Правовое регулирование использования и охраны животного мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 18:13, контрольная работа

Краткое описание

Целью исследования выступает изучение правового регулирования использования и охраны животного мира.
Исходя из цели исследования, можно выделить следующие задачи работы:
1. изучить необходимые нормативно-правовые документы по теме исследования;
2. дать понятие животного мира с точки зрения права;
3. изучить порядок предоставления объектов животного мира в пользование;
4. изучить правовое регулирование охоты и рыболовства;
5. проанализировать правовые меры охраны животного мира.

Оглавление

Введение…………………..……….……………………………………………....3
1. Животный мир как объект правовых отношений……….………….……5
2. Право пользования животным миром. Порядок предоставления объектов животного мира в пользование…..……………………………8
3. Правовое регулирование охоты и рыболовства………..………………12
4. Правовые меры охраны животного мира. Ограничения и запреты на добычу. Охрана среды обитания животных…..……..………………….17
Заключение………………………………..…………………..………………….21
Список используемой литературы…………………………………………..….22

Файлы: 1 файл

земельное право.docx

— 41.74 Кб (Скачать)

Право на приоритетное пользование  животным миром включает:

- предоставление первоочередного  выбора промысловых угодий гражданам,  принадлежащим к указанным группам  населения и их объединениям;

- льготы в отношении сроков  и районов добывания объектов  животного мира, полового, возрастного  состава и количества добываемых  объектов животного мира, а также  продуктов их жизнедеятельности; 

- иные виды пользования животным  миром, согласованные со специально  уполномоченными государственными  органами по охране, контролю  и регулированию использования  объектов животного мира и  среды их обитания.

Таким же правом обладают и иные граждане, постоянное проживающие на данной территории и включенные на законных основаниях в одну из таких групп населения [6, С. 156].

Граждане и юридические лица, включая общественные объединения  и религиозные организации, участвуют  в охране и использовании животного  мира, сохранении и восстановлении среды его обитания в установленном  законодательством Российской Федерации  порядке. В этой связи они наделяются следующими правами:

- получать от органов государственной  власти соответствующую информацию, если иное не установлено законодательством  РФ;

- проводить общественную экологическую  экспертизу;

- осуществлять общественный контроль;

- проводить мероприятия по охране  животного мира и среды его  обитания;

- содействовать реализации соответствующих  государственных программ.

Участие международных общественных организаций в охране и использовании  объектов животного мира на территории Российской Федерации регламентируется ее международными договорами.

3. Правовое  регулирование охоты и рыболовства

Наиболее распространенными видами пользования животным миром является охота и рыболовство. Возможности  по предупреждению истощения животного  мира в значительной степени связаны  с регулированием осуществления  этих видов деятельности.

Охота определяется как разрешенный  законом вид деятельности, заключающийся  в преследовании с целью добычи и в добыче (отстрел, отлов) диких  зверей и птиц, находящихся в состоянии  естественной свободы, лицом, имеющим  право на охоту. Охота включает промысловое  добывание диких зверей и птиц, а также любительскую и спортивную охоту. Нахождение в охотничьих угодьях  с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией приравнивается к охоте.

Правовое регулирование охоты  осуществляется на основе как Закона «О животном мире», так и некоторых  специальных нормативных правовых актов, включая Положение об охоте  и охотничьем хозяйстве, утвержденное постановлением Правительства РСФСР  от 10.10.1960 г. (с последующими изм. и доп.), Типовые правила охоты в РСФСР (1988 г.) и др.

Правом охоты с охотничьим огнестрельным  оружием, другими разрешенными орудиями охоты, а также с охотничьими  собаками и ловчими птицами пользуются все граждане РФ, достигшие 18 лет, являющиеся членами обществ охотников, сдавшие  испытания по охотничьему минимуму и уплатившие государственную пошлину  в установленном размере.

Члены обществ охотников имеют  право осуществлять любительскую и  спортивную охоту с соблюдением  установленных правил:

- в угодьях, в которых охотничье  хозяйство ведется учреждениями  и организациями этих обществ,

- в угодьях, в которых охотничье  хозяйство ведется другими предприятиями  и учреждениями, с разрешения  их администрации,

- а также в других охотничьих  угодьях с разрешения государственных  органов управления охотничьим хозяйством.

