Авторитет руководителя в воинском коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы считаю разобрать, что же такое авторитет и из чего он складывается, рассмотреть какие бывают виды авторитета и чем они характеризуются.

Оглавление

Введение
Авторитет – определение
Виды авторитета и чем они характеризуются
Основные этапы формирования авторитета офицера-пограничника
Социально-психологические аспекты процесса формирования авторитета офицера-руководителя
Качества личности, способствующие формированию истинного авторитета
Пути формирования своего авторитета офицером в воинском коллективе
Взаимоотношения офицера-руководителя и коллектива в процессе служебно-боевой деятельности подразделения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 114.71 Кб (Скачать)

псевдоавторитет резонерства заключается в стремлении отдельных офицеров-руководителей показать себя всезнающими. Они досаждают своим подчиненным бесконечными поучениями и назиданиями, ведут длинные, нудные разглагольствования, искренне полагая, что эти нотации и есть главное средство воспитания.

Псевдодемократический авторитет имеет свои разновидности:

авторитет доброты («рубахи-парня»);

авторитет подкупа, посула.

Они основаны на снижении к  подчиненным требовательности, проявлении попустительства к ним.

Виды ложного авторитета среди военнослужащих срочной службы:

лжеавторитет «бывалого» человека — его обретают отдельные воины последнего года (периода) службы, стремящиеся к превосходству над молодыми воинами, а также солдаты, имеющие отрицательный жизненный опыт;

лжеавторитет «адвоката» — выражается в готовности солдата поступиться принципами и простить проступок сослуживца, прийти ему на помощь, защитить его от нападок командиров, общественности;

лжеавторитет «физического давления» — самый отрицательный и опасный из всех видов ложного авторитета. К нему стремятся солдаты, у которых еще в доармейский период выработались отрицательные привычки физически подчинять себе товарищей, пользоваться силой для достижения своих мелких, эгоистических целей;

лжеавторитет «эстетической позы» — проявляется в показном критиканстве, ложном геройстве, ухарстве и браваде своими отрицательными особенностями, показным равнодушием к собственной судьбе;

лжеавторитет «мнимых заслуг» — выражается во влиянии на сослуживцев часто несуществующими заслугами, смелыми и мужественными поступками, якобы совершенными до призыва или в частях (подразделенных), где они раньше служили. В этих же целях нередко используются действительные или мнимые заслуги родных или друзей.

Указанные виды ложного авторитета не всегда выступают в «чистом» виде. Часто они находятся в тесном взаимодействии и взаимной обусловленности. / Рудской И.И. Общая и военная психология. Часть 2. Военная психология. М.: Граница, 2004./

Как мы рассмотрели авторитет офицера пограничника в первичном воинском коллективе может быть истинным и ложным. Формирование авторитета пограничника должно строиться на методах и приёмах соответствующих требованиям воинских уставов, нормам и моральным принципам в основе которых лежат высокие личностные качества военнослужащего.

В следствии вышеизложенного офицерам необходимо прежде всего совершенствовать и воспитывать себя, совершенствовать себя как личность во всех отношениях.

 

Основные этапы  формирования авторитета офицера-пограничника

 

А.С. Макаренко в своём  труде «О воспитании» сказал в  отношении авторитета родителей: «…те родители, у которых дети «не слушаются», склонны иногда думать, что авторитет  даётся от природы, что это особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остаётся только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Это  родители ошибаются. Авторитет может  быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное  дело.

К сожалению, встречаются  родители, которые организуют такой  авторитет на ложных основаниях. Они  стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель. А на самом деле это ошибка. Авторитет  и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание»./ Макаренко А.С. О воспитании/

Рассмотрим основные этапы  формирования авторитета офицера воспитателя  по И.И. Рудскому.

Авторитет офицера-пограничника в своем формировании проходит три  этапа:

1-й — подготовительный — начинается с момента прибытия офицера в часть и завершается вступлением в должность;

2-й — формирование  исходного авторитета — начинается с первой встречи офицера с личным составом подразделения и продолжается до момента, когда у большинства подчиненных складывается сравнительно устойчивое мнение о нем;

3-й — характеризуется  тем, что подчиненные действуют  по отношению к офицеру в  соответствии со сложившимся  на втором этапе мнением.

Таким образом авторитет необходимо формировать и это возможно. Необходимо помнить: вначале человек работает на авторитет, а потом авторитет работает на человека.

