Уголовно-правовая характеристика преступления против интересов службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - дать уголовно-правовую характеристику преступлениям против интересов службы, в частности бездействию должностного лица (статья 425 Уголовного кодекса Республики Беларусь).
Для достижения цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие должностных преступлений.
2. Выделить основные отличия должностных преступлений от других преступлений, совершаемых должностными лицами с использованием своих служебных полномочий
3. Охарактеризовать состав такого преступления как бездействие должностного лица, при этом рассмотреть составляющие элементы любого состава преступления. Это: объект, субъект, объективная сторона и субъективная сторона рассматриваемого в данной курсовой работе преступления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...5
1 ПОНЯТИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ. ОТЛИЧИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОТ ДРУГИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВОИХ СЛУЖЕБНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ……….7
2 ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА БЕЗДЕЙСТВИЯ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА (СТАТЬЯ 425 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)…………………………………………………16
3 ОТЛИЧИЕ БЕЗДЕЙСТВИЯ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ОТ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ВЛАСТИ ИЛИ СЛУЖЕБНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ……………………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………28

Файлы: 1 файл

3345 Курсовая УП (МИУ).doc

— 155.50 Кб (Скачать)

     2) представители общественности, то есть лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия;

     3) лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;

     4) должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов.

     В свою очередь, под должностными лицами, занимающими ответственное положение, понимаются:

     1) Президент Республики Беларусь, Председатель Палаты представителей и Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь и их заместители;

     2) руководители государственных органов, непосредственно подчиненных или подотчетных Президенту, Парламенту, Правительству Республики Беларусь, и их заместители;

     3) руководители местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов и их заместители;

     4) судьи;

     5) прокуроры областей, города Минска, прокуроры районов (городов), межрайонные и приравненные к ним прокуроры и их заместители;

     6) начальники следственных подразделений, органов дознания и их заместители, следователи;

     7) руководители органов государственного контроля, внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, таможенных, налоговых органов и их заместители [4].

     Субъект подавляющего большинства преступлений против интересов службы – специальный: должностное лицо (в соответствии со статьей 427 УК РБ – так уполномоченное лицо). Исключения составляют преступления, предусмотренные ст.ст. 431 и 432 УК РБ, субъектом которых может быть любое лицо, и ст. 433 УК РБ, субъектом которого может быть служащий государственного аппарата, не являющимися должностным лицом

     Деяние может представлять собой как законные, так и незаконные действия (бездействия), совершенные должностным лицом вопреки интересам службы.

     Законное  использование должностных полномочий вопреки интересам службы - это  общественно-опасное деяние, не нарушающее правовых предписаний в связи с широтой и неопределенностью законодательных норм (злоупотребление правом).

     Незаконное  же - всегда совершается вопреки  правилам, закрепленным в нормативных  актах.

     Имеются два основных способа совершения должностных преступлений:

     а)   использование служебного положения вопреки интересам службы;

     б) неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей вследствие недобросовестного  или небрежного отношения к службе.

     Объективная сторона должностного преступления заключается в том, что должностным лицом совершается общественно опасное деяние, выражающееся в форме действия или бездействия, благодаря своим должностным полномочиям или должностному положению, совершенное вопреки интересам службы и повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

     Субъективная  сторона всех должностных преступлений характеризуется умышленной формой вины, кроме халатности, которая  совершается по неосторожности.

     Следует отметить, что вопрос о том, с прямым или косвенным умыслом совершаются  преступления в литературе является дискуссионным. Так, некоторые авторы полагают, что данное преступление может совершаться как с прямым, так и с косвенным умыслом, другие считают, что данное преступление может быть совершенно только с прямым умыслом.

     Вина  представляет собой психическое  отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию и его  последствиям.

     Умысел  при злоупотреблении служебными полномочиями слагается из двух компонентов или критериев - интеллектуального и эмоционально-волевого.

     Интеллектуальный  компонент предполагает осознание  опасности совершаемого деяния субъектом, злоупотребляющим служебными полномочиями вопреки интересам службы, предвидение последствий. Осознание означает, что субъект понимает характер своих действий или бездействия, время действий, обстановку и все сопутствующие данным обстоятельствам факторы, а также то, что он предвидит наступление преступных последствий в виде нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, которые будут вызваны его действиями.

     При прямом умысле субъект предвидит  нарушение прав и законных интересов  граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства как неизбежное или возможное последствие, а при косвенном умысле наступление такого вреда является только возможным.

     При косвенном умысле субъект предвидит  возможность нарушения чьих-либо прав, не желает нарушать их, но сознательно допускает такое нарушение, либо относится к ним безразлично.

     При прямом умысле субъект соглашается  с неизбежностью в виде нарушения  прав и законных интересов потерпевшего или желает нарушить права и законные интересы потерпевшего.

     Эмоционально-волевой  критерий есть психическое отношение  субъекта к наступлению вредных  последствий в виде нарушения  прав и законных интересов граждан  или организаций, либо охраняемых законом  интересов общества или государства, выраженное в определенной степени желания или допущения последствий. Волевой критерий прямого умысла характеризуется желанием, а косвенного - сознательным допущением наступления вредных последствий в виде нарушенных прав.

     Волевой критерий представляет собой направление  умственных и физических усилий на принятие и исполнение решения, осуществление определенных моделей поведения.

