Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:53, реферат
Информативно-системные связи занимают ведущее место в передаче и трансляции социально-культурных и политических ценностей и традиций. Принимая во внимание то обстоятельство, что в Российской Федерации происходит как непрерывное наращивание технических и информационных идей и ресурсов, так и политических теорий, доктрин и новых смыслов, то становится важным и актуальным проследить возникающие разнообразные взаимосвязи между СМИ, властными структурами, обществом и его группами, слоями, индивидами. Под СМИ понимаются пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение, кино, Интернет, всемирная паутина - все информационные источники, обеспечивающие сбор, обработку, распространение информациив массовом масштабе
4.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МОДЕЛИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И СМИ
Принципы государственной информационной политики:
принципа обратной связи,
принципа мобильности, принципа взаимной
ответственности, принципа систематичности
и др.;
— в концептуальной интерпретации моделей взаимодействия
СМИ и власти авторитарно-тоталитарной,
олигархической, прагматической и медиакратической.
Принципами,
которым должно следовать государство
при осуществлении информационной политики:
безопасности, доступности, идеологического
плюрализма, невмешательства, обратной
связи, оптимального сочетания централизации
и децентрализации, свободы слова;[10. С.
162] а также принципами, отражающими требования
к процессу взаимодействия: взаимной ответственности,
доверия, конвенции и консенсуса, мобильности,
правдивости, систематичности, целостности
этичности. На основе всех вышеперечисленных
принципов должен быть сформирован единый
нормативно-правовой механизм, регулирующий
процессы информационного взаимодействия
СМИ и государства.
четыре модели взаимодействия: авторитарно-тоталитарную,
олигархическую, прагматическую и медиакратическую.
Авторитарно-тоталитарная
модель характеризуется полной и, нередко,
абсолютной зависимостью СМИ от государственных
органов власти, которые выступают проводниками интересов
государства в обществе и служат инструментом
пропаганды государственной идеологии.
В олигархической модели общенациональные
интересы подменяются интересами отдельных
финансовых групп или личностей, которым
принадлежат СМИ. В прагматической модели
конфликт между общественным и потребительским
началом, характерный для природы СМИ.
Информация выступает в качестве товара.
Медиакратическая модель взаимодействия
власти и СМИ — это антитеза авторитарно-тоталитарной
модели. Она характеризуется существованием
надинституциональных групп, включающих
в себя представителей государства, бизнеса
и СМИ, которые обладают легитимным доступом
к производству массовой информации и
выступают в качестве агентов влияния.
В информационном
пространстве Российской Федерации реализуются
элементы всех вышеназванных моделей,
массовая информация производится широким
кругом социальных субъектов, отношения
между которыми носят противоречивый
характер.
Анализ состояния процессов взаимодействия
СМИ и государственной власти позволяет
выявить различные модели взаимодействия
СМИ и власти, определить исходные принципы
эффективной информационной политики.
[14. С.462]
Как уже говорилось выше, СМИ и властные структуры выполняют в обществе множество функций, следовательно, имеют общие «точки контакта». Правовая, экономическая, политическая, моральная регуляция, и, конечно же, саморегуляция деятельности СМИ и властных структур призваны обеспечивать эффективное взаимодействие СМИ и власти в пределах юрисдикции Российской Федерации.
Теоретически средства
Во-первых, необходимо учитывать, что в недавнем прошлом в бытность СССР, государство было основным, если не единственным, производителем информации и фактически монопольно пользовалось информационными ресурсами страны. СМИ являлись по сути государственным институтом, встроенным в административную систему власти, которая все более и более отдалялась от общества.[13. С. 368] В этой системе средствам массовой информации отводилась роль прежде всего звена, обслуживающего идеологическую составляющую общепартийной, общегосударственной политики в той или иной области жизнедеятельности общества. И звено это, повторим, было четко встроено в общую систему власти со всеми соответствующими технологиями взаимодействия партийных и государственных органов со СМИ. Сложились и соответствующие «правила поведения», которых придерживались обе стороны.. Однако в условиях, когда функции производства информации во многом перешли от государства к информационным компаниям, к средствам массовой информации, которые обрели Вт ой или иной мере независимость от государства, органы власти, испытывая потребность влиять на содержание и направленность потоков информации, оказываются далеко не всегда способны реализовать эту потребность адекватно новым условиям.
Одна из тревожных тенденций,
характерных для отношений
структурами и СМИ последних лет, сводится к тому, что можно назвать вторичным огосударствлением СМИ. * Это происходит в первую очередь в
субъектах
Федерации, в регионах,
в административно-
Во-вторых, пока еще рано говорить
о том, что общество
В-третьих,
на реальное местоположение
Важнейшим из направлений работы с СМИ продолжают оставаться - отношения с прессой. В работе с прессой следует помнить, что органы государственной власти заинтересованы в освещении только позитивной стороны своей деятельности или в выгодной для себя информации. Связь с прессой - достаточно ответственная деятельность. До сих пор - уже в эпоху радио, телевидения и глобальных компьютерных сетей Интернет - общественное мнение формируется в значительной степени под воздействием того, что люди читают в центральной, местной, специальной прессе.
