Земли сельскохозяйственного назначения РФ в гражданском обороте

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:53, реферат

Краткое описание

Итак, целью реферата является исследование земельных правоотношений в сфере использования земель сельскохозяйственного назначения в гражданском обороте.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
1) определить понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения и их правовое регулирование;
2) определить порядок предоставления и изъятия данной категории земель;
3) определить ответственность за нарушения земельного законодательства в сфере использования с/х земель гражданами РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 5
1.1 Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения 5
1.2 Правовое регулирование 6
1.2.1 Возможности использования земель сельскохозяйственного назначения 7
2 ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И ИЗЪЯТИЯ С/Х ЗЕМЕЛЬ 8
2.1 Предоставление с/х земель 8
2.2 Изъятие с/х земель, прекращение прав на земельные участки 11
3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 18

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 53.17 Кб (Скачать)

     Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» регулирует отношения, возникающие  в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, под  которым понимается «форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции»7.

     Из земель сельскохозяйственного назначения могут предоставляться и приобретаться земельные участки для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности. Порядок предоставления земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, установлен Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ст.12). 
           Таким образом, граждане, которые заинтересованы в предоставлении подобных участков, подают соответствующее заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В нем указывают:

     - цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства или его расширение);

     - испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

     - условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);

     - срок аренды земельных участков;

     - обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

     - предполагаемое местоположение земельных участков. 
           К заявлению должно быть приложено соглашение, которое заключили между собой члены фермерского хозяйства. 
           Далее орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация в течение месяца с момента получения заявления обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает их с учетом зонирования территорий. В течение 14 дней, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении или непредставлении участка в собственность за плату или бесплатно, либо в аренду с приложением проекта его границ. В случае отказа в предоставлении земельного участка, решение можно оспорить в судебном порядке. 
             «Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение 7 дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. 
Важная особенность установлена рассматриваемым Законом в отношении минимальных размеров земельных участков, предоставляемых для крестьянских хозяйств»8
           Согласно ст. 33 п. 1  Земельного Кодекса РФ предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Также, исходя из ст. 12  п. 7 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.

     «В соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» могут быть созданы садоводческие, огороднические или дачные: некоммерческие товарищества, потребительские кооперативы либо некоммерческие партнерства. Их отличает главным образом форма собственности на имущество общего пользования, приобретенное тем или иным садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением или созданное им за счет взносов его членов»9.

     Обязанность обеспечивать граждан земельными участками  для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства лежит на органах местного самоуправления. Они определяют потребность в земельных участках для создания соответствующих объединений путем приема заявлений от граждан и составления списков желающих участвовать в таких объединениях. Гражданину может быть отказано в предоставлении садового, огородного или дачного участка, только если он уже получил бесплатно участок под указанные цели и совершил сделку по его отчуждению (продал, подарил) или если он имеет такой участок (на любом праве), и предоставление еще одного участка приведет к превышению установленных предельных норм предоставления земельных участков.

2.2 Изъятие с/х земель, прекращение прав на земельные участки

     Глава XII Земельного Кодекса РФ, регламентирует прекращение и ограничение прав на землю. Так, согласно закону, право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении его другим лицам (продажа, дарение), отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия земли.

     Основаниями для прекращения права пользования  земельным участком могут служить  следующие обстоятельства:

     - нецелевое использование сельскохозяйственных  земель;

     - неэффективное использование земель, приводящее к снижению плодородия  или ухудшению экологической  обстановки;

     - неустранение умышленно совершенных  земельных правонарушений (например, отравление загрязнение, порча  плодородного слоя почвы);

     - изъятие для государственных  или муниципальных нужд (например, строительство олимпийского комплекса  в Сочи);

     - реквизиция земельного участка  (при обстоятельствах, носящих  чрезвычайный характер);

     - в иных случаях, предусмотренных  федеральными законами.

     Так, «…президент РФ Дмитрий Медведев, выступая на совещании по вопросам развития сельского хозяйства в Орловской области, предложил изымать не используемые в течение трех лет сельскохозяйственные земли у владельцев или существенно повышать налоги на них»10.

     «Изъятие  земельного участка у собственника для государственных и общественных нужд производится в установленном  законом порядке путем выкупа с учетом интересов собственника, включая возмещение стоимости земли  по договорной цене и причиненных  убытков, в том числе упущенную  выгоду»11. 
 
 
 
 
 

3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

     Согласно  Конституции РФ «Владение, пользование  и распоряжение землей и другими  природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это  не наносит ущерба окружающей среде  и не нарушает прав и законных интересов  иных лиц»12.

     За  нарушения земельного законодательства предусматривается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная и земельно-правовая ответственность.

