Восемь принципов менеджмента качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 19:30, контрольная работа

Краткое описание

Семейство стандартов ИСО 9000, перечисленных ниже, было разработано для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества:
- ГОСТ Р ИСО 9000—2001 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Восемь принципов менеджмента качества…………………………………..4
Применение восьми принципов менеджмента качества на практике……..5
На что направлены принципы менеджмента качества……………………...4
Процессный подход……………………………………………………….....13
Системный подход……………………………………………………….......16
Роль высшего руководства в системе менеджмента качества……………19
Требования к системам менеджмента качества и требования к продукции, назвать основные сходства и различия…………………………………….20
Перечислите основные ступени подхода к разработке и внедрению системы менеджмента качества……………………………….……………20
Принцип взаимовыгодные отношения с поставщиками………………….21
Библиографический список………………………………………………….…31

Файлы: 1 файл

ГОТОВА Управление качеством.docx

— 60.87 Кб (Скачать)

Применение принципа обычно проявляется  в следующих действиях:

-  использование согласующегося подхода к постоянному улучшению во всей организации;  
-   предоставление возможности работникам возможности обучения методам и средствам постоянного улучшения;  
-   превращение принципа постоянного улучшения продукции, процессов и системы в цель для каждого работника организации;  
-    признание и подтверждение улучшений;  
-   установление целей по управлению постоянным улучшением.  
Принцип7  
Взаимосвязь со стандартом ISO 9001:2000. 
Для выработки решений, относящихся к функционированию системы управления качеством, на этом уровне используют факты и данные. Источником информации являются аудиты, корректирующие действия, функционирование процессов, жалобы заказчиков и другие источники. Во время анализа особенноевнимание уделяют данным, которые могут быть использованы для повышения степени удовлетворенности заказчика, а также результативности и эффективности самой системы.  
Взаимосвязь со стандартом ISO9004:2000.  
Решения и действия принимаются на основе анализа широкого круга данных. Для укрепления положения организации на рынке применяют такие методы как аналитический обзор, пилотные исследования, способствующие точному пониманию требований и ожиданий заказчиков.  
Ключевые выгоды:  
-    решения на основе информации;  
-   возможность демонстрации результативности последних решений на основе фактических записей;  
-   способность анализировать, выбирать и изменять мнения и решения. 

Применение принципа обычно проявляется  в следующих действиях:

-   обеспечение посредством анализа достаточной точности и достоверности данных и информации;  
-    доступность информации;  
-    принятие решений и согласованных действий на основе анализа фактов. 
Принцип8  
Взаимосвязь со стандартом ISO 9001:2000.  
Создавая систему управления качеством, организация устанавливает процессы и документированныетребования, которых должны придерживаться поставщики, а также процессы анализа и оценки способностипоставщика исполнять указанные требования, кроме того, процессы оценки согласованности целей организации и поставщика.  
Взаимосвязь со стандартом ISO9004:2000.  
В этом случае основной целью является изменение стратегии организации в сторону сотрудничества и взаимоотношений с поставщиками. В большинстве случаев поставщики привлекаются к совместной разработке продукции на самой ранней стадии: установление требований и проведение широкомасштабных разработок. На этом уровне организация работает с поставщиками, закрепляя доверие и вырабатывая совместные обязательства по отношению к удовлетворенности потребителя. Взаимные усилия по обеспечению непрерывного улучшения становятся для них нормой деятельности.  
Ключевые выгоды:  
-   увеличение возможности создавать ценность для двух сторон;  
-    гибкость и быстрота совместных откликов на изменение требований рынка;  
-    оптимизация затрат и ресурсов. 

Применение принципа обычно проявляется  в следующих действиях:

-     идентификация и выбор ключевых поставщиков;  
-    создание взаимоотношений, устанавливающих баланс между краткосрочными выгодами и долгосрочными целями;  
-     объединение знаний и ресурсов основных партнеров;  
-    установление ясных и открытых контактов;  
-     разработка совместных действий по улучшению;  
-    признание и поощрение улучшений и достижений. 

Процессный подход

Процессный подход в управлении - подход, определяющий рассмотрение деятельности любой компании как сети бизнес-процессов, связанных с целями имиссией этой компании.

Согласно  стандарту ИСО 9001:2000, процессным подходом может считаться систематическая  идентификация и менеджмент применяемых  организацией процессов и, прежде всего, обеспечения их взаимодействия.

Динамизм бизнеса и внешней  среды всё чаще и чаще приводит компании к пониманию управления бизнесом не как к управлению совокупностью  отдельных функций, но как совокупностью  бизнес-процессов, которые определяют суть деятельности бизнеса. Сам термин «процессный подход» известен довольно давно (он был предложен приверженцами школы административного управления), но популярность стал приобретать лишь сравнительно недавно, в условиях высокой динамики внешней среды и конкуренции. Процессный подход нацелен на повышение гибкости бизнеса, сокращение времени реакции на изменения рынка и внешней среды, улучшение результатов деятельности организации.

Процессный подход, однако, не является единственным в управлении - существуют и другие подходы, например, такие, как системный и ситуационный. Первый подход рассматривает организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, ориентированных на достижение разных целей на фоне меняющихся внешних условий, а второй, в отличие от процессного и системного, утверждает, что применение тех или иных методов управления определяется ситуацией.

