Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:21, курсовая работа
Деловая оценка персонала позволяет наиболее эффективно донести до служащих корпоративные стандарты организации. Итогом оценки персонала должна стать организация «обратной связи» с сотрудниками, то есть каждый оцениваемый должен быть извещен об оценочных результатах, а так же иметь возможность задать уточняющие и разъясняющие вопросы, оспорить результаты. Деловая оценка персона не должна нести в себе карательных, репрессивных функций.
Введение………………………………………………………………….3
1. Оценка деловых качеств соискателей и сотрудников…………........8
1.1. Критерии отбора…………………………………………..8
1.2. Подготовка к проведению оценки………………………12
1.3. Методы оценки…………………………………………...16
1.4. Аттестация персонала………………………………........20
2.Оценка работников по результатам труда……………………….......23
2.1. Методические подходы. Общая характеристика…........23
2.2. Оценка труда специалистов и руководителей…….........24
3. Пути совершенствования оценки труда работников……………….29
3.1. Способы измерения деловых оценок персонала………29
3.2. Универсальные рекомендации руководителю по
проведению деловой оценки…………………………………………….35
Заключение………………………………………………………….........37
Список используемой литературы………
2.1.
Количественные критерии
2.2.
Качественные критерии
3.1.
К объективным критериям
3.2. К субъективным критериям целесообразно отнести характеристики, величина которых устанавливается на основании мнений и оценок экспертов (например, линейных руководителей). [2,347].
По содержанию используемые в практической деятельности по оценке работников критерии можно разделить на следующие группы:
1.2. Подготовка к проведению оценки
На
основании существующего
Для того, чтобы критерии действительно
работали, они должны быть достижимыми,
выполнимыми, реалистичными, существенными
для данного рабочего места. При этом необходимо
отличать качества, которыми должен обладать
кандидат при приеме на работу, и которые
нужно ему приобрести, освоившись с работой
и адаптируясь к ней, после занятия данной
должности.
В последнее время в компаниях важное значение приобретает оценка деятельности руководителей. При оценке руководителей необходимо разработать критерии оценки деятельности руководителя, которые будут учитывать специфику этой работы. Тут можно выделить следующие значимые параметры: лидерство, принятие решений, взаимодействие с подчиненными.
Процедуры
оценки персонала как раз созданы для
того, чтобы в конкретных цифрах отразить
знания, умения и навыки работников.
При всем многообразии показателей оценки
их можно условно разделить на несколько
групп: результаты труда, трудовая деятельность,
личностные качества.
Показатели
осуществления трудовой деятельности
делятся на факторы достижения результатов
труда – осуществления своих
управленческих функций к выполняемой
работе и организации своего труда
и показатели непосредственно
Оценка личностных качеств возможна при длительном наблюдении за сотрудником. Определенное свойство одного человека может рассматриваться как потенциал достижения им высокого результата, а для другого - не может им являться. Поэтому необходимо выделить какой-то блок наиболее важных личностных качеств, оцениваемых в первую очередь. И определиться с технологиями их оценки. В качестве важных для работника личностных качеств традиционно называют интеллект, активность, лидерские качества (для руководителей), уживчивость. Нисколько не умаляя важности этих качеств, хотелось бы заметить, что в плане принятия решения все они вторичны по отношению к группе из трех характеристик: управляемости, обучаемости, адекватности. [3,75]
1. Управляемость. В структуре организации над каждым наемным сотрудником есть свой начальник, отдающий какие-то приказы и распоряжения. Если работник не управляем, или управляем с трудом, перспективы его в этой компании весьма сомнительны.
Неуправляемость проявляется, в первую очередь, в попытках «лезть со своим уставом» и «показывать, кто тут главный». Неуправляемость – серьезное противопоказание для того, чтобы кандидата рекомендовать на позицию. В отличие от неуправляемости, «бесхребетность» является противопоказанием только для тех вакансий, где, в первую очередь, будет важна «несгибаемость» кандидата, его умение отстаивать интересы компании и «не поддаваться на провокации». В остальных случаях такие работники могут работать весьма успешно, поскольку начальство будет ценить их за отзывчивость к сверхурочной работе и безмолвное усердие.
2. Обучаемость. Чем выше обучаемость, тем лучше адаптивные способности человека. Высокообучаемый кандидат легко может сменить сферу деятельности, освоить новые отрасли, быстро изучить новые технологии и незнакомый ассортимент. Чем выше способность к обучению, тем легче пройдет адаптация в коллективе. Кроме того, обучаемость – это способность извлекать полезные уроки из своих и чужих ошибок. И, наконец, быстрообучаемый специалист быстрее сможет принести компании долгожданную прибыль, чем его «медленный» коллега. Способность к обучению проявляется, в первую очередь, в познавательной активности. Если человек посещает языковые курсы, получает второе высшее образование и тому подобное, то можно заподозрить в нем способность к обучению. Регулярное повышение профессиональной квалификации (участие в соответствующих тренингах, семинарах, чтение специальной литературы) тоже выдает человека обучаемого. Таким же свидетельством может являться наличие в трудовом опыте резких смен сферы деятельности (при обязательной успешности последующей работы). В процессе интервью обучаемость можно исследовать, обсуждая с кандидатом различные моменты его опыта – что было трудно, чем гордится и т.д.
3. Адекватность, наверное, самый очевидный фактор. Отслеживание адекватности, обычно, проблем не представляет – если ответы кандидата соответствуют задаваемым вопросам, а поведение и эмоциональные реакции органичны сложившейся ситуации, должно быть, с адекватностью все в порядке. Важность адекватности также очевидна: адекватный сотрудник делает то, что ему поручают, а не то, что он под этим понял, реагирует на окружающую действительность, а не на свои представления о ней, более стабилен в коллективе, более эмоционально устойчив.
Для проведения оценки создается комиссия, в которую могут включаться следующие представители организации: непосредственный руководитель, представитель службы управления персоналом, вышестоящий руководитель, коллеги работника из других подразделений. К мнению последних следует относиться осторожно, так как их оценки могут быть субъективными. В целом подход к выбору процедур оценки и формы их проведения полностью подчиняется поставленным в организации бизнес - задачам. Полученная информация должна минимизировать финансовые риски в принятии решений и давать максимальный возврат на инвестиции. Таким образом, стоимость методов оценки и их точность должны быть оптимальными по отношению к поставленной задаче.
Вследствие, всего этого можно выделить следующие 4 психологических типа работников:
1.3. Методы оценки
Рассмотрим
основные методы оценки деловых качеств
работников.
1. Анкетирование. Из ответов кандидата
на вопросы анкеты можно сделать вывод
о том, что он хочет больше всего получить
от жизни вообще и от конкретного вида
деятельности в частности. При проведении
анкетного опроса кандидата на вакантную
должность желательно выяснить не только
узкоспециализированную информацию по
трудовой деятельности кандидата, но и
значительно более широкий круг вопросов
для скорейшей адаптации работника. Также
данная информация позволит определить
его наклонности или наличие комплексов.
Анкетные методы подразделяются на:
1.1. Индивидуальная оценка (балльный метод)
представляет собой оценочную анкету,
стандартизированный набор вопросов или
описаний. Специалист, проводящий оценку,
отмечает наличие или отсутствие определенной
черты у оцениваемого работника и ставит
отметку напротив ее описания. Общий рейтинг
составляет сумму отметок (баллов). Модификация
оценочной анкеты - сравнительная анкета.
Предлагается ряд описаний правильного
и неправильного поведения на рабочем
месте. Оценщики располагают эти описания
по шкале от «отлично» до «плохо». Лица,
проводящие оценку труда конкретных исполнителей,
отмечают наиболее подходящие описания.
