Квалиметрия как наука и ее основные понятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 11:36, реферат

Краткое описание

Квалиметрия - это наука об измерении и количественной оценки качества всевозможных предметов и процессов, т.е. объектов реального мира.
Квалиметрия является частью качество ведения - комплексной науки о качестве, состоящей из квалинтологии, т.е. общей теории качества, квалиметрии и учений об управлении качеством, в котором рассматриваются организационные, экономические и иные методы и средства влияния на качество объектов с целью повышения их способности удовлетворять существующие и будущие потребности людей.

Файлы: 1 файл

квалиметрия как наука и ее осн.понятия.docx

— 32.66 Кб (Скачать)

Введение

     Термин «квалиметрия» образован от латинского qualitas -- качество (или quails -- какой по качеству) и греческого melreo -- измеряю. В настоящее время данный термин широко распространен в теории и практике управления. Активное развитие квалиметрия получила в середине 1960-х гг., когда при принятии решений, связанных с качеством, стали применяться количественные методы ее оценки.

     Квалиметрия - это наука об измерении и количественной оценки качества всевозможных предметов и процессов, т.е. объектов реального мира.

     Квалиметрия является частью качество ведения - комплексной науки о качестве, состоящей из квалинтологии, т.е. общей теории качества, квалиметрии и учений об управлении качеством, в котором рассматриваются организационные, экономические и иные методы и средства влияния на качество объектов с целью повышения их способности удовлетворять существующие и будущие потребности людей. Объектом квалиметрии может быть все, что представляет собой нечто цельное, что может быть вычленено для изучения, исследовано и познано. Предметом квалиметрии является оценка качества в количественном его выражении.

 

Структура квалиметрии состоит из трех частей:1

     1. общая квалиметрия или общая теория квалиметрии, в которой рассматриваются проблемы и вопросы, а также методы измерения и оценивания качеств;

     2. специальные квалиметрии больших группировок объектов, например, квалиметрии продукции, процессов, услуг, социального обеспечения, среды обитания и т.д. вплоть до качества жизни людей;

     3. предметные квалиметрии отдельных видов продукции, процессов и услуг, такие как квалиметрия машиностроительной продукции, строительных объектов, квалиметрия нефтепродуктов, труда, образования и т.д.

     Качество - это объективная и наиболее обобщенная характеристика любого объекта. Качество объекта потребления - это совокупная характеристика его свойств, с помощью которых могут быть удовлетворены и обычно удовлетворяются соответствующие потребности людей. Такое представление о качестве носит прикладной характер и поэтому является более узким и специфичным. Существуют и ограниченные представления о качестве, когда оно оценивается не по всем, а по одному или по нескольким важнейшим для людей характеристикам объекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Объект, предмет и структура квалиметрии

     Квалиметрия – это наука об измерении и количественной оценки качества всевозможных предметов и процессов, т.е. объектов реального мира. Квалиметрия является частью качествоведения – комплекснойнауки о качестве, состоящей из квалинтологии, т.е. общей теории качества, квалиметрии и учений об управлении качеством, в котором рассматриваются организационные, экономические и иные методы и средства влияния на качество объектов с целью повышения их способности удовлетворять существующие и будущие потребности людей. 
 
     Объектом квалиметрии2 может быть все, что представляет собой нечто цельное, что может быть вычленено для изучения, исследовано и познано. 
     Предметом квалиметрии является оценка качества в количественном его выражении. 
     Структура квалиметрии состоит из трех частей: 
1 – общая квалиметрия или общая теория квалиметрии, в которой рассматриваются проблемы и вопросы, а также методы измерения и оценивания качеств; 
2 - специальные квалиметрии больших группировок объектов, например, квалиметрии продукции, процессов, услуг, социального обеспечения, среды обитания и т.д. вплоть до качества жизни людей; 
 
3- предметные квалиметрии отдельных видов продукции, процессов и услуг, такие как квалиметрия машиностроительной продукции, строительных объектов, квалиметрия нефтепродуктов, труда, образования и т.д. 
 
     Качество, в широком смысле этого понятия,- объективная и наиболее обобщенная характеристика любого объекта.  
     Качество объекта потребления – это совокупная характеристика его свойств, с помощью которых могут быть удовлетворены и обычно удовлетворяются соответствующие потребности людей. Такое представление о качестве носит прикладной характер и поэтому является более узким и специфичным. Существуют и ограниченные представления о качестве, когда оно оценивается не по всем, а по одному или по нескольким важнейшим для людей характеристикам объекта. Следует отметить, что понятие о качестве объекта потребления включены как объективные свойства, так и субъективные оценки полезности объекта, предназначенного для потребления или уже потребляемого людьми. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Принципы и задачи квалиметрии

     Квалиметрия является методологией с комплексом различных методик, относящихся к гносеологии - теории познания. Квалиметрия считается прикладной теорией познания качества всевозможных объектов исследования. Итак, у квалиметрии, как и у всякой научной дисциплины, есть свои методологические принципы, содержание которых состоит в нижеследующем.3

1. Квалиметрия обязана давать экономике общественно полезные методы достоверной квалифицированной и количественной оценки качества различных объектов исследования. В отношении оценки качества товарной продукции проблема состоит в том, что у потребителей и производителей продукции разные интересы. Производитель не всегда заинтересован и часто не может создавать качественные товары, а продавать их он стремится по наиболее высокой цене. Потребитель же заинтересован в дешевой но качественной продукции. Поэтому соответствующие методы оценки качества продукции могут быть разными. Задача квалиметрии - разрабатывать такие методы, приемы и средства оценивания качества продукции, которые учитывают интересы, как производителей, так и потребителей.

2. Приоритет в выборе определяющих показателей для оценки качества продукции всегда на стороне потребителей. Дело в том, что количественная оценка качества, осуществляется не по всем возможным показателям, характеризующим свойства продукции, а по нескольким наиболее значимым, определяющим показателям. В силу того, что полезный эффект от продукции достигается при ее эксплуатации или потреблении, то при оценивании качества продукции преимущественно используются те показатели, которые характеризуют способность продукции «удовлетворять определенные потребности с ее назначением». Продукция создается для сферы потребления, поэтому в квалиметрии отдается предпочтение показателям потребительских свойств.

3. Квалиметрическая оценка качества продукции не может быть получена без наличия эталона для сравнения - без базовых значений показателей определяющих свойств и качества в целом. Абсолютные значения отдельных показателей качества еще не характеризуют качество, не являются оценочными. Для количественной оценки качества необходимо знать значения аналогичных показателей качества других или другого аналогичного образца. Конечным результатом оценки качества исследуемого образца продукции, является относительная величина знаний обобщенного показателя его качества и такого показателя базового, эталонного образца.

4. Показатель любого обобщения, кроме самого нижнего (исходного) уровня, предопределяется соответствующими показателями предшествующего иерархического уровня. Под самым низким иерархическим уровнем показателей следует принимать единичные показатели простейших свойств, формирующих качество. Показателем качества высшего иерархического уровня является интегральный показатель.

5. При использовании метода комплексной оценки качества продукции все разноразмерные показатели свойств должны быть преобразованы и приведены к одной размерности или выражены в безразмерных единицах измерения.

6. При определении комплексного показателя качества каждый показатель отдельного свойства должен быть скорректирован коэффициентом его весомости.

7. Сумма численных значений коэффициентов весомостей всех показателей качества на любых иерархических ступенях оценки имеет одинаковое значение.

8. Качество целого объекта обусловлено качеством его составных частей.

9. При количественной оценки качества, особенно по комплексному показателю, недопустимо использование взаимообусловленных и дублирующих показателей одного и того же свойства.

10. Обычно оценивается качество продукции, которая способна выполнять полезные функции в соответствии с ее назначением. Выше перечисленные методологические принципы квалиметрии не исчерпывают всех концептуальных положений этой области науки. Однако они являются основополагающими при решении общих и частных вопросов, связанных с методами оценки качества объектов реальности и технической продукции в частности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

start="3"

 Исходные понятия и термины, относящиеся к оценке качества4

     Качество является основным и наиболее общим понятием в системе исходных понятий квалиметрии – науки о методах количественной оценки качеств различных объектов. 
     Наиболее распространено мнение о том, что качество есть «совокупность характеристик объекта». Однако многочисленными исследованиями доказано, что качество – это не просто совокупность свойств объекта и его характеристик, а единая синергетическая система элементов, которыми являются свойства с их характеристиками. Поэтому принципиально важно определиться: качество объекта это совокупность его свойств или характеристик или это совокупная характеристика всех свойств объекта в целом. 
     Если считать, что качество есть совокупность характеристик, то оно должно оцениваться некоторым множеством характеристик. Но если качество есть самостоятельная характеристика сущности объекта, должен быть уровенькачества оцениваемого объекта или по отношению к качествам других однородных объектов, или по отношению к эталонному качеству. Фактически квалиметрическими методами качество объекта оценивается одним обобщенным показателем. Этим доказывается, что качество – это совокупная характеристика сущности объекта, обусловленная его свойствами и признаками. 
 
     Итак, качество – атрибут, определенная сущность объекта, показателем которой является совокупная характеристика всех его свойств и признаков.  
Некоторые основополагающие в квалиметрии термины и их определения.  
     Объективное свидетельство – данные, подтверждающие наличие или истинность чего-либо. Оно может быть получено путем наблюдения, измерения, испытания или другими способами. 
 
     Контроль – процедура оценивания соответствия продукции, процесса или услуги требованиям путем наблюдения, измерения, испытания или калибровкой. 
     Верификация – подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования выполнены. 
     Валидизация – подтверждение на основе объективных данных того, что требования по использованию или применению выполнены. 
     Квалификация – демонстрация способности выполнять установленные требования. 
     Требования – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предлагается или является обязательным. 
     Свойство – это особенность объекта. 
     Размер – свойство количественной определенности объекта и его свойств. Размеры и величины бывают физическими и нефизическими. Размер выражается количеством единиц соответствующей размерности. 
     Величина – значение, количественная характеристика размера. 
     Измерение – определение количественного значения физического размера с помощью эталонных измерительных средств. Следовательно, измеряются с помощью какой-либо меры только физические размеры и при этом определяются их физические величины. Измеряемый размер и его численная величина объективны. Погрешность измерения регламентируема и выявляема.  
     Измерение – это предмет метрологии – науки об измерениях физических размеров и определениях их величин, а также о методах и средствах обеспечения единства измерений и способах достижения требуемой точности результатов измерений. 
 
Оценивание бывает:5

1.количественно неопределенным, т.е. по содержанию, по сути (часто такое оценивание называют «качественным»); 
 
2. количественным или квалиметрическим. 
 
     Количественное оценивание – определение численных характеристик размеров (физических и нефизических) без использования материальных средств. Погрешность оценивания не регламентируется, но она может быть рассчитана.  
     Общность измерения и количественного оценивания состоит в том, что в обоих случаях их результатом является численное выражение ранее неизвестного размера. 
     Единица измерения – условная величина, по сравнению с которой определяют значение (величину) размера. 
     Физическая величина – количественная характеристика размера конкретного свойства материального объекта (предмета, явления или процесса), измеряемая физическими единицами измерений. 
     Единица физической величины или физическая единица измерения – эта физическая величина фиксированного размера, условно принятая для сравнения с ней однородных величин, которой присваивается числовое значение, равное 1. Например: 1м – единица длины,1кг – единица веса и др. 
     Нефизическая величина – величина нематериального размера, оцениваемая неинструментальными методами, а также величина размера нематериального объекта или его особенностей. 
     Физическими величинами являются численные значения, например, массы тела, его объема, температуры и др. Нефизическими величинами оценивают ум, знания, безопасность, привлекательность и т. д. 
     Измеряемые величины могут быть размерными и безразмерными. 
    Размерность – указатель рода величины в соответствующих единицах измерений. 
     Параметр – величина частной составляющей измеренной физической величины. Например, при измерении напряжения переменного электрического тока его амплитуду и частоту рассматривают как параметры напряжения. Другой пример. Обычно при производстве продукции измеряют ее основные параметры – величины свойств, по которым осуществляют параметрический контроль качества. Следовательно, физические величины свойств объекта можно назвать параметрами.

     Показатель – это численное значение размера, по которому можно судить о состоянии, изменении или развитии чего-либо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Квалиметрическая оценка качеств есть только основа и начальная стадия сложного процесса управления качеством объектов. Без знания об уровне свойств и качеств рассматриваемых объектов нет возможности для научно обоснованного принятия необходимого управляющего решения и последующего осуществления соответствующего превентивного или корректирующего воздействия на объект с целью изменения качества. 
 
    По итогам квалиметрических оценок производят:

1) оптимизацию показателей  свойств и качества в целом;

2) прогнозирование  качества продукции;

3) определение уровня  и запаса конкурентоспособности  как совокупной оценки уровней  качества и цены продукции  или услуги и многое другое. 
 
     Квалиметрия как относительно новая и фундаментальная наука является, во-первых, актуальной и базисной для других сопряженных наук, направленных на решение проблем управления качеством. Во-вторых, квалиметрия все еще нуждается в развитии и использовании при принятии управленческих решений в отношении качества чего-либо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Абакумова О. Г. Управление качеством: Конспект лекций / О. Г. Абакумова. – М.: А-Приор, 2011.- 128 с.
  2. Герасимов Б. И. Управление качеством : проектирование: Учебное пособие / Б. И. Герасимов, А. Ю. Сизикин, Е. Б. Герасимова. – М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013, - 176 с.
  3. Коноплев С. П. Управление качеством: Учебное пособие / С. П. Коноплев. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 252 с.
  4. Тебекин А. В. Управление качеством: Учебник для бакалавров / А. В. Тебекин. – М.: Юрайт, 2011. – 371 с.
  5. Фрейдина Е. В. Управление качеством : Учебное пособие / Е. В. Фрейдина. - М.: –мега-Л, 2012. – 189 с.

1 Абакумова О. Г. Управление качеством: Конспект лекций / О. Г. Абакумова. – М.: А-Приор, 2011.- С 87.

 

2 Коноплев С. П. Управление качеством: Учебное пособие / С. П. Коноплев. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. – С 183.

3 Тебекин А. В. Управление качеством: Учебник для бакалавров / А. В. Тебекин. – М.: Юрайт, 2011. – С 281.

4 Герасимов Б. И. Управление качеством : проектирование: Учебное пособие / Б. И. Герасимов, А. Ю. Сизикин, Е. Б. Герасимова. – М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013, - С 157.

5 Фрейдина Е. В. Управление качеством : Учебное пособие / Е. В. Фрейдина. - М.: –мега-Л, 2012. – С 48.

 

 


Информация о работе Квалиметрия как наука и ее основные понятия