Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:05, реферат
Отечественный военно-морской флот - составная часть вооруженных сил нашей страны - создавался для ведения боевых действий на морских и океанских театрах военных действий. Он включает в себя несколько родов сил, качественно отличных друг от друга и способных в определенных условиях решать боевые задачи самостоятельно или совместно с другими силами.
До недавнего времени к родам сил ВМФ относились: надводные силы, подводные силы, морская авиация, морская пехота и береговые ракетно-артиллерийские войска.
Славная победа русского флота у мыса Калиакрия ускорила заключение Ясского мира. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. была победно завершена. Договор подтвердил присоединение к России Крыма и Кубани, установил границу между двумя государствами по реке Днестр.
Замечательным флотоводцем проявил себя Ф.Ф. Ушаков и в боевых действиях объединенной эскадры на Средиземном море против французов. Он соперничал здесь в боевой славе со знаменитым британским адмиралом Горацио Нельсоном. 18 февраля 1799 г. вице-адмирал Ушаков предпринял с моря штурм крепости Корфу. После высадки десанта через два дня упорного сопротивления французский гарнизон сдался. Было захвачено 629 орудий, 16 судов французского флота (в том числе линейный корабль и фрегат), взят в плен 2931 человек, в том числе 4 генерала.
Ключи от Корфу, кормовые флаги и гюйсы вражеских военных судов вице-адмирал отправил императору Павлу I.
Великий русский полководец А.В. Суворов, узнав о победе русских моряков при Корфу, воскликнул: “Ура! Российскому флоту!.. Я теперь говорю самому себе: зачем не был я при Корфу хотя бы мичманом?”. За эту победу Павел I пожаловал Ушакову чин адмирала и бриллиантовые знаки к ордену Александра Невского.
Все лучшее от Ф.Ф. Ушакова унаследовал его верный ученик адмирал Д.Н. Сенявин. В годы русско-турецкой войны (1806-1812) Дмитрий Николаевич, командуя русской эскадрой в Средиземном море, разгромил турецкий флот в Дарданелльском и Афонском сражениях.
30 октября 1807 г. эскадра Сенявина вынуждена была зайти в Лиссабон для ремонта. Здесь русских моряков застало объявление войны с Англией. Блокированные в течение десяти месяцев английской эскадрой адмирала Коттона, русские корабли оказались в ловушке. Решив в случае нападения англичан защищаться до последней возможности, Д.Н. Сенявин, чтобы избежать человеческих жертв, вступил в переговоры с Коттоном. В результате был заключен договор, по которому эскадра в составе девяти линейных кораблей и одного фрегата передавалась на сохранение Англии на все время войны, с тем чтобы все суда по истечении шести месяцев после заключения мира были возвращены России. 26 сентября 1808 г. эскадра вице-адмирала Д.Н. Сенявина, кроме двух кораблей, разоруженных и оставленных в Лиссабоне из-за ветхости, с поднятыми флагами вошла на Портсмутский рейд. Флаги были спущены в торжественной обстановке после схода экипажей и адмирала на берег.
В сентябре 1809 г. экипажи российской Средиземноморской эскадры прибыли в Ригу. Из принятых англичанами судов только два в 1813 г. возвратились в Россию, остальные же пришли в полную ветхость.
К моменту возвращения этих кораблей на Балтику русский флот находился в состоянии упадка: корабли держали в гаванях, они ветшали и гнили, а новые суда строили в малом количестве и из сырого леса. Их срок службы был не более шести лет, в то время как корабли такого же ранга, построенные в Швеции из добротного, выдержанного, сухого леса, находились в строю до двадцати лет.
Ни один из самодержцев России не принес отечественному флоту столько вреда, сколько Александр I. Лишь в середине 20-х годов XIX в. (то есть после его смерти) состояние Российского военно-морского флота начало улучшаться - приступили к строительству новых кораблей, начали проводить в жизнь многие технические новшества. Д.Н. Сенявин, восстановленный в чине адмирала, был вновь призван на службу и назначен командующим Балтийским флотом.
В последующие годы усилиями таких адмиралов, как М.П. Лазарев, а затем его учеников - П.С. Нахимова, В.А. Корнилова, В.И. Истомина - была усовершенствована организационная структура военно-морского флота, налажено материально-техническое снабжение. Уже 8 октября 1827 г. в Наваринском сражении русская эскадра сыграла решающую роль при разгроме турецко-египетского флота объединенной русско-англо-французской эскадрой. Из 66 неприятельских кораблей было уничтожено 60. Командир линейного корабля “Азов” капитан 1-го ранга Михаил Петрович Лазарев за личную храбрость в этом бою получил чин контр-адмирала.
В 1832 г. М.П. Лазарев назначается сначала начальником штаба Черноморского флота, а в 1833 г. - главным командиром флота. Основным правилом Михаила Петровича было: “Больше пота в учебе - меньше крови на войне”. Черноморский флот в короткий срок превратился в один из лучших флотов мира. Его справедливо называли “Лазаревский флот”. О своем питомце Павле Степановиче Нахимове Лазарев говорил кратко: “Чист душой и любит море”.
В 1853 г., накануне Крымской войны, ввиду натянутости отношений с Турцией эскадра Черноморского флота под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова все время находилась в море. С началом боевых действий адмирал начал активный поиск османского флота.
18 ноября 1853 г. П.С. Нахимов с шестью линейными кораблями и двумя фрегатами (всего 720 орудий, в том числе 76 бомбических, стрелявших разрывными снарядами) наголову разгромил стоявший на рейде в Синопской бухте под прикрытием береговых батарей (38 орудий) турецкий флот в составе семи фрегатов, трех корветов, двух пароходофрегатов, двух бригов и двух военных транспортов (всего 510 орудий). Синопское сражение стало лебединой песней в истории боевых действий парусных флотов, а применение русскими кораблями бомбических пушек, стрелявших разрывными снарядами, ускорило переход к строительству парового броненосного флота.
Родоначальником первых русских “стимботов” или “пироскафов” (так тогда на английский манер называли пароходы) стало судно, построенное в 1815 г. в Петербурге на заводе Берда и известное иногда в литературе под названием “Елизавета”. Его корпус представлял собою копию так называемой тихвинской лодки и имел длину 18,3 м, ширину 4,57 и осадку 0,61 м. Установленная на судне балансирная паровая машина мощностью 4 л.с. и частотой вращения вала 40 об/мин приводила в действие бортовые колеса диаметром 2,4 м и шириной 1,2 м, имевшие по 6 лопастей. Над палубой судна возвышалась железная труба высотой 7,62 м, несущая на себе при попутном ветре парус. Скорость парохода достигала 5,8 узла (10,7 км/ч). Первый официальный рейс пароход Берда совершил из Петербурга в Кронштадт 3 ноября 1815 г. со средней скоростью 5 узлов.
По официальной справке, к 1820 г. на русских реках уже плавали или были готовы к спуску пятнадцать пароходов, а к двадцатилетнему юбилею первого рейса парохода Берда в России насчитывалось 52 парохода. Однако военный флот России оставался по-прежнему парусным. В результате мощные парусные корабли Черноморского флота в Крымской войне 1853-1856 гг. оказались пригодными лишь для того, чтобы, будучи затопленными, преградить путь флоту противника в Севастопольскую бухту.
Возможности парового флота продемонстрировал 5ноября 1853 г. первый в истории бой паровых судов - 11-пушечного колесного пароходофрегата “Владимир” под флагом начальника штаба Черноморского флота вице-адмирала В.А. Корнилова с 10-пушечным турецко-египетским пароходом “Перваз-Бахри”. Командир пароходофрегата капитан-лейтенант Г.И. Бутаков, используя высокую маневренность “Владимира”, держался в пределах кормовых курсовых углов турецкого парохода, ведя меткий артиллерийский огонь по противнику. После трехчасового боя “Перваз-Бахри” был вынужден спустить флаг.
Впоследствии, обобщив опыт использования пароходофрегатов в Крымской войне, Г.И. Бутаков создал труд “Новые основания пароходной тактики”, служивший для моряков Российского флота основным документом при боевом использовании паровых и броненосных судов.
Российское Морское
В 1867 г. членом Кораблестроительного отдела Морского технического комитета А.А. Поповым был разработан проект мореходного броненосца небывалого до тех пор водоизмещения - в 10 тыс.т. Корабль спустили на воду 15 августа 1872 г., и в ознаменование 200-летия со дня рождения Петра I он был назван “Петр Великий”. Этот корабль стал первым в мире брустверно-башенным боевым броненосцем. Главное его отличие от предшественников состояло в том, что обе орудийные башни главного калибра с поворотными механизмами, основания дымовых труб, котельные вентиляторы и рулевые рубки были защищены возвышавшимся над верхней палубой мощным броневым бруствером толщиной 356 мм. Полное водоизмещение броненосца составляло 10105 т, длина - 100,6 м, ширина 19,3, а осадка - до 7,5 м. Двухвальная энергетическая установка суммарной мощностью 8258 л.с. обеспечивала ему максимальную скорость 14,3 узла (27 км/ч). При запасе угля в 2000 т “Петр Великий” мог пройти до 3600 миль (6667 км). Броневая защита, кроме бруствера, состояла из броневого пояса толщиной 203-356 мм, шедшего по всей длине корабля. Палубная броня имела толщину 76 мм. В двух вращающихся башнях размещались четыре 305-мм орудия. Кроме них, в состав вооружения “Петра Великого” входили четыре 87-мм, шесть 47-мм, четыре 37-мм и одно 73-мм орудия, а также два подводных торпедных аппарата. Экипаж броненосца составлял 440 человек. По своим тактико-техническим данным “Петр Великий” стал одним из сильнейших броненосцев в мире.
В русско-турецкой войне 1877-1878 гг. русский флот впервые в истории применил минно-торпедное оружие. 12 августа 1877 г. пароход “Великий князь Константин”, подойдя, к Сухумскому рейду, спустил на воду три паровых минных катера-“Наварин”, “Синоп” и “Минер”. Они подвели мины под турецкий броненосец “Ассари Шевкет” и взорвали его. Операцией руководил ученик Г.И. Бутакова командир парохода “Великий князь Константин” капитан-лейтенант С. О. Макаров. По его проекту пароход “Великий князь Константин” был вооружен четырьмя паровыми минными катерами (“Чесма”, “Наварин”, “Синоп” и “Минер”). Они имели водоизмещение 6 т, длину до 20 м и скорость хода до 10 узлов (18 км/ч). Каждый катер был вооружен шестовой либо буксируемой миной, а позже - торпедой, выстреливаемой из деревянного торпедного аппарата. 14 января 1878 г. катера “Чесма” и “Синоп”, преодолев сильный артиллерийский огонь противника, успешно атаковали двумя самодвижущимися минами-торпедами и потопили турецкий сторожевой пароход “Интибах”, стоящий на Батумском рейде.
На очереди стояло создание более
крупных торпедоносных
В 1877 г. на заводе Берда в Петербурге был спущен на воду первый в мире мореходный миноносец “Взрыв”. В 1880 г. по русскому проекту в Англии построен миноносец “Батум”. Совершив переход в 5000 миль и показав при этом высокие мореходные качества, а также небывалую по тому времени скорость 23 узла (около 43 км/ч), “Батум” благополучно прибыл в Севастополь. В дальнейшем, до 1898 г., в нашем флоте продолжалось строительство так называемых номерных миноносцев. Они имели водоизмещение 90-150 т, развивали скорость хода 20-25 узлов (37-46 км/ч) и были вооружены одним неподвижным торпедным аппаратом в носовой части корпуса и одним или двумя поворотными однотрубными аппаратами, расположенными на верхней палубе.