Удостоверением на право любительской и спортивной охоты служат:

- охотничий членский билет с  отметками о сдаче испытаний  по охотничьему минимуму и  об оплате государственной пошлины;

- путевка, выданная обществом  в установленном порядке;

- лицензия на отстрел или  отлов соответствующего вида  и количества животных с указанием  срока их отстрела (отлова) в места  охоты.

Членские охотничьи билеты выдаются: республиканскими союзами  обществ охотников и рыболовов  и их местными органами, другими  уполномоченными организациями.

Отстрел и отлов диких зверей и птиц при любительской и спортивной охоте производится по установленным  нормам.

В целях сохранения и воспроизводства, диких зверей и птиц специально уполномоченные государственные органы по регулированию использования животного мира на территории охотничьих угодий могут ограничить или полностью запретить на определенные сроки добычу отдельных видов животных, применение некоторых видов орудий охоты и т.д.

Объекты охоты – дикая фауна  в состоянии естественной свободы  и входящая в государственный  охотничий фонд. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты исходя из их статуса, численности, традиций в использовании, видов  и качества получаемой продукции, составляется специально уполномоченным государственным  органом по охране, контролю и регулированию  использования объектов животного  мира по согласованию с исполнительными  органами субъектов РФ. Такой перечень утверждается Правительством РФ.

Сроки охоты устанавливаются Правительством РФ. Правила охоты содержат перечень животных, охота на которых полностью  запрещена или ограничивается какими-либо сроками. Этот перечень дополняется  местными правилами. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.12.1995 г., включает следующие виды млекопитающих: волк, шакал, лисица, корсак, песец, енотовидная собака, енот-полоскун, медведь, рысь, росомаха, барсук, куница, соболь, кидус, харза, кот дикий, ласка, горностай, солонгой, колонок, хорь, норка, выдра, заяц, дикий кролик, косуля, лось, благородный олень, пятнистый олень, лань, овцебык, муфлон, а также птиц – гусь, казарка, утка, глухарь, тетерев, рябчик, куропатка, перепел, кеклик, фазан, улар, лысуха, кулик, саджа, голубь.

Охотничье хозяйство – отрасль  народного хозяйства. Его составными частями являются государственный  охотничий фонд и охотничьи угодья. Государственный охотничий фонд – совокупность зверей и птиц, находящихся  на территории охотничьих угодий и  служащих объектами охоты или  воспроизводства с целью охоты. К охотничьим угодьям отнесены все  земельные, лесные, водные площади, служащие местом обитания диких зверей и птиц, входящих в состав охотничьего фонда.

Наиболее общим специальным  актом, регулирующим рыболовство, является Положение об охране рыбных запасов  и о регулировании рыболовства  в водоемах СССР, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 г. (с изменениями и дополнениями).

Различается рыболовство промысловое, спортивное и любительское. Причем в законодательстве не установлены  формальные критерии, разграничивающие спортивное и любительское рыболовство. Отсутствуют в нем и различия в их правовом регулировании.

Все водоемы, которые используются или могут использоваться для  промысловой добычи рыбы либо имеют  значение для воспроизводства рыбных запасов, считаются рыбохозяйственными. Перечень водных объектов, предназначенных для сохранения воспроизводства и добычи рыбных ресурсов, определяется Правительством РФ и исполнительными органами субъектов РФ.

Правилами рыболовства по отдельным  рыбохозяйственным водоемам и водным бассейнам определяются место, сроки лова рыбы и других водных животных, перечень запрещенных к отлову ценных рыб, нормы вылова ценных пород рыбы на одного гражданина, список разрешенных и запрещенных орудий лова и другие требования. Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных участках, предоставляемых в пользование по договорам и лицензиям юридическим и физическим лицам.

Любительский и спортивный лов  рыбы осуществляется для личного  потребления бесплатно во всех водоемах, за исключением заповедников, рыбопитомников, прудовых и других культурных рыбных хозяйств, с соблюдением установленных  правил рыболовства и водопользования [3, С. 358].

Важнейшим организационно-правовым средством  обеспечения рационального использования  и охраны животного мира является государственный контроль. Он организован  с нарушением принципа, установленного Законом «О животном мире» (ст. 12), согласно которому недопустимо совмещение деятельности по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира. Функционирующие в системе Минсельхозпрода РФ департаменты по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов и рыболовству как специально уполномоченные государственные органы управления использованием и охраной животного мира связаны непосредственно с использованием охотничьих и рыбных ресурсов.

Важную роль в развитии охотничьего  и рыболовного спорта играет Российская ассоциация обществ охотников и  рыболовов, их союзов, предприятий и  организаций (Росохотрыболовсоюз). В соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 7.06.1993 г. Росохотрыболовсоюз является генеральным пользователем охотничье-рыболовных угодий РФ – ведущей в РФ организацией в области развития спортивной и любительской охоты и рыболовного спорта с сохранением за ним права выдачи охотникам и рыболовам членских охотничье-рыболовных билетов, путевок на охоту, рыбалку и иной отдых. Задачами ассоциации являются:

- воспитание у членов общества  бережного отношения к природе  и ее богатствам;

- активное участие в мероприятиях  по охране и рациональному  использованию охотничьих, рыбных  и лесных богатств, воспроизводству  диких животных и увеличению  рыбных запасов, борьбе с браконьерством;

- научно обоснованное ведение  охотничье-рыболовного хозяйства,  повышение продуктивности закрепленных  охотничьих угодий и водоемов;

- организация членов общества  для добычи и продажи государству  продукции охотничьего промысла  и рыболовства, а также для  сбора дикорастущих ягод, грибов, орехов, лекарственных растений; всемерное  содействие в установленном порядке  выполнению государственных планов  закупок этой продукции;

- пропаганда охраны природы,  рационального использования природных  ресурсов, передового опыта ведения  охотничье-рыболовного хозяйства,  охотничье-стрелкового и рыболовного  спорта, охотничьего собаководства.

В соответствии с возложенными задачами Росохотрыболовсоюз:

- пользуется закрепленными охотничьими  и рыболовными угодьями для  ведения охотничье-рыболовного хозяйства,  развития охотничьего и рыболовного  спорта; проводит мероприятия по  охране диких животных и рыбных  запасов, улучшению кормовых, гнездовых  и защитных условий для диких  животных, увеличению численности  полезных зверей и птиц, зарыблению  закрепленных водоемов;

- в закрепленных угодьях организует  охоту на диких зверей и  птиц, любительское и спортивное  рыболовство;

- организует отлов диких зверей  и птиц и расселение их по  плану, утверждаемому Департаментом  охотничьего хозяйства;

- выполняет иные функции.

 

4. Правовые  меры охраны животного мира. Ограничения  и запреты на добычу. Охрана  среды обитания животных

Как предусмотрено ст. 11 Закона «О животном мире», государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Последние состоят из федеральных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и их территориальных (бассейновых) подразделений. Они образуют систему государственных органов управления, обеспечивающую осуществление комплексных мер по охране, воспроизводству и устойчивому использованию объектов животного мира и среды их обитания. Их полномочия и структура определяются Правительством РФ на основе требований Закона «О животном мире».

Важную роль в охране животного  мира и регулировании его использования  играет Министерство сельского хозяйства  и продовольствия РФ, выполняющее  наряду с другими задачами и функциями  разработку и реализацию мероприятий  по охране окружающей среды и природных  ресурсов в отраслях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Оно, в частности, осуществляет государственное  управление охотничьими хозяйствами, охрану и контроль за охотничьими животными и ведением охотничьего хозяйства.

Значительна роль в охране и рациональном использовании животного мира Министерства природных ресурсов РФ, одной из задач которого является проведение единой научно-технической политики в области водного хозяйства, использования, охраны и восстановления водных ресурсов, установления водоохранных зон и соблюдения хозяйственной деятельности в пределах этих зон. Большую роль в охране животного мира и рациональном его использовании играют государственные комитеты РФ по рыболовству и охране окружающей среды, на которые возложено осуществление государственной политики в области охраны и использования животного мира и окружающей природной среды в целом.

Информация о работе Правовое регулирование использования и охраны животного мира