Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:14, реферат
Стандарт качества государственной (муниципальной) услуги - правовой акт, закрепляющий ключевые требования к качеству услуг, полностью или частично оплачиваемых за счет средств бюджета.
Помимо непосредственных требований к качеству, стандарт также может содержать описание порядка обжалования нарушений требований стандарта, порядка регулярной проверки соблюдения требований стандарта и другие нормы.
По своему содержанию стандарты качества государственных (муниципальных) услуг могут существенно различаться. Ключевое значение имеют две характеристики.
Разработка стандартов качества государственных (муниципальных) услуг………………………………………………………………………………..3
Мониторинг качества государственных услуг………………………………….4
Пути повышения качества государственных услуг…………………………….7
Список используемой литературы……………………………………………...13
Подсистему рейтингования, на базе установленных методик, и визуализации информации, позволяющую провести сравнительный анализ качества предоставления услуг (функций) с точки зрения полноты регламентации и эффективности реализации функций и услуг субъектовых и федеральных органов власти и качества разработанных регламентов.
Подсистему защиты информации, позволяющую организовать защищенные (конфиденциальные), устойчивые к программно-аппаратным сбоям и вредоносным воздействиям окружающей среды процессы обмена информацией через информационный ресурс в рамках деятельности экспертного сообщества на основе механизмов идентификации и аутентификации пользователей и поддержки большого объема транзакций.
Создаваемая система должна обеспечивать следующие уровни разграничения доступа по группам пользователей:
общий доступ;
участник проведения мероприятий мониторинга;
аналитик;
администратор.
Система должна быть интегрирована с порталом административной реформы ar.gov.ru в части публикации результатов мониторинга (отчетов) на портале, и использования функционала предмодерируемого форума, раздел «Часто задаваемые вопросы», «Обратная связь».
Пути повышения качества государственных услуг
В последнее время все чаще возникает вопрос о необходимости повышения качества государственных услуг. На это обращает внимание Президент РФ в своих посланиях. Повышение качества и доступности государственных услуг названо одной из целей административной реформы в Российской Федерации на 2006–2008 гг. Задачи повышения качества и доступности государственных услуг в определенной мере решаются руководством многих регионов. Население проявляет интерес к тому, услуги какого качества ему предоставляются.
Органы государственной власти акцентируют внимание на повышении качества своей деятельности, улучшении процедур работы. Граждане часто говорят о том, что оказываемые бюджетными учреждениями услуги не отвечают ожиданиям, не удовлетворяют потребности.
Для того чтобы комплексно решить поставленную задачу – повысить качество государственных услуг – следует понять, что на сегодняшний день уже существует в данной сфере и почему этого недостаточно для качественного предоставления услуг.
Первая сложность связана с
терминологией. В настоящее
– понятие «бюджетная услуга»
используется в нормах, регулирующих
вопросы распределения
– термин «государственные (муниципальные)
услуги» применяется в
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что понятия «бюджетные услуги» и «государственные услуги» близки по смыслу. И хотя некоторые исследователи пытаются их разделить, относя государственные услуги исключительно к деятельности органов государственной власти, а бюджетные – к деятельности бюджетных учреждений, правовых оснований для подобного деления нет.
В
указе Президента РФ от 9 марта 2004 г.
№ 314 «О системе и структуре
В приведенном определении
– субъект, предоставляющий
– объект оказания
– подход к оплате услуги (безвозмездно
или по ценам, регулируемым
органам государственной
– возможные сферы оказания
услуг (образование,
К
сожалению, представленный перечень недостаточно
детален. Получается, что услуги может
оказывать, по сути, любая организация
(включая органы власти) и делать
это в интересах любых
Нет полной ясности и с
Например, качество можно рассматривать:
как
степень удовлетворения ожиданий потребителей
(именно в таком значении термин
закреплен в международных
как степень соблюдения предписанных требований и стандартов;
с позиций соответствия предоставляемых услуг их стоимости;
как общую совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик, посредством которых услуга будет отвечать нуждам потребителя.
Подобная
терминологическая
Представляется, что в оптимальном варианте комплексная система, способная обеспечить надлежащее качество оказания государственной услуги, должна иметь следующие взаимосвязанные составляющие:
– определенность ожидаемого
качественного результата
– адекватность требований к технологии и оборудованию, необходимому для достижения данного результата;
– наличие материальных
– заинтересованность
– систематическое наблюдение
за тем, достигается ли
В российской практике основной акцент сделан на стандартизации. Однако правильность, достаточность и возможность реализации выбранного пути вызывают определенные сомнения.
Предполагается, что уровень качества и доступности государственных услуг должен обеспечиваться благодаря установлению стандартов и регламентов их оказания, выполнения государственных функций. В документах федерального уровня (например, в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2008 гг., Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти) говорится, что стандарты государственных услуг будут устанавливать необходимый уровень их качества и доступности, а административные регламенты – определять сроки и последовательность действий органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также порядок его взаимодействия с другими органами исполнительной власти и организациями при предоставлении государственных услуг.
Понятие «стандарт» не ново для российской практики. В Федеральном законе «О техническом регулировании» под стандартом понимается документ, в котором в целях добровольного многократного использования указаны характеристики продукции, правила осуществления и параметры процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Кроме того, стандарт может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Установление же обязательных для применения и исполнения требований к объектам технического регулирования (в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) должно осуществляться в технических регламентах, а не в стандартах.
Возникает вопрос о
Необходимо отметить, что в сферах
оказания государственных
К сожалению, соотношение существующих стандартов государственных услуг с теми, которые только планируется разработать, а также с законодательством о техническом регулировании в рамках административной реформы в явном виде не установлено. Хотя очевидно, что разработки, имеющиеся в этих сферах, следует по меньшей мере принять во внимание.
В системе факторов, способствующих
повышению качества услуг,
В России имеется система наблюдения за отдельными составляющими процесса оказания государственных услуг – это сбор статистической информации. Относительно оказания услуг обычно собираются сведения о базовом состоянии материальных ресурсов в отрасли, определенных аспектах их использования, о потребителях. Однако сбор данных о результатах, качестве, степени удовлетворенности потребителей практически не осуществляется. Такая система наблюдения является половинчатой.
При этом, как правило, ожидаемый качественный результат оказания услуги заранее не определен. А важен именно четкий и понятный результат – и для лиц, оказывающих услугу, и для потребителей. Приведем несколько примеров:
– школы необходимы для
– детские дома обеспечивают воспитание, обучение, а главное – социализацию воспитанников, и основной результат их деятельности заключается в том, сумели ли дети, выйдя из стен подобного учреждения, адаптироваться к жизни в обществе: устроились ли на работу, имеют ли семью, не совершают ли преступных деяний и т.п.;
– библиотеки позволяют
Кроме того, любые, даже идеально проработанные требования к оборудованию и технологии бессмысленны при отсутствии необходимых материальных ресурсов. В настоящее время проблемы с ресурсами, несмотря на ряд принятых мер по сокращению нефинансируемых мандатов, сохраняются. Например, остро стоит вопрос с соблюдением санитарных правил и норм в бюджетных учреждениях регионального и муниципального уровня. Постоянное отсутствие ресурсов дискредитирует не только хорошую технологию, но и саму идею получения позитивных результатов. И здесь главное – не ставить заведомо недостижимых целей, не утверждать невыполнимых стандартов. Однако простой фиксации сложившейся неблагоприятной ситуации мало, нужно еще составить «график» улучшения качественных показателей, учитывающий возможности постепенного увеличения материального обеспечения. Внедрение методов БОР в условиях ограниченного объема ресурсов может способствовать повышению обоснованности решений об их распределении для устранения имеющихся проблем.