Основными функциями ответственного в организации за связь с прессой (press-officer) являются: [14. С. 168]
1) предоставление материалов для печати, на основе которых затем журналистами готовятся сообщения, репортажи, статьи, очерки,
2) ответы на запросы
прессы и предоставление
3) мониторинг - отслеживание,
анализ и оценка сообщений
печати, радио и телевидения. Принятие
мер, при необходимости, по
исправлению ошибок в
Функции связи с прессой могут реализовываться только непосредственно структурными подразделениями, входящих в состав органа государственной власти. В целом, в зависимости от объема работ, функция пресс-ри-лейшнз может выполняться: 1) пресс-специалистом (пресс-секретарём), 2) пресс-бюро, 3) отделом по работе с прессой, 4) пресс-службой или пресс-центром, 5) службой (руководителем) ПР непосредственно, 6) внештатным работником или внешней консультативной фирмой на договорных условиях.
К основным сферам ответственности пресс-службы (ответственного за связь с прессой) организации как правило, относятся: 1) оперативное распространение информации о деятельности организации, 2) организация оперативного взаимодействия организации с СМИ, 3) информационно-аналитическое обеспечение менеджеров и занятых организации по вопросам, затрагивающим интересы компании, 4) создание информационного банка данных, фототеки, видеотеки, отражающих общественно-значимую деятельность организации, 5) организация пресс-конференций, брифингов, 6) оперативный сбор и экспресс-анализ материалов печати, имеющих отношение к деятельности организации, 7) подготовка интервью должностных лиц организации для СМИ. [6. С. 263] Пресс-службы существуют в том или ином виде во всех крупных организациях и компаниях. Собственные пресс-службы или пресс-центры имеют президент РФ, Правительство РФ, Центральный банк, мэр и правительство Москвы, министерства РФ, Конституционный суд, Государственный таможенный комитет.
Отношения с органами государственного управления строятся не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов федерации, в России - это республики, края, области, города Москва и Санкт-Петербург, автономные области и округа.
В России сегодня практически каждый федеральный орган управления имеет свою службу связей с общественностью, пресс-службу, или пресс-секретаря, или ответственного за эту функцию. Например, в администрации президента РФ в 1996 г. создано управление по связям с общественностью.* В министерстве финансов РФ функционирует департамент по связям с общественностью. В московской мэрии есть департамент общественных и межрегиональных связей.
Федеральные министерства и агентства госрегулирования многих стран мира ведут весьма интенсивную работу по ПР.
Жанры информационной публицистики - это: [14. С. 345]
1) репортаж, 2) интервью, 3) заметка, 4) отчет, 5) выступление.
Репортаж - термин происходит от французского "reportage" (англ. "report"), - сообщать.
Цель репортажа - оперативно, динамично и достоверно рассказать "историю события", причем репортер выступает как свидетель или участник этого события.
Интервьюер (специалист ПР/журналист) - представитель телезрителей, но не следует злоупотреблять обращением к публике. Телеинтервью имеет несколько разновидностей: 1) пресс-конференция, 2) интервью-факт, 3) интервью-мнение, 4) портретное интервью.
Пресс-конференция - разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в определенной области лицам. Пресс-конференция представляет возможность разностороннего, глубокого освещения экономических, политических, научных проблем.
Интервью-факт (информационное интервью) - простейшая, максимально локализованная форма экранного диалога, цель которого - выявление (подтверждение, проверка, уточнение) социально значимого факта от лица, непосредственно к нему причастного. Часто включается в состав информационных выпусков, в ежедневную хронику.
Интервью-мнение (проблемно-аналитическое интервью) - диалог с целью выявления мнения авторитетного лица по проблеме. Содержит элементы анализа и аргументации, граничит с аналитической публикацией.
Портретное интервью
- диалог с целью раскрытия
Итак, интервью - преставление общественной трибуны интервьюируемому, а значит, одно из важнейших средств влияния на общественное мнение.
Заметка - сжатое изложение факта, наиболее распространенный информационный жанр, основной элемент выпусков новостей.
Отчет отличается от заметки большей продолжительностью, большей подробностью освещения фактов. Тематическую основу отчета составляет чаще всего официальное событие высокой общественной значимости. Журналист присутствует на съемке, что помогает ему далее при написании текста, сопровождающего показ.
Выступление
Известные общественности лица часто появляются на экране. Выступления делятся на три группы:
а) текстовое - по тексту, заранее написанному выступающим (или для выступающего) и отредактированному редактором телестудии,
б) тезисное - на основе подготовленных тезисов и сопутствующего материала (фотографии, схемы, карты),
в) импровизированное - основанное лишь на предварительном обозначении темы и продолжительности выступления.
Так, официальные телевизионные выступления президента страны с речью по поводу значимых событий часто происходят в текстовой форме - в силу высокой значимости точности формулировок, определений и высокой цены потенциальных ошибок. В целом, однако, текстовое выступление на телевидении менее желательно.
Информация о работе Взаимодействие органов власти со средствами массовой информации