Демократия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Демократия, по словам Н. Бердяева, – вековое начало, хорошо знакомое миру античности. Тем не менее, едва ли какое-либо другое политическое понятие имеет столько значений и столько толкований в современной литературе, сколько демократия. К демократии веками стремились прогрессивные общественные силы во имя создания справедливого государственного устройства, которое бы обеспечивало свободное бытие каждому человеку в обществе.

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Демократия: природа, принципы, особенности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4-12
Формирование демократии в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12-20
Местное самоуправление как политико-правовой институт. . . . . . . . . . . . . . .20-31
Влияние демократии на реализацию свобод в различных сферах
общественной жизни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31-35
Демократия в представлении политических элит в постсоветской
России эпохи Б. Ельцина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35-39
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТГП.docx

— 124.32 Кб (Скачать)

В общетеоретическом смысле демократия рассматривается как  понятие тождественное форме  политической организации общества, основанной на признании народа в  качестве источника власти, а также  политическому режиму, допускающему граждан к управлению государственными делами и наделяющему их широким  кругом прав и свобод.

В работах современных  исследователей, как правило, обоснованно  акцент делается на том, что демократизация современной России, означала прежде всего демонтаж структур советского периода. Одновременно устанавливались институты и нормы демократической направленности: гласность, плюрализм мнений, установление цензуры и др.

Непосредственному переходу к демократии в условиях российской деятельности должен предшествовать длительный период ослабления прежнего авторитарного, административно-командного режима, снижение его эффективности. В этой связи  отметим, что в нашей стране наметилась тенденция к некоторому ослаблению государственного вмешательства в  дела общества; существует слабая оппозиция правящему режиму и др. Однако в целом этот процесс осложнен многими факторами.

По-видимому, «борьба за демократию»  предполагает, прежде всего, осмысление ее в качестве нормативного, теоретического эталона. Имеются в виду определенные идеалы и ценности, относящиеся к  категории «демократия», признанные в далеком прошлом, и в настоящее  время. Речь идет о классической трактовке  демократии, прежде всего, в качестве народовластия. Смысл этой посылки в привлечении к правлению большинства народа, в вовлечении всех слоев общества в политический процесс от выработки решений до их осуществления.

Можно сказать, что такой  подход имеет две стороны –  сильную и слабую. Первая состоит  в привлекательности для людей  ценностей, связанных с глубинным  смыслом категории «народовластие». Слабая же сторона нормативного подхода  – в отрыве от действительности, идеализации демократии. Реальная демократия нигде и никогда не была властью  народа, что означало бы не государственное, а общественное самоуправление. В  этой связи представляется убедительным следующее суждение: в современном  значении понятие «демократия» имеет  мало общего с «господством народа». Демократия есть власть народных представителей, которая свободно избрана большинством народа и контролируется им.

В литературе обоснованно  утверждается, что получению общего представления о демократии, как  форме политической жизни, может  способствовать выявление и краткий  анализ её существенных признаков и  принципов с позиции существующих политической теории и практики.

Каковы основные признаки демократии с позиции нормативного подхода к её определению?

Если рассматривать демократию в её измерении относительно политической системы общества, формируемого правового  государства, то к её конституционным  признакам можно отнести следующие.

1.Юридическое признание верховной власти народа. Именно народ, а не бюрократия, партийные структуры, духовенство и другие социальные образования выступают официальным источником власти. В этом смысле Конституция РФ говорит о многонациональном народе России. Народ осуществляет свою власть в различных формах: через органы государственной власти, непосредственно путем выборов и общегосударственного референдума, а на местном уровне посредством предусмотренных Конституцией различных форм самоуправления. Природе демократии соответствует конституционное положение о том, что незаконный захват власти народа кем-либо преследуется по Федеральному Закону (ч.4 ст. 3 Конституции РФ).

2.Периодическая выборность основных органов государства – показатель демократизма общества и его политической системы. Соответственно, демократическим может считаться лишь то государство, в котором лица, реализующие ключевые властные функции, избираются на определенный ограниченный срок, а не назначаются. В Российской Федерации посредством выборов избираются глава государства, главы муниципальных органов, депутаты всех уровней.

