Демократия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Демократия, по словам Н. Бердяева, – вековое начало, хорошо знакомое миру античности. Тем не менее, едва ли какое-либо другое политическое понятие имеет столько значений и столько толкований в современной литературе, сколько демократия. К демократии веками стремились прогрессивные общественные силы во имя создания справедливого государственного устройства, которое бы обеспечивало свободное бытие каждому человеку в обществе.

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Демократия: природа, принципы, особенности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4-12
Формирование демократии в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12-20
Местное самоуправление как политико-правовой институт. . . . . . . . . . . . . . .20-31
Влияние демократии на реализацию свобод в различных сферах
общественной жизни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31-35
Демократия в представлении политических элит в постсоветской
России эпохи Б. Ельцина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35-39
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТГП.docx

— 124.32 Кб (Скачать)

К культурным предпосылкам демократии относятся:

  • политическое сознание, т.е. отражение субъектами политики на уровне осмысления, понимания особенностей политических отношений и ценностей, что способствует их участию в управлении делами коллектива, общества, государства;
  • демократическая политическая культура, способная оценить и поддержать формирующуюся демократическую систему, адаптироваться индивидам к новым политическим условиям.

В литературе по политологии к предпосылкам демократии также относятся равенство граждан в политических и иных отношениях; право голоса, которым согласно Конституции должны обладать, по сути, все дееспособные лица; возможность получить информацию в том объеме, какой необходим для ориентации в политических делах и принятии правильного решения в голосовании и др.

Как видим, демократию трудно установить, но очень легко деформировать, скажем, нарушить ее исходные принципы. В рамках такой тенденции можно немного ограничить избирательные права, немного снизить ответственность властей перед народом, немного «подправить» механизм голосования и др. Как следствие таких изменений, вместо реальной может наступить мнимая демократия.

В целом можно сказать, что социальная значимость демократии подтверждается свойственной ей шкалой ценностей, которые наиболее отчетливо  проявляются в связи с кардинальными  изменениями, происходящими в политической и иных сферах жизнедеятельности общества.

Стабильность демократии обеспечивается в том случае, если она имеет многочисленных сторонников  среди различных слоев и групп  населения, если ее ценности востребованы гражданами страны.

  1. Местное самоуправление как политико-правовой институт.

В современном мире местное  самоуправление стало неотъемлемой частью политической системы демократического типа. Это вполне объяснимо, если учесть, что в развитом цивилизованном обществе невозможно всеми делами управлять из единого государственного центра. В то же время местное самоуправление является институтом гражданского общества, в котором существуют общественные отношения, непосредственно независимые от государства, хотя неразрывно связанные с ним.

Конституция Российской Федерации  провозглашает Россию демократическим государством. Одним из важнейших принципов демократического общества, одной из форм народовластия современной России является местное самоуправление. С деятельностью органов местного самоуправления неизбежно сталкивается каждый житель нашей страны. Это объясняется тем, что муниципальная власть наиболее приближена к гражданам и занята, прежде всего, решением их неотложных проблем.

Местное самоуправление в  современной России представляет собой весьма сложную социальную систему, относительно самостоятельную форму осуществления демократической публичной власти. В этой связи в правоведении и политологии идет активный процесс увеличения объема юридических и политических знаний, относящихся к местному самоуправлению. По-видимому, такой интерес к данной проблеме определяется и тем, что огромный позитивный потенциал местного самоуправления используется в России крайне недостаточно. Обращает на себя внимание и то, что даже среди государственных деятелей, известных политиков и правоведов относительно местного самоуправления высказываются противоположные точки зрения: от признания важности и необходимости в современном российском обществе до полного свертывания ввиду утопичности самой его идеи.

По-видимому, всякое социальное явление, а тем более, политическое, связано с властными отношениями и в той или иной степени с государством и политической системой общества. Это относится и к местному самоуправлению в современной России, поскольку оно представляет собой относительно самостоятельную форму осуществления публичной власти на определенной территории. Данная форма власти предоставляет населению дополнительные возможности участия в политическом процессе - выборы депутатов представительного муниципального органа, главы муниципального образования и др. Это способствует преодолению отчужденности личности от участия в решении общих дел на Местном уровне.

