Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы. К сожалению, в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция роста числа и тяжести последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного и природного характера, масштабы которых таковы, что начали заметно сказываться на безопасности государств и их населения.

Оглавление

Введение.......................................................................................................

1. Правовые основы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций............................................................................

2. Органы управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций..........................................................................

3. Средства управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций..........................................................................

4. Совершенствование системы деятельности Государственной противопожарной службы.....................................................................................................

Заключение..............................................................................................

Список литературы:.................................................................................

Файлы: 1 файл

Документ WordPad (2).doc

— 153.04 Кб (Скачать)

 

- осуществление в установленном порядке сбора, обработки и обмена информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, организация своевременного оповещения и информирования населения о проведении мероприятий гражданской обороны, об угрозе возникновения или о возникновении

 

Таким образом, можно сделать ввод что, именно органы управления ГОЧС являются основными органами управления, координирующими деятельность сил и средств РСЧС в районе чрезвычайной ситуации. Основным организатором работы в органе управления ГОЧС является начальник органа управления ГОЧС. Он является заместителем начальника ГО и имеет право от его имени отдавать приказания (распоряжения) по вопросам ГО подчиненным начальнику ГО лицам, частям и формированиям ГО, требовать от них предоставления необходимых отчетов, докладов и предложений.

 

3. Средства управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

 

Устойчивость управления в чрезвычайных ситуациях в решающей степени определяется наличием постоянно действующих средств управления. От их состояния зависят устойчивость, непрерывность, оперативность и скрытость управления силами РСЧС, эффективность их применения при ликвидации ЧС. Состояние средств управления определяется уровнем развития науки и техники, единой сети электросвязи РФ и возможностью ее использования в интересах управления силами РСЧС.

 

Средства управления в РСЧС являются: система связи и информационно-управляющей система РСЧС.

 

Система связи РСЧС - организационно-техническое объединение сил и средств связи различного назначения, развертываемых или создаваемых для обеспечения деятельности в различных режимах функционирования органов повседневного управления, сил и средств РСЧС.

 

К числу общих задач решаемых системами связи (СС) в различных условиях обстановки относятся:

 

- передача (прием) сигналов, команд, распоряжений, донесений и другой информации по поддержанию высокой боевой и мобилизационной готовности сил РСЧС;

 

- обмен информацией в интересах сбора и обработки данных различного предназначения;

 

- передача (прием) сигналов управления и оповещения;

 

- обмен данными в автоматизированных информационно - управляющих системах;

 

- обмен информацией с вышестоящим, взаимодействующими и подчиненными органами управления;

 

- передача и прием метеоданных и сигналов точного времени.

 

Особо необходимо отметить частные задачи, решаемые системами связи в условиях мирного времени. Основными из них являются:

 

- обеспечение управления силами РСЧС при их повседневной деятельности, при проведении работ по устранению последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и межнациональных конфликтов, в районах чрезвычайных ситуаций и др.

 

- обеспечение управления повседневной деятельностью органов управления, формирований, объектов и учреждений МЧС РФ;

 

- передача (прием) распоряжений (сигналов, команд) на приведение сил в установленные степени боевой готовности;

 

- обеспечение управления силами при их отмобилизовании и оперативном развертывании, дежурными силами и средствами;

 

- обмен информацией между органами управления различного уровня при разработке и уточнении различных планов;

 

- проведение мероприятий, обеспечивающих качественную подготовку систем связи к обеспечению потребностей управления силами РСЧС в условиях войны

 

В современных условиях обмен информацией между органами и объектами управления может осуществляться четырьмя способами:

 

- личным общением командиров и начальников; - обменом документами с помощью подвижных средств связи; - с использованием сигнальных средств; - передачей сообщений по техническим средствам связи

 

Для реализации процесса связи в сложных условиях быстро меняющейся обстановки и реальной местности применяются различные рода и виды связи.

 

Род связи - классификационная группировка связи, выделенная по среде распространения сигналов и типу линейных средств.

 

В связи различают следующие рода связи: радиосвязь, радиорелейная связь, тропосферная связь, спутниковая связь, проводная связь, а также подвижные и сигнальные средства связи.

 

Радиосвязь - это род связи, который реализуется с использованием радиосредств, земных и ионосферных радиоволн. Радиосвязь применяется во всех звеньях управлении и является основным родом связи в движении, а главное - при организации управления в районах ЧС. Она обеспечивается на основе использования радиостанций военного и гражданского назначения.

 

Радиорелейная связь - это род связи, который сочетает в себе одновременно многие положительные свойства радио- и проводных средств связи. Радиорелейная связь осуществляется на основе специальных средств радиосвязи в диапазоне УКВ. Эти средства устанавливаются на высоких мачтах (башнях), имеют антенные устройства, обеспечивающие остронаправленный характер излучения и обладают большой пропускной способностью. Их работа мало зависит от времени года, суток, атмосферных и промышленных помех. На основе радиорелейных станций создаются направления связи большой пропускной способности, по которым организуются каналы телефонной связи, передачи данных, радио- и телевещания.

 

В районах чрезвычайных ситуаций находят применение небольшие радиорелейные станции малой пропускной способности (несколько каналов связи), которые могут входить в состав оборудования мобильных узлов связи для организации привязки к опорным узлам связи на расстоянии 15-20 км.

 

Тропосферная связь - это род связи, который реализуется с использованием тропосферных средств связи и физического явления дальнего тропосферного распространения ультракоротких волн (ДТР УКВ). По своему назначению, применению и качеству тропосферная связь аналогична радиорелейной.

 

Спутниковая связь - это род связи, когда связь между двумя и более корреспондентами наземного, воздушного или морского базирования осуществляется с использованием ретранслятора, размещенного на искусственном спутнике Земли.

 

Проводная связь - это связь, осуществляемая по проводным линиям связи. В системах проводной связи электрический сигнал передается по кабельной линии. Средства проводной связи обеспечивают высокое качество каналов, простоту организации связи, передачу больших объемов информации за малые промежутки времени, относительно большую скрытность по сравнению с радиосвязью, почти не подвержены воздействию преднамеренных помех. Эти средства обеспечивают организацию каналов телефонной связи, передачи данных и в ряде случаев каналов вещания. В то же время, при возникновении чрезвычайных ситуаций, проводная связь очень уязвима. Часто при наводнениях, ураганах, землетрясениях выходят из строя здания узлов и линии связи (особенно воздушные). Для восстановления проводной связи требуется привлечение больших сил и средств.

 

Подвижные средства (бронетехника, автомобили, мотоциклы) применяются для обеспечения ФПС с вышестоящим штабом, между пунктами управления, с пунктами управления подчиненных сил во всех видах действий, при передвижении и расположении сил и средств РСЧС на месте. ФПС организуется для доставки всех видов секретных документов и почтовых отправлений, писем, посылок, переводов, периодической печати.

 

Сигнальные средства применяются для передачи коротких команд и донесений, определенных зрительных и звуковых сигналов управления. В настоящее время для управления используются зрительные средства (световые ракеты, цветные дымы и др.) и звуковые средства (сирены, свистки и др.).

 

Вид связи - это классификационная группировка связи, выделенная по виду передаваемого сообщения (оконечного оборудования или средства связи). При использовании соответствующей оконечной аппаратуры по каналам радио-, радиорелейных, тропосферных, спутниковых, проводных, (кабельных) линий связи обеспечиваются следующие виды связи: телефонная связь, телеграфная связь, факсимильная связь, передача данных, видеотелефонная связь, фельдъегерско-почтовая связь.

 

Телефонная связь - это вид электросвязи, обеспечивающий передачу (прием) речевой информации, переговоры должностным лицам органов управления.

 

Телеграфная связь - вид электросвязи, обеспечивающий обмен телеграммами (краткими текстовыми сообщениями) и переговоры должностным лицам органов управления с применением средств телеграфной связи. Кроме того, она предназначается для передачи документальных сообщений в виде шифрограмм, кодограмм.