Идея и практика выборности основных государственных органов  содержит большой демократический  потенциал. Выборный руководитель, сознавая, что ему оказаны уважение и доверие, несет большую политическую и моральную ответственность перед избирателями.

3.Верховенство права в жизнедеятельности общества – одна из важнейших характеристик демократии. Верховенство права предполагает, прежде всего, наличие законов с правовым содержанием (правовых законов). Право, с учетом этого исходного положения, определяется как форма выражения свободы в общественных отношениях, как мера этой свободы, форма бытия свободы.

Что означает критерий «правовых  законов»? какие законы можно рассматривать как соответствующие праву, а какие несовпадающие с правом? Этот вопрос вызывает много споров, рассматривается и в рамках отечественного, и зарубежного права. Согласно мнению многих авторов, право – это нормативно закрепленная справедливость. Соответственно этому выводу, все другие законы, которые не содержат в себе правового идеала, сообразующегося с принципами добра, справедливости, не являются правовыми. В отечественной литературе высказаны критические суждения относительно названного подхода, отмечается, что он ведет к смешению категорий права и морали.

Вместе с тем заслуживает  внимания вывод о том, что разграничение  права и закона – нем просто методологический прием, необходимый  для уяснения их сущности. Оно имеет  глубокий гуманистический смысл, ибо  «позволяет констатировать, что право как содержание закона выступает критерием его качества». Именно благодаря праву, мы имеем возможность отличить законы правовые от неправовых, скажем, принимаемых в условиях тоталитарных режимов, справедливые от несправедливых, гуманные от антигуманных. С этих позиций нужно видеть различие и в то же время тесную взаимозависимость между законом и правом. Закон – официальный документ, содержащий информацию, адресованную субъектам права; нормы права, содержащиеся в законах, не всегда представляет собой частичку правовой материи, поскольку могут, как отвечать принципам демократии, правовому прогрессу, так и не способствовать их развитию. Подтверждением этому служит законодательство фашистской Германии и других тоталитарных государств.

Верховенство права в  жизнедеятельности Российского  общества, упрочении его демократических  основ предопределяется и тем, что  этот социальный регулятор представляет собой не просто произвольное и субъективное властное веление, а нечто объективное  и самостоятельное, обладающее своей  собственной природой, своей сущностью  и своей спецификой.

В этой связи существенно  то, что право фиксируется не только в законодательных актах, но и  представлено во всем комплексе институтов и средств юридической регуляции (правовые обычаи и др.).

Относительно верховенства права в системе демократии, представляет интерес следующее суждение С.С. Алексеева: посредством права «в жизнь, в реальные жизненные отношения, в той или иной мере должны войти важнейшие ценности цивилизации – справедливость, принцип «равновесности», а главное – направленность регулирования на субъективные права, свободу человека, как носителя субъективных прав, его активность и творчество».

4.Свобода личности – необходимый компонент демократии и показатель демократизма политической системы. При всей кажущейся простоте свобода – предмет сложный для понимания и практической реализации. В философской, юридической, справочной литературе вопрос о свободе относится к числу исходных в определении человеком своих позиций – ориентиров своей жизни и деятельности. В самом общем плане свобода трактуется, как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями и особенностями определенной социальной среды.

В классической философии  понятие свободы связывалось, во-первых, с действием объективной необходимости  и ее познанием и, во-вторых, как  воля, «свобода воли». Названные положения  трудно оспорить и в настоящее  время. Скажем, оптимальной предпосылкой для инициативы, предприимчивости в системе рыночных отношений служит познание их природы, динамики и др. Или – уяснение, понимание индивидами смысла правовых предписаний, условий их действия, последствий нарушения есть познанная правовая необходимость, основа соизмерения своих интересов с интересами других людей, коллектива, общества. Соответственно, представляется верным вывод о том, что «свобода действия тем более значима, чем более конкретным и точным знанием она освещена».

Во втором аспекте свободам трактуется как свобода воли. При  этом нередко признается, что «свобода индивидов и свобода их воли –  понятия тождественные». В философской  литературе также утверждается, что  «свобода – это способность действовать  в соответствии с сознательным выбором». Эти суждения подтверждают многогранность категории «свобода». По-видимому, имеется  в виду то, что в условиях реальности свободный выбор сопряжен с проецированием своих действий на избранную цель, определением путей, средств её достижения и др., т.е. самоопределением людей  в системе общественных отношений.

