Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 09:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выработка навыков обработки квалиметрической информации и закрепление отдельных разделов дисциплины.
Введение……………………………………………………………………………………….4
1 Формирование единичных показателей качества………………………………………..5
2 Выбор наиболее важных показателей качества………………………………………...6
3 Определение весовых коэффициентов наиболее важных семи показателей качества………………………………………………………………………………………………..8
Определение весовых коэффициентов методом ранжирования……………………....8
3.2 Определение весовых коэффициентов методом попарного сопоставления…………11
3.3 Определение весовых коэффициентов методом двойного попарного сопоставления………………………………………………………………………………….……15
4 Уточнение весовых коэффициентов …………………………………………………….18
4.1 Уточнение весовых коэффициентов первым способом……………………………….18
4.2 Уточнение весовых коэффициентов вторым способом …………………………….. 19
4.3 Уточнение весовых коэффициентов третьим способом…………………………. 19
5 Определение значений показателей качества ………………………………………... 20
6 Комплексирование показателей качества по принципу среднего взвешенного………21
7 Комплексирование показателей качества по трехуровневой шкале…………………..22
8 Определение качества принятия решений……………………………………………….25
Заключение………………………………..…………………………………………………29
Список использованных источников…………………………………………..…………..30
Приложение А……………………………………………………………..…
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Формирование единичных показателей качества………………………………………..5
2 Выбор наиболее важных показателей качества………………………………………...6
3 Определение весовых
коэффициентов наиболее важных семи показателей
качества…………………………………………………………
3.2 Определение весовых
коэффициентов методом попарного сопоставления…………11
3.3 Определение
весовых коэффициентов методом
двойного попарного
4 Уточнение весовых
4.1 Уточнение весовых
4.2 Уточнение весовых
4.3 Уточнение весовых коэффициентов третьим способом…………………………. 19
5 Определение значений показателей качества ………………………………………... 20
6 Комплексирование
показателей качества по
7 Комплексирование
показателей качества по
8 Определение
качества принятия решений……………
Заключение………………………………..………………
Список использованных источников…………………………………………..……
Приложение А……………………………………………………………..…
Введение
Квалиметрия - раздел метрологии изучающий измерение качества продукции и услуг.
Качество продукции — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением (ГОСТ 15467-79). Согласно международному стандарту ISO 8402.1994, качество определяется как совокупность характеристик объекта (деятельности или процесса, продукции, услуги и др.), относящихся к его способности.
Качество продукции (работ, услуг) определяется такими понятиями, как «характеристика», «свойство» и «качество». Характеристика – это взаимосвязь зависимых и независимых переменных, выраженная в виде текста, таблицы, математической формулы, графика. Описывается, как правило, функционально. Свойство продукции представляет собой объективную особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Качество продукции формируется на всех этапах ее жизненного цикла. Свойство продукции выражается показателями качества, т.е. количественными характеристиками одного или нескольких свойств продукции, входящих в качество и рассматриваемых применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.
Задача квалиметрии - разработка и развитие всех методов оценки качества (как комплексных, так и дифференциальных). Тем более что комплексная оценка качества и не всегда необходима. В некоторых случаях достаточно иметь только дифференциальную оценку одного из свойств качества (например, в ситуации, когда при сравнении двух образцов с целью выбора лучшего из них все остальные свойства одного образца оказываются равными соответствующим свойствам другого).
Целью данной курсовой работы является выработка навыков обработки квалиметрической информации и закрепление отдельных разделов дисциплины.
1 Формирование единичных показателей качества
Каждый показатель качества, являясь количественной характеристикой (мерой) одного из свойств модели качества объекта, должен отражать способность (свойство) этого объекта удовлетворять общественные потребности (интересы, ценности) в конкретных случаях. Таким образом, при формировании любого показателя качества необходимо учитывать следующие компоненты качества: общественную потребность, конкретные условия, объект и степень удовлетворения потребности. Показатель качества должен отвечать на вопрос: в какой степени рассматриваемый объект (явление) обладает свойством (способностью) удовлетворять общественную потребность, интерес, ценность?
При выборе показателей качества промышленной продукции необходимо ориентироваться на таблицу применяемости показателей качества. В моем случае творога относится к группе «расходуемая при использовании» и подгруппе «материалы и продукты».
В соответствии с таблицей применяемости показателей качества выбираем следующие группы показателей:
Многоуровневая структура показателей качества творога приведена в приложении А.
2 Выбор наиболее важных показателей качества
Для выбора наиболее важных показателей собирают экспертную комиссию числом не менее 5 экспертов. Экспертам предлагается про ранжировать все единичные показатели. Наиболее важному, по мнению эксперта, объекту экспертизы приписывается наибольший балл, всем остальным в порядке уменьшения их относительной значимости - баллы до 1. Например, если число единичных показателей равно 40, то наиболее важному, по мнению эксперта, показателю проставляется 40 баллов, следующему, по его мнению, важному показателю проставляется 39 баллов и т.д.
Далее, определяя сумму баллов каждого показателя выбираем 7 показателей, получивших наибольший суммарный балл. Выбор наиболее важных показателей качества творога приведен в таблице 1.
Единичные показатели качества творога |
Экперты |
∑Gij | ||||
1 экс |
2 экс |
3 экс |
4 экс |
5 экс | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Вкус |
37 |
23 |
38 |
31 |
38 |
167 |
Запах |
40 |
38 |
40 |
40 |
29 |
187 |
Цвет |
36 |
39 |
30 |
29 |
37 |
171 |
Консистенция |
35 |
37 |
1 |
30 |
33 |
136 |
Срок годности |
39 |
40 |
39 |
33 |
39 |
190 |
Массовая доля жира |
38 |
12 |
2 |
1 |
28 |
81 |
Кислотность |
34 |
13 |
29 |
32 |
1 |
109 |
Цена |
25 |
14 |
32 |
35 |
31 |
137 |
Содержание стрептомицина |
6 |
10 |
31 |
34 |
14 |
95 |
Содержание Гексахлорциклогексан |
5 |
15 |
5 |
36 |
3 |
64 |
Продолжение таблицы 1 | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Массовая доля наполнения |
30 |
11 |
33 |
5 |
32 |
111 |
Массовая доля влаги |
33 |
16 |
25 |
37 |
2 |
113 |
Содержание свинца |
28 |
17 |
26 |
22 |
4 |
97 |
Содержание кадмия |
9 |
24 |
4 |
2 |
34 |
73 |
Содержание ртути |
29 |
25 |
35 |
21 |
35 |
145 |
Содержание мышьяка |
31 |
26 |
3 |
38 |
5 |
103 |
Содержание меди |
11 |
27 |
27 |
3 |
22 |
90 |
Содержание железа |
32 |
18 |
36 |
26 |
21 |
133 |
Содержание цинка |
10 |
28 |
8 |
27 |
6 |
79 |
Содержание цезия |
26 |
19 |
28 |
4 |
36 |
113 |
Содержание стронция |
12 |
9 |
37 |
28 |
10 |
96 |
Содержание левометицина |
8 |
1 |
9 |
10 |
23 |
51 |
Содержание пенициллина |
27 |
22 |
10 |
39 |
30 |
128 |
Содержание афлотоксина |
7 |
21 |
7 |
23 |
24 |
82 |
Содержание сахара |
24 |
31 |
34 |
7 |
7 |
103 |
Энергетическая ценность |
22 |
7 |
21 |
24 |
8 |
82 |
Содержание ГМО |
23 |
32 |
13 |
25 |
25 |
118 |
Наличие газообр-й в виде отдель. глазков |
19 |
20 |
22 |
11 |
19 |
91 |
Содержание соли |
20 |
8 |
17 |
6 |
9 |
60 |
Наличие ГОСТа |
21 |
33 |
11 |
15 |
26 |
106 |
Срок хранения |
18 |
34 |
23 |
17 |
20 |
112 |
Массовая доля белка |
16 |
3 |
12 |
13 |
27 |
71 |
Массовая доля сухих веществ |
17 |
2 |
18 |
16 |
13 |
66 |
Продолжение таблицы 1 | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Информативность упаковки |
2 |
4 |
24 |
9 |
17 |
56 |
Способ утилизации |
1 |
6 |
14 |
12 |
11 |
44 |
Внешний вид упаковки |
3 |
30 |
19 |
8 |
16 |
76 |
Товарный знак |
4 |
35 |
15 |
14 |
40 |
108 |
Герметичность упаковки |
15 |
5 |
20 |
20 |
12 |
72 |
Узнаваемость продукта |
14 |
29 |
6 |
18 |
18 |
85 |
Наличие производителя |
13 |
36 |
16 |
19 |
15 |
99 |
Наибольший
балл среди перечисленных
Следовательно, они являются наиболее важными среди перечисленных показателей.
3 Определение
весовых коэффициентов
В зависимости от измерительной задачи разработаны различные алгоритмы определения весовых коэффициентов. Анализ существующих способов определения весовых коэффициентов показывает, что наибольшее распространение получили три способа : способ ранжирования, способ попарного сопоставления и способ двойного попарного сопоставления. Они отличаются как подходами к постановке вопросов, на которые отвечают эксперты, так и проведением экспериментов и обработкой результатов экспертиз.
3.1 Определение весовых коэффициентов методом ранжирования
Представление результата измерения ранжированным рядом имеет смысл тогда, когда несколько объектов экспертизы можно рассматривать как один составной объект той же природы. Порядок действий при этом бывает следующий:
Значение весовых коэффициентов в таком случае рассчитываем по формуле:
где Gi,j - балл (ранг) j-го показателя, проставленный i-ым
экспертом;
n - количество экспертов:
m - количество «взвешиваемых» показателей.
Определения весовых коэффициентов наиболее важных показателей творога приведен в таблице 2.
Таблица 2 - Весовые коэффициенты наиболее важных показателей качества творога
Показатели |
Эксперты |
∑ |
q | ||||
1 экс |
2 экс |
3 экс |
4 экс |
5эксп | |||
Срок годности |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
35 |
0,25 |
Запах |
6 |
3 |
6 |
4 |
6 |
25 |
0,178571 |
Вкус |
5 |
4 |
5 |
5 |
3 |
22 |
0,157143 |
Цвет |
2 |
5 |
4 |
6 |
4 |
21 |
0,15 |
Содерж.ртути |
4 |
6 |
2 |
2 |
5 |
19 |
0,135714 |
Консистенция |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
13 |
0,092857 |
Цена |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
0,035714 |
Итого |
140 |
1 |
Мнение пяти экспертов о семи объектах экспертизы выражены следующим образом:
Первый эксперт:
Q7 < Q4 < Q6 < Q5 < Q3< Q2 < Q1 ;
Второй эксперт:
Q7 < Q6 < Q2 < Q3 < Q4 < Q5 < Q1 ;
Третий эксперт:
Q7 < Q5 < Q6 < Q4 < Q3 < Q2 < Q1 ;
Четвертый эксперт:
Q7 < Q5 < Q6 < Q2 < Q3 < Q4 < Q1 ;
Пятый эксперт:
Q7 < Q6 < Q3 < Q4 < Q5 < Q2 < Q1 ;
Сумма рангов каждого объекта экспертизы:
Q1 равна 1+1+1+1+1=5;
Q2 равна 2+5+2+4+2=15;
Q3 равна 3+4+3+3+5=18;
Q4 равна 6+3+4+2+4=19;
Q5 равна 4+2+6+6+3=21;
Q6 равна 5+6+5+5+6=27;
Q7 равна 7+7+7+7+7=35.
Результат многократного измерения имеет вид:
Q7 < Q6 < Q5 < Q4 < Q3 < Q2 < Q1.
Значения весовых
g1=0,04; g2=0,11; g3 =0,13; g4=0,14; g5=0,15; g6=0,19; g7=0,25.
По результатам определения весовых коэффициентов методом ранжирования определяем качество экспертной комиссии по общему для всей комиссии показателю качества - коэффициенту конкордации:
где S - сумма квадратов отклонений суммы рангов каждого объекта экспертизы от среднего арифметического ранга;
n - число экспертов;
m - число объектов экспертизы.
Желательно, чтобы
коэффициент конкордации был бо
По результатам таблицы 2 определяем согласованность мнений экспертов (таблица 3). Для этого находим средний ранг по формуле:
В нашем случае средний ранг равен:
Таблица 3 - Определение согласованности мнений экспертов
Показатели |
Эксперты |
∑ |
(∑Gij-Gср) |
(∑Gij-Gср)² | ||||
1 экс |
2 экс |
3 экс |
4 экс |
5 эксп. |
||||
Срок годности |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
35 |
15 |
225 |
Запах |
6 |
3 |
6 |
4 |
6 |
25 |
5 |
25 |
Вкус |
5 |
4 |
5 |
5 |
3 |
22 |
2 |
4 |
Цвет |
2 |
5 |
4 |
6 |
4 |
21 |
1 |
1 |
Содерж.ртути |
4 |
6 |
2 |
2 |
5 |
19 |
-1 |
1 |
Консистенция |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
13 |
-7 |
49 |
Цена |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
-15 |
225 |
итого |
140 |
0 |
530 |