Оценкой результативности труда является
сумма рейтингов по отмеченным описаниям.
1.2. Метод экспертных оценок - сбор мнений
экспертов (специалистов по тем или иным
вопросам), их анализ и составление заключения.
1.3. Шкала рейтингов поведенческих установок.
В бланке описывается решающие ситуации
профессиональной деятельности. Бланк
рейтинг а обычно содержит от шести до
десяти специальных характеристик результативности
труда, каждая из которых выводится из
пяти или шести решающих ситуаций с описанием
поведения. Лицо, проводящее оценку, отмечает
то описание, которое в большей степени
соответствует квалификации оцениваемого
работника. Тип ситуации соотносится с
баллом по шкале.
1.4. Методы групповой оценки позволяют
провести сравнение эффективности работы
сотрудников внутри группы, сопоставить
их между собой.
1.5. Метод классификации. Лицо, проводящее
оценку, должно поочередно распределить
всех работников от лучшего до худшего
по какому-либо общему критерию. Если работников
больше 20, то с применением данного метода
возникают сложности. Проще выделить самого
успешного или неуспешного, чем проранжировать
средних. Можно использовать метод альтернативной
классификации: выбрать самого лучшего
и самого худшего, затем отобрать следующих
за ними и т.д.
1.6. Метод парного сравнения - сравнение
каждого с каждым производится в специально
сгруппированных парах. Затем отмечается,
сколько раз работник оказывается лучшим
в своей паре, и на основании этого строится
общий рейтинг. Оценка может быть затруднена,
если число сотрудников слишком велико.
1.7. Метод заданного распределения. Лицо,
проводящее оценку, должно дать работникам
оценки в рамках заранее заданного (фиксированного)
распределения оценок. От эксперта требуется
выписать на отдельные карточки фамилии
работников и распределить всех оцениваемых
по группам в соответствии с заданной
квотой. Распределение может проводиться
по разным критериям оценки.
2. Интервью представляет собою беседу, направленную на сбор информации об опыте, уровне знаний, и оценку профессионально важных качеств претендента. Интервью при приеме на работу способно дать глубокую информацию о кандидате, при сопоставлении которой с другими методами оценки возможно получение точной и прогностической информации.
3.
Еще одним эффективным методом
оценки персонала, позволяющим
прогнозировать поведение
Существует вариант тестирования, при котором используется оценка семантического дифференциала, по тексту или рассказу типируемого на основе употребленных слов, фраз, подчерка, сюжетной линии делается заключение о том или ином социотипе. При этом типирование по тестам не дает точную картину. Надежность этого метода можно обозначить как 50/50.
4. Тесты – самые известные и распространенные из оценочных процедур. Также серьезным ограничением применения тестов является то, что они хорошо оценивают относительно простые психологические факторы - формальный уровень интеллекта, эмоциональную устойчивость, коммуникабельность. И очень плохо измеряют сложные факторы - лидерство, инновационность, открытость к обучению, ориентацию на результат. В оценке руководителей высшего звена тесты не применяются, либо используются только как вспомогательные инструменты, так как их точность оценки несопоставима с требуемым уровнем надежности информации при принятии управленческих решений на высшем уровне. Например, при отборе персонала высшего уровня управления или при выделении кадрового резерва на предварительном этапе могут использоваться тесты, чтобы сразу отсеять кандидатов, обладающих критически низким уровнем интеллекта и высокой эмоциональной нестабильностью. А для оценки сложных управленческих компетенций необходимы другие методы.
5. Аттестация представляет собой построение делового портрета кандидата с помощью специально разработанного метода персонал - технологии. Данный метод включает в себя разработку перечня из 80 профессиональных, деловых и личностных качеств применительно к данной управленческой деятельности и оценка группой экспертов всех кандидатов на должности в соответствии с данным перечнем критериев. Аттестационный способ не применяют для отбора в чистом виде и дополняют собеседованием и другими методами испытаний.