Содержание свободы раскрывается исследователями и под иным углом  зрения, в частности в смысле «свободы от чего-то» и «свободы для чего-то». Первому из названных аспектов в основном придается негативный смысл, поскольку свобода воли противопоставляется определенным нормам, возложенному долгу, необходимости исполнять определенные обязанности.

«Свободе для» придается позитивное значение, её обретение используется для достижение определенных положительных результатов, например, получение образования.

Какова взаимосвязь свободы  и демократии? Очевидно, демократия содержит необходимые предпосылки, условия для реализации свободы  личности. В современной России, если иметь в виду область политико-правовых отношений, - это свобода выборов, предполагающая, прежде всего, отсутствие политического, социально-экономического, психологического давления на избирателей, наличие альтернативных кандидатов, плюрализм мнений, гласность, многопартийность, признание оппозиции и др. С  другой стороны, потенциал свободы  способствует упрочнению и совершенствованию  демократии. Это подтверждается деятельностью СМИ, придающих гласности имеющие место факты «нажима», «наступления» на эти структуры со стороны отдельных должностных лиц нередко регионального уровня, случаи злоупотребления, коррупции в системе государственного аппарата, общественных объединений, наносящих существенный урон, вред процессу становления Российской демократии.

5.Органическая связь демократии и дисциплины. Демократия и дисциплина – понятия взаимообусловленные, не совпадающие в связи со спецификой их содержания. Как было сказано ранее, демократия, прежде всего, - это форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Слово «дисциплина» означает: определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права, нравственности, корпоративным нормам и др., а также обязательное для всех членов какого-либо коллектива, общества, подчинение установленному порядку, правилам.

Между демократией и дисциплиной  существует глубокой единство и взаимодействие, позволяющие обратить внимание на их роль и значение в обществе.

Дисциплина – важнейший  фактор общественной жизни, поскольку  способствует целенаправленной и разумно  организованной совместной деятельности индивидов и организаций. Цивилизованная демократия строится на дисциплине и  невозможна без нее. Демократия в  своих движениях и проявлениях  –в избирательных компаниях и др. всегда ассоциируется с определенной организованностью, порядком.

Можно сказать, что демократия без дисциплины теряет свою привлекательность  и значимость в связи с набирающими  силу элементами неорганизованности, неуправляемости, стихийности. Так  обстоит дело в тех случаях, когда  проводятся несанкционированные митинги, демонстрации, используется«грязная технология»  в период предвыборных кампаний, демократические  решения принимаются, но не используются и др. Образно говоря, демократия без дисциплины работает на «холодном  ходу», теряет свою социальную ценность.

С другой стороны, демократия придает дисциплине осознанную целесообразность принимаемых решений, добровольный выбор поведения, сопряженный с  подчинением установленным правилам, порядку. В этом случаи дисциплина без демократии оборачивается администрированием, голым командованием, окриком, стремлением поставить всех в одни «рамки», без учета определенных индивидуальных, личностных особенностей людей.

Следовательно, подлинная  свобода в условия демократии имеет границы, предопределяемые дисциплиной, ответственностью. Свобода, дисциплина, ответственность – составляющие содержание демократии в обществе. Но основное, конечно, в том, что свобода  личности не может быть абсолютно  независимой от общества. В этом смысле остаются верными и справедливыми ленинские слова о том, что «жить в обществе и быть свободным в обществе нельзя».

В политологии и юридической  литературе в числе признаков  демократии рассматриваются и такие, как наделение граждан широким  кругом прав и свобод, равенство  прав граждан на участие в управлении государством, принятие решений по большинству и подчинение меньшинства  большинству при осуществлении  предоставленных прав, контроль общественности за принятием важнейших политических решений, идейный плюрализм и  конкуренция мнений.

Названные общие признаки демократии дают возможность получить представление о её сущности, содержании, ценности и значимости в жизни  человека и общества, а также видеть перспективу совершенствования  политической системы России.

Информация о работе Демократия