Офицеру необходимо сочетание  таких качеств как требовательность к подчинённым и демократичность, требовательность к самому себе, умению прислушиваться к мнению подчинённых  и единоначалие.

Офицеру постоянно необходимо работать над повышением своего профессионального  опыта, повышением своей духовной культуры, во всех отношениях быть высоконравственным человеком, избегать вредных привычек, вести здоровый образ жизни и  пропагандировать его.

 

2. Социально-психологические  аспекты процесса формирования  авторитета офицера-руководителя

 

2.1 Качества личности, способствующие формированию истинного  авторитета

 

По проведённому мной опросу военнослужащих у авторитетных офицеров, на современном этапе развития армии, они выделяли прежде всего такие качества личности как чуткое отношение к подчинённым, сочетание требовательности и справедливости. Высокая профессиональная ответственность/обещал - выполни; не уверен - не обещай/. Высокая эстетическая культура. Профессионализм. Высокая работоспособность. Организаторские способности. Инициативность и др.

 

2.2 Пути формирования  своего авторитета офицером в  воинском коллективе

 

Отчасти пути формирования офицером своего авторитета в воинском коллективе мы рассмотрели ранее.

Офицеру необходимо начинать готовится к работе с подчинёнными задолго до прибытия в войска. Прежде всего необходимо совершенствовать себя как личность, совершенствовать все составляющие мира психических явлений. Устранять свои негативные качества, развивать положительные, бороться со своими пороками.

В работе необходимо выделять главное, не кидаться из стороны в  сторону. Досконально продумывать  механизм предстоящей работы. Соблюдать  принцип постепенности во всех делах.

Социально- психологические аспекты процесса формирования авторитета офицера- руководителя представлены на рисунке 2./ по И.И. Рудскому /

 

Рис. 2 Социально- психологические аспекты процесса формирования авторитета офицера- руководителя

 

Мы рассмотрели какие качества личности способствуют формированию истинного авторитета, пути формирования офицером своего авторитета в коллективе. Формирование авторитета должно строиться на осознании значимости своего дела, опираться на истинно – авторитетных в коллективе подчинённых. Необходимо добиваться чтобы действия и решения командира были понятны подчинённым. Решения должны носить систематический характер, а не «от случая к случаю».

 

3. Взаимоотношения  офицера-руководителя и коллектива  в процессе служебно-боевой деятельности  подразделения

 

Современная военно-политическая обстановка на Государственной границе  России, предъявляя повышенные требования к психологическим качествам  военнослужащих, побуждает командиров и начальников всех степеней предпринимать  специальные меры по формированию и  поддержанию психологической устойчивости и служебно-боевой активности личного  состава соединений и частей. От влияния офицера- пограничника на своих подчинённых, его авторитета, зависит успехи подразделения в процессе служебно – боевой деятельности.

Формирование  коллективного мнения на пограничной заставе зависит от целенаправленной деятельности командиров и начальников, от их авторитета. Опытные офицеры используют для этого различные формы воспитательной работы, стремятся, чтобы каждый воин-пограничник не только постоянно находился под влиянием положительно направленного мнения, но и сам являлся его носителем.

Коллективные  настроения, представляющие эмоционально-оценочные реакции, также своеобразно выражающие отношение большинства членов коллектива к окружающим, создают ту психологическую атмосферу, которая сказывается на восприятии военнослужащими событий, воспитательных влияний. Кроме того, общественные настроения влияют на формирование индивидуальных реакций, устойчивых состояний у воинов.

Существует много различных  средств, позволяющих поддерживать жизнерадостное мироощущение в коллективе, управлять настроениями пограничников.

Поддержанию жизнерадостного  настроения в коллективе помогает своевременно, педагогически и психологически грамотное реагирование на события, волнующие воинов, чему способствует широкая информация о достижениях  народа, войск, коллектива.

Настроение в воинском коллективе во многом зависит от настроения офицеров пограничной заставы. Они  призваны подавать пример энтузиазма, оптимизма и бодрости своим подчиненным.

На настроение подчиненных  влияют также ратно-трудовые успехи и уклад жизни на пограничной заставе. Если офицеры трудятся ритмично, уставной порядок соблюдается, четко организована служба, занятия всегда идут по плану, то это создает рабочий настрой коллективу. Дергание по пустякам, авралы и т.п. порождают в коллективе настороженность, раздражительность, действуют угнетающе. Поэтому столь большое значение имеет совершенствование стиля работы офицеров.

