Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы. К сожалению, в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция роста числа и тяжести последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного и природного характера, масштабы которых таковы, что начали заметно сказываться на безопасности государств и их населения.

Оглавление

Введение.......................................................................................................

1. Правовые основы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций............................................................................

2. Органы управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций..........................................................................

3. Средства управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций..........................................................................

4. Совершенствование системы деятельности Государственной противопожарной службы.....................................................................................................

Заключение..............................................................................................

Список литературы:.................................................................................

Файлы: 1 файл

Документ WordPad (2).doc

— 153.04 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение.......................................................................................................

 

1. Правовые основы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций............................................................................

 

2. Органы управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций..........................................................................

 

3. Средства управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций..........................................................................

 

4. Совершенствование системы деятельности Государственной противопожарной службы.....................................................................................................

 

Заключение..............................................................................................

 

Список литературы:.................................................................................

 

 

Введение

 

Актуальность выбранной темы. К сожалению, в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция роста числа и тяжести последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного и природного характера, масштабы которых таковы, что начали заметно сказываться на безопасности государств и их населения.

 

В связи с этим сегодня проблема защиты и территорий от катастроф различного характера стала весьма актуальной и в большинстве стран мира приобрела государственное значение, в том числе и в нашей стране. При этом основными целевыми задачами реализуемыми государствами в данной области, являются:

 

-- обеспечение гарантированной безопасности и условий нормальной жизнедеятельности человека, общества, государства, всех его социально-экономических и иных структур при любых угрозах и воздействиях различного характера, поддержание допустимого уровня риска возникновения катастроф и уменьшение их масштабов;

 

-- поддержание постоянной готовности государства и всех его структур к оперативному реагированию на возникающие угрозы катастроф и к ликвидации их последствий;

 

-- организация и осуществление комплексной защиты населения и территорий при возникновении катастроф различного характера и ликвидации их последствий;

 

-- оказание помощи в рамках международного сотрудничества государствам, подвергшимся воздействию катастроф.

 

Для решения этих целевых задач требуется постоянное совершенствование систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

Степень научной разработанности. Научное изучение и практическое решение проблем совершенствования работы органов управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций представляет известную сложность, предопределенную тем, что это достаточно новая и динамично развивающаяся система, обладающая такими качественными особенностями организационно-правового, системно-структурного и компетенционного характера, которые диктуют необходимость их исследования как во взаимосвязи с экологическими правоотношениями общего характера, так и во взаимосвязи друг с другом, комплексно.

 

Определенный вклад в изучение тенденций становления и развития системы защиты населения в ЧС, выработку методологических основ их функционирования внесли коллективная монография под редакцией заместителя министра МЧС России Ю.Л. Воробьева[1] и научные статьи ученых ВНИИ ГОЧС Корнейчука Ю. и Кострова А[2]., опубликованные в журнале «Гражданская защита» в 2005 году.

 

Таким образом, анализ отечественной литературы показывает, что вопросы совершенствования работы органов управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций не нашли достаточного отражения.

 

Целью исследования является осуществление комплексного анализа деятельности государственных органов по созданию и совершенствованию системы защиты населения в ЧС природного и техногенного характера.

 

Практическая значимость работы заключается в возможности использования предложенных методов совершенствования работы территориальных органов управления в любом регионе России.

 

 

1. Правовые основы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

 

 

В безопасности жизнедеятельности заинтересованы как отдельные люди, так и общество в целом. От нее зависит здоровье, а иногда и жизнь человека. Поэтому в России создана Государственная система предупреждения ЧС, которая предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - для обеспечения безопасности населения и уменьшения ущерба, наносимого обществу. На всех уровнях государственности созданы экстренные службы ликвидации последствий ЧС. Основными задачами Государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций являются:

 

- проведение на территории региона единой государственной политики, предусматривающей реализацию экономических и правовых мер по защите жизни и здоровья людей, материальных ценностей и природной среды при ЧС;

 

- разработка и осуществление в этих целях общегосударственных и региональных долгосрочных программ;

 

- обеспечение надежного контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов;

 

- принятие необходимых мер по реконструкции или закрытию производств, не отвечающих требованиям безопасности;

 

- создание резервов материально-технических средств, медицинского оборудования и препаратов, продовольствия и других материалов;

 

- обеспечение высокой готовности органов управления, сил и средств системы к действию в ЧС;

 

- проведение поисково-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по ликвидации последствий ЧС.

