Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы. К сожалению, в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция роста числа и тяжести последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного и природного характера, масштабы которых таковы, что начали заметно сказываться на безопасности государств и их населения.

Оглавление

Введение.......................................................................................................

1. Правовые основы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций............................................................................

2. Органы управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций..........................................................................

3. Средства управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций..........................................................................

4. Совершенствование системы деятельности Государственной противопожарной службы.....................................................................................................

Заключение..............................................................................................

Список литературы:.................................................................................

Файлы: 1 файл

Документ WordPad (2).doc

— 153.04 Кб (Скачать)

 

При повседневной деятельности управление организуется, как правило, из мест постоянного расположения органов управления. Для управления мероприятиями РСЧС и ГО в военное и мирное время создаются городские и загородные запасные пункты управления, вспомогательные, подвижные, мобильные и пункты управления-дублеры.

 

Городские запасные пункты управления создаются во всех категорированных городах и районах этих городов. Они размещаются в пределах городов, но вне расположения объектов экономики с опасными видами производства. Эти пункты управления предназначены для размещения оперативных групп при организации управления в усиленных режимах функционирования, а в военное время - для повышения устойчивости управления.

 

Загородные запасные пункты управления организуются в субъектах Российской Федерации, городах особой группы, министерствах и ведомствах. Они размещаются вне зон возможных разрушений вокруг городов, отнесенных к группам по ГО и объектов особой важности, а также вне зон возможных катастрофических затоплений. На запасных ПУ размещаются оперативные группы.

 

В МЧС основным ЗПУ является центральный командный пункт (ЦКП) с которого в особый период осуществляется устойчивое и непрерывное управление за функционированием подсистем и звеньев РСЧС, непосредственное руководство силами и средствами ГО в районах ЧС, а также размещение и обеспечение устойчивой работы центрального аппарата МЧС России по руководству ГО.

 

Центральный командный пункт в системе пунктов управления МЧС является главным. В его состав входят: узел связи; вычислительный центр; подвижный пункт управления; управление командного пункта и другие элементы.

 

В некатегорированных городах и сельских районах для обеспечения управления в военное время подготавливаются заблаговременно противорадиационные укрытия, оснащенные необходимыми средствами связи и оповещения.

 

На объектах экономики ПУ оборудуются в одном из убежищ.

 

Запасные ПУ включают: защищенные рабочие помещения с узлами связи, автономными источниками энергопитания, водоснабжения и др. системами жизнеобеспечения, аппаратурой центрального оповещения, средствами закрытой связи; защищенные помещения и сооружения для укрытия отдыхающей смены и наземные помещения для работы и отдыха личного состава органов управления.

 

Загородные ПУ включают также места стоянки техники и посадочные места для вертолетов (самолетов).

 

В одном из рабочих помещений ЗПУ оборудуется центр управления. Для управления войсками ГО в бригаде (полку) создается командный пункт (КП) и тыловой пункт управления (ТПУ), а в батальонах командно-наблюдательный пункт.

 

Вспомогательные пункты управления создаются для обеспечения управления силами ГО на разобщенных направлениях или когда управление с ЗПУ невозможно. Они, как правило, совмещаются с запасными ПУ соответствующих головных областей. На случай внезапного нападения противника предусматривается создание оперативных групп из состава руководящих работников и личного состава штабов ГО головных областей (краев).

 

Подвижные пункты управления предназначены для руководства силами ГО в районе ЧС, где сложилась наиболее сложная обстановка, а также в других случаях. Они позволяют повысить эффективность управления. По имеющимся данным расход времени на управленческую деятельность при наличии подвижного ПУ в ряде случаев сокращается на величину до 30%, а эффективность управления повышается на 10-20%. Оборудуются подвижные ПУ с расчетом использования их при выполнении задач, как военного, так и мирного времени.

 

Мобильные пункты управления предназначены для размещения территориальных управлений, долговременного размещения оперативных групп в мирное время и развертывания ПУ МЧС и региональных центров в полевых условиях в военное время.

 

Таким образом анализируя систему РСЧС, можно сделать вывод, что Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, построена по территориально-производственному признаку. Кроме рассмотренных сил и средств РСЧС в её состав входят также силы и средства экономических объектов РФ. Система РСЧС работает в 3-х режимах: повседневной готовности, повышенной готовности, режим ЧС. В военное время РСЧС трансформируется в систему ГО страны.

 

2. Органы управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

Органы управления - Организационно-штатные или временно создаваемые (выделяемые) коллективы, отдельные должностные лица, наделенные определенными правами и обязанностями по руководству силами РСЧС в мирное и военное время.

