Таким образом, в нашей
стране существуют несколько
форм собственности - государственная
(федеральная), муниципальная и частная,
равным образом охраняемых законом.
Земля, как указывалось
выше, может находиться у субъектов
права на землю на следующих титулах:
праве пользования (бессрочного или временного),
праве пожизненно наследуемого владения[15]. При этом право распоряжения
корреспондирует и праву пользования
и праву владения, правда в разных объемах.
Для права пожизненно наследуемого владения
право распоряжения означает право субъекта
передавать участок либо его часть в аренду
или безвозмездное пользование[16], а также передавать эти права
по наследству, но вот для субъектов постоянного
пользования землей то же право распоряжения
приобретает силу лишь при наличии согласия
собственника земельного участка.
Установив формы собственности
и виды прав на землю, следует
отметить, что любые их нарушения
ведут к возникновению спорных
отношений, за исключением случаев
преступлений и проступков, отнесенных
к сфере уголовного и административного
законодательства. Возникновение спорных
отношений (в случае их не урегулирования
простым соглашением) выливаются
в спор, определенный во введении
как земельный. Что же такое
земельный спор и чем его
отличительные особенности от
других споров - гражданских и
административных?
Там,
где кончаются гражданские и административные
споры и начинаются земельные.
На практике земельные
споры нередко тесно пресекаются
с имущественными, то есть гражданскими
спорами. Это объясняется тем, что
в методе регулирования земельных
отношений пересекаются гражданско-правовые
и земельно-правовые элементы. Поэтому
необходимо отграничивать земельные споры
именно от гражданских, а также от административных
споров.
В основе разрешения
земельных споров с гражданскими
лежит разграничение земельных и гражданских
отношений вообще.
В юридической литературе
отмечалось, что одним из отличий земельного
права от гражданского является метод
защиты субъективных прав. Если гражданские
права защищаются но в судебном или арбитражном
порядке, то защита земельных прав осуществляется,
как правило, в административном порядке.
Однако с этим мнением согласиться нельзя,
так как методы защиты земельных и гражданских
прав может совпадать. Например, права
землепользователей являющихся сособственниками
строений, находящихся на городских землях,
защищаются в судебном порядке, а имущественные
(гражданские) права могут защищаться
в административном порядке.
Поэтому отличительным
признаком при отграничении земельных
споров от гражданских является
не метод защиты прав, а объект
спорных отношений.
Так, используя землю
в определенных законом целях,
землепользователь производит материальные
затраты, направленные на улучшение качества
земли, на получение с используемых им
земель максимального количества продукции
(особенно в сельском производстве). Поэтому
нарушение права землепользования в этих
случаях наносит землепользователю прямой
имущественный ущерб, о возмещении которого
возникают гражданские имущественные
споры. В подобных случаях в основе гражданского
спора зачастую лежит земельный спор,
разрешение которого предшествует гражданскому.
И только на основании разрешения земельного
спора можно разрешить гражданский имущественный
спор.
Рассмотрим подробнее,
как следует разграничивать земельные
и гражданские интересы в данных
видах споров.
Как уже отмечалось,
полное или частичное прекращение
права землепользования производится
правомерными действиями. Наряду
с этим, фактическому осуществлению
права землепользования могут
препятствовать неправомерные действия
тех или иных лиц, что является
нарушением данного права. Прекращение
права землепользования правомерными
действиями имеет место тогда,
когда земли изымаются у одного
землепользователя с целью передачи
их другому землепользователю
на законных основаниях. В подобных
случаях изъятие земель может
влечь за собой определенные
имущественные последствия, выражающиеся
в возмещении стоимости сооружений,
посевов и насаждений, находящихся
на изымаемых землях. Убытки, причиняемые
при изъятии земель, отличаются
от убытков, причиненных вследствие
причинения вреда, ибо действия
государственных органов, производящих
изъятие земли, являются законными
действиями, а убытки, причиненные
изъятием земель для государственных
и общественных нужд - правомерно
причиненными убытками. Поэтому
следует отличать споры о возмещении
убытков, причиненных при изъятии
земель для государственных и
общественных надобностей, от споров
о возмещении ущерба, причиненного
нарушением права землепользования,
например при самовольных захватах.