 

Телеграфная связь может быть буквопечатающей или слуховой, засекреченной или открытой (с применением аппаратуры засекречивания или без ее применения). Телеграммы, несущие важную информацию, могут предварительно шифроваться или кодироваться.

 

Факсимильная связь - это вид электросвязи, обеспечивающий обмен документальной информацией в цветном и черно-белом изображении. Она предназначается для передачи документов в виде карт, схем, чертежей, рисунков и буквенно-цифровых текстов в черно-белом или цветном изображении. Данная связь представляет большое удобство должностным лицам органов управления, так как на приемном устройстве получается готовый для дальнейшей работы документ с соответствующими подписями и печатями.

 

Передача данных - это вид электросвязи, обеспечивающий обмен формализованными и неформализованными сообщениями между электронно-вычислительными комплексами, автоматизированными рабочими местами должностных лиц пунктов управления. Она предназначается для обмена информацией в автоматизированных информационно - управляющих системах. Под данными будем понимать информацию, представленную в виде, пригодном для автоматической обработки.

 

Видеотелефонная связь - это вид электросвязи, обеспечивающий переговоры должностных лиц органов управления с одновременной передачей подвижных изображений. Данный вид связи применяется только в высших звеньях управления.

 

Фельдъегерско-почтовая связь - это вид связи, обеспечивающий доставку всех видов секретных и почтовых отправлений (документов, писем, посылок, переводов, периодической печати).

 

Следовательно, можно сделать вывод, что связь является основным средством, обеспечивающим непрерывность управления органами и силами РСЧС, как в мирное, так и в военное время на всех уровнях управления. На каждом уровне управления создаются системы связи.

 

Заключение

 

В данной работе были рассмотрены теоретические основы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На основе анализа нормативно-правовых документов подробно изучены сущность, состав и структура системы РСЧС, а так же была определена цель создания РСЧС. Обобщив изученный и изложенный материал можно сделать следующие выводы:

 

1. Система РСЧС это объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций

 

2. РСЧС строится по территориально-производственному принципу. Включает в себя территориальные и функциональные подсистемы и имеет пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый.

 

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

 

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ.

 

На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы материальных и финансовых ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

 

Таким образом, рассматривая теоретические основы системы РСЧС, хотелось бы подчеркнуть, что необходимость деятельности РСЧС очевидна, хотя в ее работе, естественно, имеются определенные недостатки, так как РСЧС является достаточно молодой службой. Одним из главных недостатков является необходимость в повышении эффективности мероприятий по предупреждению ЧС, в реализации программ развития системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС, системы мониторинга критически важных объектов, единой системы мониторинга и прогнозирования ЧС, а также в совершенствовании деятельности органов управления и сил функциональных подсистем РСЧС.

 

 

 

Список литературы:

 

1. Конституция РФ

 

2. Федеральный закон о пожарной безопасности N 69-ФЗ (Принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года (в ред. Федеральных законов от 22.08.1995 N 151-ФЗ, от 18.04.1996 N 32-ФЗ, от 24.01.1998 N 13-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 06.08.2001 N 110-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 10.05.2004 N 38-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ, определением Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 82-О)

 

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред.ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ; №206-ФЗ от 04.12.2006; №232-ФЗ от 18.12.2006 г.; №241-ФЗ от 30.10.2007; №309-ФЗ от 30.12.2008; №84-ФЗ от 07.05.2009; №267-ФЗ от 25.11.2009

 

4. Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

 

5. ГОСТ 12.1.004-91 Пожарная безопасность. Общие требования, М., 1992.

 

6. НПБ 01-93 Порядок разработки и утверждения нормативных документов Государственной противопожарной службы МВД России.

 

7. НПБ 02-93 Порядок участия органов государственного пожарного надзора Российской Федерации в работе комиссий по выбору площадок (трасс) для строительства.

 

8. НПБ 03-93 Порядок согласования органами государственного пожарного надзора Российской Федерации проектно-сметной документации на строительство.

Информация о работе Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций