Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 05:10, курсовая работа
Цель КУРСОВОЙ работы – рассмотрение и раскрытие роли руководителя в управлении персонала.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:
· раскрыть общие элементы управления персоналом;
· определить роль руководителя в управлении персоналом;
· рассмотреть личность руководителя и стили управления;
Введение
Глава 1. Общие положения управления персоналом
1.1 Понятия и цели управления персоналом
1.2 Субъекты, функции и методы управления персоналом
1.3 Факторы, влияющие на эффективность управления
Глава 2. Параметры эффективного руководства
2.1 Роль и функции руководителя
2.2 Характеристики и личные качества руководителя
2.3 Стратегия руководства коллективом
2.4 Стили руководства
ГЛАВА 3. Авторитет руководителя – как элемент управления
Заключение
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Общие положения управления персоналом
1.1 Понятия и цели управления персоналом
1.2 Субъекты, функции и методы управления персоналом
1.3 Факторы, влияющие на эффективность управления
Глава 2. Параметры эффективного руководства
2.1 Роль и функции руководителя
2.2 Характеристики и личные качества руководителя
2.3 Стратегия руководства коллективом
2.4 Стили руководства
ГЛАВА 3. Авторитет руководителя – как элемент управления
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Эффективная экономика – прежде всего эффективное управление. В конечном счете, управление – прежде всего управление человеческими ресурсами.
Руководство персоналом занимает центральное место в управлении сотрудниками, поскольку именно повседневная управленческая деятельность руководителей обеспечивает достижение главных целей предприятия.
Руководитель осуществляет важнейшую функцию управления – руководство. Результат труда руководителя – решение, т.е. специфический вид информации, направляющий функционирование и развитие трудового коллектива. Труд руководителя связан с разработкой и передачей информации.
В странах с развитой рыночной экономикой изучение дисциплины «Управление персоналом» давно уже стало не только важнейшей составной частью подготовки руководителей всех уровней, но и неотъемлемым компонентом высшего образования в целом.
Необходимость специальной подготовки в области управления персоналом вызвана тем, что современный руководитель может всесторонне проявить себя в работе, лишь активно взаимодействуя с подчиненными, коллегами, руководством и клиентами. Для эффективного сотрудничества он должен обладать высокой культурой коммуникаций, знаниями и навыками делового общения и влияния. Подсчитано, что на вопросы, связанные с управлением сотрудниками, руководитель тратит 80% рабочего времени. Без умения руководить людьми, совместно решать стоящие перед организацией задачи, эффективное управление в принципе невозможно.
В настоящее время многие руководители отечественных организаций различных форм собственности недооценивают значение методов управление персоналом, свойственных современному менеджменту и активно использующихся за рубежом для эффективного управления и повышения производительности труда. На данный момент многих предприятиях руководители сводят воздействие работников лишь к двум методам: административным методам воздействия и экономическому стимулированию.
Сегодня можно утверждать, что недооценка руководством, как на макро- , так и на микроуровне эффективных современных методов управления производительным трудом становиться один из главных препятствий и наиболее слабым звеном управления развитием экономики.
Цель КУРСОВОЙ работы – рассмотрение и раскрытие роли руководителя в управлении персонала.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:
· раскрыть общие элементы управления персоналом;
· определить роль руководителя в управлении персоналом;
· рассмотреть личность руководителя и стили управления;
Предметом исследования является руководитель организации в сфере управления человеческими ресурсами.
В процессе формирования концепции работы использовались труды Михайлиной Г.И., Матраевой Л.В., Михайлина Д.Л., Беляка А.В, Шапиро С.А., Одегова Ю.Г., Никоновой Т.В, Пугачева В.П., Кричевского Р.Л, Филоновича С.Р., Лилеевой З.А. и других авторов, изучавших данную тематику.
Структура КУРСОВОЙ работы представлена следующим образом. В первой главе рассмотрены общие положения управления персоналом. Вторая глава акцентируется непосредственно на личностных качествах руководителя, его роли и стилях в управлении персоналом. Третья и четвертая главы посвящены неотъемлемым элементам руководства персоналом.
1.1 Понятия и цели управления персоналом
Работа любой деловой организации невозможна без персонала. Персонал включает в себя всех работников организации, всех людей занятых на предприятии, исключая собственника в том случае, если он непосредственно не выполняет каких-либо производственных функции.
Управление персоналом – целенаправленная деятельность руководящего состава предприятия, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления. Также управление персоналом можно определить как: комплекс деятельности субъектов управления по обеспечению организации оптимальным количеством сотрудников требуемой квалификации и качества (компетентности и мотивации), по руководству сотрудниками и их использованию в целях обеспечения экономической (деловой), а также социальной эффективности организации [1].
Таким образом, управление персоналом существует в 2 взаимосвязанных формах: как деятельность руководителей по повседневному управлению сотрудниками и как подчиненная этому специфическая управленческая функция, выполняемая службой персонала или отделом кадров.
Деятельность любой организации,
в том числе и управление персоналом, подчинена
достижению целей. В современной литературе
выделяют 2 группы целей менеджмента персонала:организационные и ли
Организационные цели традиционно стоят в центре управления персоналом, да и в управлении в целом.Их обычно связывают с обеспечением эффективности предприятия. И с этой точки зрения управление персоналом – деятельность по использованию сотрудников для достижения эффективности организации.
