Развитие и размещение лесной промышленности РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:51, курсовая работа

Краткое описание

Устойчивое развитие экономики России в ближайшие годы должно базироваться на планомерном росте ее составляющих и, в том числе, за счет природо-ресурсного потенциала. При этом под устойчивым развитием применительно к природным ресурсам подразумевается гарантированное обеспечение экономической и экологической безопасности страны.
В России сосредоточена пятая часть мировых запасов древесины.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………....2

Глава1.ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ…………………………..3

Глава2.ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС РОССИИ………………………....7
2.1 Размещение лесного хозяйства и его структура………………….7
2.2 Экономика лесной промышленности России……………………..14
Глава3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ………………..19

Глава4.ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В ЛЕСОХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ……………..…....22


Глава5.ОХРАНА ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ……………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..31

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 52.68 Кб (Скачать)

     Следует, кроме того, повышать продуктивность лесов путём мелиорации, более  рационально использовать древесное  сырьё и по мере возможностей заменять его другими материалами.

     Особенности промышленного лесопользования. Использование  лесных ресурсов было связано с ежегодным  увеличением лесозаготовок, особенно в удобно расположенных районах. Это приводило к систематическим  перерубам, т.е. превышению расчетной  лесосеки (лесосеки - участок леса, отведенный для вырубки), в районах европейской  части и недорубам в многолесных  районах Сибири и Дальнего Востока.

     Основная  масса древесины заготавливается  с применением сплошных рубок. В  расчете на это выпускается и  большая часть лесозаготовительной  техники. Применение данного способа  эффективно в массивах спелых и перестойных  лесов одинакового возраста. В  разновозрастных лесах он нерационален, так как одновременно со спелыми  древостоями вырубаются средневозрастные и молодняк. Такой способ рубки  вреден, так как нарушается процесс  лесовосстановления.

     Важным  является переход к выборочным и  постепенным рубкам, доля которых  пока незначительна, так как отсутствует  необходимая техника и технология, развитая сеть лесовозных дорог.

     Рациональное  лесопользование предполагает очистку  лесосек,

     Восстановление  на них леса. Помимо восстановления лесов, большое значение имеет повышение  их продуктивность. Основная форма  ухода за лесом - рубки ухода, при  которых вырубают малоценные деревья, создавая лучшие условия для высокопродуктивных.

     Хорошие результаты в повышении продуктивности лесов дает замена малопродуктивных древесных пород (осина, ольха, граб) высокопродуктивными (дуб, ясень, клен). Если по продуктивности граб приравнять к 1, то продуктивность ясеня будет 2,6; дуба - 3,6

     Все большее значение приобретает развитие промышленных методов выращивания  лесов, в том числе плантационное  выращивание быстрорастущих, хозяйственно ценных пород, таких, например как ель. Это способствует снижению эксплуатационной нагрузки на леса. Этой же цели отвечает и повышение уровня переработки  древесного сырья путем внедрения  ресурсосберегающих технологий, которые  позволяют снизить расход сырья  на единицу продукции и использовать отходы.

     Одним из путей повышения эффективности  лесопользования является организация  лесопромышленного комплекса.

     Большой ущерб народному хозяйству наносят  пожары. Чаще всего горят хвойные  леса, имеющие наибольшую промышленную ценность. При пожарах, уничтожения  леса, гибнут лесные животные и растения; восстановление всего лесного биоценоза  в первозданном состоянии на гарях  практически невозможно. С увеличением  хозяйственной освоенности лесов  возрастает пожароопасность.

     Напряженная ситуация возникает при борьбе с  вредителями леса химическими способами. Химические средства защиты - ядовитые вещества - уничтожают, наряду с вредителями, и сами растения, фауну - птиц, насекомых и др. поэтому назрела необходимость перехода к биологическим средствам, лесохозяйственным мероприятиям, направленным на поддержание леса в здоровом состоянии.

     Необходимы  государственные программы, предусматривающие  меры по охране лесов и их рациональному  использованию.

     В комплекс мероприятий по охране лесов  и воспроизводству прежде всего  должны входить обновление и улучшение  состава древесных пород с  помощью быстрорастущих и высокопродуктивных видов, особенно хвойных - сосны, кедра, ели, пихты.

     Необходима  разработка и внедрение технических  методов воздействия на природные  условия произрастания лесов  и по борьбе с потерями сырья при  эксплуатации.

     В число мер по лесовостановлению  входи мелиорация, введение почвоулучшающих, древесных, кустарниковых и травянистых  растений, использование удобрений, средств защиты деревьев от вредных  насекомых, улучшения микроклиматических лесных массивов при использовании  различных систем рубок.

     Независимо  от того, в чьей собственности находятся  природные, в частности, лесные ресурсы, государство вправе регулировать процесс  их освоения и использования, действуя в интересах общества в целом  и отдельных собственников, чьи  интересы вступают в противоречие друг с другом, а для достижения компромисса  необходима помощь государственных  органов власти.

     Практика  стран с развитой рыночной экономикой дает нам немало примеров эффективного государственного вмешательства в  долговременные проекты освоения природных  ресурсов. Современная стратегия  рационального ресурсопотребления не может базироваться исключительно  на возможностях рынка как такового. Это тем более относится к  переходным состояниям экономического развития, а значит, и к народному  хозяйству России. Практика это хорошо демонстрирует - даже наши инновационные  предприятия зачастую не используют ресурсосберегающие технологии. Рыночный механизм даже в развитых странах не обеспечивает решение стратегических задач природопользования, охраны природы, устойчивой экономической безопасности.