 

В условиях чрезвычайной ситуации очень важной становится рациональная организация всей медицинской службы, включающей четко налаженную связь, своевременно доставку медицинского персонала, медикаментов и необходимой техники, бесперебойную работу транспорта и информационных служб. Эту часть работы МЧС можно было пронаблюдать в двух последних ЧС на территории России: взрыв Невского экспресса и пожар в «Хромой лошади» в Перми.

 

Важное место в системе предупреждения ЧС отводится анализу имевших место чрезвычайных ситуаций. Их изучение позволяет выявить основные причины, приводящие к ЧС, определить меры предотвращения в будущем, оценить степень активизации работы в данной области.

 

Для решения этих важнейших задач, стоящих перед государством - была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (Постановление Правительства РФ № 794 от 31 декабря 2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»). Её сокращённое название - РСЧС.

 

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - организационная система, объединяющая органы, пункты и средства управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций, предназначенная для выполнения комплекса общегосударственных мероприятий, обеспечивающих в мирное время защиту населения, территорий, окружающей природной среды, социально-экономического комплекса материальных и культурных ценностей государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера.

 

Основной целью создания системы было объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред.ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ; №206-ФЗ от 04.12.2006; №232-ФЗ от 18.12.2006 г.; №241-ФЗ от 30.10.2007; №309-ФЗ от 30.12.2008; №84-ФЗ от 07.05.2009; №267-ФЗ от 25.11.2009).

 

РСЧС строится по территориально-производственному принципу. Она включает в себя территориальные и функциональные подсистемы и имеет пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый.

 

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

 

В настоящее время созданы 79 территориальных подсистем РСЧС, в том числе в 20 республиках, двух городах федерального подчинения (Москве и Санкт-Петербурге), шести краях, 49 областях, а также в Еврейской автономной области и Чукотском автономном округе.

 

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г № 794, для организации работы по защите населения от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.

 

В настоящее время завершено формирование и преобразование более 40 функциональных подсистем, созданных и руководимых федеральными органами исполнительной власти.

 

На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы материальных и финансовых ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

 

Силы и средства РСЧС - это силы и средства территориальных, функциональных и ведомственных или отраслевых подсистем и звеньев РСЧС, предназначенные или привлекаемые для выполнения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом

 

В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).

 

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

 

Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями.

 

Система РСЧС функционирует в трех режимах:

 

1. Режим повседневной деятельности - функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке.

 

2. Режим повышенной готовности - функционирование систем при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС, угрозе войны.

 

3. Чрезвычайный режим - функционирование системы при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения современных средств поражения.

 

Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов ЧС принимает Правительство, МЧС или соответствующие комиссии по ЧС.

 

Рассмотрим основные мероприятия, осуществляемые при функционировании РСЧС.

 

В режиме повседневной деятельности:

 

- осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

 

- планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;

 

- совершенствование подготовки органов управления по делам ГОЧС, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;

 

- создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

 

- осуществление целевых видов страхования.

 

В режиме повышенной готовности:

 

- принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;

 

- усиление дежурно-диспетчерской службы;

 

- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;

 

- принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов;

 

- приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС.

 

В режиме чрезвычайной ситуации:

 

- организация защиты населения;

 

- выдвижение оперативных групп в район ЧС;

 

- организация ликвидации ЧС;

 

- определение границ зоны ЧС;

 

- организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

 

- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.

 

Важное значение при обеспечении устойчивости управления придается пунктам управления.

 

Пункты управления - это специально оборудованные и оснащенные техническими средствами связи, оповещения и автоматизации места (помещения или транспортные средства), откуда должностные лица, органы управления осуществляют управление РСЧС и ГО при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время.

Информация о работе Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций