Взаимодействие органов власти со средствами массовой информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:53, реферат

Краткое описание

Информативно-системные связи занимают ведущее место в передаче и трансляции социально-культурных и политических ценностей и традиций. Принимая во внимание то обстоятельство, что в Российской Федерации происходит как непрерывное наращивание технических и информационных идей и ресурсов, так и политических теорий, доктрин и новых смыслов, то становится важным и актуальным проследить возникающие разнообразные взаимосвязи между СМИ, властными структурами, обществом и его группами, слоями, индивидами. Под СМИ понимаются пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение, кино, Интернет, всемирная паутина - все информационные источники, обеспечивающие сбор, обработку, распространение информациив массовом масштабе

Файлы: 1 файл

Взаимоотношения органов власти со средствами массовой информации.doc

— 136.50 Кб (Скачать)


 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Факультет переподготовки государственных и муниципальных служащих

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

Оценка _________________

Подпись преподавателя _____________

«_____» _________________ 20___ г.

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

тема: «Взаимодействие  органов власти со средствами массовой информации»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

 

 

 

 

                                                                       Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013 г.

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Среди многих важных вопросов построения правового государства есть особый - это положение в обществе средств массовой информации и их отношения с властями.

Средства массовой информации влияют на общественное мнение, воздействуют на правовую позицию граждан в  оценках деятельности правоохранительных органов и судов по защите их прав и законных интересов, формируют правовую культуру населения. Поэтому от того, как люди воспримут заложенные в основу реформы идеи и в какой мере их поддержит население, во многом зависит конечный результат осуществляемых преобразований. Эти обстоятельства и определяют необходимость взаимодействия между структурами власти и средствами массовой информации.

Информативно-системные  связи занимают ведущее место  в передаче и трансляции социально-культурных и политических ценностей и традиций. Принимая во внимание то обстоятельство, что в Российской Федерации происходит как непрерывное наращивание технических и информационных идей и ресурсов, так и политических теорий, доктрин и новых смыслов, то становится важным и актуальным проследить возникающие разнообразные взаимосвязи между СМИ, властными структурами, обществом и его группами, слоями, индивидами. Под СМИ понимаются пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение, кино, Интернет, всемирная паутина - все информационные источники, обеспечивающие сбор, обработку, распространение информациив массовом масштабе.[11. С. 138]

            Функционирование и восприятие  различных СМИ обусловливается  прежде всего их техническими  характеристиками. Так, печать рассчитана  только на зрительное восприятие информации; радио — слуховое; телевидение -и на зрительное, и на слуховое; а всемирная сеть Интернет, объединяющая самый широкий круг пользователей, претендует на создание новой, своей виртуальной реальности. Средства массовой информации в том числе и виртуальная среда начинают менять представления человека о мире, обществе, культуре и самом себе.* В этом смысле, Интернет приносит с собой многочисленные культурно-мировоззренческие проблемы.

Ценность информации как важного социального ресурса обусловливает возрастание потребности в ее охране и защите. При авторитарной политической системе информация была надежно защищена системой цензуры и тиражировалась при помощи эффективных механизмов пропагандистской и агитационной работы. В процессе перехода от авторитаризма к демократии эти механизмы были в значительной мере разрушены, а их влияние - подорвано. Однако сегодня система мер по обеспечению информационной безопасности должна быть восстановлена, но уже с учетом новых возможностей и для решения новых задач, стоящих перед российским обществом.  
             В информационном пространстве современного российского общества ощущается насущная потребность в поддержании и сохранении устойчивого равновесия между реализацией демократических свобод (свободой слова, свободой печати) и необходимостью защиты личных, общественных, государственных интересов. [13. С. 462] Институты формирующегося в Российской Федерации гражданского общества должны обеспечивать это равновесие, в том числе через средства массовой информации. Обладание информацией становится одной из форм власти, определяющей возможности контроля над человеком и обществом со стороны СМИ. Современные СМИ включены в борьбу за власть, прежде всего, в сфере обеспечения контроля над общественным мнением. Следствием этого являются, с одной стороны, утрата доверия к СМИ со стороны гражданского общества, с другой - попытки ограничения реального влияния СМИ со стороны государства. [13. С. 366] По этому поводу в научной литературе высказываются различные, порою противоположные точки зрения. Достаточно широко распространено мнение о том, что в наше время наложить узду на СМИ — это все равно, что наложить узду на все общество. 1