Русско-японская война 1904-1905 гг. наглядно показала, что малютки миноносцы превратились в грозную опасность, вызвавшую необходимость использования специальных мер по защите от них самых больших военных кораблей - могучих броненосцев. Это привело к появлению минных крейсеров и так называемых контрминоносцев (дистройеров), то есть судов, специально предназначенных для поиска и уничтожения обычных миноносцев. Экспансия России на Дальнем Востоке заставила ее принять две новые кораблестроительные Программы - 1895 и 1898 гг. “для нужд Дальнего Востока”. В соответствии с ними на отечественных и иностранных верфях к началу русско-японской войны удалось построить десять эскадренных броненосцев, одиннадцать крейсеров 1 ранга, значительное число миноносцев и других судов. Эти корабли вошли в состав 1-й и 2-й Тихоокеанских эскадр и Владивостокского отряда крейсеров.
Тактико-технические
Война на Дальнем Востоке началась в ночь на 27 января 1904 г. вероломным нападением японского флота на русскую эскадру на рейде Порт-Артура и корабли, стоявшие в Чемульпо. Эскадренные броненосцы “Цесаревич”, “Ретвизан” и крейсер “Паллада” были выведены из строя, а крейсер “Варяг” и канонерская лодка “Кореец” после неудавшейся попытки днем 27 января с боем прорваться в Порт-Артур возвратились в Чемульпо, где “Варяг” был затоплен, а “Кореец” взорван, чтобы не допустить захвата кораблей врагом.
В трудный час командующим Тихоокеанским флотом был назначен вице-адмирал С.О. Макаров. В короткий cрок он добился серьезных успехов в борьбе с японским флотом. Бесстрашными и энергичными были действия С.О. Макарова, прибывшего в блокированный врагом Порт-Артур. При каждом появлении японских кораблей командующий выводил эскадру из базы для отражения противника. 31 марта при очередном выходе эскадры флагманский броненосец “Петропавловск” подорвался на мине. Произошел взрыв носового погреба 12-дюймовых снарядов. Окутанный облаком дыма и огня, броненосец с креном на правый борт стал быстро погружаться носом и через полторы-две минуты скрылся под водой. Погибли командующий флотом вице-адмирал С.О. Макаров, начальник штаба контр-адмирал М.П. Молас, художник-баталист В.В. Верещагин, большая часть чинов штаба и личного состава корабля. Гибель С. О. Макарова была тяжелой утратой для русских моряков. Равноценной замены ему не было.
1-я Тихоокеанская эскадра
оказалась блокированной в
Для усиления 1-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток была направлена 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала 3.П. Рожественского которая вышла из Либавы. где она формировалась, в октябре 1904 г. Первоначально ей ставилась задача деблокировать Порт-Артурскую эскадру и объединенными усилиями установить господство на море. Это отрезало бы японскую армию, находившуюся на материке, от островов метрополии. Но 20 декабря 1904 г. после восьмимесячной осады Порт-Артур пал. Корабли 1-й Тихоокеанской эскадры были затоплены на внутреннем рейде крепости. Эскадра, на соединение с которой шел З.П. Рожественский, перестала существовать, и дальнейшее движение на Восток 2-й Тихоокеанской эскадры становилось чистейшей авантюрой.
Перед Николаем II и стратегами из Морского министерства встал вопрос, возвратить эскадру 3.П. Рожественского обратно или прорываться теперь уже во Владивосток для соединения с кораблями Сибирской флотилии. Прорыв во Владивосток, но их мнению, позволил бы создать постоянную угрозу коммуникациям противника, но для прорыва не хватало сил.