Внедрение процессного подхода в организации можно разбить на несколько этапов: прежде всего, выявляется сеть бизнес-процессов компании, затем процессы ранжируются по значимости, документируются и моделируются «как есть» (см.модель AS-IS). Затем проводится анализ построенных моделей и выявление «узких мест» процессов. На следующей стадии внедрения процессного подхода на основании полученных результатов строятся модели «как надо» (TO-BE) (с соблюдением той же последовательности действий, что и в случае с моделями AS-IS).

Процессный подход базируется на нескольких основных принципах:

  • Восприятие бизнеса как системы 
    • Любое предприятие рассматривается как система, а его развитие — как происходящее по законам сложных систем
    • Будучи в устойчивом состоянии, никакая система не может эволюционировать
    • Решение локальных проблем не может изменить систему. Ее изменение возможно лишь в целом
  • Восприятие деятельности как процесса
    • Можно рассматривать любую деятельность как процесс, и поэтому ее можно улучшить
    • Деятельность любого предприятия можно рассматривать как сеть связанных между собой процессов, поскольку все виды деятельности предприятия и процессы, соответствующие им, взаимосвязаны
    • В любой деятельности может иметь место разделение как по времени, так по материальным ресурсам и персоналу
    • Любая целенаправленная, спланированная и при этом использующая ресурсы деятельность преобразует входную продукцию в выходную
    • Каждый процесс имеет внешнего или внутреннего поставщика входных ресурсов и внешнего или внутреннего потребителя выходного продукта или услуги
  • Стандартизация и прозрачность ответственности
    • Высшее руководство должно полностью отвечать за создание системы качества на предприятии и управление качеством
    • Каждый процесс должен иметь владельца, то есть должна иметь место персонификация, и ответственность должна распределяться по всем видам деятельности
    • Все процессные составляющие должны быть по возможности максимально стандартизированными и прозрачными
    • Следует проводить стандартизацию на основе взаимосвязанных стандартов, которые реализуются в виде нормативной документации и корпоративных стандартов

Процессный подход является базой построения Системы Менеджмента Качествана предприятии.

Процессный подход, наряду с общей идеологией, включает в себя не только описание бизнеса как сети взаимосвязанных процессов, но и постоянный контроль, управление и совершенствование процессов. Таким образом, применение процессного подхода требует описания, оптимизации и автоматизации бизнес-процессов. Здесь, в свою очередь, встает вопрос о программном обеспечении управления бизнес-процессами. Примером продукта, который обеспечивает выполнение указанных функций, может послужить "ПитерСофт: Управление процессами" на платформе "1С: Предприятие 8.2.", который сочетает в себе особенности систем электронного документооборота и систем класса Workflow,BPMS.

 

Понятие системного подхода, его основные черты и принципы.

В наше время происходит невиданный прогресс знания, который, с одной  стороны, привел к открытию и накоплению множества новых фактов, сведений из различных областей жизни, и тем  самым поставил человечество перед  необходимостью их систематизации, отыскания  общего в частном, постоянного в  изменяющемся. Однозначного понятия  системы не существует. В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство.

Системный подход как общеметодический принцип используется в различных  отраслях науки и деятельности человека. Гносеологической основой (гносеология - раздел философии, изучающий формы  и методы научного познания) является общая теория систем, начало которой  положил австралийский биолог Л.Берталанфи (об этом упоминалось выше). Определим  черты системного подхода:

• Системный подход - форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам.

• Иерархичность познания, требующая  многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета - <собственный> уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы - <вышестоящий> уровень; изучение этого  предмета в соотношении с составляющими  данный предмет элементами - <нижестоящий> уровень.

• Системный подход требует рассматривать  проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать  сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между  общими и частными целями.

С учётом сказанного определим понятие  системного подхода:

Системный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта.

Можно также сказать, что системный подход - это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы.

Далее рассмотрим основные принципы системного подхода:

1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

4. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Значение системного подхода в  управлении

Значение  системного подхода заключается  в том, что менеджеры могут  проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации  в целом, если они понимают систему  и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального директора, потому что системный подход стимулирует  его поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных  подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.

Несомненно, современный руководитель должен обладать системным мышлением. Системное мышление не только способствовало развитию новых представлений об организации (в частности, особое внимание уделялось интегрированному характеру  предприятия, а также первостепенному  значению и важности систем информации), но и обеспечило разработку полезных математических средств и приемов, значительно облегчающих принятие управленческих решений, использование  более совершенных систем планирования и контроля. Таким образом, системный  подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную  деятельность и деятельность системы  управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую  ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем  входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим  образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе  управления.

Несмотря на все положительные  результаты, системное мышление все  еще не выполнило свое самое важное предназначение. Утверждение, что оно  позволит применять современный  научный метод к управлению, все  еще не реализовано. Это происходит отчасти оттого, что крупномасштабные системы очень сложны. Нелегко  уяснить те многие способы, при помощи которых внешняя среда влияет на внутреннюю организацию. Взаимодействие множества подсистем внутри организации  не совсем осознается. Границы систем устанавливать очень трудно, слишком  широкое определение приведет к  накоплению дорогостоящих и непригодных  данных, а слишком узкое - к частичному решению проблем. Нелегко будет сформулировать вопросы, которые встанут перед предприятием, определить с точностью информацию, необходимую в будущем. Даже если самое лучшее и самое логичное решение будет найдено, оно, возможно, будет невыполнимо. Тем не менее, системный подход дает возможность глубже понять, как работает организация.

Информация о работе Восемь принципов менеджмента качества