Правовое регулирование использования и охраны животного мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 18:13, контрольная работа

Краткое описание

Целью исследования выступает изучение правового регулирования использования и охраны животного мира.
Исходя из цели исследования, можно выделить следующие задачи работы:
1. изучить необходимые нормативно-правовые документы по теме исследования;
2. дать понятие животного мира с точки зрения права;
3. изучить порядок предоставления объектов животного мира в пользование;
4. изучить правовое регулирование охоты и рыболовства;
5. проанализировать правовые меры охраны животного мира.

Оглавление

Введение…………………..……….……………………………………………....3
1. Животный мир как объект правовых отношений……….………….……5
2. Право пользования животным миром. Порядок предоставления объектов животного мира в пользование…..……………………………8
3. Правовое регулирование охоты и рыболовства………..………………12
4. Правовые меры охраны животного мира. Ограничения и запреты на добычу. Охрана среды обитания животных…..……..………………….17
Заключение………………………………..…………………..………………….21
Список используемой литературы…………………………………………..….22

Файлы: 1 файл

земельное право.docx

— 41.74 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………..……….……………………………………………....3

  1. Животный мир как объект правовых отношений……….………….……5
  2. Право пользования животным миром. Порядок предоставления объектов животного мира в пользование…..……………………………8
  3. Правовое регулирование охоты и рыболовства………..………………12
  4. Правовые меры охраны животного мира. Ограничения и запреты на добычу. Охрана среды обитания животных…..……..………………….17

Заключение………………………………..…………………..………………….21

Список  используемой литературы…………………………………………..….22

 

 

Введение

Животный мир, являясь составной частью природной среды, выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, активно влияющий на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом. Вместе с тем животный мир имеет большое экономическое значение: как источник получения пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья и других материальных ценностей и поэтому выступает как природный ресурс для зверобойного, китобойного, рыболовного и других видов промысла. Отдельные виды животных имеют большое культурное, научное, эстетическое, воспитательное, лечебное значение. Каждый вид животных является незаменимым носителем генетического фонда.

С каждым годом возрастает использование животного мира для рекреационных целей. Прежде главным направлением такого использования служили спортивная охота и рыболовство. Ныне все больше возрастает значение животных в качестве объектов фото охоты, экскурсионных наблюдений. Миллионы людей со всех концов света посещают национальные парки, для того чтобы полюбоваться зверями и птицами в их естественной обстановке.

Именно поэтому наиболее актуальной задачей в современных условиях и является правовое регулирование  использования и охраны животного  мира, с целью его наиболее рационального  использования и воспроизведения.

Таким образом, целью исследования выступает изучение правового регулирования использования и охраны животного мира.

Исходя из цели исследования, можно  выделить следующие задачи работы:

1. изучить необходимые нормативно-правовые  документы по теме исследования;

2. дать понятие животного мира  с точки зрения права;

3. изучить порядок предоставления объектов животного мира в пользование;

4. изучить правовое регулирование охоты и рыболовства;

5. проанализировать правовые меры охраны животного мира.

При изучении данной темы нельзя обойтись без Конституции РФ, ФЗ «О животном мире» и других законов регулирующих животный мир. В работе использован материал таких ученых как Боголюбов С. А., Кузнецова Н., Веденин Н.Н., Бринчук М.М.

 

 

1. Животный  мир как объект правовых отношений

Юридическое понятие животного  мира определено в Федеральном законе «О животном мире». Это – совокупность живых организмов всех видов диких  животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации  и находящихся в состоянии  естественной свободы, а также относящихся  к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической  зоны Российской Федерации. Таким образом, в юридическом отношении животные признаются дикими, если они:

а) являются компонентами окружающей среды;

б) находятся в состоянии естественной свободы.

Под охрану закона «О животном мире»  берутся не только животные, относящиеся  к объектам охоты и рыболовства, но и все другие животные, находящиеся  в условиях естественной свободы. Отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира и в иных научных и воспитательных целях, регулируются названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Речь идет об объектах животного мира, выращиваемых, к примеру, в рыбопитомниках, которые на каком-то этапе интродуцируются в природную среду. Домашние животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе (в зоопарках, аквариумах и т.п.), не являются объектами животного мира в смысле законодательства об окружающей среде. Отношения по поводу таких видов животных регулируются аграрным, гражданским и иным законодательством [2, С. 41].

Животный мир издавна служит людям в качестве источника пищевых  продуктов, промышленного и лекарственного сырья, других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей человека. В преамбуле  Федерального закона «О животном мире»  животный мир объявляется достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан России.

Законодательство о животном мире не предусматривает частной собственности  на объекты животного мира. Животный мир в пределах территории России является государственной собственностью. Одной из характерных особенностей животного мира является миграция его  объектов через границы субъектов  РФ и государственную границу.

В соответствии с Конституцией РФ вопросы владения, пользования и  распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся  к совместному ведению РФ и  субъектов Федерации [1].

Разграничение государственной собственности  на животный мир на два ее вида —  федеральную собственность и  собственность субъектов Российской Федерации — осуществляется в  порядке, установленном федеральным  законом. К федеральной собственности  могут быть отнесены следующие объекты  животного мира:

- редкие, находящиеся под угрозой  исчезновения, а также занесенные  в Красную книгу Российской  Федерации; 

- обитающие на особо охраняемых  природных территориях федерального  значения;

- населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации;

- подпадающие под действие международных  договоров Российской Федерации;

- отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

- естественно мигрирующие по  территориям двух и более субъектов  Российской Федерации.

Исходя из международно-правовой концепции  сохранения биоразнообразия, формируемое российское законодательство о животном мире основывается на принципе устойчивого существования и устойчивого использования животного мира. Под устойчивым существованием животного мира в Законе «О животном мире» понимается существование объектов животного мира в течение неопределенно длительного времени. Устойчивым использованием объектов животного мира признается использование объектов животного мира, которое не приводит в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и при котором сохраняется способность животного мира к воспроизводству и устойчивому существованию.

Основными организационно-правовыми  инструментами регулирования охраны и использования животного мира в соответствии с Законом «О животном мире» являются государственный  учет, государственный кадастр (ст. 14), государственный мониторинг объектов животного мира (ст. 15), нормирование в области использования и  охраны животного мира и среды  его обитания (ст. 17), государственные  программы по охране объектов животного  мира и среды их обитания (ст. 18), экологическая  экспертиза (ст. 20), государственный контроль в данной области (ст. 16) [2, С. 38].

Основные требования по охране и  использованию животного мира направлены на:

- сохранение видового многообразия  животного мира;

- охрану среды обитания, условий  размножения и путей миграции  животных;

- сохранение целостности естественных  сообществ животных;

- научно обоснованное, рациональное  использование и воспроизводство  животного мира;

- регулирование численности животных  в целях предупреждения вреда  окружающей среде и народному  хозяйству. 

 

2. Право  пользования животным миром. Порядок  предоставления объектов животного  мира в пользование

Правовое регулирование использования  и охраны объектов животного мира осуществляется посредством установления видов и способов пользования  животным миром, установления ограничений  и запретов на использование объектов животного мира, охраны среды обитания объектов животного мира. В частности, сохранение объектов животного мира может быть достигнуто путем изменения  вида пользования животным миром  с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания и организации использования  этих объектов без изъятия в культурно-просветительных, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма.

Согласно действующему законодательству (см. ст. 34 Закона «О животном мире») юридические и физические лица могут осуществлять следующие виды и способы пользования животным миром:

- охота;

- рыболовство, включая добычу  водных беспозвоночных и морских  млекопитающих;

- добыча объектов животного  мира, не отнесенных к объектам  охоты и рыболовства;

- использование полезных свойств  жизнедеятельности животного мира  — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;

- изучение, исследование и иное  использование животного мира  в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных, эстетических  целях без изъятия их из  среды обитания;

- извлечение полезных свойств  жизнедеятельности объектов животного  мира.

Законами и другими нормативно-правовыми  актами Российской Федерации и ее субъектов, могут быть предусмотрены и иные виды пользования животным миром. Животный мир на территории Российской Федерации предоставляется в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства. Предоставление осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством (Федеральным законом «О животном мире», гражданским, земельным, водным и лесным законодательством РФ). Приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается российским юридическим лицам и гражданам Российской Федерации [2, С. 35].

Пользование животным миром прекращается (полностью или частично) в случаях:

- отказа от пользования; 

- истечения установленного срока  пользования;

- нарушения законодательства Российской  Федерации об охране окружающей  природной среды и условий  пользования животным миром, оговоренных  в лицензии на пользование  им;

- возникновения необходимости  в изъятии из пользования объектов  животного мира в целях их  охраны;

- использования территории, акватории  для государственных нужд, исключающих  пользование животным миром; 

- ликвидации предприятия, учреждения, организации — пользователей  животным миром. 

Решение о прекращении пользования  животным миром может быть обжаловано в суде в установленном порядке.

Экономическое регулирование охраны и использования животного мира включает: учет и экономическую оценку объектов животного мира; экономически обоснованную систему платежей за пользование  животным миром; бюджетное финансирование мероприятий по охране и воспроизводству  объектов животного мира; экономически обоснованную систему штрафов и исков за нарушение законодательства РФ об охране и использовании животного мира; целенаправленное использование средств, полученных от реализации конфискованных орудий незаконного добывания объектов животного мира, в том числе транспортных средств и продукции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также добровольных взносов граждан и юридических лиц.

Экономическое стимулирование указанной  деятельности включает: установление налоговых и иных льгот, предоставляемых  юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство  и устойчивое использование объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды  их обитания; предоставление юридическим  лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству  объектов животного мира; премирование должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану животного мира, за выявленные нарушения законодательства об охране и использовании животного мира [4, С. 359].

Коренные малочисленные народы и этнические общности, если среда  их обитания и традиционный образ  жизни связаны с животным миром, наряду с общими правами граждан  в данной области наделяются особыми  правами. Они вправе применять традиционные методы добывания объектов животного  мира и продуктов их жизнедеятельности, если таковые не ведут прямо или  косвенно к снижению биологического разнообразия, не сокращают численность  и устойчивое воспроизводство их, не нарушают среду обитания и не представляют опасности для человека. Это право такие граждане могут осуществлять как индивидуально, так и коллективно, объединяясь в семейные, родовые, территориально-хозяйственные общины, союзы охотников, собирателей, рыболовов и др. Коренные малочисленные народы и этнические общности, а также граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения имеют право на приоритетное пользования животным миром на территориях их традиционного расселения и хозяйственной деятельности.

Информация о работе Правовое регулирование использования и охраны животного мира