 

Орган управления (руководства) РСЧС - структурное подразделение или функциональная структура органа исполнительной власти РФ соответствующего уровня, предназначенное для непосредственного руководства деятельностью по предупреждению чрезвычайных ситуаций и их ликвидации на подведомственной территории или объектах народного хозяйства в пределах имеющихся полномочий.

 

Органы управления, являясь органами государственного управления федерального, регионального, территориального, местного и объектового уровней, предназначены для непосредственного руководства деятельностью по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления.

 

Координирующие органы - комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) создаются для координации деятельности органов управления и сил РСЧС на соответствующем уровне. Они, как коллегиальные органы, объединяют в своем составе ответственных представителей различных ведомств этого уровня, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения оперативно мобилизовать силы и ресурсы соответствующей территории на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

 

Координирующими являются следующие органы РСЧС.

 

На федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти.

 

На региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее именуются - региональные центры)

 

На территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

На местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления.

 

На объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

 

Межведомственная Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МВК) создана постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995г. №164. Этим же постановлением утверждены положение о комиссии и состав комиссии. Председателем ее является министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

 

МВК предназначена для формирования и проведения единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями.

 

МВК может создавать рабочие оперативные группы по основным вопросам, относящимся к ее деятельности и определять порядок их работы. В состав оперативных групп включаются представители от министерств и ведомств.

 

Комиссии по чрезвычайным ситуациям объединяют в себе ответственных представителей соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению ЧС, а в экстремальных условиях - оперативно мобилизовать ресурсы соответствующей территории и эффективно ликвидировать ЧС. Комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти.

 

Постоянно действующими органами управления единой системы являются[3]:

 

- на федеральном уровне - МЧС России, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

 

- на региональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (региональные центры);

 

- на территориальном и местном уровнях - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ (ОУ ГОЧС);

 

- на объектовом уровне - структурные подразделения или работники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

 

В систему МЧС России входят:

 

- центральный аппарат;

 

- территориальные органы: 1)региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; 2) органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (Главные управления МЧС России);

 

- Федеральная противопожарная служба МЧС России;

 

- войска гражданской обороны;

 

- Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России;

 

- аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования;

 

- образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России.

 

Полномочными органами управления МЧС России в регионах являются региональные центры по делам ГО и ЧС, предназначенные для осуществления отдельных полномочий Министерства в области ведения ГО, предупреждения и ликвидации ЧС в мирное и военное время.

 

На региональные центры возложены следующие задачи:

 

- реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС на территории региона;

 

- участие в осуществлении мер по организации и ведению гражданской обороны, защите населения и территорий от ЧС;

 

- координация функционирования территориальных подсистем РСЧС в границах региона;- осуществление в установленном порядке сбора, обработки и обмена информацией в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС;

 

- осуществление в пределах своих полномочий управления силами гражданской обороны и РСЧС;

 

- планирование в установленном порядке применения войск гражданской обороны в соответствии с задачами, возложенными на них в мирное время;

 

- осуществление закупок материально-технических средств для содержания соединений и воинских частей войск гражданской обороны, поисково-спасательной службы по утвержденной номенклатуре снабжения и штатно-табельной потребности;

 

- осуществление финансирования мероприятий по ликвидации последствий ЧС за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, а также организация финансирования органов управления по делам гражданской обороны и ЧС, укомплектованных военнослужащими, подчиненных соединений и воинских частей войск гражданской обороны, поисково-спасательной службы;

 

- обеспечение по вопросам, относящимся к компетенции регионального центра, проведения мероприятий по сохранению информации, составляющей государственную тайну, развитию специальной связи, защите служебной информации.

 

Основные задачи ОУ на территориальном и местном уровне:

 

- реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС на территории субъекта РФ или муниципального образования;

 

- поддержание боевой готовности (готовности к применению) органа управления ГОЧС и обеспечение мобилизационного развертывания вновь формируемых соединений, воинских частей войск гражданской обороны и органов управления ГОЧС;

 

- планирование и осуществление мероприятий гражданской обороны, мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и контроль за их выполнением;

 

- разработка проектов законодательных и нормативных правовых актов субъектов РФ (на местном уровне - нормативных правовых актов) по вопросам гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС и осуществление контрольных функций за состоянием гражданской обороны, надзорных и контрольных функций в области защиты населения и территорий от ЧС;

 

- осуществление координации деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ (органов местного самоуправления) и организаций, расположенных на территории субъекта РФ (муниципального образования) и подготовка предложений в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС;

Информация о работе Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций