Оптимальные управленческие решения в организации продаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение и анализ принятия управленческих решений на предприятии в организации продаж и торгового сервиса.
Для решения поставленной цели необходимо проанализировать следующие задачи:
- определить сущность управленческого решения;
- проанализировать теоретические основы управления продажами;
- рассмотреть управление процессом обслуживания покупателей;

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы принятия управленческих решений в процессе обслуживания покупателей 5
1.1.Сущность, характерные особенности, классификация управленческих решений 5
1.2. Планирование и прогнозирование продаж как основа для принятия управленческого решения 13
1.3. Контроль реализации принятия управленческих решений. 20
Глава 2. Процесс принятия управленческих решений в ООО «Торг-Сервис» 26
2.1. Характеристика организации 26
2.2. Организация управления продажами на предприятии 28
2.3. Разработка решения, организация выполнения принятого решения. 33
Глава 3. Рекомендации по принятию управленческого решения при выборе оптимальной системы обслуживания 36
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

Оптимальные управленческие решения в организации продаж (1).doc

— 320.50 Кб (Скачать)

 


 


Оглавление

 

 

Введение 

 

 

Актуальность темы. Экономическая эффективность торгового предприятия непосредственно зависит от размера денежных средств, взимаемых за покупки, и, соответственно, числа покупателей, которые приобрели и оплатили товар. Количество покупателей изменяется в широких пределах в зависимости от времени суток, дня недели, сезона, а также иных факторов. Постоянные очереди, возникающие при плохой организации обслуживания, отнимают значительное время покупателей, ведут к их последующему сокращению и снижают    доход    торгового    предприятия.    С    другой стороны,  совершенствование  системы обслуживания, включая увеличение количества мест расчета за покупки  (кассовых узлов,  точек обслуживания или каналов распространения и продажи товаров) требует определенных затрат, связанных с арендой, приобретением и эксплуатацией помещений, торгового  оборудования,  технических систем,  оплатой труда кассиров, контролеров, охранников и другого персонала. Таким образом, для любого периода времени существуют оптимальное число каналов обслуживания,  а также  наилучший  режим  их  работы, обеспечивающие максимальную прибыль торгового предприятия.

Условия жесткой конкуренции и быстро меняющаяся неопределенная внешняя среда организации предопределили актуальность проблемы методов принятия управленческих решений предприятия в условиях рынка. Предприятия в данной ситуации вынуждены не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая бы позволяла им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Решение этой проблемы является в настоящее время жизненно необходимым практически для всех предприятий, так как те организации, которые смогут приспособиться к динамичной, сложной среде, будут успешно функционировать в долгосрочной перспективе, а организациям, не сумевшим адекватно отреагировать на изменения в своем окружении, грозит неминуемая гибель.

           Проблемы рационального  выбора  в   уникальных   ситуациях, хаpактеpных для административной деятельности (выбор плана капиталовложений, выбор проектов проведения научных исследований      и pазpаботок, выбор плана производства изделий, выбоp пеpспективного плана pазвития пpедпpиятия и дp.) всегда  интеpесовали   многих специалистов и исследователей. Список подобных проблем довольно обширен, но все они имеют следующие общие черты:

           - уникальность, неповтоpяемость ситуации выбора;

           - сложный  для оценки хаpактеp pассматpиваемых альтернатив;

           - недостаточная   определенность   последствий  принимаемых

             pешений;

           - наличие  совокупности pазноpодных факторов, которые следует принять во внимание;

           - наличие  лица  или группы лиц,  ответственных  за пpинятие

             pешений.

           Проблемы принятия управленческих решений  существовали всегда,  но  по pяду причин в последние десятилетия    важность их значительно возросла.  Прежде всего,  резко  возрос   динамизм окружающей  среды и уменьшился период времени,  когда      принятые раньше решения остаются правильными.  Во-вторых, развитие науки  и техники привело к появлению большого числа альтернативных вариантов выбоpа.  В-третьих,  возросла  сложность        каждого из вариантов принимаемых pешений.  В-четвертых, увеличилась взаимозависимость различных pешений и их последствий. В результате всего  этого  резко возросли трудности рационального решения проблем уникального выбора.  Эти пpоблемы  существенно усложнились, и люди,  руководители организаций,  встречаются с  ними все чаще.  В будущем можно ожидать  еще  большего  pазнообpазия трудных и ответственных проблем уникального выбора.          

Поэтому проблема принятия управленческих решений является очень актуальной в настоящее время.

Целью работы является рассмотрение и анализ принятия управленческих решений на предприятии в организации продаж и торгового сервиса.

Объектом настоящей работы является ООО «Торг-Сервис».

Для решения поставленной цели необходимо проанализировать следующие задачи:

- определить сущность управленческого решения;

- проанализировать теоретические  основы управления продажами;

- рассмотреть управление процессом обслуживания покупателей;

- оценить систему принятия управленческих решений на примере предприятия ООО «Торг-Сервис»;

- предложить реализацию управленческих решений в области торгового сервиса.

 

Глава 1. Теоретические основы принятия управленческих решений в процессе обслуживания покупателей

 

1.1.Сущность, характерные особенности,  классификация управленческих решений

 

Понятие "решение" в современной жизни весьма многозначно. Оно понимается и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора. Основная причина неоднозначной трактовки понятия "решение" заключается в том, что каждый раз в это понятие вкладывается смысл, соответствующий конкретному направлению исследований. Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов. В связи с этим здесь уместно говорить об этапах подготовки, принятия и реализации решений. Этап принятия решений можно трактовать как акт выбора. осуществляемый индивидуальным или групповым лицом принимающим решение с помощью определенных правил. Решение как результат выбора обычно фиксируется в письменной или устной форме и включает в себя план (программу) действий но достижению поставленной цели. Решение является одним из видов мыслительной деятельности и проявлением воли человека. Его характеризуют следующие признаки: - возможность выбора из множества альтернативных вариантов: сели нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения; - наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение: - необходимость волевого акта лица принимающего решения при выборе решения, так как лицо принимаемое решение формирует решение через борьбу мотивов и мнений.

Соответственно под управленческим решением понимается: 1) поиск и нахождение наиболее эффективного, наиболее рационального или оптимального варианта действий руководителя;

2) конечный результат постановки  и выработки управленческих решений. Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.

Комплексные проблемы следует формализовывать, то есть количественно определять разницу между фактическим и желаемым состояниями объекта по его параметрам, а также выполнить структуризацию проблемы путем построения для ее решения дерева целей.

Поскольку ресурсы для решения проблемы ограничены, следует ранжировать (определять важность, весомость, ранг) проблемы по их актуальности, масштабности, степени риска.

Наибольший интерес представляет процесс принятия, и реализации решений, который подробнее будет раскрыт во второй главе данной работы, как последовательная смена взаимоувязанных стадий, этапов различных действий руководителя, вскрывающая технологию мыслительных действий, поисков истины и анализа заблуждений, путей движения к цели и средств её достижения. Только такой подход позволяет понять зафиксированный акт управленческого решения, источники его происхождения.

