования в стране правового государства и гражданского общества. Это — очень важное направление ее положительного влияния на развитие свободы. Одной из первостепенных задач правового государства является организация защиты прав и свобод граждан, забота об их постоянном расширении. Здесь принцип верховенства закона, взятый за основу, препятствует созданию барьеров со стороны государственных органов или других лиц в реализации свобод граждан.

Демократическое правовое государство, будучи диаметрально противоположным авторитарно-бюрократическому режиму, обеспечивает принцип свободного выбора народом своей социальной организации. В таком обществе свободное волеизъявление народа играет роль основного правового источника. Одной из главных возможностей правового государства является реализация принципа свободы для всех при условии свободы каждого в отдельности.

Наряду с политической формой демократии, ее другие формы (демократизация экономической, социальной и духовной сферы) играют исключительно важную роль в развитии свободы. При таком подходе к проблеме демократизация экономической жизни приобретает особое значение. Демократизация экономики предполагает выполнение нижеследующих задач, которые являются реальным фундаментом для проведения в жизнь экономических свобод:

- устранение государственной монополии на собственность;

-  повышение роли частной собственности;

- создание условий для свободного предпринимательства и свободной конкуренции;

  • устранение господства механических, административных методов в управлении экономикой;
  • формирование спроса и предложения в экономике на основе принципа свободных отношений;
  • предупреждение безосновательного вмешательства государства в экономику, а при необходимости - повышение его регулирующей роли;
  • формирование регулируемой рыночной экономики и т.д.

Информация о работе Демократия