     В России, следовательно, необходимо реализовать  такой принцип рационального  природопользования, как органическое сочетание рыночных механизмов саморегулирования  и поддержки рационального ресурсопотребления и ресурсосбережения. Система государственного регулирования и поддержки последних  должна включать в себя, как минимум, следующие подсистемы:

     а) правового обеспечения,

     б) финансово-кредитной поддержки,

     в) инфраструктурного и информационного  обеспечения,

     г) страхования от чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий.

     Можно также выделить подсистемы научного обеспечения, экологического и экономического образования и повышения квалификации и др. Рациональное ресурсопотребление и ресурсосбережение - проблема комплексная  и многоплановая. Наряду с социально-экономическими и экологическими аспектами исследователями  выделяются аспекты технико-технологические. Совершенствование и кардинальное обновление технологий должно быть поставлено во главу угла развертывания предпринимательской  деятельности.

     Согласно  ряду серьезных зарубежных и отечественных  разработок в области технологической  макродинамики, Россия остается (и при  нынешней непродуманной стратегии  рыночного реформирования надолго  останется) многоукладной не только по формам собственности, но и по так  называемым технологическим укладам. При этом у нас господствует "третий (ресурсозатратный) уклад", пройденный развитыми странами уже в конце70-х  годов, а "четвертый технологический  уклад", связанный с переходом  на ресурсосберегающие инновационные технологии, представлен только в ряде производств ВПК.

     В целях рационализации ресурсопотребления необходимо создание соответствующих  организационно-экономических условий. Рыночный механизм, как уже отмечалось, сам по себе не в состоянии решить весь комплекс рассматриваемых проблем, ряд противоречий устраняется посредством  научно обоснованного государственного регулирования. Речь идет о противодействии  монопольному поведению крупных  корпоративных структур, в ряде случаев  тормозящих инновации и нарушающих нормы природопользования, об обеспечении  чистоты биосистем, блокировании тенденций  к экологическому загрязнению и  т.д.

     В этой связи стратегической целью  государственной политики в сфере  восполнения (восстановления) использования  и охраны природных ресурсов на ближайшее  десятилетие становится достижение оптимальных уровней воспроизводства, неистощительное рациональное и  сбалансированное потребление и  охрана всего комплекса природных  богатств, направленные на повышение  социально-экономического потенциала страны, качества жизни населения, реализацию прав нынешнего и будущих поколений  на пользование природно-ресурсным  потенциалом и благоприятную  окружающую среду обитания, усиленная  экономия сырья, материалов, энергии  на всех стадиях производства и потребления, создание основы для перехода к устойчивому  развитию, высокая ответственность  при принятии различных внутри- и  внешнеполитических решений, направленных на реализацию геополитических интересов  и соблюдение национальной безопасности России.

     При этом основными стратегическими  задачами для природно-ресурсного блока  являются:

     завершение  перехода к рациональному сочетанию  административных и экономических  методов государственного регулирования  в области природопользования;

     формирование  эффективной системы органов  государственного управления в сфере  природопользования, четкая координация  и разграничение сфер их деятельности;

     развитие  правовой базы в целях стимулирования инновационного и инвестиционного  процессов в сфере природопользования;

     оптимизация объемов и расширение диверсификации источников инвестиции при воспроизводстве, потреблении и охране природных  ресурсов;

     развитие  государственного регулирования экспортно-импортных  операции в сфере природных ресурсов;

     осуществление государственной поддержки научных  исследований как важнейшей исходной части технологического цикла в  области изучения, воспроизводства, использования и охраны природных  ресурсов;

     создание  условий для сбалансированного  природопользования как основного  фактора устойчивого развития страны;

     обеспечение разграничения функций и прав федеральных органов и субъектов  Российской Федерации в сфере  природопользования;

     учет  региональных особенностей и потребностей природопользования при совершенствовании  структуры экономики России в  целом.

     Таки  образом, управление и планирование природопользованием -задача чрезвычайной важности и сложности, поскольку  связана с комплексом экологических, экономических и социальных составляющих.

     Переход к активному территориальному планированию невозможен без его обеспечения  соответствующими предплановыми разработками. К их числу относятся, например, Территориальные  комплексные схемы охраны природы (ТерКСОПы) представляющие собой документ долгосрочного перспективного планирования. Цель составления этого документа  состоит в увязке на территории фактической  и прогнозной антропогенной нагрузки на среду:

     · выявление конфликтных ситуаций;

     · определение допустимых нагрузок на экосистемы;

     · функциональное зонирование территории по фактической и нормативной  нагрузке;

     · определение целей средозащитной  политики;

     · выявление наиболее актуальных направлений  проектных и технических разработок и научных исследований;

     · отработка альтернативных вариантов  охраны среды

     ТерКСОПы  увязывают воедино все виды антропогенных  нагрузок в регионе и ставят им ограничения, поэтому они ориентируются  на нормативы допустимых нагрузок (ПДК, ПДВ, и др.)

     Разработка  перспективных планов представляет собой экологический прогноз. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     При огромных лесных пространствах России необходимо сохранить и развить  мощную лесную и лесоперерабатывающую промышленность, с товаром, пользующимся хорошим спросом на внешнем рынке. В то же время необходимо параллельно  обеспечивать восстановление лесных массивов.

     Одним из путей повышения эффективности  лесопользования является организация  лесопромышленного комплекса.

     Созданы крупные лесопромышленные комплексы, в которых проводятся работы по заготовке, полной глубокой переработке древесины  и воспроизводству лесного фонда. Особенно перспективны новые лесопромышленные комплексы в восточных районах  России: Братский, Усть-илимский, Осиновский, Енисейский, Амурский.

Информация о работе Развитие и размещение лесной промышленности РФ