Верное средство поддержания хорошего настроения в воинском коллективе - постоянная забота о людях. Проявляется она в различных формах. Это и удовлетворение материальных благ и духовных запросов воина, и отклик на их личные просьбы. Бывает, что не всегда и не все просьбы можно выполнить, но глубоко вникнуть в них, постараться понять переживания человека, посоветовать ему, как поступить, авторитетный офицер всегда в состоянии.

Формирование и укрепление здоровых традиций является одним из путей сплочения воинского коллектива. Их авторитет настолько велик, что  они, как правило, безоговорочно  принимаются к руководству всем личным составом, а всякие случаи отклонения сурово осуждаются. Перед офицерами  всегда стоит задача управления как  становлением и развитием положительных  традиций, так и локализацией негативных обычаев. Ничто, от поздравления с выходом  в первый пограничный наряд до проводов воинов в запас, не должно упускаться из виду.

Образование микрогрупп в воинском коллективе представляет объективное явление. Задача офицеров в том, чтобы своевременно изучить их общие интересы, состав и при необходимости помочь им приобрести такую направленность, которая бы отвечала общеколлективным целям. По мнению офицеров ряда частей большинство таких групп играет позитивную роль.

Обычно отрицательно направленным микрогруппам присущи ярко выраженный вожак, лидер, а двери для других воинов в них закрыты. Все это порождает почву для круговой поруки, появления своеобразной групповой этики, особого мнения и оценок.

Изучая направленность и  состав таких групп, важно найти  у них слабое звено - тех солдат, которые в душе тяготятся принадлежностью  к такой группе и вести с  ними целенаправленную индивидуальную воспитательную работу. Цель ее - убедить  человека, что он может и должен занять достойное место в коллективе, подсказать первые шаги на этом пути. Одновременно следует изучить, на чем основан  авторитет вожака, определить действительные качества его личности. Чаще всего  он имеет определенные достоинства, которые могут быть использованы в целях перевоспитания.

Формирование научного мировоззрения, личной убежденности у пограничников  остается одним из главных направлений  использования воспитательного  потенциала воинского коллектива. При  этом очень важно комплексом воспитательных мер добиваться знания пограничниками теории национальных отношений, основ  общественного патриотизма и  интернационализма, аргументирование обосновать основы сосуществования  независимых государств. В решении  этой задачи важная роль отводится  общественно-государственной подготовке, всему арсеналу воспитательной работы.

В войсках получили распространение  такие формы работы, как устные журналы, тематические вечера "Край, откуда я прибыл", "Представляюсь  коллективу", "Здравствуй, соотечественник", вечера вопросов и ответов, вечера солдатского  письма с использованием наказов  родителей и другие.

Таким образом, перечисленные  направления не охватывают всего  многообразия форм, методов, приемов  деятельности командиров и начальников  по решению такой важной проблемы, как сплочение многонациональных  воинских коллективов, обеспечение  их здорового морально-психологического состояния. Эта работа требует от офицерских кадров творческого подхода, педагогического мастерства, умения изучать своих подчиненных и коллектив, видеть сильные стороны и изъяны в их воспитании, поддерживать все ценное и помогать избавляться от недостатков. Важнейшая задача офицеров - сформировать на пограничной заставе такую нравственную атмосферу, которая бы позволила успешно решать задачи по охране государственной границы в мирное и военное время.

Формирование авторитета офицера пограничника процесс сложный, творческий и многообразный. К нему нужно идти каждый день, час, минуту. Необходимо постоянно подтверждать его своим трудом и делами.

 

Заключение

 

Таким образом, влияние офицера  – пограничника в первичном воинском коллективе крайне высоко и является результатом его работы над собой. Является результатом его труда  и упорства.

Авторитет возможно формировать и путей формирования его множество. Становление авторитета тесно связано с процессом обучения и воспитания военнослужащих.

Тем не менее очевидно и то, что уровень нравственного богатства и поведения части офицеров пока не отвечает современным, заметно возросшим требованиям. Помочь офицеру в нравственном совершенствовании, этом тонком и весьма деликатном деле, может прежде всего вдумчивая и настойчивая работа над собой. «Нужно совершенствоваться. Любой характер можно изменить. Терпение, способности, даже физическую силу — все можно выработать в себе, если по-настоящему захотеть, если не давать себе поблажки», — писал М.В. Фрунзе.

Информация о работе Авторитет руководителя в воинском коллективе