Уголовно-правовая характеристика преступления против интересов службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - дать уголовно-правовую характеристику преступлениям против интересов службы, в частности бездействию должностного лица (статья 425 Уголовного кодекса Республики Беларусь).
Для достижения цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие должностных преступлений.
2. Выделить основные отличия должностных преступлений от других преступлений, совершаемых должностными лицами с использованием своих служебных полномочий
3. Охарактеризовать состав такого преступления как бездействие должностного лица, при этом рассмотреть составляющие элементы любого состава преступления. Это: объект, субъект, объективная сторона и субъективная сторона рассматриваемого в данной курсовой работе преступления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...5
1 ПОНЯТИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ. ОТЛИЧИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОТ ДРУГИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВОИХ СЛУЖЕБНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ……….7
2 ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА БЕЗДЕЙСТВИЯ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА (СТАТЬЯ 425 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)…………………………………………………16
3 ОТЛИЧИЕ БЕЗДЕЙСТВИЯ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ОТ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ВЛАСТИ ИЛИ СЛУЖЕБНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ……………………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………28

Файлы: 1 файл

3345 Курсовая УП (МИУ).doc

— 155.50 Кб (Скачать)

     В свою очередь, неисполнение вопреки  интересам службы действий, которые лицо должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей повлекшее:

     - причинение ущерба в крупном размере (ст. 699 УК РБ);

     - причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан (ст. 703 УК РБ);

     - причинение существенного вреда государственным или общественным интересам (ст. 703 УК РБ);

     - квалифицируются по части 1 статьи 425 УК РБ.

     Однако, те же действия повлекшие тяжкие последствия (ст.703 УК РБ) квалифицируются по части 3 статьи 425 УК РБ.

     Для состава бездействия необходимо установить, что должностное лицо действительно должно было совершить  по службе определенные действия, как  говорит закон, «в силу возложенных  на него служебных обязанностей» [4]. Однако не один закон, даже служебная инструкция, не устанавливают весь перечень служебных обязанностей. Поэтому, если следовать букве закона, то суд должен конкретно, исходя из должностной (служебной) компетенции указать какие обязанности не выполнило должностное лицо, не совершив требуемые по службе действия.

     Служебная компетенция определяет полномочия должностного лица и соответственно сферу его обязанностей, как правило, в обобщенной форме, то есть без учета динамично изменяющейся ситуации (обстановки). Поэтому следует установить необходимость совершения определенных действий по службе не только с точки зрения служебных обязанностей данного должностного лица, но и с точки зрения очевидности (явности) объективной ситуации, требующей от должностного лица совершить необходимые действия по службе.

     Под неисполнением должностным лицом  требуемых по службе действий понимается не только их полное несовершение, но и совершение вопреки интересам службы не всех требуемых объективной ситуацией действий, которые лицо должно и могло было совершить. В этом случае речь идет не о надлежащем исполнении служебных действий. Ненадлежащее исполнение служебных обязанностей характерно для служебной халатности.

     Бездействие должностного лица, сопряженное с  попустительством преступлению - это невыполнение должностным лицом служебных действий по воспрепятствованию достоверно известному готовящемуся или совершаемому преступлению. Сам факт невоспрепятствования преступлению со стороны должностного лица объединяет в себе и само служебное бездействие и последствие. Поэтому состав преступления в этой части является формальным.

     Бездействие должностного лица, связанное с попустительством преступлению, относится только к готовящемуся и совершаемому преступлению.

     В соответствии с характером компетенции  и уровнем функциональной специализации  воспрепятствование преступлению, как  служебная обязанность должностного лица, может и должна проявляться по-разному:

     - для работников милиции и других правоохранительных органов в самых различных рода действиях по службе, соответствующих их функциональной компетенции, включая физическое воспрепятствование совершению преступления;

     - для должностных лиц, обладающих общей компетенцией по руководству предприятием или организацией только в служебных действиях общего характера и только в приделах соответствующего организационного образования (запрещение вывоза продукции со склада, совершаемого с целью хищения, отстранение от работы лиц, готовящих или совершающих хищение или другое преступление, сообщение о готовящемся преступлении в соответствующие правоохранительные органы).

     Если  должностное лицо вопреки интересам  службы не принимает по службе соответствующие меры по изобличению преступников или привлечению их к ответственности после того, как преступление совершено, для наличия состава преступного бездействия необходимо установить, что таким бездействием по службе был причинен существенный вред законным правам и интересам граждан либо государственным или общественным интересам.

     Состав  преступления:

     - формальный (если бездействие было сопряжено с попустительством преступлению). Преступление признается оконченным с момента бездействия;

     - материальный. Преступление признается оконченным с момента наступления указанных последствий.

     С субъективной стороны бездействие должностного лица характеризуется умышленной виной по отношению к неисполнению (неисполнению в полном объеме) должностным лицом требуемых служебных действий и к наступившим последствиям (3, ч. 1 ст. 425 УК РБ). Умысел: прямой и косвенный.

     Содержание  умысла следующее:

     - для данного преступления с формальным составом только прямой умысел: лицо сознавало, что вопреки интересам службы не исполняет действия, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей для воспрепятствования совершению преступления, и желало бездействовать.