С позиции теоретического подхода к институту местного самоуправления целесообразно уделить внимание следующим вопросам:

1) социальная и историческая природа местного самоуправления;

2) авторские подходы к  определению; 

3) особенности законодательной  основы местного самоуправления  в современной России;

4) самоуправление как форма народовластия;

5) структура и правовые  акты местного самоуправления;

6) соотношение местного  самоуправления и государственной власти;

7) полномочия местного  самоуправления;

8) задачи совершенствования института местного самоуправления.

I. Для эффективного осуществления управленческих функций в обществе не достаточно иметь лишь одни центральные и региональные властно-государственные органы. Не менее необходимы и органы местного самоуправления, воздействующие на значительную сферу общественных отношений.

Местное самоуправление можно  рассматривать в качестве необходимого демократического противовеса центральной и региональной власти, способствующего своей деятельностью некоторому ее сдерживанию. В научной литературе признается, что передача тех или иных властных полномочий местным органом самоуправления позволяет избежать излишней концентрации власти на центральном или региональном уровне, перегрузки центрального (или регионального) правительства сугубо местными делами.

Действительно, местные органы самоуправления в большей степени приближены к населению, чем органы центральные и региональные. Их деятельность непосредственно затрагивает многие насущные проблемы местных жителей и обычно представляется последним более понятной, чем деятельность центральных или региональных властей. Интервал между принимаемыми решениями и их исполнением муниципальными структурами значительно короче, чем на общенациональном или региональном уровне. Результаты деятельности органов местного самоуправления зачастую также более ощутимы для местных жителей.

Большую роль в развитии местного самоуправления играют исторические традиции, самобытность народа, география территорий и др. С этой точки зрения обратим внимание на некоторые исторические предпосылки.

Известно, что идеи общинного  управления стали складываться в  Европе еще в средние века, получили распространение в Великобритании, Бельгии, Германии и других странах. Предпосылкой формирования этих идей было осознание того, что между местными интересами и интересами государства нередко возникали и возникают существенные противоречия, требующие разрешения. Можно предположить, что отдельные влиятельные социальные группы местного уровня, не имеющие доступа к централизованной власти, при решении вопросов локальной (местной) направленности стремились проявить независимость, самостоятельность, «отгородиться» от произвола центральной власти, обрести определенную автономию, самодостаточность.

В России с ее обширной географией, сложными политическими условиями  и спецификой государственного управления, проблема решения вопросов местного значения была актуальной и в прошлые исторические периоды. Об этом свидетельствуют земская и городская реформы, создавшие условия (основы) для формирования децентрализованной системы местного самоуправления. Реформы, в частности, предусматривали избрание населением земских собраний (губернских, уездных) или Городской Думы и управы, получивших достаточно широкие полномочия. В то же время земские и городские структуры непосредственно не подчинялись местной администрации (губернатору), хотя, в общем, действовали под его контролем. Это позволяет отметить то, что в дореволюционной России на местном уровне существовало исамоуправление и государственное управление, между которыми нередко возникали разногласия из-за несовпадающих интересов.

В послеоктябрьский период в нашей стране была установлена  жесткая Централизованная государственная  система управления. Очевидно, в этих условиях местное самоуправление не соответствовало формированию иерархических государственных структур, основанных на жесткой соподчиненности, и было ликвидировано. Его возрождение в нашей стране было связано с процессами реформирования, с принятием в 1990 году союзного ив 1991 году российского законов о местном самоуправлении. Соответственно в 1993 г. были изданы указы Президента РФ, которые прекращали деятельность прежних местных советов, выполняющих определенные самоуправленческие функции, наряду с другими.

