Управление качеством туристско-экскурсионного обслуживания на основе стандартизации и сертификации услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 06:23, курсовая работа

Краткое описание

Создание единообразного подхода к решению вопросов обеспечения качества, устранение различий и гармонизация требований на международном уровне было возложено на международную организацию по стандартизации ИСО. Применение этих стандартов на системы качества, разработанных в рамках технического комитета (ИСО/ ТК 176), впоследствии, стало одним из наиболее эффективных путей решения проблемы обеспечения качества продукции (работ, услуг) на предприятиях (организациях).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. …3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.ЧТО ТАКОЕ «КАЧЕСТВО» ………………………………………………………..5
1.1 Управление качеством услуг………………………………………………………6
1.2 Стандартизация и сертификация в управлении качеством услуг……………….8
2.ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ………………………………………………………16
3.СЕРТИФИКАЦИЯ УСЛУГ…………………………………………………………19
4. СЕРТИФИКАЦИЯ КАК ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ…..21
5. ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ И СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ………………………………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….......30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Файлы: 1 файл

Курсовая. Ужакова Е.Ф. Ф58034.docx

— 141.01 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Уральский государственный  технический университет - УрФУ»

 

Институт физической культуры, спорта и молодежной политики

Кафедра сервиса и туризма

 

 

Оценка проекта

Члены комиссии

 

 

 «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ И СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ»

 

Курсовая работа

 

 

         

Руководитель                                                                                 Н.В. Малыгина

Студент ФК- 58034                                                                               Е.Ф Ужакова.

                    

Екатеринбург

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. …3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.ЧТО ТАКОЕ «КАЧЕСТВО» ………………………………………………………..5

    1. Управление качеством услуг………………………………………………………6
    2. Стандартизация и сертификация в управлении качеством услуг……………….8

2.ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ………………………………………………………16

3.СЕРТИФИКАЦИЯ УСЛУГ…………………………………………………………19

4. СЕРТИФИКАЦИЯ КАК ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ…..21

5. ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ И  СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ………………………………………………………………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….......30

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………32

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
   
   

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема качества актуальна  для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать  участником мирового хозяйства и  международных экономических отношений  необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций. Право предприятий  на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей  практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом  уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными  нормами. Стандартизация, метрология и  сертификация являются инструментами  обеспечения качества продукции, работ  и услуг – важного аспекта  многогранной коммерческой деятельности.

Законы РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства средств  измерений» создали необходимую  правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших  для экономики областей деятельности. По определению Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН и Международной организации по стандартизации (ИСО) сертификация – это действие, проводимое с целью подтверждения соответствия изделия или процесса определённым стандартам или техническим условиям. Данное определение позволяет широко трактовать это понятие и иметь многообразные формы сертификации.

Сегодня изготовитель и его  торговый посредник стремятся поднять  репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок. Они заинтересованы в выполнении как обязательных, так  и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает  статус рыночного стимула. Таким  образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях  управления. Стандартизация основывается на последних достижениях науки, техники, практического опыта и определяет прогрессивные, а также экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач, способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему внедрению научных достижений в практическую деятельность. Итак, переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителей заставляет специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации, метрологии и сертификации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.

В условиях современного бизнеса  конкурентоспособность любого предприятия, вне зависимости от его размеров, зависит в первую очередь от качества его продукции и соизмеримости  ее цены с предлагаемым качеством.

Примеры развития передовых  промышленных стран показывают, что  решение проблем качества должно стать национальной идеей, носить всеобщий характер, что требует массового  обучения и профессиональной подготовки всех слоев общества от рядового потребителя  до руководителя любого уровня.

 

  1. ЧТО ТАКОЕ КАЧЕСТВО

 

Качество — понятие  субъективное. Существует множество  трактовок и терминологических  подходов к его определению. В  быту понятие «качество» часто используется для обозначения соответствия продукции  или услуг определенным требованиям. В современном менеджменте в  понятие «качество» должны быть включены истинные запросы потребителя —  текущие и перспективные. Российская Академия проблем качества сформулировала концептуальное определение качества, в соответствии с которым качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Большинство трактовок  было обобщено Международной организацией по стандартизации (ISO), определяющей качество, как «совокупность характеристик  объекта, относящихся к его способности  удовлетворять обусловленные или  предполагаемые потребности». Требования потребителя к качеству продукта в общем виде можно определить как выражение определенных потребностей, которые участвуют в формировании отношений пригодности продукта для целей потребителя. Если говорить о качестве продукта как о его  свойстве, то оно закладывается в  продукт в процессе его разработки и производства, а оценивается  при эксплуатации, т.е. когда продукт  уже готов и попадает в руки потребителя. Поэтому качество продукта можно и нужно планировать  при разработке, как самого продукта, так и процесса его изготовления. Значит, производитель может обеспечить соответствие качества своей продукции  требованиям потребителя, обеспечивая  постоянный контроль заданных показателей  качества. Контроль качества осуществляется путем сравнения запланированного показателя качества с действительным его значением, а если качество можно  контролировать, то, следовательно, им можно и управлять.

