Виды земельных споров и порядок их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 18:44, статья

Краткое описание

Земля обладает ценностью, которая отличает ее от любого другого материального объекта, она является место обитания всех предшествовавших и будущих человеческих поколений, она ограничена в пространстве является базисом для размещения производительных сил.

Файлы: 1 файл

(1).docx

— 61.14 Кб (Скачать)

 Таким образом, в нашей  стране существуют несколько  форм собственности - государственная (федеральная), муниципальная и частная, равным образом охраняемых законом.             

 Земля, как указывалось  выше, может находиться у субъектов  права на землю  на  следующих титулах: праве пользования (бессрочного или временного), праве пожизненно наследуемого владения[15]. При этом право распоряжения корреспондирует и праву пользования и праву владения, правда в разных объемах. Для права пожизненно наследуемого владения право распоряжения означает право субъекта передавать  участок либо его часть в аренду или безвозмездное пользование[16], а также передавать эти права по наследству, но вот для субъектов постоянного пользования землей то же право распоряжения приобретает силу лишь при наличии согласия  собственника земельного участка.           

 Установив формы собственности  и виды прав на землю, следует  отметить, что любые их нарушения  ведут к возникновению спорных  отношений, за исключением случаев  преступлений и проступков, отнесенных  к сфере уголовного и административного  законодательства. Возникновение спорных  отношений (в случае их не урегулирования  простым соглашением) выливаются  в спор, определенный во введении  как земельный. Что же такое  земельный спор и чем его  отличительные особенности от  других споров - гражданских и  административных?

 

Там, где кончаются гражданские и административные споры и начинаются земельные.

 
           

 На практике земельные  споры нередко тесно пресекаются  с имущественными, то есть гражданскими  спорами. Это объясняется тем, что  в методе регулирования земельных  отношений пересекаются гражданско-правовые  и земельно-правовые  элементы. Поэтому необходимо отграничивать земельные споры именно от гражданских, а также от административных споров.           

 В основе разрешения  земельных споров с гражданскими лежит разграничение земельных и гражданских отношений вообще.           

 В юридической литературе отмечалось, что одним из отличий земельного права от гражданского является метод защиты субъективных прав. Если гражданские права защищаются но в судебном или арбитражном порядке, то защита земельных прав осуществляется, как правило, в административном порядке. Однако с этим мнением согласиться нельзя, так как методы защиты земельных и гражданских прав может совпадать. Например, права землепользователей являющихся сособственниками строений, находящихся на городских землях, защищаются в судебном порядке, а имущественные (гражданские) права могут защищаться в административном порядке.           

 Поэтому отличительным  признаком при отграничении земельных  споров от гражданских является  не метод защиты прав, а объект  спорных отношений.           

 Так, используя землю  в определенных законом целях, землепользователь производит материальные  затраты, направленные  на улучшение качества земли, на получение  с используемых им земель  максимального количества продукции (особенно в сельском производстве). Поэтому нарушение права землепользования в этих случаях наносит землепользователю прямой имущественный ущерб, о возмещении которого возникают гражданские имущественные споры. В подобных случаях в основе гражданского спора зачастую лежит земельный спор, разрешение которого предшествует гражданскому. И только на основании разрешения земельного спора можно разрешить гражданский имущественный спор.           

 Рассмотрим подробнее, как следует разграничивать земельные  и гражданские интересы в данных  видах споров.           

 Как уже отмечалось, полное или частичное прекращение  права землепользования производится  правомерными действиями. Наряду  с этим, фактическому осуществлению  права землепользования могут  препятствовать неправомерные действия  тех или иных лиц, что является  нарушением данного права. Прекращение  права землепользования правомерными  действиями имеет место тогда, когда земли изымаются у одного  землепользователя с целью передачи  их другому землепользователю  на законных основаниях. В подобных  случаях изъятие земель может  влечь за собой определенные  имущественные последствия, выражающиеся  в возмещении стоимости сооружений, посевов и насаждений, находящихся  на изымаемых землях. Убытки, причиняемые  при изъятии земель, отличаются  от убытков, причиненных вследствие  причинения вреда, ибо действия  государственных органов, производящих  изъятие земли, являются законными  действиями, а убытки, причиненные  изъятием земель для государственных  и общественных нужд - правомерно  причиненными убытками. Поэтому  следует отличать споры о возмещении  убытков, причиненных при изъятии  земель для государственных и  общественных надобностей, от споров  о возмещении ущерба, причиненного  нарушением права землепользования, например при самовольных захватах. Если в первом случае речь  идет о таких убытках землепользователя, которые он понес в связи  с правомерными действиями органов  государственного управления, то  во втором случае в виду  возмещения ущерба, причиненного  в результате противоправных  действий лиц, привлекаемых в  качестве ответчиков.           

 Земельное законодательство  занимает совершенно четкую позицию  в отношении  гражданских прав землепользователей. Законодательные акты, регулирующие порядок изъятия и отвода земель, предусматривают возмещение землепользователям убытков, причиненных этим изъятием. Причем обязательства по возмещению убытков возложены законом на те учреждения и организации, которым отводятся земельные участки.           

 Однако законодательство  не дает ответа на вопрос, каким  образом и в каком объеме  должны возмещаться убытки при  неправомерном изъятии земель, то  есть при самовольных захватах, что на практике порождает  большие сложности. Представляется, что различия в правомерном  и неправомерном нарушениях права землепользования имеют принципиальное значение для  решения вопроса о возмещении убытков. Поэтому, прежде чем решить вопрос по существу  о характере и размерах убытков , необходимо разрешить земельный спор по поводу законности или неправомерности изъятия земельного участка.           

 Все споры, связанные  с возникновением указанных убытков  носят гражданский характер и  подлежат рассмотрению в судебном  или арбитражном порядке, ибо  объектом этих споров  являются не земельные, а гражданские права землепользователей, нарушение которых лишь связано с нарушением земельного права.           

 К гражданско-правовым  спорам  относятся также споры,  связанные  определением размеров возмещения.           

 В некоторых случаях  происходит совмещение гражданского  и земельного споров в одном. В этом споре гражданин, у которого  изымается земельный участок, является  субъектом двух правоотношений.  С одной стороны, он - субъект земельных правоотношений, так как сносимое строение возведено на земле, предоставленной ему в пользование, с другой стороны, с другой стороны он выступает как собственник данного строения и плодово-ягодных насаждений, находящихся на его земельном участке. Поэтому в подобных случаях возникают как споры, связанные с гражданско-правовыми последствиями этого изъятия, то есть  споры об оценке сносимых строений и сооружений, споры, связанные с предоставлением новой площади, споры по поводу отказа соответствующих органов от возмещения ущерба.           

 К гражданско-правовым  спорам, связанным  с неправомерными нарушениями права землепользования, относятся споры о праве на урожай от посева, произведенного одним землепользователем на участке другого, споры о возмещении ущерба, причиненного незаконным использованием земельного участка, закрепленного за другим землепользователем. Все они разрешаются судами в порядке гражданского судопроизводства.           

 От споров о праве  на урожай на самовольно захваченных  землях следует четко отграничивать  споры о самовольном захвате  земли. Если первые являются спорами  о праве гражданском, то спор  о захвате земли является спором  земельным, ибо объект последнего - определенный земельный участок. Такие споры подлежат рассмотрению  соответствующими государственными  органами, а не в судебном порядке.            

 На практике нередко  суды принимают к своему производству  дела, связанные с самовольным  захватом земли.           

 К спорам о самовольных  захватах земли тесно примыкают  споры, связанные со сносом назаконно возведенных  строений, изгородей. С другой стороны, споры о сносе изгородей и строений связаны с гражданскими спорами. Сам спор о сносе назаконно возведенных строений является спором земельным, ибо лицо, требующее сноса, считает, что строение находящееся на земле, предоставленной ему в пользование, и что собственник данного строения неправомерно завладел этим участком. Таким образом, здесь по существу имеет место спор о границах землепользования или спор о праве на земельный участок. Суды должны решать эти споры (их гражданскую часть)  на основании земельных документов и соответствующих заключений земельных органов о принадлежности земельных участков тому или иному лицу. Спорами о праве гражданском являются также споры о гражданских последствиях  производимого сноса возведенных строений.            

 Говоря об отграничении  земельных споров от гражданских , следует также иметь в виду, что охрана законных прав и интересов землепользователей может осуществляться в различных процессуальных формах. Под формами охраны здесь имеются в виду установленные законом процессуально-правовые порядки осуществления тех или иных методов охраны права на землю. В правовой литературе обычно указывают на  уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные и административные формы охраны права на землю. При этом забывают, что существуют и земельно-процессуальная форма охраны права. Разрешение земельных споров происходит в земельно-процессуальных и отчасти в гражданско-процессуальных  формах. Нельзя считать спор гражданско-правовым на том основании, что он разрешается в судебном порядке. Нельзя смешивать процессуальную форму разрешения спора с его материально-правовым содержанием.           

 Одним из распространенных  видов нарушения права землепользования  на сельскохозяйственных землях  является приведение последних  в состояние, не пригодное для  ведения сельскохозяйственного  производства с уничтожением  посеянных на них культур. Здесь  нарушитель с одной стороны  своими действиями препятствует  осуществлению права землепользования  в указанных в законе целях, а с другой - наносит материальный  ущерб землепользователю. В этих  случаях первое требование стороны  сводится к восстановлению прежнего  состояния земли (то есть имеет  место земельный спор), а затем  к возмещению  убытков, которые в связи с этим понес землепользователь (гражданский спор).           

 При исследовании вопроса  об отграничении земельных споров  от административных прежде всего  необходимо определить, какой признак должен быть положен в основу разграничения данных категорий правовых споров.           

 Как уже отмечалось, в основе отграничения гражданских  споров от земельных споров  лежит объект спора, ибо методы  защиты гражданских и земельных  прав в некоторых случаях могут  совпадать. Это положение в еще  большей мере применимо при  разграничении административных  и земельных споров.  Одной из отличительных черт административных отношений является то, что споры, которые возникают между  их сторонами, как правило, разрешаются в административном порядке, то есть в порядке непосредственного распоряжения полномочного на то государственного органа. Основная масса земельных споров также подлежит разрешению государственными органами. Следовательно, метод правового регулирования не является в данном случае отличительным признаком. Это положение может быть также подтверждено и следующим обстоятельством. Как указывалось в юридической литературе, административными спорами являются споры, вытекающие из административных правоотношений, которые  существенным образом отличаются от земельных правоотношений.            

 Предметом земельный правоотношений является все без исключения земельные отношения, как связанные с распоряжением и управлением земельным фондом, так и входящие в область землепользования. Не метод, а предмет регулирования определяет специфику этой области отношений. Поэтому и при отграничении земельных споров от административных, в качестве отличительного признака берут объект спора и относят к земельным спорам все без исключения споры, объектом которых является земля.            

 В этом отношении  представляют интерес споры об  отводе и изъятии земли. К какой  категории их отнести?           

 Как известно, возникновение  права землепользования у одного  субъекта, то есть предоставление  ему земли, в ряде случаев связано  с изъятием земли у определенного  землепользователя.  Обязательным условием, предшествующим вынесению решения об отводе земли на землях сельскохозяйственного назначения, должно быть согласование до начала проектных работ с землепользователями и  органами, осуществляющими государственный контроль за использованием земли, места расположения объекта и примерных размеров, намечаемой к изъятию площади. Возникновение разногласий у землепользователей с другими заинтересованными учреждениями и ведомствами, то есть с будущими землепользователями, по поводу размеров, местоположения земельного участка приобретают характер земельных споров, поскольку их объектом является земельный участок.  На практике обычно все разногласия и споры, связанные  с отводом и изъятием земель, как правило, бывают урегулированы до издания соответствующего административного акта. Однако у землепользователя могут возникнуть разногласие с административным  органом и после издания акта об отводе. И в этом случае  мы будем иметь земельный спор, а не административный спор, поскольку его объектом по существу является земельный участок,  и разрешение этого спора будет происходить в вышестоящем государственном органе.           

Информация о работе Виды земельных споров и порядок их разрешения