Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:02, курсовая работа
Целью курсовой работы считаю разобрать, что же такое авторитет и из чего он складывается, рассмотреть какие бывают виды авторитета и чем они характеризуются.
Введение
Авторитет – определение
Виды авторитета и чем они характеризуются
Основные этапы формирования авторитета офицера-пограничника
Социально-психологические аспекты процесса формирования авторитета офицера-руководителя
Качества личности, способствующие формированию истинного авторитета
Пути формирования своего авторитета офицером в воинском коллективе
Взаимоотношения офицера-руководителя и коллектива в процессе служебно-боевой деятельности подразделения
Заключение
Список литературы
Авторитет руководителя в воинском коллективе
Содержание
Введение
Авторитет – определение
Виды авторитета и чем они характеризуются
Основные этапы формирования авторитета офицера-пограничника
Социально-психологические аспекты процесса формирования авторитета офицера-руководителя
Качества личности, способствующие формированию истинного авторитета
Пути формирования своего авторитета офицером в воинском коллективе
Взаимоотношения офицера-руководителя и коллектива в процессе служебно-боевой деятельности подразделения
Заключение
Список литературы
Введение
Влияние авторитета в первичном
воинском коллективе на современном
этапе развития общества крайне высоко,
особенно на этапах организации и
становления воинского
Различные исторические этапы развития общества, существенным образом влияли и влияют на формирование морально-психологической составляющей армии и предъявляемым к ней требованиям.
Так в царской армии
влияние авторитета офицера-руководителя
в основном опиралось на веру военнослужащих
в бога, царя и отечество; на жестокий
в большинстве своем
Целью курсовой работы считаю разобрать, что же такое авторитет и из чего он складывается, рассмотреть какие бывают виды авторитета и чем они характеризуются.
Проследить основные этапы
формирования авторитета офицера-пограничника.
Рассмотреть социально-
Исходя из вышесказанного, порядок изучения вопросов в курсовой работе будет следующим:
Авторитет – определение.
Виды авторитета и чем они характеризуются.
Основные этапы формирования авторитета офицера-пограничника.
Социально-психологические аспекты процесса формирования авторитета офицера-руководителя.
Качества личности, способствующие формированию истинного авторитета.
Пути формирования своего авторитета офицером в воинском коллективе.
Взаимоотношения офицера-руководителя и коллектива в процессе служебно-боевой деятельности подразделения.
В своей работе мы будем опираться на труды М.В. Фрунзе, А.С. Макаренко, Р.С. Немова, И.И. Рудского и других авторов.
1. Авторитет в воинском коллективе
Авторитет (лат. autoritas- влияние, власть). Влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т.п. Признание за индивидом права на принятие решения в условиях современной действительности. (Психология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.С.8)
Авторитет присущ только человеку. Нельзя объединять такие понятия как- лидер, авторитетный человек, руководитель. Все они имеют близкий, но в тоже время разный смысл. Для более глубокого изучения такого явления как авторитет- рассмотрим различия в определении вышеперечисленных терминах.
Лидер- член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами малой группы, готовыми следовать за ним. Лидерство- поведение лидера в малой группе. Приобретение или утрата им лидерских полномочий, осуществление им своих лидерских функций.(Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М.: Владос, 1999.С.664). Таким образом, если лидер это конкретный индивид, то лидерство- это его поведение в группе.
Профессор И.И. Рудской даёт следующее определение: «Авторитет — социально-психологическое явление, означающее, с одной стороны, общественное влияние одной личности (группы лиц) на других людей в силу соответствия ее (их) субъективных качеств объективным требованиям деятельности, а с другой стороны — добровольное подчинение этому влиянию. Авторитет как психологическое явление возникает и проявляется только в процессе взаимодействия и взаимоотношений людей. Он определяется объективными (социальными) и субъективными (психологическими) факторами.
Таким образом, офицер прибывая в первичный воинский коллектив, как мы рассмотрели выше, не может обладать авторитетом. Авторитет приобретается с первой минуты нахождения в подразделении, зарабатывает его своими поступками и делами. Здесь главное - не пытаться заработать мнимый, ложный авторитет.
Руководители в связи с их авторитетом и стилем руководства классифицируются:
на истинно авторитетных, сочетающих черты единоначалия и демократичности;
преимущественно авторитарных, полагающихся на силу власти, приказа;
преимущественно либеральных, склонных к переоценке сил общественности, проявляющие некоторую робость в принятии решений;
псевдоавторитетных, ставших на путь завоевания ложного авторитета.
В истории немало примеров влияния авторитета офицера на коллектив, коллективное мнение, на общество в целом.
Так современная педагогическая военная наука опирается на труды и опыт таких авторитетных полководцев и флотоводцев как: Пётр 1, П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.И. Кутузов, П.С. Нахимов, С.О. Макаров, М.В. Фрунзе, М.Н. Тухачевский, Г.К. Жуков и др.
В тоже время, каждый из них всегда опирался на авторитет офицера в первичном воинском коллективе. В своих трудах о военном обучении и воспитании они всегда обращали внимание на личностные качества младших командиров, на их отношение к солдату. Вот некоторые выдержки из их трудов. Офицерам и унтер-офицерам рекомендовалось при совершении солдатами проступков воздействовать на них прежде всего «добрым присмотром, советами и увещеваниями» и лишь злостных нарушителей «укрощать наказаниями». А.В. Суворов в «Полковом учреждении» подчеркивал, что командир роты, борясь с пороками подчиненного, должен стараться «оного увещеваниями, потом умеренными наказаниями от того отвращать. Умеренное военное наказание, смешенное с ясным и кратким истолкованием погрешности, более тронет честолюбивого солдата, нежели жестокость, приводящая оного в отчаяние». Прогрессивная военная педагогика учила офицеров быть требовательными, умеренно строгими, чуткими и заботливыми начальниками, не допускать в обращении с подчиненными жестокости и мелочных придирок. А.В. Суворов подчеркивал, что «при строгости надобна милость, иначе строгость тиранство. Я строг в удержании здоровья [солдат], истинного искусства благонравия; милая солдатская строгость, а за сим общее братство. И во мне строгость по прихотям была бы тиранством».
В «Наставлении господам пехотным
офицерам в день сражения» (1812 г.) подчеркивалось,
что солдаты никогда не обижаются
на строгость начальника, если она
справедлива. Самый строгий офицер,
если он справедлив, внимателен к подчиненным,
«может легко заслужить почтеннейшее
для военного человека название друга
солдат». Свою любовь к солдатам и
матросам прогрессивные полководцы,
флотоводцы и офицеры проявляли
в отеческой заботе об удовлетворении
их нужд и запросов. Они постоянно
заботились о питании, одежде и обуви,
о здоровье подчиненных, о создании
им нормальных бытовых и гигиенических
условий в местах расквартирования,
об отдыхе и досуге личного состава,
о своевременном поощрении
Масса примеров когда под влиянием авторитета офицера/младшего командира/ подчинённые проявляли силу сплочённости коллектива, поступки массового героизма. Примером может служить героический подвиг советских пограничников в годы Великой Отечественной войны, охрана Государственной Границы Российской империи после революции 1917 года на отдельных заставах Средней Азии, примеры героических поступков при охране и обороне Государственной Границы в республике Таджикистан и на Северном Кавказе.
Есть и противоположные примеры, когда под влиянием ложного/мнимого/ авторитета, военнослужащие совершают массовые акты неповиновения когда влияние офицера на коллектив ослабевает и роль «лидера» переходит к военнослужащим с более выраженными способностями к управлению людьми, зачастую носящий противоправный оттенок. Там, где влияние авторитета офицера- пограничника носит не поддельный, /ложный характер/, уровень развития коллектива на порядок выше чем в других подразделениях, отмечается низкий уровень нарушения воинской дисциплины, высокая боевая слаженность и боевая готовность, сильны традиции. После ухода такого офицера в подразделении, где уровень развития коллектива достиг уровня зрелости, подразделение ещё долгое время остаётся в числе лучших.
Примером может служить одна из застав Сортавальского пограничного отряда. Офицер Кириллов П.В. принял заставу в коллективе которой управляли микрогруппы отрицательной направленности. Благодаря своему опыту и отношению к людям, к службе, он смог подчинить коллективные мнения подчинённых, добиться высокого уровня сплочённости коллектива, чем достиг авторитета у подчинённых и офицеров.
Коллектив, младшие командиры
предъявляли уставные требования к
себе и вновь прибывшим
На основании вышеизложенного делаем вывод: влияние авторитета офицера- пограничника в первичном воинском коллективе крайне высоко, особенно на начальном этапе развития, и может быть как положительным так и отрицательным. В соответствии с этим рассмотрим какие бывают виды авторитета и чем они характеризуются.
Виды авторитета и чем они характеризуются
И.И. Рудской даёт следующие определения:
Должностной авторитет определяется служебным положением военнослужащего, его должностью. Он закреплен уставами ВС.
Моральный авторитет — это признак уважения и доверия подчиненных, он зависит, прежде всего, от личностных качеств человека.
Профессиональный авторитет характеризует профессиональную подготовленность военнослужащего, его компетентность как специалиста, как знатока своего дела.
Общественный авторитет — это авторитет государства, народа, общественной организации.
Коллективный авторитет — авторитет коллектива от самого крупного (армия, пограничные войска в целом) до небольшого подразделения (пограничная застава).
Индивидуальный авторитет — его носителем является отдельная личность.
Действительный (истинный) авторитет — авторитет, который завоевывается действиями, методами и приемами, соответствующими требованиями воинских уставов, нормами морали и в основе которых лежат высокие личные качества военнослужащего (руководителя).
Ложный (мнимый) авторитет достигается способами, противоречащими уставам и нормам морали, объясняется малыми знаниями, опытом, наличием многих отрицательных личностных качеств у военнослужащего./ Рудской И.И. Общая и военная психология. Часть 2. Военная психология. М.: Граница, 2004./
Примеры ложного и истинного авторитета мы рассмотрели ранее. Ниже мы рассмотрим чем характеризуются те или иные виды авторитета. Кроме того авторитету присущи различные явления и другие виды деления./рис. 1/.
Рис. 1 Авторитет в воинском коллективе.
Виды ложного авторитета среди командиров (начальников):
псевдоавторитет подавления проявляется в стремлении начальника путем демонстрации превосходства в правах держать подчиненного в постоянном напряжении перед возможностью наказания;
псевдоавторитет расстояния выражается в стремлении руководителя всегда держать подчиненных на определенной дистанции, как можно реже и только официально общаться с ними, быть для них малодоступным и загадочным;
псевдоавторитет чванства — этот руководитель формально или снисходительно относится к подчиненным, не вникает в их нужды и запросы. Всем своим видом, позой, напускной важностью он унижает подчиненных, подчеркивая исключительность своей персоны, нетерпимо относится к критике;
псевдоавторитет педантизма выражается в создании руководителем целой системы ненужных для исполнения подчиненными условностей, искусственно насаждаемых мелочных традиций, что порождает в коллективе атмосферу мелочного педантизма, постоянных мелких придирок, неуверенность людей в своих действиях, скованность, напряженность;
Информация о работе Авторитет руководителя в воинском коллективе