Если в первом случае речь
идет о таких убытках землепользователя,
которые он понес в связи
с правомерными действиями органов
государственного управления, то
во втором случае в виду
возмещения ущерба, причиненного
в результате противоправных
действий лиц, привлекаемых в
качестве ответчиков.
Земельное законодательство
занимает совершенно четкую позицию
в отношении гражданских прав землепользователей.
Законодательные акты, регулирующие порядок
изъятия и отвода земель, предусматривают
возмещение землепользователям убытков,
причиненных этим изъятием. Причем обязательства
по возмещению убытков возложены законом
на те учреждения и организации, которым
отводятся земельные участки.
Однако законодательство
не дает ответа на вопрос, каким
образом и в каком объеме
должны возмещаться убытки при
неправомерном изъятии земель, то
есть при самовольных захватах,
что на практике порождает
большие сложности. Представляется,
что различия в правомерном
и неправомерном нарушениях права
землепользования имеют принципиальное
значение для решения вопроса о возмещении
убытков. Поэтому, прежде чем решить вопрос
по существу о характере и размерах убытков
, необходимо разрешить земельный спор
по поводу законности или неправомерности
изъятия земельного участка.
Все споры, связанные
с возникновением указанных убытков
носят гражданский характер и
подлежат рассмотрению в судебном
или арбитражном порядке, ибо
объектом этих споров являются не
земельные, а гражданские права землепользователей,
нарушение которых лишь связано с нарушением
земельного права.
К гражданско-правовым
спорам относятся также споры, связанные
определением размеров возмещения.
В некоторых случаях
происходит совмещение гражданского
и земельного споров в одном.
В этом споре гражданин, у которого
изымается земельный участок, является
субъектом двух правоотношений.
С одной стороны, он - субъект земельных
правоотношений, так как сносимое строение
возведено на земле, предоставленной ему
в пользование, с другой стороны, с другой
стороны он выступает как собственник
данного строения и плодово-ягодных насаждений,
находящихся на его земельном участке.
Поэтому в подобных случаях возникают
как споры, связанные с гражданско-правовыми
последствиями этого изъятия, то есть
споры об оценке сносимых строений и сооружений,
споры, связанные с предоставлением новой
площади, споры по поводу отказа соответствующих
органов от возмещения ущерба.
К гражданско-правовым
спорам, связанным с неправомерными нарушениями
права землепользования, относятся споры
о праве на урожай от посева, произведенного
одним землепользователем на участке
другого, споры о возмещении ущерба, причиненного
незаконным использованием земельного
участка, закрепленного за другим землепользователем.
Все они разрешаются судами в порядке
гражданского судопроизводства.
От споров о праве
на урожай на самовольно захваченных
землях следует четко отграничивать
споры о самовольном захвате
земли. Если первые являются спорами
о праве гражданском, то спор
о захвате земли является спором
земельным, ибо объект последнего
- определенный земельный участок.
Такие споры подлежат рассмотрению
соответствующими государственными
органами, а не в судебном порядке.
На практике нередко
суды принимают к своему производству
дела, связанные с самовольным
захватом земли.
К спорам о самовольных
захватах земли тесно примыкают
споры, связанные со сносом назаконно
возведенных строений, изгородей. С другой
стороны, споры о сносе изгородей и строений
связаны с гражданскими спорами. Сам спор
о сносе назаконно возведенных строений
является спором земельным, ибо лицо, требующее
сноса, считает, что строение находящееся
на земле, предоставленной ему в пользование,
и что собственник данного строения неправомерно
завладел этим участком. Таким образом,
здесь по существу имеет место спор о границах
землепользования или спор о праве на
земельный участок. Суды должны решать
эти споры (их гражданскую часть) на основании
земельных документов и соответствующих
заключений земельных органов о принадлежности
земельных участков тому или иному лицу.
Спорами о праве гражданском являются
также споры о гражданских последствиях
производимого сноса возведенных строений.