 

1.1Управление качеством услуг

 

Управление качеством  — постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях  на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование. Это настоятельное требование времени, так как эти знания жизненно необходимы в условиях рыночной экономики, подразумевающей  наличие острой конкуренции между  производителями товаров и услуг. Управление качеством включает принятие решений, чему предшествует контроль, учет, анализ.

Улучшение качества – постоянная деятельность, направленная на повышение  технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование  элементов производства и системы  качества.

Основной задачей каждого  предприятия (организации) является качество производимой продукции и предоставляемых  услуг. Успешная деятельность предприятия  должна обеспечивать производство продукции  или услуг, которые:

  • отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения;
  • удовлетворяют требованиям потребителя;
  • соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;
  • отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества;
  • предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам;
  • направлены на получение прибыли.

Управление качеством  продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать  система управления качеством продукции, представляющая собой организационную  структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.

Система управления качеством  представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание  высокого уровня качества продукции. Развитие международной торговли и международного сотрудничества во всех областях человеческой деятельности объективно привело к необходимости согласования (гармонизации) национальных стандартов, разработке и широкому применению международных стандартов.

Мировой опыт управления качеством  сконцентрирован в пакете международных  стандартов ИСО 9000- 9004, принятых в марте 1987 года и обновленных в 1994 году. В своем классическом варианте стандарты  ИСО серии 9000 были разработаны для  промышленности, однако общая философия  систем качества, изложенная в них, универсальна. Поэтому в настоящее  время предприятия и организации  самых различных сфер деятельности стали активно использовать эту  методологию. Определенным достижением  мирового опыта в управлении качеством  услуг можно считать принятие ИСО международного стандарта ИСО 9004-2 "Общее руководство качеством  и элементы системы качества.

Международные стандарты  ИСО 9000 по системам качества включают пять наименований:

  • ИСО 9000 “Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению

качества. Руководящие указания по выбору и применению”.

  • ИСО 9001 “Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании”.
  • ИСО 9002 “Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже”.
  • ИСО 9003 “Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях”.
  • ИСО 9004 “Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания”.

В соответствии с этими  документами выделяется политика в  области качества − непосредственно  система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством  продукции.

В современных условиях управление качеством во многом базируется на стандартизации.

 

    1.  Стандартизация и сертификация в управлении качеством услуг

 

В России наиболее распространенным объектом стандартизации является продукция. Однако за рубежом широко применяется  и стандартизация услуг. Это связано  с опережающим развитием торговли услугами. Лидируют в международной  торговле услуги туризма и транспортных перевозок, далее следуют правительственные  услуги, банковские, страхование валютных рисков и консультационная деятельность, лицензионные, информационные, инжиниринговые, лизинговые, франчайзинговые услуги, услуги образования и здравоохранения. Вышеприведенные примеры показывают актуальность стандартизации услуг.

В последние годы процесс  стандартизации услуг активизируется и в нашей стране. С 1992г. услуги стали объектом Государственной  системы стандартизации. До этого  требования к качеству услуг устанавливали  нормативные правовые акты, ведомственные  и производственные документы.

Принятый впервые в  нашей стране Закон РФ "О стандартизации" (1993г.) устанавливает основные положения, принципы, понятия, порядок организации  работ в области стандартизации, которые являются едиными и обязательными  для всех субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

  1. Основы стандартизации

Важным элементом в  системах управления качеством изделий  является стандартизация.

Стандартизация − это  деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя  на приобретение услуг надлежащего  качества за приемлемую цену, а также  право на безопасность и комфортность труда.

Цель стандартизации −  достижение оптимальной степени  упорядочения в той или иной области  посредством широкого и многократного  использования установленных положений, требований, норм для решения реально  существующих, планируемых или потенциальных  задач. Цели стандартизации можно разделить  на общие и узкие.

Общие цели вытекают, прежде всего, из содержания понятия. Конкретизация

общих целей связана с  выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К  ним относятся: разработка норм, требований, правил, обеспечивающих безопасность услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества. А также качество услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса, экономии всех видов ресурсов, безопасность хозяйственных объектов, связанная с предотвращением  возникновения различных катастроф (природного и техногенного характера) и чрезвычайных ситуаций и т.д.

Узкие (конкретные) цели стандартизации относятся к определенной области  деятельности, сфере услуг в целом, тому или иному предприятию в  отдельности, конкретной услуге и т.д.

Стандартизация связана  с такими понятиями, как объект (предмет) стандартизации и область стандартизации.

Объект стандартизации −  услуга, процесс обслуживания, для  которых разрабатывают те или  иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. Стандартизация может  касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик).

Область стандартизации − совокупность взаимосвязанных  объектов стандартизации (гостиничная  индустрия является областью стандартизации, а объектами стандартизации могут  быть конкретные гостиничные услуги: услуги по оформлению и размещению гостей, услуги горничной по уборке номеров, услуги питания и т.д.).

Стандартизация осуществляется на разных уровнях.

Уровень стандартизации различается  в зависимости от того, участники  какого географического, экономического, политического региона мира принимают  стандарт. В зависимости от уровня, на котором осуществляется стандартизация, различают:

Информация о работе Управление качеством туристско-экскурсионного обслуживания на основе стандартизации и сертификации услуг