       Условия ответственности также установлены законодательством. Эти условия делают возможным привлечение субъекта правонарушения к ответственности, а отсутствие хотя бы одного из них делает таковое невозможным. Такими условиями являются:

       1.      противоправное поведение субъекта;

       2.      наличие вреда;

       3.      наличие прямой причинной связи  между вредом и деянием;

       4.      вина нарушителя.

       Субъект правонарушения несет ответственность  лишь в том случае, если его поведение, деяние (действие или бездействие) являются противоправными, т. е. если он нарушает закон, правовые нормы. Если деяние не является таковым, субъект не может быть привлечен к ответственности.

     Установить весь перечень дисциплинарных и земельно-правовых проступков в каких-то правовых актах вряд ли возможно. Данный вопрос решается конкретно в каждом случае. Однако все деяния (действия или бездействие), нарушающие земельное законодательство, но не носящие характер административного проступка или уголовного преступления, относятся к дисциплинарным проступкам.

     Например, работник самовольно (сознательно или неосторожно) переставил межевой знак, изменил границы земельных участков. Это нарушение было вскрыто администрацией предприятия. На виновного было наложено дисциплинарное взыскание, межевой знак поставлен на свое место. Нарушение устранено, отпала необходимость в наложении на нарушителя административного штрафа.

     В то же время дисциплинарными проступками  являются, например, непринятие мер по борьбе с сорняками сельхозкультур, с водной и ветровой эрозией, нарушение агротехнических правил, правил хранения и применения химических препаратов, приведших к ухудшению земель, и проч. Они являются характерными и типичными земельными дисциплинарными правонарушениями.

     На  практике часто случается не целевое использование земельного участка, предназначенного гражданину для ведения личного подсобного хозяйства, где он в нарушение земельного законодательства РФ устраивает склад металлолома или несанкционированную свалку.

     Так, за использование земель не по целевому назначению, не использование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, и, как следствие, невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению и охране земель от процессов, ухудшающих качественное состояние земель, наступает административная ответственность по статье 8.8. КоАП РФ. Данная статья предусматривает штраф на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

     Кодексом  Российской Федерации об Административных правонарушениях предусмотрена  административная ответственность  за нарушения в сфере мелиорации земель. Так за проведение мелиоративных  работ с нарушением проекта проведения мелиоративных работ административная ответственность наступает по статье 10.9. данного Кодекса и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. Целью данной статьи является обеспечение надлежащего правопорядка при ведении мелиоративных работ, улучшения качества мелиорируемых земель, повышение продуктивности сельскохозяйственных земель и недопущения экономических потерь. За нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений ответственность наступает по части 1 статьи 10.10 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двадцати тысяч рублей. За повреждение  мелиоративной системы ответственность наступает по части 2 статьи 10.10 Кодекса и также влечет штраф.

     К уголовно наказуемым правонарушениям  относятся такие противозаконные действия физических лиц, которые представляют собой общественную опасность, и наступает в случаях таких общественно опасных действий, как посягательство на установленный земельный правопорядок.

     В настоящее время уголовная ответственность  регулируется УК РФ. В нем предусмотрены ряд деяний, нарушающих земельное законодательство. Причем они сконцентрированы всего в двух статьях: 170 и 254. 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В результате выполнения данной работы цель реферата достигнута, посредством  решения поставленных задач.

          Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство страны в настоящее время используется крайне неэффективно. Совсем недавно большая часть земель  относилась к категории земель сельскохозяйственного назначения, но полностью принадлежала государству. Теперь все иначе: земли стали приобретаться в собственность, а сельскохозяйственных угодий с каждым годом становится меньше. Все чаще происходит перевод земель с/х назначения в другие категории. Бывшие поля становятся объектами промышленной застройки. Также десятки миллионов гектаров земли выведены из хозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия почв.

         Что касается получения гражданами земли для сельскохозяйственных нужд, то на этом пути преградой встают органы государственной (муниципальной) власти или органы местного самоуправления, т.к. в сфере земельных отношений царит взятничество: для кого-то земельные участки находятся, а для кого-то нет. А практика изъятия земель за нецелесообразное и неэффективное использование невелика. Ответственность за земельные правонарушения, с моей точки зрения, ничтожна.

        Размеры и механизмы начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Государство поощряет всевозможными доступными способами начинающих фермеров, однако, чиновниками продолжают приниматься нормативные и правовые акты, не дающие возможность землевладельцам выйти на достойный уровень рынка сельскохозяйственной продукции, уступая зарубежным производителям. Часто экономичнее купить с/х продукцию в магазине, чем вырастить ее самому.

     Поэтому просто необходимо принимать законы, стимулирующие не только российских фермеров, но и простых граждан, заниматься сельским хозяйством, которое было бы выгодным и полезным для России в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Земли сельскохозяйственного назначения РФ в гражданском обороте