Уголовно-правовая характеристика преступления против интересов службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - дать уголовно-правовую характеристику преступлениям против интересов службы, в частности бездействию должностного лица (статья 425 Уголовного кодекса Республики Беларусь).
Для достижения цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие должностных преступлений.
2. Выделить основные отличия должностных преступлений от других преступлений, совершаемых должностными лицами с использованием своих служебных полномочий
3. Охарактеризовать состав такого преступления как бездействие должностного лица, при этом рассмотреть составляющие элементы любого состава преступления. Это: объект, субъект, объективная сторона и субъективная сторона рассматриваемого в данной курсовой работе преступления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...5
1 ПОНЯТИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ. ОТЛИЧИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОТ ДРУГИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВОИХ СЛУЖЕБНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ……….7
2 ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА БЕЗДЕЙСТВИЯ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА (СТАТЬЯ 425 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)…………………………………………………16
3 ОТЛИЧИЕ БЕЗДЕЙСТВИЯ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ОТ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ВЛАСТИ ИЛИ СЛУЖЕБНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ……………………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………28

Файлы: 1 файл

3345 Курсовая УП (МИУ).doc

— 155.50 Кб (Скачать)

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...5

     1 ПОНЯТИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ  ПРЕСТУПЛЕНИЙ. ОТЛИЧИЕ  ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ  ОТ ДРУГИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ДОЛЖНОСТНЫМИ  ЛИЦАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  СВОИХ СЛУЖЕБНЫХ  ПОЛНОМОЧИЙ……….7

     2 ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА БЕЗДЕЙСТВИЯ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА (СТАТЬЯ 425 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)…………………………………………………16

     3 ОТЛИЧИЕ БЕЗДЕЙСТВИЯ  ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА  ОТ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ  ВЛАСТИ ИЛИ СЛУЖЕБНЫХ  ПОЛНОМОЧИЙ……………………………………………………………….21

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…27

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Правила, регулирующие поведение  людей,  действия  социальных   групп, коллективов, организаций,  в своей совокупности   составляют      социальные нормы. Целостная,     динамическая    система    социальных   норм   является необходимым условием жизни  общества,  средством  общественного  управления, организации и функционирования  государства,   обеспечения    согласованного взаимодействия  людей,   прав     человека.   Человек,  в  своем поведении может  либо  придерживаться  этих  норм,  либо  отступать  от  них. В настоящее  время    материальные    ценности    в  нашем   обществе приобрели   большее  значение   нежели  моральные.   И  в  таких  условиях поведение  человека,  в  первую   очередь,   зависит   от   его   моральных устоев.

     Актуальность  выбранной темы заключается в  важности и значимости изучаемого правового  феномена под общим названием - должностные преступления не только для юридической науки, но и для общества и государства в целом. Необходимость исследования данной темы определяется еще и тем, что недостаточно четкая правовая регламентация в уголовном праве анализируемого состава порождает определенные трудности в правоприменительной практике этой нормы, а порой и ее полную неработоспособность

     Цель  работы - дать уголовно-правовую характеристику преступлениям против интересов службы, в частности бездействию должностного лица (статья 425 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

     Для достижения цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:

     1. Раскрыть понятие должностных преступлений.

     2. Выделить основные отличия должностных преступлений от других преступлений, совершаемых должностными лицами с использованием своих служебных полномочий

     3. Охарактеризовать состав такого преступления как бездействие должностного лица, при этом рассмотреть составляющие элементы любого состава преступления. Это: объект, субъект, объективная сторона и субъективная сторона рассматриваемого в данной курсовой работе преступления.

     4. Выделить основные отличия бездействия должностного лица от злоупотребления власти или служебных полномочий.

     Выполнение  данных задач позволит более полно  рассмотреть выбранную тему, что  поможет не только овладеть теоретическим  материалом, но и использовать приобретенные  знания на практике.

     Объектом  исследования является проблема борьбы с преступлениями против интересов  службы.

     Предметом исследования являются общие закономерности возникновения, функционирования и  развития коррупционных отношений, их сущность, структура, основные элементы и принципы.

     Цели  и задачи исследования обусловили структуру  курсовой работы, которая состоит  из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников в количестве 30 источников.

     В данной работе были использованы следующие  методы исследования: анализ, изучение, оценка, синтез и другие методы.

     Данная  курсовая работа была написана, опираясь на исследование трудов, монографий и статей таких известных авторов, как Василевич Г.А., Добродей А., Калинкович В.А., Усик Ю. и других. Также при написании работы были использованы материалы учебных пособий по уголовному праву - таких как «Уголовное право Республики Беларусь» под общей редакцией А.И.Лукашова, «Уголовное право Республики Беларусь» под редакцией Н.А. Бабия и И.О. Грунтова.

     Основными источниками национальных законодательных актов (нормативные правовые акты Республики Беларусь, аналитика, судебная практика) для написания курсовой  работы являлись информационно-правовые базы «Эксперт» и «КонсультантПлюс» (по состоянию на 01.03.2011 год) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 ПОНЯТИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ  ПРЕСТУПЛЕНИЙ. ОТЛИЧИЕ  ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ  ОТ ДРУГИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ДОЛЖНОСТНЫМИ  ЛИЦАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  СВОИХ СЛУЖЕБНЫХ  ПОЛНОМОЧИЙ 

     Должностные преступления объединены законодателем в отдельную главу Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК РБ) по общим названием «Преступления против интересов службы» (Глава 35). В данной главе представлены те формы преступных посягательств, которые являются наиболее общими, охватывающими максимально широкий круг возможных должностных преступлений, которые могут быть совершены в любой области деятельности государственного аппарата и любым должностным лицом. В отличие от общих специальные должностные преступления могут быть совершены лишь в отдельных (специальных) сферах деятельности государственного аппарата и только наделенными дополнительными (определенными) служебными функциями должностными лицами (например, судьями, прокурорскими работниками).

