Европейская премия по качеству

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 23:07, реферат

Краткое описание

Во всем мире качество уже давно стало ключевым фактором достижения конкурентных преимуществ. Причем это не только качество продуктов и услуг, но, в первую очередь, качество бизнес-процессов и системы управления организации.

Оглавление

Введение 3
Общая характеристика Европейской Премии Качества 4
Критерии оценки претендентов на соискание Европейской Премии Качества 6
Процедура проведения Европейской Премии Качества 9
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

европейская премия по качеству.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

    Для участия в конкурсе на EQA каждый кандидат направляет в EFQM заявочный документ установленной формы (отчет объемом до 75 страниц) об участии в конкурсе с соответствующим приложением, составленным по определенной  форме. Процесс составления приложения к заявке об участии в конкурсе имеет существенное значение для претендующей на награду компании, даже если компания не получит ее в конечном результате. Составление приложения позволит компании оценить с позиций TQM своей уровень. Знаменательность процесса составления обзора состоит в том, что он заставляет компанию для обоснования своей специфики применения TQM, позволяющей ей претендовать на награду, тщательно проанализировать, в какой мере положения TQM разворачиваются по вертикали на каждом уровне организации и по горизонтали для всех сфер деятельности компания. Помимо этого проведение самооценки (с привлечением экспертов) позволяет компании взглянуть со стороны на ключевые черты стратегии бизнеса и программу по усовершенствованию своей деятельности. Поэтому, как правило, выгода от самооценки превышает затраты компании на подготовку документов, представляемых для участия в конкурсе. Более того, подача заявки для участия в конкурсе может быть полезным средством сосредоточения усилий всего персонала на улучшении качества как пути к процветанию бизнеса. После завершения оценки приложения конкурсным Комитетом компания получает отчет, показывающий сильные ее стороны и области деятельности, подлежащие дальнейшему совершенствованию в управлении качеством. В этом также заключается положительный эффект участия в конкурсе EQA.

    Процесс оценки претендента на премию EQA осуществляется командой экспертов, состоящей из шести  человек, каждый из которых предварительно прошел идентичную подготовку, обеспечив тем самым максимальную согласованность в подсчете очков. В качестве экспертов выступают ученые университетов и профессионалы в области качества из числа опытных менеджеров западноевропейских фирм. Команда экспертов изучает представленные претендентами документы и оценивает их по критериям, приведенным выше (от 1 до 1000 очков).

    Если  число очков, составляющих 50%, соответственно для возможностей и результатов (см. Рисунок 1) принять за 100 % для  каждой группы критериев, то подсчет  очков осуществляется экспертами с учетом масштаба применения используемого организацией подхода к выполнению соответствующего критерия оценки EQA.

    Оценивающие пользуются счетом для взвешивания  каждого критерия. Для оценки возможностей и результатов используются различные факторы.

    Возможности. Каждая часть критериев возможностей оценивается согласно подходу и степени его применения (см. Таблицу 1): 

Таблица 1. Подсчет очков для возможностей претендентов

Подход Рейтинг Масштаб применения
Анекдотичный  или не прибавляющий ценности 0% Малая эффективная  польза
Очевидность в логично построенных подходах. Предмет случайного пересмотра. Некоторые  области интеграции действуют в  норме 25% Применен к  почти четверти потенциала, считая все имеющие отношение к делу сферы и деятельности
Очевидность в логично построенных систематических  подходах. Предмет регулярного пересмотра в соответствии с эффективностью в бизнесе. Интеграция и планирование хорошо организованы 50% Применен к  почти половине потенциала, считая все имеющие отношение к делу сферы й деятельности
Полная  ясность в логично построенных  систематических подходах. Полная ясность  в улучшенной эффективности бизнеса  по циклам пересмотра. Хорошая интеграция подходов к нормальным операциям  и планированию 75% Применен к  почти трем четвертям потенциала, считая все имеющие отношение к делу сферы и деятельности
Полная  ясность в логично построенных  систематических подходах. Полная ясность  в улучшенной эффективности бизнеса  по циклам пересмотра. Подход стал полностью  интегрированным в рабочую среду. Может послужить ролевой моделью для других организаций 100% Применен к  полному потенциалу во всех имеющих  отношение к делу сферах и видах  деятельности

    Под подходом подразумеваются методы, используемые компанией для адресации частей критериев. Счет будет зависеть от:

  • степени соответствия используемых методов и инструментов;
  • степени, в которой подход систематичен и предупредителен;
  • использования циклов пересмотра; проведения улучшений по результатам циклов пересмотра;
  • степени, в которой подход интегрирован в нормальные операции.

    Под масштабом применения подразумевается  степень, в которой подход реализован к полному потенциалу. Счет будет  зависеть от соответствующего и эффективного применения подхода:

  • вертикально через все задействованные уровни;
  • горизонтально через все задействованные сферы деятельности;
  • во всех процессах, имеющих отношение к делу; ко всем видам продукции и сервиса.

    Результаты. Каждая часть критериев результатов оценивается согласно степени отличия и масштабу результатов (табл. 2). Отличие результатов будет зависеть от:

  • наличия положительных тенденций;
  • сопоставления с собственными целями;
  • сопоставления с внешними организациями, включая "лучшие в классе";
  • способности компании поддерживать свои характеристики;
  • показателей того, что результаты вызваны соответствующими подходами.