К управленческому решению предъявляется ряд требований, к числу которых можно отнести: 1) всестороннюю обоснованность решения; 2) своевременность; З) необходимую полноту содержания; 4) полномочность; 5) согласованность с принятыми ранее решениями. Всесторонняя обоснованность решения означает, прежде всего, необходимость принятия его на базе максимально полной и достоверной информации. Однако только этого недостаточно. Оно должно охватывать весь спектр вопросов, всю полноту потребностей управляемой системы. Для этого необходимо знание особенностей, путей развития управляемой, управляющей систем и окружающей среды. Требуется тщательный анализ ресурсного обеспечения, научно-технических возможностей, целевых функций развития, экономических и социальных перспектив предприятия, региона, отрасли, национальной н мировой экономики. Всесторонняя обоснованность решений требует поиска новых форм и путей обработки научно-Технической и социально-экономической информации, то сеть формирования передового профессионального мышления, развития его аналитико-синтетических функций. Своевременность управленческого решения означает, что принятое решение не должно ни отставать, ни опережать потребности н задачи социально-экономической системы. Преждевременно принятое решение - не находит подготовленной почвы для его реализации и развития и может дать импульсы для развития негативных тенденций. Запоздалые решения не менее вредны для общества. Они не способствуют решению уже "перезревших" задач и еще более усугубляют и без того болезненные процессы. Необходимая полнота содержания решений означает, что решение должно охватывать весь управляемый объект, все сферы ею деятельности, все направления развития. В наиболее общей форме управленческое решение должно охватывать: а) цель (совокупность целей) функционирования и развития системы; б) средства и ресурсы, используемые для достижения этих целей; в) основные пути и способы достижения целей; г ) сроки достижения целей; л) порядок взаимодействия между подразделениями и исполнителями; е) организацию выполнения работ на всех этапах реализации решения. Важным требованием управленческого решения является полномочность (властность) решения- строгое соблюдение субъектом управления тех прав и полномочий, которые ему предоставлены высшим уровнем управления. Сбалансированность прав и ответственности каждого органа, каждого звена и каждого уровня управления постоянная проблема, связанная с неизбежным возникновением новых задач развития и отстаиванием от них системы регламентации и регулирования. Согласованность с принятьями ранее решениями означает также необходимость соблюдения четкой причинно-следственной связи общественного о развития. Она необходима для соблюдения традиций уважения к закону, постановлениям, распоряжениям. На уровне отдельной фирмы оyа необходима для осуществления последовательной научно-технической, рыночной и социальной политики, четкого функционирования производственного аппарата. Согласованность с принятьями ранее решениями означает также необходимость соблюдения четкой причинно-следственной связи общественного о развития. Если необходимо должны отменяться принятые ранее решения. вступившие в противоречия с новыми условиями существования системы. Проявление противоречащих друг другу решений есть, прежде всего, следствие плохого познания и понимания законов общественного развития. проявления низкого уровня управленческой культуры. Принятие управленческое решение требует высокого уровня профессионализма и наличия, определенных социально-психологических качеств личности, чем обладают не все специалисты, имеющие профессиональное образование, а всего лишь 5-1О% из них. Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения являются: применение к системе менеджмента научных подходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного решения и др. Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность. При принятии чисто интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует "шестое чувство", своего рода озарение, посещаемое, как правило, представители высшего эшелона власти. Менеджеры среднего звена больше полагаются на получаемую информацию и помощь компьютеров. Несмотря на то, что интуиция обостряется вместе с приобретением опыта, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на неё, становиться заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки. Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, вероятно, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но все же в их основе лежат знания и осмысленный, в отличии от предыдущего случая, опыт прошлого.

Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшней день, выбирается тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время. Однако здравый смысл у людей встречается редко, поэтому данный способ принятия решений тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной. Другая слабость в том, что суждение невозможно соотнести с ситуацией которая прежде не имела места, и поэтому опыта её решения просто нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, в результате чего рискует упустить хороший результат в другой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в неё. Мощным фактором, активизирующим процесс принятия управленческих решений, выступают, современны средства оргтехники, включая вычислительные сети. Однако процесс принятия управленческих решения, выбора конкретного варианта всегда будет иметь творческий характер, и зависеть от конкретной личности.

 

 

Классификация управленческих решений

 

Классификация решений позволяет изучить их особенности и выбрать наиболее эффективные в условиях конкретной задачи. Однако в связи со сложностью условий (влияющих факторов), целей принятия решений, требований и структуры решения создать простую и четкую их классификацию представляется проблематичным. Поэтому могут существовать и существуют различные классификации управленческих решений.

Выбор и практическое использование той или иной классификации определяется конкретными условиями принятия решений. В обобщенном виде классификация управленческих решений представлена в таблице 1.