     Деяния, указанные в главе 35 УК РБ являются общими должностными преступлениями также вследствие того, что,

     во-первых, на базе их признаков в теории уголовного права конструируется общее понятие  преступления против государственной  власти, интересов государственной  службы и службы в органах местного самоуправления, имеющее всеобщее значение для любых видов данных преступлений, и,

     во-вторых, специальные виды являются по отношению  к общим лишь их разновидностью, специальными случаями. Поэтому все  основные признаки, присущие общим  должностным преступлениям, характерны и для специальных составов.

     Уголовный кодекс Республики Беларусь не содержит общего понятия преступлений против государственной власти, интересов государственной службы. Для того, чтобы дать определение должностного преступления, необходимо обратиться к трудам ученых-криминалистов, посвященным этому вопросу, и попытаться выяснить, в какой мере они отражают специфические признаки данной группы преступлений.

     По  мнению, профессора Н.И. Коржанского должностные преступления являются «общественно опасными деяниями, совершаемыми должностными лицами с использованием предоставленных им в соответствии с занимаемой должностью правомочий во вред интересам службы, либо невыполнение или ненадлежащее выполнение ими своих служебных обязанностей» [27, с.180].

     Другой  выдающийся ученый в области уголовного права - Трайнин А.Н. определял должностное преступление как «посягательство на правильную, отвечающую интересам социалистического строительства работу государственного и общественного аппарата со стороны работников этого аппарата» [27, с.182]. Вместе с тем, данное определение позволяет выделить лишь два основных признака этих преступлений: видовой объект - общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата, и субъект рассматриваемой группы преступлений - работник этого аппарата. Недостатком же является то, что в нем не указывается, что общественно опасное деяние совершается исключительно благодаря служебному положению виновного.

     По  мнению Лысова М.Д., рассматриваемые деяния посягают на правильную работу государственного аппарата и совершаются должностными лицами при исполнении возложенных на них обязанностей. Они влекут за собой причинение существенного вреда государственным, общественным или личным интересам или способны причинить такой вред [26, с.198].

     Жигалов А.Ф. дает следующее понятие преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - это предусмотренные главой общественно опасные деяния, посягающие на установленную законом и подзаконными нормативными актами нормальную деятельность органов государственной власти, их должностных лиц, совершаемые вопреки интересам службы с использованием служебных полномочий [27, с.182].

     Наиболее четкое, отражающее все специфические признаки должностного преступления определение впервые было предложено Б.В. Здравомысловым. Под должностным преступлением он предлагал понимать «умышленное или неосторожное общественно опасное деяние (действие или бездействие), которое совершается должностным лицом вопреки интересам службы с использованием служебных полномочий или должностного положения либо в связи с выполнением обязанностей должностного характера, причиняющее вред функционированию государственного аппарата либо содержащее угрозу причинения такого вреда» [26, с.170].

     Изосимов  С.В. и Кузнецов А.П. дают следующее понятие преступлений против государственной власти, интересов государственной службы - это умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на общественные отношения, регулирующие нормальную, регламентированную законом деятельность публичного аппарата управления, совершаемые должностными лицами в связи с исполнением ими своих служебных полномочий, а также в исключительных случаях, предусмотренных уголовным законом, государственными служащими и служащими органов местного самоуправления, не относящимися к числу должностных лиц, либо иными лицами, причиняющие существенный вред государственным и общественным интересам, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан, или содержащие реальную угрозу причинения такого вреда.

     По  их мнению, в приведенном определении  отражены три наиболее существенных признака, совокупность которых составляет содержание должностного преступления:

     1. все они представляют собой посягательство на один и тот же видовой объект - общественные отношения в сфере обеспечения нормальной и законной деятельности органов государственной власти, государственного аппарата управления и органов местного самоуправления;

     2. могут быть совершены только специальным субъектом - должностным лицом (и лишь в исключительных случаях, предусмотренных уголовным законом, государственными служащими и служащими органов местного самоуправления, не относящимися к числу должностных лиц, либо иными лицами);

     3. могут быть совершены виновным с использованием служебных полномочий или благодаря занимаемому служебному положению [27, с.181].

     По  мнению Шардакова А.А., «преступления против интересов службы – это совершенные умышленно или по неосторожности общественно опасные деяния, предусмотренные статьями 424-433, которые причиняют существенный вред интересам службы, то естьнормальной деятельности государственныйх органов, органов местного управления и самоуправления, а так же аппарата управления организаций (независимо от форм собственности)»[23, с. 699]

     Давая общую характеристику должностных  преступлений, как правило, выделяют три обязательных признака таких преступлений:

     а) субъект, б) деяние и в) способ.

     Субъект должностного преступления - должностное лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию занимающее в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь должность, связанную с выполнением:

     - организационно-распорядительных обязанностей;

     - административно-хозяйственных обязанностей.

     Субъектами  данного вида преступлений могут  быть лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия.

     В Уголовном кодексе Республики Беларусь (п.4-5 ст. 4) определен перечень лиц, которых следует называть должностными. Итак, под  должностными лицами понимаются:

     1) представители власти, то есть депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе;

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика преступления против интересов службы