Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:53, реферат
Информативно-системные связи занимают ведущее место в передаче и трансляции социально-культурных и политических ценностей и традиций. Принимая во внимание то обстоятельство, что в Российской Федерации происходит как непрерывное наращивание технических и информационных идей и ресурсов, так и политических теорий, доктрин и новых смыслов, то становится важным и актуальным проследить возникающие разнообразные взаимосвязи между СМИ, властными структурами, обществом и его группами, слоями, индивидами. Под СМИ понимаются пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение, кино, Интернет, всемирная паутина - все информационные источники, обеспечивающие сбор, обработку, распространение информациив массовом масштабе
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Факультет переподготовки
государственных и муниципальны
Кафедра государственного и муниципального управления
Оценка _________________
Подпись преподавателя _____________
«_____» _________________ 20___ г.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
тема: «Взаимодействие органов власти со средствами массовой информации»
Выполнил:
Екатеринбург
2013 г.
Среди многих важных вопросов построения правового государства есть особый - это положение в обществе средств массовой информации и их отношения с властями.
Средства массовой информации влияют на общественное мнение, воздействуют на правовую позицию граждан в оценках деятельности правоохранительных органов и судов по защите их прав и законных интересов, формируют правовую культуру населения. Поэтому от того, как люди воспримут заложенные в основу реформы идеи и в какой мере их поддержит население, во многом зависит конечный результат осуществляемых преобразований. Эти обстоятельства и определяют необходимость взаимодействия между структурами власти и средствами массовой информации.
Информативно-системные связи занимают ведущее место в передаче и трансляции социально-культурных и политических ценностей и традиций. Принимая во внимание то обстоятельство, что в Российской Федерации происходит как непрерывное наращивание технических и информационных идей и ресурсов, так и политических теорий, доктрин и новых смыслов, то становится важным и актуальным проследить возникающие разнообразные взаимосвязи между СМИ, властными структурами, обществом и его группами, слоями, индивидами. Под СМИ понимаются пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение, кино, Интернет, всемирная паутина - все информационные источники, обеспечивающие сбор, обработку, распространение информациив массовом масштабе.[11. С. 138]
Функционирование и восприятие различных СМИ обусловливается прежде всего их техническими характеристиками. Так, печать рассчитана только на зрительное восприятие информации; радио — слуховое; телевидение -и на зрительное, и на слуховое; а всемирная сеть Интернет, объединяющая самый широкий круг пользователей, претендует на создание новой, своей виртуальной реальности. Средства массовой информации в том числе и виртуальная среда начинают менять представления человека о мире, обществе, культуре и самом себе.* В этом смысле, Интернет приносит с собой многочисленные культурно-мировоззренческие проблемы.
Ценность информации
как важного социального ресурса обусловливает возрастание
потребности в ее охране и защите. При
авторитарной политической системе информация
была надежно защищена системой цензуры
и тиражировалась при помощи эффективных
механизмов пропагандистской и агитационной
работы. В процессе перехода от авторитаризма
к демократии эти механизмы были в значительной
мере разрушены, а их влияние - подорвано.
Однако сегодня система мер по обеспечению
информационной безопасности должна быть
восстановлена, но уже с учетом новых возможностей
и для решения новых задач, стоящих перед
российским обществом.
В информационном пространстве современного
российского общества ощущается насущная
потребность в поддержании и сохранении
устойчивого равновесия между реализацией
демократических свобод (свободой слова,
свободой печати) и необходимостью защиты
личных, общественных, государственных
интересов. [13. С. 462] Институты формирующегося
в Российской Федерации гражданского
общества должны обеспечивать это равновесие,
в том числе через средства массовой информации.
Обладание информацией становится одной
из форм власти, определяющей возможности
контроля над человеком и обществом со
стороны СМИ. Современные СМИ включены
в борьбу за власть, прежде всего, в сфере
обеспечения контроля над общественным
мнением. Следствием этого являются, с
одной стороны, утрата доверия к СМИ со
стороны гражданского общества, с другой
- попытки ограничения реального влияния
СМИ со стороны государства. [13. С. 366] По
этому поводу в научной литературе высказываются
различные, порою противоположные точки
зрения. Достаточно широко распространено
мнение о том, что в наше время наложить
узду на СМИ — это все равно, что наложить
узду на все общество. 1
Социальное взаимодействие СМИ и власти
носит достаточно противоречивый и конфликтный
характер ввиду различной направленности
их деятельности и наличия у них особых
интересов. Противоречия и конфликты между
СМИ и властью - это вполне естественное
состояние динамичной, развивающейся
социальной системы. Проблема, однако,
заключается в том, что отсутствуют эффективные
механизмы преодоления и разрешения этих
конфликтов, что в конечном итоге дестабилизируют
общество, приводит к «информационным
войнам», разрушает единое информационное
пространство. Развитие конфликтов СМИ
и власти по пути их эскалации не должно
приводить к социальной деструкции, не
должно создавать угрозу информационной
безопасности личности, гражданского
общества, государства. Поэтому необходимо
обеспечить процесс взаимодействия СМИ
и власти надежными механизмами регуляции
их деятельности.
Взаимодействие СМИ и власти - это достаточно
противоречивый процесс, суммарный эффект
которого, тем не менее, должен обеспечивать
безопасность информационной сферы гражданского
общества, устойчивое развитие личности.
Противоречия и конфликты СМИ и власти
могут и должны быть.
В настоящий момент определяющее значение в государственной иерархии имеют два пресс-центра разной ориентации. Оба учреждены президентскими структурами. При этом, как утверждает руководство этих служб, задачи у них некоммерческие и никак не пересекаются. Международный пресс- центр (МПЦ) по освещению празднования 300-летия Петербурга был открыт 22 мая на базе петербургского Дома радио. Курирует его деятельность помощник президента РФ Сергей Ястржембский. Пресс-центр пресс-службы президента РФ, расположившийся в Таврическом дворце, официально начал работу 23 мая. Он был организован пресс-службой президента, которую возглавляет Алексей Громов.
В конце прошлого года предполагалось создать международный пресс-центр, который смог бы в дальнейшем освещать и празднование 300-летия города. Как утверждал в марте этого года Сергей Ястржембский, после проведения юбилейных торжеств пресс-центр прекратит свою работу. Однако чуть больше месяца назад планы переменились: решено было организовать две службы: временную по освещению президентского визита и постоянную --юбилейную. То есть теперь предполагается, что деятельность пресс-центра 300-летия Петербурга не ограничится 2003 годом.
Сергей Ястржембский
прокомментировал это раздвоение так:
"Международный пресс-центр
Некоммерческие службы. Сотрудники пресс-центра пресс-службы президента в Таврическом дворце называют свою структуру "временным выездным пресс-центром", деятельность которого закончится 12 мая этого года.
Правда, личная аккредитация
Интересно, что и Международный пресс-центр в Доме радио, который рассчитывает на долгую жизнь, по словам его представителей, тоже не преследует коммерческих целей. "Мы не ставим себе такую задачу - заработать деньги. Мы прежде всего должны как можно более полно осветить празднование 300-летия Петербурга", - подчеркнула заместитель руководителя пресс-центра Ольга Драмарецкая. При этом она добавила, что в перспективе коммерческое будущее Международного пресс-центра вполне возможно.
На оборудование Международного пресс-центра по последнему слову техники, по словам директора пресс-центра Юрия Строфилова, было потрачено $200 тысяч, и все это - средства спонсоров, собранные фондом "Петербург-300". Если МПЦ и в дальнейшем будет позиционировать себя как некоммерческую организацию, то непонятно, за счет чего он будет содержать свои "медиабогатства", эксплуатация которых, по расчетам Юрия Строфилова, обойдется в $1-3 млн. в год.
Определение стратегической
Пресс-службы существуют в том или ином виде во всех крупных организациях и компаниях. Собственные пресс-службы или пресс-центры имеют президент РФ, Правительство РФ, Центральный банк, мэр и правительство Москвы, министерства РФ, Конституционный суд, Государственный таможенный комитет.
Многовековая история человечества свидетельствует, что стеснительные меры, применяемые сначала к печати, а затем и к СМИ, не в состоянии остановить процесс распространения идей, негативно оцененных властью.[9. С. 82]
СМИ имеют возможность постепенно, методично продолжительно оказывать воздействие на мнение каждого отдельно взятого индивида и общество в целом, подготавливая, закрепляя и ускоряя процесс принятия идей.
Огромные возможности
одним из наиболее емких и эффективных каналов связи для органов государственной власти и управления с обществом, а так же общества с властью, во многом объясняются широким диапазоном тех функций, которые выполняют СМИ, взаимодействуя с окружающей средой. Выделим основные:
СМИ и властные структуры выполняют в обществе множество функций,
следовательно, имеют общие «точки контакта»*.
Правовая, экономическая, политическая,
моральная регуляция, и, конечно же, саморегуляция
деятельности СМИ и властных структур
призваны обеспечивать эффективное взаимодействие
СМИ и власти в пределах юрисдикции Российской
Федерации.
Но целостной, завершенной социологической
модели «информационного общества» в
научной литературе пока еще не предложено,
хотя, более или менее удачные попытки
построения такой модели, безусловно,
предпринимаются.
Обобщая исследования зарубежных и российских авторов, можно выделить ряд базовых признаков этого постмодернистского типа социальной организации.
1. Определяющим фактором общественной жизни в целом является производство теоретического знания. Оно позволяет вытеснить ручной и механизированный труд в его роли фактора стоимости. Экономические и социальные функции капитала все более переходят к созданию, переработке и трансляции информации.
2. Уровень знаний,
а не собственность,
3. Инфраструктурой
информационного общества
По целому ряду
показателей реального качества
жизни человечество вполне приблизилось
к перечисленным признакам «
Значительное число публикаций посвящено анализу фундаментальных проблем теории и практики массовой коммуникации. В современной науке «массовая коммуникация» понимается как социально обусловленное явление, основной функцией которого, по определению В.П. Конецкой и Н.Г. Осиповой, является «воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации». Массовая коммуникация чаще всего рассматривается как опосредованное общение через СМИ.
Информация о работе Взаимодействие органов власти со средствами массовой информации