Авторитет руководителя в воинском коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы считаю разобрать, что же такое авторитет и из чего он складывается, рассмотреть какие бывают виды авторитета и чем они характеризуются.

Оглавление

Введение
Авторитет – определение
Виды авторитета и чем они характеризуются
Основные этапы формирования авторитета офицера-пограничника
Социально-психологические аспекты процесса формирования авторитета офицера-руководителя
Качества личности, способствующие формированию истинного авторитета
Пути формирования своего авторитета офицером в воинском коллективе
Взаимоотношения офицера-руководителя и коллектива в процессе служебно-боевой деятельности подразделения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 114.71 Кб (Скачать)

Авторитет руководителя в воинском коллективе

Содержание

 

Введение

Авторитет – определение

Виды авторитета и чем  они характеризуются

Основные этапы формирования авторитета офицера-пограничника

Социально-психологические  аспекты процесса формирования авторитета офицера-руководителя

Качества личности, способствующие формированию истинного авторитета

Пути формирования своего авторитета офицером в воинском коллективе

Взаимоотношения офицера-руководителя и коллектива в процессе служебно-боевой деятельности подразделения

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Влияние авторитета в первичном  воинском коллективе на современном  этапе развития общества крайне высоко, особенно на этапах организации и  становления воинского коллектива так как офицер–руководитель обладающий действительным авторитетом может заложить фундамент развития коллектива, который будет выступать в дальнейшем как субъект воспитания, то есть будет характеризоваться максимальной требовательностью воина на фоне требований всего коллектива. Коллектив, предъявляя высокие требования к своим членам, будет способен к известному самоуправлению. (И.И. Рудской)

Различные исторические этапы  развития общества, существенным образом  влияли и влияют на формирование морально-психологической  составляющей армии и предъявляемым  к ней требованиям.

Так в царской армии  влияние авторитета офицера-руководителя в основном опиралось на веру военнослужащих в бога, царя и отечество; на жестокий в большинстве своем тоталитарно-авторитарный строй управления; в советской армии на высоко -идейную морально-политическую составляющую духовной жизни общества; в современное время влияние авторитета в первую очередь будет непосредственно опираться на личностные качества офицера-руководителя, его способности завладеть «сердцами и душами» подчиненных, умения сочетать требовательность к подчиненным и проявления заботы о них, уважительного отношения к военнослужащим, исповедующим различные религии, с различными уровнями развития психики. Умение гибко реагировать на любое изменение обстановки.

Целью курсовой работы считаю разобрать, что же такое авторитет  и из чего он складывается, рассмотреть  какие бывают виды авторитета и чем  они характеризуются.

Проследить основные этапы  формирования авторитета офицера-пограничника. Рассмотреть социально-психологические  аспекты процесса формирования авторитета. Рассмотреть пути развития офицером своих личных качеств и как  следствие повышение своего авторитета в воинском коллективе. А также  рассмотрим влияние авторитета офицера-пограничника в процессе служебно-боевой деятельности на упрочение воинского коллектива.

Исходя из вышесказанного, порядок изучения вопросов в курсовой работе будет следующим:

Авторитет – определение.

Виды авторитета и чем  они характеризуются.

Основные этапы формирования авторитета офицера-пограничника.

Социально-психологические  аспекты процесса формирования авторитета офицера-руководителя.

Качества личности, способствующие формированию истинного авторитета.

Пути формирования своего авторитета офицером в воинском коллективе.

Взаимоотношения офицера-руководителя и коллектива в процессе служебно-боевой деятельности подразделения.

В своей работе мы будем  опираться на труды М.В. Фрунзе, А.С. Макаренко, Р.С. Немова, И.И. Рудского и других авторов.

 

1. Авторитет в  воинском коллективе

 

Авторитет (лат. autoritas- влияние, власть). Влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т.п. Признание за индивидом права на принятие решения в условиях современной действительности. (Психология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.С.8)

Авторитет присущ только человеку. Нельзя объединять такие понятия  как- лидер, авторитетный человек, руководитель. Все они имеют близкий, но в тоже время разный смысл. Для более глубокого изучения такого явления как авторитет- рассмотрим различия в определении вышеперечисленных терминах.

Лидер- член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами малой группы, готовыми следовать за ним. Лидерство- поведение лидера в малой группе. Приобретение или утрата им лидерских полномочий, осуществление им своих лидерских функций.(Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М.: Владос, 1999.С.664). Таким образом, если лидер это конкретный индивид, то лидерство- это его поведение в группе.

Профессор И.И. Рудской даёт следующее определение: «Авторитет — социально-психологическое явление, означающее, с одной стороны, общественное влияние одной личности (группы лиц) на других людей в силу соответствия ее (их) субъективных качеств объективным требованиям деятельности, а с другой стороны — добровольное подчинение этому влиянию. Авторитет как психологическое явление возникает и проявляется только в процессе взаимодействия и взаимоотношений людей. Он определяется объективными (социальными) и субъективными (психологическими) факторами.

Таким образом, офицер прибывая в первичный воинский коллектив, как мы рассмотрели выше, не может обладать авторитетом. Авторитет приобретается с первой минуты нахождения в подразделении, зарабатывает его своими поступками и делами. Здесь главное - не пытаться заработать мнимый, ложный авторитет.

Руководители в связи  с их авторитетом и стилем руководства  классифицируются:

на истинно авторитетных, сочетающих черты единоначалия и демократичности;

преимущественно авторитарных, полагающихся на силу власти, приказа;

преимущественно либеральных, склонных к переоценке сил общественности, проявляющие некоторую робость  в принятии решений;

псевдоавторитетных, ставших на путь завоевания ложного авторитета.

В истории немало примеров влияния авторитета офицера на коллектив, коллективное мнение, на общество в  целом.

Так современная педагогическая военная наука опирается на труды  и опыт таких авторитетных полководцев  и флотоводцев как: Пётр 1, П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.И. Кутузов, П.С. Нахимов, С.О. Макаров, М.В. Фрунзе, М.Н. Тухачевский, Г.К. Жуков и др.

В тоже время, каждый из них  всегда опирался на авторитет офицера  в первичном воинском коллективе. В своих трудах о военном обучении и воспитании они всегда обращали внимание на личностные качества младших  командиров, на их отношение к солдату. Вот некоторые выдержки из их трудов. Офицерам и унтер-офицерам рекомендовалось  при совершении солдатами проступков воздействовать на них прежде всего «добрым присмотром, советами и увещеваниями» и лишь злостных нарушителей «укрощать наказаниями». А.В. Суворов в «Полковом учреждении» подчеркивал, что командир роты, борясь с пороками подчиненного, должен стараться «оного увещеваниями, потом умеренными наказаниями от того отвращать. Умеренное военное наказание, смешенное с ясным и кратким истолкованием погрешности, более тронет честолюбивого солдата, нежели жестокость, приводящая оного в отчаяние». Прогрессивная военная педагогика учила офицеров быть требовательными, умеренно строгими, чуткими и заботливыми начальниками, не допускать в обращении с подчиненными жестокости и мелочных придирок. А.В. Суворов подчеркивал, что «при строгости надобна милость, иначе строгость тиранство. Я строг в удержании здоровья [солдат], истинного искусства благонравия; милая солдатская строгость, а за сим общее братство. И во мне строгость по прихотям была бы тиранством».

В «Наставлении господам пехотным офицерам в день сражения» (1812 г.) подчеркивалось, что солдаты никогда не обижаются  на строгость начальника, если она  справедлива. Самый строгий офицер, если он справедлив, внимателен к подчиненным, «может легко заслужить почтеннейшее для военного человека название друга  солдат». Свою любовь к солдатам и  матросам прогрессивные полководцы, флотоводцы и офицеры проявляли  в отеческой заботе об удовлетворении их нужд и запросов. Они постоянно  заботились о питании, одежде и обуви, о здоровье подчиненных, о создании им нормальных бытовых и гигиенических  условий в местах расквартирования, об отдыхе и досуге личного состава, о своевременном поощрении отличившихся. Строгую, но справедливую требовательность может проявлять лишь тот офицер, который любит солдат, уважает  их человеческое достоинство. На вопрос, в чем секрет его успехов, Суворов  отвечал: «Люби солдата, он будет  любить тебя. В этом тайна».

Масса примеров когда под влиянием авторитета офицера/младшего командира/ подчинённые проявляли силу сплочённости коллектива, поступки массового героизма. Примером может служить героический подвиг советских пограничников в годы Великой Отечественной войны, охрана Государственной Границы Российской империи после революции 1917 года на отдельных заставах Средней Азии, примеры героических поступков при охране и обороне Государственной Границы в республике Таджикистан и на Северном Кавказе.