     - для данного преступления с материальным составом – как прямой, так и косвенный умысел: лицо сознавало, что вопреки интересам службы не исполняет действия, которые оно должно было и могло совершать в силу возложенных на него служебных обязанностей, предвидело указанные общественно опасные последствия и желало их наступления или не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

     Объектом  преступления являются:

     а) интересы службы (ст. 699 УК РБ);

     б) собственность;

     в) права и законные интересы граждан, государственные или общественные интересы.

     Субъектом данного преступления является должностное  лицо (ст. 700 УК РБ), достигшее на момент совершения преступления шестнадцатилетнего возраста и относится к категории  специальных субъектов.

     Квалифицированными  видами данного преступления (ч. 2 и 3 ст. 426) является:

     - бездействие должностного лица;

     - из корыстной или иной личной заинтересованности;

     - занимающего ответственное положение;

     - повлекшее тяжкие последствия.

     При оценке тяжести причиненных последствий  в виде причинения телесных повреждений или смерти следует учитывать, что такие последствия причиняются вследствие бездействия невмешательства.

     В отношении тяжких последствий, выходящих  в пределы ущерба в крупном  размере или существенного вреда, допустима и неосторожная вина.

     Заранее обещанное со стороны должностного лица попустительство совершению преступления квалифицируется по совокупности как бездействие должностного лица и соучастие (в виде пособничества) в совершении соответствующего преступления.

     Из  вышесказанного можно сделать вывод, что бездействие должностного лица это специальная форма злоупотребления властью или служебными полномочиями. Поэтому все конструктивные объективные признаки данного преступления обусловленность бездействия служебными полномочиями (обязанностями) должностного лица; невыполнение обязанностей по службе (с учетом их содержания и служебных полномочий должностного лица при исполнении лицом служебных обязанностей; содержание понятий «вопреки интересам службы», существенного вреда, тяжких последствий аналогичны содержанию таких же признаков при злоупотреблении властью или служебными полномочиями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 ОТЛИЧИЕ БЕЗДЕЙСТВИЯ  ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА  ОТ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ  ВЛАСТИ ИЛИ СЛУЖЕБНЫХ  ПОЛНОМОЧИЙ 

     Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Закон) лицами, приравненными к государственным должностным лицам, являются

     - члены Совета Республики Национального собрания РБ, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе, граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке кандидатами в Президенты Республики Беларусь, кандидатами в депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания РБ, местных Советов депутатов;

     - лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций;

     - лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;

     - представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия; государственные служащие, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам, иные лица государственного органа либо иной государственной организации, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к государственным служащим, осуществляющие деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения [3].

     Такое законодательное определение лиц, приравненных к государственным должностным лицам, намного шире, чем то, что дает нам Уголовный кодекс Республики Беларусь.

     Общественная  опасность преступлений против интересов  службы состоит в том, что они  причиняют существенный вред органам  государственной власти и управления, аппарату управления учреждений, организаций или предприятий (независимо от формы собственности), а также правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам. Существенный вред деятельности как государственного аппарата, так и любой коммерческой организации (государственной либо частной) причиняет преступное отношение должностного лица к исполнению своих служебных обязанностей. Такие лица в силу объективных причин всегда наделены большими правами и полномочиями. Они правомочны распоряжаться и значительными материальными ценностями, принимать решения, которые могут причинить вред здоровью граждан.

     По  данным судебной статистики судимость  за этот вид преступлений незначительна  – не более 0,7% от общего числа осужденных. Вместе с тем количество осужденных по ст.ст. 424 – 428 УК РБ возрастает. Наибольший рост судимости отмечается за такие преступления, как злоупотребление властью или служебными полномочиями и служебная халатность. Самым распространенным преступлением остается служебный подлог (ст. 427 УК РБ) –  около 60% от всех осужденных за преступления против интересов службы.

     Сущность  рассматриваемых в данной главе курсовой работы составов преступлений заключается в совершении должностным лицом (субъектом преступления) вопреки интересам службы противоправных действий (бездействия) с использованием своего служебного положения, причиняющих существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан.

     Злоупотребление властью или служебными полномочиями. Формы злоупотребления властью или служебными полномочиями носят различный характер, поэтому, суды не всегда правильно дают юридическую оценку причинной связи между использованием должностным лицом своих служебных полномочий и наступившими преступными последствиями. Кроме того, иная личная заинтересованность как субъективный признак иногда ошибочно не усматривается в ложно понимаемых интересах службы.

     Пример  из судебной практики:

     Т., исполняющий обязанности генерального директора совместного предприятия «Евролес» (СП), обвинялся в том, что, злоупотребляя своими служебными полномочиями, имея личную заинтересованность и корысть, с целью невозвращения в установленные сроки оставшейся части кредита государственному банку в период с января по октябрь 1999 г. незаконно произвел отчуждение имущества, заложенного в обеспечение кредита. В результате банку причинен ущерб на сумму 20 240 долларов США, то есть в особо крупном размере.

     Суд Ленинского района г. Гродно признал Т. невиновным и оправдал по ч. 3 ст. 424 УК РБ за отсутствием в деянии состава преступления, указав в приговоре, что, реализуя залоговое имущество, Т. действовал в интересах своего предприятия, обеспечивая его хозяйственные нужды вследствие затруднительного финансового положения. Он не преследовал корыстные цели или иную личную заинтересованность, поэтому в его действиях отсутствует состав преступления.

     С такими выводами согласились суды кассационной и надзорной инстанций.

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика преступления против интересов службы