Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:20, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение процедуры по обращению в муниципальную собственность неиспользуемых земельных долей.
Среди основных задач необходимо выделить следующие:
-изучение законодательной базы, рассматривающей отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения.,
- Порядок выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности.,
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие земельного пая………………………………………………...5
1.1 Право собственности на имущественный пай (земельную долю)….7
1.2 Общее положение купли-продажи земельных участков…………...10
Глава 2. Сделки с земельными паями…………………………………………..13
2.1 Купля-продажа земельного пая (доли)………………………………15
2.2 Дарение земельной доли и имущественного пая…………………...17
Глава 3. Выделение земельного участка в счет земельной доли……………..20
Глава 4. Проблемы выделения земельных долей в натуре по материалам судебной практики………………………………………………………………22
Глава 5. Рекомендации по обращению в муниципальную собственность неиспользуемых земельных долей……………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………37
Список используемой литературы……………………………………………..39
Имеется определение Алтайского краевого суда по аналогичному делу № 33-2783 от 25.04.2007 об удовлетворении таких требований. Ниже приводится выдержки из данного определения краевого суда.
Администрация района
в интересах муниципального образования обращается в
суд с иском к гражданам о признании права
собственности муниципального образования
на земельный участок из земель сельскохозяйственного
назначения (пашни), ссылаясь на то, что
ответчики являются собственниками земельных
долей полученных ими при реорганизации
колхоза «наименование» в 1992 - 1993 годах.
С момента получения и до настоящего времени
ответчики не используют принадлежащие
им земельные доли в целях сельскохозяйственногопроизводс
В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные доли были выделены администрацией района в земельный участок с кадастровым номером _________________, площадью __________ кв.м. Администрацией района произведена публикация о невостребованных земельных долях в газете «Алтайская правда» от _________ года № ____. В течение 90 дней со дня опубликования никто из собственников земельных долей о своих правах на земельные доли не заявил.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал ссылаясь на следующее.
Принудительное
прекращение права постоянного (бессрочного)
пользования, права пожизненного наследуемого
владения, права безвозмездного срочного пользования
земельным участком из земель
Земельный участок
из земель сельскохозяйственного
Заявление о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае его ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет направляется в суд органом государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (п.З).
Краевой суд признал данные доводы необоснованными, указав, что из названных положений ст.6 Федерального закона от 24 июля 2002г. №101-ФЗ можно сделать вывод о том, что ст.6 названного Федерального закона предусматривает принудительное изъятие и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, которые реально выделены.
В данном случае ответчикам земельные участки в счет их земельных долей не выделялись.
Кроме того, п.2 ст.6 Федерального закона от 24 июля 2002г. №101-ФЗ в данном случае неприменим, т.к он предусматривает принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения.
В данном случае ответчики являются собственниками земельных долей в праве общей долевой собственности.
Поскольку ответчикам
земельные участки в счет их земельных
долей реально не выделялись, то они
не могут быть привлечены к административной
Абзац 3 п.5 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2002г. №101-ФЗ предоставляет право общему собранию участников долевой собственности принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей.
Прошло более десяти лет с
начала реформирования сельского хозяйства
России. Многие вопросы рынка земли
в научном плане требуют еще
существенной доработки. Прежде всего,
необходимо четко обозначить критерии
определения сельского
В этом вопросе наша наука может и должна использовать опыт других стран, где оно развивается успешно.
Данной работе посвящена тема " Сделки с земельными долями".
Считаю, что это очень интересная и сложная по своей сути тема, в области Земельного законодательства.
На основе вышеуказанных новаций,
а также с учетом научной и
учебной литературы, в том числе
трудов известных авторов и
В качестве основного методологического
подхода для данного
Я постарался раскрыть все поставленные передо мною цели, определить сущность, решить все перечисленные задачи, определить, в чем заключается понятие и сущность земельного права, правовой режим земельных участков, сделки с землею, и основные особенности сделок с земельным паем.
Итак, под земельным паем понимается - земельный пай участок земли, выделенный в собственность отдельным гражданам идеально или в натуре в общем земельном массиве.
В настоящее время к сделкам
с паями в праве общей
Число участников общей собственности составляет не более пяти лиц.
В этом случае участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, обменять, завещать, отдать в залог, передать в доверительное управление, внести в уставный капитал юридического лица свою долю и распорядиться ею иным образом.
Выявление сильных и слабых сторон
земельного рынка поможет правительству
разработать и осуществить
Ведь сельское хозяйство является одной из немногих отраслей экономики, подверженных усиленному государственному регулированию.
Еще больший всплеск эмоций вызвало прохождение и принятие Думой Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", действие которого вступило в силу с января 2003 года.
В России необходимость государственной поддержки аграрного сектора экономики, включая фермерство, определяется переплетением общемировых и специфических проблем.
После принятия Земельного кодекса
и Федерального закона "Об обороте
земель сельскохозяйственного
1. Б. А. Ерофеев Земельное право России: Учебник, « Юрайт-Издат, - М: 2007 г. стр. 655
2. О. М. Козырь. Особенности регулирования сделок с землей земельным законодательством. Журнал «Экологическое право». - 2003. - N4 стр. 7-16
3. Е.А. Киндеева, М.Г. Пискунова. Недвижимость: права и сделки - М: 2008 г. - С. 569
4. О.Н. Кроссов Земельное право. - 3-е изд. «Юристъ», - М: 2007 г. стр. 671
5. Н.К. Народников Основы земельного права Российской Федерации: Учебник, «Книжный мир», - М: 2004 г. стр. 328
6. Е.Л. Невзгодина Сделки с недвижимостью - Омск: «Омск гос. Инст-т.», 2003 г. стр. 695
7. О.М. Оглобина Купля-продажа земельных участков. Практическое пособие Издательство: Изд. г-на Тихомирова М.Ю., 2006 г. стр. 79
8. А. Паршин Информационно-правовое издание «Правовые вопросы недвижимости», № 1, 2006 г., стр. 252
9. Г.В. Чубуков Земельное право: 3-е изд. «Юнити» - М: 2006 г. стр. 319
Нормативно-правовые акты.
1. Конституция РФ
2. Земельный кодекс
3. Указ Президента РФ «О
4. Федеральный Закон «Об обороте
земель сельскохозяйственного
5. Указ Президента РФ от 07.03.96 № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю»