Основные определения понятия личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:16, реферат

Краткое описание

На вопрос, что такое личность, социологи и психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Слово личность («реrsonaliti») в английском языке происходит от латинского «реrsonа». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме.

Файлы: 1 файл

4-ый семинар по социологии управления.docx

— 18.41 Кб (Скачать)

1.1 Основные  определения понятия личность

На вопрос, что  такое личность, социологи и психологи  отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении  мнений на этот счет проявляется сложность  самого феномена личности. Слово личность («реrsonaliti») в английском языке происходит от латинского «реrsonа». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли -- некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Чтобы составить представление о многообразии значений понятия личность в социологии и психологии, обратимся к взглядам некоторых признанных теоретиков в этой области. Например, Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний. Гордон Оллпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле -- внутреннее «нечто», детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. А в понимании Эрика Эриксона индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. Совсем другую концепцию предложил Рэймонд Кеттел, по мнению которого, ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами. Наконец, Альберт Бандура рассматривал личность в виде сложного паттерна непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения и ситуации. Столь явная несхожесть приведенных концепций недвусмысленно показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем представленное в первоначальной концепции «внешнего социального образа»[1, с.22-23]. Еще одно определение личности: «Личность - характерные черты поведения отдельного человека»[2, том 1.]. «Личность», следовательно, в этом случае выводится из поведения, т.е. чья-то «личность» считается причиной его (ее) поведения. К этому можно добавить, что во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе.

Как объект исследования личность уникальна по своей сложности. Сложность эта заключена, прежде всего, в том, что в личности объединены различные плоскости бытия конкретного  человека - от его телесного бытия  до духовного - как живого тела, как  сознательного и активного субъекта, как члена общества[8, том 9, с.547].

При попытках определить личность в литературе часто цитируются слова К.Маркса: «…человек есть совокупность всех общественных отношений»[3, том 3, с.3].

Некоторые авторы видят  в этих словах прямое определение  личности. Другие не соглашаются с  ними, замечая, что у Маркса речь идет, во-первых, не о личности, а  о человеке, во-вторых, скорее всего  об обобщенном человеке (человечестве в целом), так как ни один конкретный человек не может быть совокупностью  всех общественных отношений.

Как отмечает Хьелл Л. и Зиглер Д. большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения:

* В большинстве  определений подчеркивается значение  индивидуальности, или индивидуальных  различий. В личности представлены  такие особые качества, благодаря  которым данный человек отличается  от всех остальных людей. Кроме  того, понять, какие специфические  качества или их комбинации  дифференцируют одну личность  от другой, можно только путем  изучения индивидуальных различий.

* В большинстве  определений личность предстает  в виде некоей гипотетической  структуры или организации. Поведение  индивидуума, доступное непосредственному  наблюдению, по крайней мере частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью. Другими словами, личность -- абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.

* В большинстве  определений подчеркивается важность  рассмотрения личности в соотношении  с жизненной историей индивидуума  или перспективами развития. Личность  характеризуется в эволюционном  процессе в качестве субъекта  влияния внутренних и внешних  факторов, включая генетическую  и биологическую предрасположенность,  социальный опыт и меняющиеся  обстоятельства окружающей среды.

* В большинстве  определений личность представлена  теми характеристиками, которые  «отвечают» за устойчивые формы  поведения. Личность как таковая  относительно неизменна и постоянна  во времени и меняющихся ситуациях;  она обеспечивает чувство непрерывности  во времени и окружающей обстановке [1, с.24].

 

Несмотря на вышеперечисленные  точки соприкосновения, определения  личности у разных авторов существенно  варьируют. Но из всего вышеизложенного  можно отметить, что личность чаще всего определяют как человека в  совокупности его социальных, приобретенных  качеств. Это значит, что к числу  личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

В повседневном и  научном языке очень часто  встречаются, наряду с термином «личность», такие термины, как «человек», «индивид», «индивидуальность». Обозначают ли они  один и тот же феномен, или между  ними есть какие-то различия? Чаще всего  эти слова употребляются как  синонимы, но если подходить строго к определению этих понятий, то можно  обнаружить существенные смысловые  оттенки. Человек - понятие самое  общее, родовое, ведущее свое происхождение  с момента выделения Homo sapiens. Индивид - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. В целях отражения конкретно-исторической особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием “индивид” используют и понятие личность. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Итак, в момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. В.А. Чуланов  отмечает, что для формирования личности индивиду нужно пройти определенный путь развития и указывает 2 группы условий для этого развития: биологические, генетические задатки, предпосылки  и наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым  ребенок взаимодействует [4, с. 67].

Индивидуальность  можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых  разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Философия рассматривает  личность с точки зрения ее положения  в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей и т.д.

Социологический же подход выделяет в личности социальнотипическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.

Личность как субъект  социальных отношений, прежде всего характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю [5, с.72].

Итак, понятие “личность  вводится для выделения, подчеркивания  неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале. Личность -- целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

В социологии личность определяется как:

1. Системное качество  индивида, определяемое его включенностью  в общественные отношения и  проявляющееся в совместной деятельности  и общении;

2. Субъект социальных  отношений и сознательной деятельности.

Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально  значимые черты, и проявляется его сущность как совокупность всех общественных отношений.

Информация о работе Основные определения понятия личность