    Масштаб применения результатов будет зависеть от:

  • степени, в которой результаты покрывают все задействованные области компании;
  • степени, в которой представлен весь диапазон результатов, имеющих отношение к критерию;
  • степени, в которой осознано это отношение результатов.
 

Таблица 2. Подсчет очков для результатов, достигнутых претендентом

Результаты Рейтинг Масштаб применения
Отсутствуют 0% Результаты  охватывают немного сфер деятельности
Некоторые результаты демонстрируют положительные  тенденции. Есть некоторое соответствие с собственными целями 25% Результаты  охватывают некоторые сферы деятельности
Некоторые результаты демонстрируют положительные  тенденции в течение по крайней  мере трех лет. Есть соответствие с собственными целями в большинстве областей. Хорошее согласование с внешними организациями. Многие результаты получены из-за особого подхода 50% Результаты  охватывают много сфер деятельности
Большинство результатов демонстрируют положительные тенденции в течение по крайней мере трех лет. Есть соответствие с собственными целями в большинстве областей. Хорошее согласование с внешними организациями во многих сферах. Многие результаты получены из-за особого подхода 75% Результаты  охватывают большинство сфер деятельности
Исключительно положительные тенденции во всех областях в течение, по крайней мере, пяти лет. Отличное соответствие с собственными целями в большинстве областей и  с внешними организациями. «Лучший  в классе» во многих сферах деятельности. Очевидно, что результаты получены из-за особого подхода. Есть основание утверждать, что ведущая позиция будет удерживаться 100% Результаты  охватывают все сферы деятельности организации

    На  базе этой начальной оценки жюри, выявившее  наиболее перспективных претендентов, принимает решение о посещении претендентов. Эти визиты должны прояснить возникшие у жюри вопросы и подтвердить соответствие представленных в документах данных действительности. Визиты включат беседы экспертов с сотрудниками компании и наблюдение качества на практике у ведущих кандидатов на награду.

    После окончательного решения жюри призы EQA присуждаются компаниям, подтвердившим  наилучшее применение TQM.

    Презентация победителей проводится на Форуме Европейского Управления Качеством – EFQM. Победитель признается лучшей компанией Западной Европы в текущем году, продемонстрировавшей наиболее успешное практическое применение TQM в конкретных для данной компании условиях. Победителю предоставляется возможность использовать знак награды EFQM и в рекламных целях.

    Признание достижений победителя в TQM позволяет  считать его образцовым поставщиком. После присуждения награды победитель делится опытом по TQM на конференциях и семинарах, организуемых EFQM, что  служит отличной рекламой для повышения статуса компании как лидера в Западной Европе по TQM.

    Следует еще раз подчеркнуть, что все компании, участвующие в конкурсе, оказываются в выигрыше за счет того, что они вынуждены проводить самооценку с оглядкой на Комитет по присуждению награды.

    Процесс самооценки качества полезен для  любой компании, желающей развиваться  и демонстрировать свой уровень  качества. Этот процесс систематического пересмотра и контроля состояния  компании – один из наиболее важных видов управленческой деятельности для любой системы Всеобщего Управления Качеством.

    Самооценка  позволяет компании четко локализовать свои сильные стороны и сферы  совершенствования, фокусируясь на взаимоотношениях между людьми, процессами и результатами. В организации, понимающей значение качества, самооценка может идеально выполнять функции регулирования ее деятельности.

    Таким образом, Европейская премия по качеству создает благоприятные условия  для:

  • привлечения внимания ведущих организаций страны к стратегической роли качества: правительство, экономические учреждения, ассоциации управления и т.п.;
  • подключения прессы;
  • стандартизации и сертификации;
  • появления консалтинговых центров;
  • появления лидирующих национальных организаций.

    Вот почему наряду с рассмотренной престижной наградой за качество во многих странах мира существуют свои награды за качество. [2]

    Заключение

    Премии  качества вышли за рамки обычного конкурса и рассматриваются как  инструмент управления и совершенствования  бизнеса. Критерии и модели премий находятся в авангарде современных методов управления. Принципы, декларируемые организаторами конкурсов на соискание премий в области качества, становятся принципами ведения бизнеса и концептуальной основой для национальной политики в области качества.

    В заключение, сформулируем преимущества, которые получают компании участвуя в конкурсе или используя модели премий как инструмент управления.

    Премия  качества как конкурс:

    Победа  в конкурсе – это признание  лидерства организации со стороны бизнес-сообщества и потребителей.

    Подтверждение высокого качества и надежности организации  для бизнес-партнеров и всех заинтересованных сторон.

    Независимая экспертная оценка эффективности системы  управления и определение областей, где необходимы первоочередные улучшения.

    Участие в конкурсе создает имидж компании, стремящейся к улучшению качества бизнеса.

    Премия  качества как инструмент управления:

    Модель  и критерии премий предлагают готовую  стратегию развития компании.

    Создание  эффективной системы управления на принципах постоянного совершенствования.

    Приведение  в единую систему всех действий по улучшению качества.

    Самосовершенствование и измерение динамики улучшений  компании через самооценку.

    Сравнение результатов оценки организации  по критериям премий с эталонными и результатами конкурентов.

    Постоянный  поиск лучших бизнес-решений, катализатор  вовлечения компании в процесс бенчмаркинга.

    Повышение производительности и конкурентоспособности  компаний на внутреннем и мировом  рынках и, как следствие, развитие национальной экономики.

Информация о работе Европейская премия по качеству