     Умышленные  должностные преступления совершаются  только с прямым умыслом, если они  имеют формальный состав. Если состав является материальным, то в абсолютном большинстве случаев это преступление совершается тоже с прямым умыслом, ибо должностное лицо, злоупотребляя должностными полномочиями (ст. 424 УК РБ) или превышая их (ст. 424 УК РБ), предвидит неизбежность наступления последствий, - неизбежность нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых интересов общества или государства. А предвидение неизбежности наступления преступных последствий в соответствии с ч. 2 ст. 25 УК относится только к прямому умыслу. Поэтому Рарог А.И. обоснованно отмечает, что для должностного злоупотребления характерен прямой умысел, но вместе с тем не исключается и косвенный умысел [27, с.190].

     Статьи  главы 35 УК РБ устанавливают ответственность  за преступления, которые устанавливают ответственность за преступления, которые могут быть совершены в любой сфере деятельности, связанной с осуществлением специальным субъектом своих служебных полномочий (обязанностей). В других главах Особенной части Уголовного кодекса Республики Беларусь (гл. 24 «Преступления против собственности», гл. 25 «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности», гл. 25 «Преступления против правосудия» и другие) так же имеются уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за преступления, которые совершаются должностными лицами с использованием своих служебных обязанностей (например, ст.137,192 и другие). Они являются специальными по отношению к нормам, имеющимся в главе 35 УК РБ.

     Согласно  пункту 1 примечаний к главе 35 УК РБ «Должностное лицо, которое использовало свои властные или иные служебные полномочия для совершения преступления, не названного в настоящей главе, несет ответственность по совокупности преступлений. При этом совершение такого преступления признается существенным вредом, предусмотренным статьями настоящей главы. Правило о совокупности преступлений не применяется, если совершение должностным лицом преступления предусмотрено в качестве признака иного преступления» [4].

     В соответствии с  правилами, установленными в ч. 2 ст. 42 УК РБ и вышеуказанного пункта примечаний к главе 35 УК РБ, в тех случаях, когда уголовная ответственность за преступление предусмотрена различными статьями Особенной части УК РБ, одна  из которых является общей нормой, другая – специальной, совокупность преступлений отсутствует, а лицо, виновное в совершении преступления, должно нести ответственность на основании специальной нормы. Например, внесение должностным лицом в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверных сведений, повлекшее причинение инвесторам ущерба в особо крупном размере, квалифицируется по ст. 277 УК РБ без совокупности со ст. 427 УК РБ. Правило о совокупности преступлений не применяется и в тех случаях, когда совершение должностным лицом преступления против интересов службы предусмотрено в качестве признака иного преступления. Например, незаконное нарушение тайны переписки, телефонных или иных переговоров, телеграфных и иных сообщений, совершенное должностным лицом с использованием служебных полномочий, квалифицируется по ч. 2 ст. 203 УК РБ без применения ст. 426 УК РБ.

     Если  должностное лицо использует свои властные и иные служебные полномочия для  совершения преступления, не названного в главе 35 УК РБ, то оно несет ответственность  по совокупности преступлений. При  этом совершение такого преступления признается существенным вредом, предусмотренным статьями главы 35 УК РБ. Например, незаконное изъятие и присвоение имущества, принадлежащего лицу, находящемуся в состоянии опьянения, совершенные сотрудником милиции в медвытрезовителе, квалифицируется как хищение имущества (ст. 205 или 206 УК РБ) и превышение власти и служебных полномочий (ст. 426 УК РБ). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА  БЕЗДЕЙСТВИЯ ДОЛЖНОСТНОГО  ЛИЦА (СТАТЬЯ 425 УГОЛОВНОГО  КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ) 

     Бездействие должностного лица представляет собой пассивную форму преступного посягательства на интересы службы посредством «умышленного вопреки интересам службы неисполнения должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, сопряженное с попустительством преступлению либо повлекшее невыполнение показателей, достижение которых являлось условием оказания государственной поддержки, либо причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (бездействие должностного лица)» [4].

     При характеристике объективных признаков  состава бездействия должностного лица следует исходить из необходимости разграничения данного преступления от служебной халатности (ст. 428 УК РБ), также совершаемой путем неисполнения должностным лицом возложенных на него служебных обязанностей. Момент разграничения указанных преступлений заключен в субъективной стороне состава преступления.

     Основной  состав бездействия должностного лица является единым составом преступления. Выражающегося в совершении альтернативного  бездействия:

     - в форме попустительства совершению другого преступления;

     - связанного с причинением вреда.

     Состав  данного преступления, выражающегося  в бездействии, связанном с причинением  вреда, является единым составом преступления с альтернативными признаками, помещенными в чч. 1 и 3 статьи 425 УК РБ. Данные признаки характеризуют общественно опасные последствия преступления:

     1) ущерб в крупном размере или существенный вред правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам-ч. 1;

     2) тяжкие последствия.

     Следует иметь ввиду, что тяжкие последствия  являются одновременно и признаком состава преступления с альтернативными признаками, и отягчающим обстоятельством преступления, предусмотренного частью 2 статьи 425 УК РБ.

     Объективная сторона состава преступления - бездействие должностного.

     Неисполнение вопреки интересам службы действий, которые лицо должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей сопряженным с попустительством преступлению квалифицируется по части 1 статьи 425 УК РБ.

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика преступления против интересов службы