Как видно, категория «местное самоуправление» появилась в  конституционном законодательстве страны сравнительно недавно. 9 апреля 1990 г. был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». В РСФСР категория «местное самоуправление» включена впервые в Конституцию в связи с проводимой реформой. Позднее был принят Закон РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации».

В настоящее время местное  самоуправление является одной из основ  конституционного строя России. Конституция  РФ 1993 г. устанавливает основы организации местного самоуправления, что соответствует демократическим преобразованиям в стране. Очевидно, в современном, крупном государстве невозможно продуктивно всеми делами управлять из единого центра. Как видим, в отличие от иерархической системы советов в период СССР, органы местного самоуправления автономны. Это органы населения определенных административно-территориальных единиц, которые, согласно действующему законодательству, ориентированы на сознательную инициативу, ответственность и творчество населения.

Итак, самоуправление - один из важнейших видов управления. Оно  означает, что функционирование определенной социально-политической системы либо иной осуществляется не извне, а автономно, на собственной основе при широком и активном включении ее структур и субъектов в решение внутренних проблем.

II. Для более полного выявления социально-политической значимости местного самоуправления в нынешней российской действительности, рассмотрим трактовку этого понятия, содержащуюся в современных исследованиях.

По мнению одних авторов, местное самоуправление - в РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через избираемые ими органы (органы местного самоуправления) вопросов данной территории, исходя из своих интересов, исторических и иных местных традиций. Думается, что данный вывод представляет теоретический интерес, может способствовать разработке национальной модели местного самоуправления и механизмов его взаимодействия с государством.

Другие ученые полагают, что местное самоуправление - это  система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное под свою ответственность, решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. Как видим, это положение основывается на том, что самоуправление - есть самоорганизация общества, не совпадающая с государственным управлением.

Имеет место утверждение, что местное самоуправление - это  власть местного населения в делах  местного значения, осуществляемая гражданами непосредственно и через выборные органы, в рамках закона, но без вмешательства  центральной власти. Отсюда следует, что муниципальная власть - власть подзаконная действующая на основе законов, ответственная и перед государством и перед местным сообществом.

Представляет интерес  следующее суждение: относительно местного самоуправления речь не может идти об абсолютном разделении государственного управления и местного самоуправления, а тем более - о противопоставлении их друг другу. Необходимо иметь в виду, что и то, и другое - составные части единого конституционного (но не государственного) механизма.

В справочной литературе акцент сделан на том, что «местное самоуправление - система создаваемых гражданами органов, самостоятельно и с привлечением населения, решающих вопросы местного значения».Или: «Местное самоуправление - 1) представленное Конституцией или иными государственными актами право местных органов власти самостоятельно решать круг вопросов, отнесенных к их компетенции; 2) деятельность местных органов власти по реализации представленных им полномочий».

Как видно, при всем разнообразии формулировок и существующих систем местного самоуправления, по сути, речь идет о способе устройства местной власти, основных ее функциях.

Таким образом, предельно  кратко можно сказать так: местное  самоуправление - это основанное на принципах демократии управление делами муниципального образования, реализуемое силами самих граждан. Демократизм местного самоуправления наиболее отчетливо проявляется в том, что этот институт непосредственно приобщает граждан к участию в управлении делами общества, направлен против неоправданного сосредоточения дел в государственных органах. Решение многих вопросов «внизу» - там, где обеспечивается наиболее полный учет местных условий и особенностей - также показатель демократической природы местного самоуправления в современной России.

Очевидно, на принципах самоуправления могут функционировать и различные  ассоциации, корпорации, объединения. В этой связи самоуправление можно понимать и как способ организации и функционирования различных объединений, корпораций. Однако этот корпоративный тип самоуправления имеет специфическое основание и особый отличительный характер социальной регламентации посредством корпоративных норм. Поэтому местное самоуправление понимается именно как форма организации местной власти, т.е. власти, осуществляемой в РФ на уровне городов, районов, сельсоветов (волостей, сельских округов), отдельных поселков и сельских населенных пунктов.

Информация о работе Демократия