Есть и противоположные  примеры, когда под влиянием ложного/мнимого/ авторитета, военнослужащие совершают  массовые акты неповиновения когда влияние офицера на коллектив ослабевает и роль «лидера» переходит к военнослужащим с более выраженными способностями к управлению людьми, зачастую носящий противоправный оттенок. Там, где влияние авторитета офицера- пограничника носит не поддельный, /ложный характер/, уровень развития коллектива на порядок выше чем в других подразделениях, отмечается низкий уровень нарушения воинской дисциплины, высокая боевая слаженность и боевая готовность, сильны традиции. После ухода такого офицера в подразделении, где уровень развития коллектива достиг уровня зрелости, подразделение ещё долгое время остаётся в числе лучших.

Примером может служить  одна из застав Сортавальского пограничного отряда. Офицер Кириллов П.В. принял заставу в коллективе которой управляли микрогруппы отрицательной направленности. Благодаря своему опыту и отношению к людям, к службе, он смог подчинить коллективные мнения подчинённых, добиться высокого уровня сплочённости коллектива, чем достиг авторитета у подчинённых и офицеров.

Коллектив, младшие командиры  предъявляли уставные требования к  себе и вновь прибывшим военнослужащим. Через год командование заставы  сменилось. Застава, коллектив потерял  свой уровень самостоятельности. Основной костяк коллектива разбился на более  мелкие разрозненные группы. Рассмотрим пример ложного авторитета- «авторитета физического давления». Офицер одной из застав Суоярвского погранотряда строил взаимоотношения с подчинёнными на основе физического давления; привычку перенимали младшие командиры. В результате - высокий уровень неуставных взаимоотношений и как следствие - неоднократная попытка суицидальных действий; уклонение от службы путём симулирования болезней; всеобщая «круговая порука» и т.д.

На основании вышеизложенного  делаем вывод: влияние авторитета офицера- пограничника в первичном воинском коллективе крайне высоко, особенно на начальном этапе развития, и может быть как положительным так и отрицательным. В соответствии с этим рассмотрим какие бывают виды авторитета и чем они характеризуются.

 

Виды авторитета и чем они характеризуются

 

И.И. Рудской даёт следующие определения:

Должностной авторитет определяется служебным положением военнослужащего, его должностью. Он закреплен уставами ВС.

Моральный авторитет — это признак уважения и доверия подчиненных, он зависит, прежде всего, от личностных качеств человека.

Профессиональный  авторитет характеризует профессиональную подготовленность военнослужащего, его компетентность как специалиста, как знатока своего дела.

Общественный  авторитет — это авторитет государства, народа, общественной организации.

Коллективный  авторитет — авторитет коллектива от самого крупного (армия, пограничные войска в целом) до небольшого подразделения (пограничная застава).

Индивидуальный  авторитет — его носителем является отдельная личность.

Действительный (истинный) авторитет — авторитет, который завоевывается действиями, методами и приемами, соответствующими требованиями воинских уставов, нормами морали и в основе которых лежат высокие личные качества военнослужащего (руководителя).

Ложный (мнимый) авторитет достигается способами, противоречащими уставам и нормам морали, объясняется малыми знаниями, опытом, наличием многих отрицательных личностных качеств у военнослужащего./ Рудской И.И. Общая и военная психология. Часть 2. Военная психология. М.: Граница, 2004./

Примеры ложного и истинного  авторитета мы рассмотрели ранее. Ниже мы рассмотрим чем характеризуются те или иные виды авторитета. Кроме того авторитету присущи различные явления и другие виды деления./рис. 1/.

 

Рис. 1 Авторитет в воинском коллективе.

 

Виды ложного  авторитета среди командиров (начальников):

псевдоавторитет подавления проявляется в стремлении начальника путем демонстрации превосходства в правах держать подчиненного в постоянном напряжении перед возможностью наказания;

псевдоавторитет расстояния выражается в стремлении руководителя всегда держать подчиненных на определенной дистанции, как можно реже и только официально общаться с ними, быть для них малодоступным и загадочным;

псевдоавторитет чванства — этот руководитель формально или снисходительно относится к подчиненным, не вникает в их нужды и запросы. Всем своим видом, позой, напускной важностью он унижает подчиненных, подчеркивая исключительность своей персоны, нетерпимо относится к критике;

псевдоавторитет педантизма выражается в создании руководителем целой системы ненужных для исполнения подчиненными условностей, искусственно насаждаемых мелочных традиций, что порождает в коллективе атмосферу мелочного педантизма, постоянных мелких придирок, неуверенность людей в своих действиях, скованность, напряженность;

Информация о работе Авторитет руководителя в воинском коллективе