Гражданская оборона РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:46, реферат

Краткое описание

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА КАК СИСТЕМА ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ
МЕР ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ОПАСНОСТЕЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ
ПРИ ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ

Файлы: 1 файл

гражданская оборона.doc

— 56.50 Кб (Скачать)

ТЕМА  

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА КАК СИСТЕМА ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ

МЕР ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ  ОТ ОПАСНОСТЕЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ

ПРИ ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ  ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ 

Законодательство  РФ в области гражданской обороны (ГО)

    Принятие  Федерального закона "О гражданской обороне" определило правовое поле работы органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

    В развитие этого закона приняты Постановления Правительства РФ "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне", "О гражданских организациях гражданской обороны", "О федеральных службах гражданской обороны" и ряд других.

    Согласно  Федеральному закону "О гражданской обороне" (ст. 10) граждане Российской Федерации: проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне; оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны. Основные задачи обучения населения определяет Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны, которое утверждено постановлением Правительства РФ Я° 841 от 2.11.2000 года.

    В этом Положении прописано, что основными  задачами обучения населения в области ГО являются:

  • изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приёмов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
  • совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по ГО;
  • выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • овладение личным составом гражданских организаций ГО приёмами и способами действий по защите населения, материальных и 
    культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    Предназначение  и задачи гражданской обороны

    Гражданская оборона — это система мероприятий  по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    Основные  задачи в области гражданской  обороны определены в ст. 2 Федерального закона "О гражданской обороне". Это:

    обучение  населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    оповещение  населения об опасностях, возникающих  при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

    предоставление  населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

    проведение  мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

    проведение  аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    первоочередное  обеспечение населения, пострадавшего  при ведении военных действий или вследствие этих действий, в  том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

    борьба  с пожарами, возникшими при ведении  военных действий или вследствие этих действий;

    обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

    обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

    восстановление  и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведений военных  действий или вследствие этих действий;

    срочное восстановление функционирования необходимых  коммунальных служб в военное время;

    срочное захоронение трупов в военное  время;

    разработка  и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

    обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

    Структура и органы управления гражданской  обороны

    Структуру гражданской обороны РФ составляет совокупность органов управления, сил и средств гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, муниципальных образований и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    Структура ГО соответствует принятой в РФ системе организации хозяйственного и военного управления.

    Повседневное  управление ГО осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области ГО. Возглавляет систему органов, осуществляющих управление ГО, МЧС России. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

    федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, и его территориальные органы, созданные в установленном порядке;

    структурные подразделения федеральных органов  исполнительной власти, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;

    структурные подразделения (работники) организаций, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    По  согласованию между федеральным  органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач  в области гражданской обороны, и субъектом Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут создаваться органы, осуществляющие управление гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации, территориях, отнесённых к группам по гражданской обороне.

    Указанные органы комплектуются военнослужащими  Войск гражданской обороны, средства на содержание которых выделяются из федерального бюджета, и гражданским персоналом, средства на содержание которого выделяются из бюджетов субъектов Российской Федерации.

    Руководители  указанных органов назначаются  руководителем федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих Войск гражданской обороны по согласованию с начальниками гражданской обороны субъектов Российской Федерации, территорий, отнесённых к группам по гражданской обороне, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Организация гражданской обороны Российской Федерации

    Организация и ведение ГО базируется на ряде принципов. Первый заключается в том, что "организация и ведение ГО является одной из важнейших функций государства". Этот принцип исходит из прав и обязанностей личности, общества и государства, изложенных в соответствующих положениях Конституции РФ, Федеральных законов "О безопасности" и "Об обороне", на защиту и по защите от внутренних и внешних угроз. Так, Федеральных закон "О безопасности" рассматривает безопасность как состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Государство гарантирует безопасность каждому гражданину страны, обеспечивает достижение её проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

    Организация и ведение ГО также осуществляется проведением единой государственной политики РФ в области ГО, при этом государство выполняет три важнейших функции: обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи поражённым и по-

    страдавшим (социальная); сохранение мобилизационных и людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная); сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время (экономическая). Выполнение вышеуказанных функций, в свою очередь, и предопределяет необходимость рассмотрения организации и ведения ГО в качестве одной из важнейших функций государства.

    Второй  принцип организации и ведения  ГО заключается в том, что гражданская оборона организуется на территории РФ по территориально-производственному принципу. Этот принцип означает, что планирование и проведение мероприятий ГО осуществляют как органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, так и федеральные органы исполнительной власти и организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Такой подход позволяет при решении задач ГО лучше учесть и совместить как интересы территорий, так и интересы находящихся на этих территориях объектов экономики. Территориально-производственный принцип организации ГО фактически развивает и дополняет первый принцип, так как именно он позволяет ГО быть по существу формой всеобщего участия всех органов власти и населения страны в выполнении социальной, оборонной и экономической функций государства.

Руководство гражданской обороной

    В Российской Федерации руководство  гражданской обороной осуществляет Правительство РФ.

    Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти, в территориально-административных образованиях и организациях осуществляют их руководители, которые являются по должности начальниками гражданской обороны. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий ГО, в том числе за создание и накопление фондов коллективных и индивидуальных средств защиты, за подготовку сил, необходимых для решения задач ГО, обучение населения и персонала объектов на подведомственных уровнях.

    Начальники  ГО в рамках своих полномочий имеют  право: вводить в действие планы ГО; принимать решение об эвакуации; издавать приказы по вопросам ГО.

Силы  гражданской обороны

    В состав сил ГО входят воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, — Войска ГО, а также гражданские организации гражданской обороны.

    Для решения задач ГО могут привлекаться воинские части и подразделения Вооружённых Сил РФ, а также аварийно-спасательные службы.

    Деятельность  Войск ГО осуществляется с момента  объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных её частях.

    В мирное время эти войска участвуют  в аварийно-спасательных работах, в  локализации и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

    На  потенциально опасных объектах, имеющих  важное оборонное и экономическое  значение, представляющих высокую степень  опасности возникновения ЧС в военное и мирное время, создаются гражданские организации ГО. В них могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II или III группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до трёх лет.

    Гражданские организации ГО проводят аварийно-спасательные, другие неотложные работы и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий. Участвуют: в борьбе с пожарами; в обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому и иному заражению; обеззараживании населения, техники, зданий и территорий; срочном восстановлении функционирования коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения; восстановлении и поддержании порядка в пострадавших районах.

Информация о работе Гражданская оборона РФ