Эффективность управления персоналом – это достижение организационных и индивидуальных целей при минимальных издержках. Применительно к рыночным предприятиям, организационные цели состоят в обеспечении их прибыльности и стабильности, а также адаптируемости к будущим изменениям ситуации при минимальных затратах на персонал, индивидуальные же цели заключаются главным образом в удовлетворенности сотрудников трудом, его компенсацией и пребыванием на предприятии.
Персонал неоднороден по своему составу: Его структура представлена в схеме 1:
Персонал обладает рядом характеристик: Он выступает как:
1. рабочая сила;
2. человек, обладающий свободой воли и принимающий решения;
3. мотивированный человек;
4. член групповых объединений и коалиций;
5. источник денежных и других расходов организации;
6. наемный работник, находящийся в трудовых взаимоотношениях с работодателем, которые оформлены трудовым договором или контрактом [2].
Управление персоналом занимает центральное место в управлении предприятием. Применительно к коммерческим организациям управлением ими подразделяется на следующие относительно самостоятельные виды деятельности:
· управление персоналом;
· управление производством;
· управление рынками (сбытом продукции);
· финансовое управление.
Любой вид управления возможен лишь посредством управления сотрудниками, людьми. Поэтому управление персоналом имеет ключевое значение для успеха деятельности любого предприятия.
1.2 Субъекты, объекты, функции и методы управления персоналом
Вся деятельность по управлению персоналом осуществляется его субъектами – должностными лицами и организациями, непосредственно занятыми этого рода деятельностью.
Субъектами управления персоналом являются: руководители всех уровней, службы персонала (отделы кадров), трудовые коллективы и прежде всего их органы: советы трудовых коллективов, производственные советы, общие собрания членов трудовых коллективов: действующие на предприятии отделы качества, профсоюзные и женские организации, объединения рационализаторов, ветеранов и т.п.
Функции управления персоналом представляют собой направления этого рода деятельности, ориентированные на удовлетворение определенных потребностей предприятия.
Существует несколько методов определения функций управления персоналом, их значимости и удельного веса в управлении.
Более точный, но в тоже время и более дорогостоящий метод определения функций и задач в области управления персоналом – фиксация их перечня и затрачиваемого времени посредством наблюдения за работой менеджеров. Этот метод предполагает наличие специально подготовленных профессионалов-наблюдателей, изучение деятельности многих менеджеров и требует больших финансовых и временных затрат.
Выделяют следующие функции управления персоналом:
1. Планирование персонала
(включая стратегическое
2. Определение способов
рекрутирования, привлечения персонала.
Реализация данной функции
3. Маркетинг персонала.
Он направлен на обеспечение
спроса на рабочие места на
данном предприятии со стороны
лучшим образом подготовленных
людей, в первую очередь
4. Подбор, оценка, отбор
и принятие на работу
5. Адаптация, обучение и
повышение квалификации
6. Планирование карьеры,
обеспечение профессионально-
7. Мотивация персонала. Мотивация достигается прежде всего через обеспечение совпадения организационных и личных целей.
8. Руководство персоналом.
Данная функция призвана
9. Управление расходами на персонал. Это предполагает подсчет того, сколько стоит привлечение, обучение, оформление, оценка, оплата персонала, социальные расходы и т.п., все пребывание работника в организации, а также соотнесение расходов с прибылью, которую приносит труд сотрудника.
10. Организация рабочего места. Эта функция учитывает различные факторы, влияющие на экономическую и социальную эффективность работника: его квалификацию и индивидуальные качества, техничку и технологию, служебное помещение, всю рабочую ситуацию.
11. Обеспечение оптимального
распорядка работы. Четкое выполнение
это функции позволяет
12. Кадровое делопроизводство.
Это техническая функция
13. Управление информацией о сотрудниках. Задача этой функции – получать в оптимальном объеме, распространять нужную и гасить ненужную и даже вредную информацию.
14. Оценка результатов
деятельности и трудового
15. Контроль за персоналом,
обеспечение дисциплины и
16.Управление конфликтами.
Оно предполагает создание в
организации климата, исключающего
возникновение деструктивных
17. Правовое регулирование отношений.
18. Налаживание партнерских
отношений и сотрудничества с
профсоюзами, советами трудовых
коллективов и другими
19. Обеспечение безопасности, охраны труда и здоровью сотрудников.
20. Социальное обеспечение сотрудников.
21. Планирование и развитие организационной культуры, обеспечивающей интериоризацию (усвоение) сотрудниками эстетических норма, целей и ценностей предприятия, уважение его традиций, развитие между работниками отношений взаимного уважения, сотрудничества и поддержки.
22. Обеспечение репутации фирмы, ее позитивного восприятия клиентами, общественностью институтами власти.
23. Консультирование линейных руководителей в вопросах персонала. Эту функцию выполняют сотрудники службы персонала.
24. Участие в разработке
стратегии компании и, в частности,
в стратегическом планировании.
В передовых компаниях
Информация о работе Авторитет руководителя – как элемент управления