               Социальное взаимодействие СМИ и власти носит достаточно противоречивый и конфликтный характер ввиду различной направленности их деятельности и наличия у них особых интересов. Противоречия и конфликты между СМИ и властью - это вполне естественное состояние динамичной, развивающейся социальной системы. Проблема, однако, заключается в том, что отсутствуют эффективные механизмы преодоления и разрешения этих конфликтов, что в конечном итоге дестабилизируют общество, приводит к «информационным войнам», разрушает единое информационное пространство. Развитие конфликтов СМИ и власти по пути их эскалации не должно приводить к социальной деструкции, не должно создавать угрозу информационной безопасности личности, гражданского общества, государства. Поэтому необходимо обеспечить процесс взаимодействия СМИ и власти надежными механизмами регуляции их деятельности.  
Взаимодействие СМИ и власти - это достаточно противоречивый процесс, суммарный эффект которого, тем не менее, должен обеспечивать безопасность информационной сферы гражданского общества, устойчивое развитие личности. Противоречия и конфликты СМИ и власти могут и должны быть.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СМИ

В настоящий  момент определяющее значение в государственной иерархии имеют два пресс-центра разной ориентации. Оба учреждены президентскими структурами. При этом, как утверждает руководство этих служб, задачи у них некоммерческие и никак не пересекаются. Международный пресс- центр (МПЦ) по освещению празднования 300-летия Петербурга был открыт 22 мая на базе петербургского Дома радио. Курирует его деятельность помощник президента РФ Сергей Ястржембский. Пресс-центр пресс-службы президента РФ, расположившийся в Таврическом дворце, официально начал работу 23 мая. Он был организован пресс-службой президента, которую возглавляет Алексей Громов.

В конце прошлого года предполагалось создать международный  пресс-центр, который смог бы в дальнейшем освещать и празднование 300-летия  города. Как утверждал в марте  этого года Сергей Ястржембский, после  проведения юбилейных торжеств пресс-центр  прекратит свою работу. Однако чуть больше месяца назад планы переменились: решено было организовать две службы: временную по освещению президентского визита и постоянную --юбилейную. То есть теперь предполагается, что деятельность пресс-центра 300-летия Петербурга не ограничится 2003 годом.

Сергей Ястржембский прокомментировал это раздвоение так: "Международный пресс-центр был  создан с фокусом на решение одной  глобальной задачи, поэтому он должен всецело подчинить свою работу максимальному  освещению 300-летия города".* При этом помощник президента опроверг слухи о том, что причиной разделения функций стало соперничество между ним и пресс-секретарем президента Алексеем Громовым. По словам Сергея Ястржембского, информационное управление президента, работу которого он курирует, занимается, в частности, президентскими проектами, а пресс-служба персональной деятельностью президента. При этом Сергей Ястржембский не пояснил главного "фокуса" логики такого же разделения полномочий применительно к Петербургу.

Некоммерческие службы. Сотрудники пресс-центра пресс-службы президента в Таврическом дворце называют свою структуру "временным выездным пресс-центром", деятельность которого закончится 12 мая этого года.

               Правда, личная аккредитация журналистов  на мероприятиях президентской встречи все равно осуществляется московским пресс-центром. Петербургский филиал выполняет в основном функции координатора и информатора. Поэтому, как сообщили в Таврическом дворце, никаких долгосрочных и тем более коммерческих проектов у пресс-центра нет.  [15. С. 164]

Интересно, что  и Международный пресс-центр в  Доме радио, который рассчитывает на долгую жизнь, по словам его представителей, тоже не преследует коммерческих целей. "Мы не ставим себе такую задачу - заработать деньги. Мы прежде всего должны как можно более полно осветить празднование 300-летия Петербурга", - подчеркнула заместитель руководителя пресс-центра Ольга Драмарецкая. При этом она добавила, что в перспективе коммерческое будущее Международного пресс-центра вполне возможно.

На оборудование Международного пресс-центра по последнему слову техники, по словам директора  пресс-центра Юрия Строфилова, было потрачено $200 тысяч, и все это - средства спонсоров, собранные фондом "Петербург-300". Если МПЦ и в дальнейшем будет позиционировать себя как некоммерческую организацию, то непонятно, за счет чего он будет содержать свои "медиабогатства", эксплуатация которых, по расчетам Юрия Строфилова, обойдется в $1-3 млн. в год.

            Определение стратегической перспективы  развития российского общества, поддержание социальной стабильности, устойчивости, обеспечение его безопасности - задача государства и его институтов. В информационной сфере эти функции реализуются посредством разработки и проведения государственной информационной политики. Концепция государственной информационной политики Российской Федерации была разработана группой ученых под руководством.[14.С.332] 

  1. МЕСТО ПРЕСС-СЛУЖБЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОГВ И СМИ

 

Пресс-службы существуют в том или ином виде во всех крупных организациях и компаниях. Собственные пресс-службы или пресс-центры имеют президент РФ, Правительство РФ, Центральный банк, мэр и правительство Москвы, министерства РФ, Конституционный суд, Государственный таможенный комитет.

Многовековая  история человечества свидетельствует, что стеснительные меры, применяемые сначала к печати, а затем и к СМИ, не в состоянии остановить процесс распространения идей, негативно оцененных властью.[9. С. 82]

СМИ имеют возможность  постепенно, методично продолжительно оказывать воздействие на мнение каждого отдельно взятого индивида и общество в целом, подготавливая, закрепляя и ускоряя процесс принятия идей.

           Огромные возможности воздействия  СМИ на власть и то, что они  являются

одним из наиболее емких и эффективных каналов связи для органов государственной власти и управления с обществом, а так же общества с властью, во многом объясняются широким диапазоном тех функций, которые выполняют СМИ, взаимодействуя с окружающей средой. Выделим основные:

СМИ и властные структуры выполняют в обществе множество функций, следовательно, имеют общие «точки контакта»*. Правовая, экономическая, политическая, моральная регуляция, и, конечно же, саморегуляция деятельности СМИ и властных структур призваны обеспечивать эффективное взаимодействие СМИ и власти в пределах юрисдикции Российской Федерации.  
Но целостной, завершенной социологической модели «информационного общества» в научной литературе пока еще не предложено, хотя, более или менее удачные попытки построения такой модели, безусловно, предпринимаются.         

  1. ПРИЗНАКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

 

Обобщая исследования зарубежных и российских авторов, можно  выделить ряд базовых признаков  этого постмодернистского типа социальной организации.

1. Определяющим  фактором общественной жизни в целом является производство теоретического знания. Оно позволяет вытеснить ручной и механизированный труд в его роли фактора стоимости. Экономические и социальные функции капитала все более переходят к созданию, переработке и трансляции информации.

2. Уровень знаний, а не собственность, становится  определяющим фактором и социальной  дифференциации, и социальной мобильности.  Профессиональная структура оказывается  более существенной для социальной  стратификации, чем классово-экономическая структура.

3. Инфраструктурой  информационного общества является  новая «интеллектуальная», а не  «механическая» техника. Социальная организация и информационные технологии образуют «симбиоз». Общество вступает в технологическую эру своего развития. Теперь социальные процессы становятся вполне прогнозируемыми и программируемыми процессами.[16. С. 263]

По целому ряду показателей реального качества жизни человечество вполне приблизилось к перечисленным признакам «информационного общества». В первую очередь речь идет о становлении глобальной информационной индустрии, которая переживает период технологической конвергенции, организационных слияний, законодательной либерализации, о роли знаний, информации в экономическом развитии, появлении новых форм «электронной» демократии, структурных сдвигах в занятости. Осуществляется тотальная компьютеризация.

Значительное  число публикаций посвящено анализу  фундаментальных проблем теории и практики массовой коммуникации. В современной науке «массовая  коммуникация» понимается как социально обусловленное явление, основной функцией которого, по определению В.П. Конецкой и Н.Г. Осиповой, является «воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации». Массовая коммуникация чаще всего рассматривается как опосредованное общение через СМИ.

Информация о работе Взаимодействие органов власти со средствами массовой информации