Таблица №1

Классификация управленческих решений

Признак классификации

Виды управленческих решений

Объект управления

Маркетинговые

Производственные

Финансовые

Кадровые

 

Характер процесса

Интуитивные

Основанные на суждениях

Рациональные

принятия решения

Количество

альтернатив

Стандартные

Бинарные

Многоальтернативные

Инновационные

Сроки действия

Постоянные (о технике безопасности)

Длительного действия (должностная инструкция)

Периодические (ежеквартальные)

Краткосрочные (диспетчирование);

 

Разовые (о премировании)

Частота принятия

решений

Единовременные

Циклические

Частые

Форма

Письменные

Устные

Содержание

Производственные

Социально-политические

Экономические

Организационные

Технические

Возможность

автоматизации

Программируемые (связаны с большим объемом информации)

Поддающиеся частичной автоматизации (когда необходимо переработать большой объем информации за короткий срок, автоматизация — в рамках частных задач)

Принимаемые на основе только логического обоснования

Неисследованные (на основе интуиции и опыта работы)

Время наступления последствий для объекта управления

Стратегические Перспективные Текущие Оперативные Стабилизационные

Природа и специфика способов воздействия на объект управления

Политические Экономические Технические

Число субъектов, влияющих на принятие решения

Определяющие Конкурентные Адаптирующие

Технология разработки решения

Организационные (запрограммированные, незапрограм-мированные) Компромиссы

Прогнозная эффективность

Ординарные (неэффективные, рациональные, оптимальные) Синергетические Асинергетические

Степень важности учета временных ограничений на разработку, принятие и исполнение решений

Решения в реальном масштабе времени Решения, принимаемые в течение одного из этапов Решения, не имеющие явных ограничений по времени их принятия

Состав и сложность реализации решений

Простые Процессные (алгоритмизированные, размытые)

Характер учета изменения условий реализации решения

Гибкие Жесткие


Управленческое решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель такого решения – обеспечение движения к поставленным перед ним задачам. Поэтому наиболее эффективным управленческим решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели. 
В таком аспекте можно рассматривать решение как продукт управленческого труда, а его принятие - как процесс, ведущий к появлению этого продукта. 
Решения, использующиеся в управлении, многообразны. Разные звенья управления создают множество решений. Для них имеется много различных причин и оснований, они распространяются на самые различные объекты и регулируют различные общественные отношения и взаимосвязи, возникающие во всех сферах экономики и общественной жизни. 
Я приведу лишь две классификации, которые наиболее распространены в практике управления. 
Классификация решений на основе используемых методов их принятия.  
Индивидуальные решения. Руководитель принимает решение самостоятельно, основываясь на той информации, которую он собрал без участия других лиц. 
Консультационные решения. Руководитель привлекает к сбору и обработке информации, интерпретации фактов, разработке вариантов решения других людей. Решение принимается руководителем самостоятельно, с учетом полученной от консультантов информации. 
Групповые решения. Руководитель не только консультируется с другими людьми, но и привлекает их к обсуждению проблему и выбору наилучшего решения. 
Каждый руководитель должен знать, в каких случаях и как часто следует использовать каждый из перечисленных подходов к принятию решений. 
Классификация управленческих решений по характеру целей.  
Существуют стратегические решения, которые определяют главные задачи. Причем нельзя недооценивать влияние этих решения на будущее организации. Выживание и рост фирмы зависит от стратегических решений, принятых сегодня. 
Тактические решения, которые разрабатывают частные задачи. И оперативные решения, которые разрабатывают осуществление самых насущных задач. 
Таким образом, мы видим, что существует множество разных критериев, по которым возможна классификация решений и с помощью которых многообразие решений представляет собой некоторый комплекс.

1.2. Планирование и прогнозирование продаж как основа для принятия управленческого решения

Компании постоянно вступают в маркетинговые коммуникации со своими оптовыми и розничными покупателями. Это происходит   не только в момент продажи, но и во время планирования оптовых   и розничных продаж. План продаж, как и план маркетинга — это составные и неразделимые части интегрированных маркетинговых коммуникаций компании. План продаж — это не просто продажа произведенной продукции, но и управление поведением покупателей и конкурентов через комплекс мероприятий, включающихся в общую программу продвижения товаров и услуг компании через работу с покупателями (старыми, новыми) и конкурентами, ассортиментную политику, ценообразование и пр.

Информация о работе Оптимальные управленческие решения в организации продаж