Говоря об отграничении
земельных споров от гражданских
, следует также иметь в виду, что охрана
законных прав и интересов землепользователей
может осуществляться в различных процессуальных
формах. Под формами охраны здесь имеются
в виду установленные законом процессуально-правовые
порядки осуществления тех или иных методов
охраны права на землю. В правовой литературе
обычно указывают на уголовно-процессуальные,
гражданско-процессуальные и административные
формы охраны права на землю. При этом
забывают, что существуют и земельно-процессуальная
форма охраны права. Разрешение земельных
споров происходит в земельно-процессуальных
и отчасти в гражданско-процессуальных
формах. Нельзя считать спор гражданско-правовым
на том основании, что он разрешается в
судебном порядке. Нельзя смешивать процессуальную
форму разрешения спора с его материально-правовым
содержанием.
Одним из распространенных
видов нарушения права землепользования
на сельскохозяйственных землях
является приведение последних
в состояние, не пригодное для
ведения сельскохозяйственного
производства с уничтожением
посеянных на них культур. Здесь
нарушитель с одной стороны
своими действиями препятствует
осуществлению права землепользования
в указанных в законе целях,
а с другой - наносит материальный
ущерб землепользователю. В этих
случаях первое требование стороны
сводится к восстановлению прежнего
состояния земли (то есть имеет
место земельный спор), а затем
к возмещению убытков, которые в связи
с этим понес землепользователь (гражданский
спор).
При исследовании вопроса
об отграничении земельных споров
от административных прежде всего необходимо
определить, какой признак должен быть
положен в основу разграничения данных
категорий правовых споров.
Как уже отмечалось,
в основе отграничения гражданских
споров от земельных споров
лежит объект спора, ибо методы
защиты гражданских и земельных
прав в некоторых случаях могут
совпадать. Это положение в еще
большей мере применимо при
разграничении административных
и земельных споров. Одной из отличительных
черт административных отношений является
то, что споры, которые возникают между
их сторонами, как правило, разрешаются
в административном порядке, то есть в
порядке непосредственного распоряжения
полномочного на то государственного
органа. Основная масса земельных споров
также подлежит разрешению государственными
органами. Следовательно, метод правового
регулирования не является в данном случае
отличительным признаком. Это положение
может быть также подтверждено и следующим
обстоятельством. Как указывалось в юридической
литературе, административными спорами
являются споры, вытекающие из административных
правоотношений, которые существенным
образом отличаются от земельных правоотношений.
Предметом земельный
правоотношений является все без исключения
земельные отношения, как связанные с
распоряжением и управлением земельным
фондом, так и входящие в область землепользования.
Не метод, а предмет регулирования определяет
специфику этой области отношений. Поэтому
и при отграничении земельных споров от
административных, в качестве отличительного
признака берут объект спора и относят
к земельным спорам все без исключения
споры, объектом которых является земля.
В этом отношении
представляют интерес споры об
отводе и изъятии земли. К какой
категории их отнести?
Как известно, возникновение
права землепользования у одного
субъекта, то есть предоставление
ему земли, в ряде случаев связано
с изъятием земли у определенного
землепользователя. Обязательным условием,
предшествующим вынесению решения об
отводе земли на землях сельскохозяйственного
назначения, должно быть согласование
до начала проектных работ с землепользователями
и органами, осуществляющими государственный
контроль за использованием земли, места
расположения объекта и примерных размеров,
намечаемой к изъятию площади. Возникновение
разногласий у землепользователей с другими
заинтересованными учреждениями и ведомствами,
то есть с будущими землепользователями,
по поводу размеров, местоположения земельного
участка приобретают характер земельных
споров, поскольку их объектом является
земельный участок. На практике обычно
все разногласия и споры, связанные с отводом
и изъятием земель, как правило, бывают
урегулированы до издания соответствующего
административного акта. Однако у землепользователя
могут возникнуть разногласие с административным
органом и после издания акта об отводе.
И в этом случае мы будем иметь земельный
спор, а не административный спор, поскольку
его объектом по существу является земельный
участок, и разрешение этого спора будет
происходить в вышестоящем государственном
органе.