Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 08:50, курсовая работа
Целью и задачами исследования является: глубокое изучение уголовно-процессуальных норм, выявление противоречий и пробелов законодательства, изучение проблем правоприменения, выработка предложений по совершенствованию законодательства и практики его применения. В ходе исследования мною изучено уголовно-процессуальное законодательство, научная монографическая литература, научные статьи, практика избрания мер пресечения следователями и судами.
Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Меры пресечения: понятие, классификация.......……………….……..5
Понятие и значение меры пресечения…………………….………………5
1.2. Применение мер пресечения……………………………….………...……...8
1.3.Основания для избрания меры пресечения…………………………….…..12
Глава 2. Изучение и классификация мер пресечения……………………...….20
2.1. Классификация мер пресечения………………………………………...….20
2.2 Сущность и процессуальный порядок избрания отдельных видов мер пресечения…………………………………………………………………….….25
2.3. Законодательство о мерах пресечения………………………………...…..29
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию мер пресечения……...…….32
3.1. Заключение под стражу………………………………………………….…32
3.2. Применение меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении женщин, имеющих несовершеннолетних детей…………...……..35
Заключение…………………………………………………………………...…..38
Список использованной литературы………………
В практике судов возникает много вопросов относительно применения мер пресечения. Решения судов обжалуются и отменяются ввиду различных процессуальных нарушений, ограничивающих права граждан.
Так, закон не определяет, в каком порядке суд должен решать вопрос о продлении срока или избрании заключения под стражу на стадии подготовки дела к судебному разбирательству.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассмотрел результаты обобщения судебной практики о применении судами законодательства о заключении под стражу подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений в порядке, предусмотренном статьей 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В ходе обобщения установлено, что судами не в полной мере выполняются требования уголовно-процессуального законодательства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и учитываются разъяснения, содержащиеся в Постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", от 10 октября 2003 года № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", от 14 февраля 2000 г. № 7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних".
Заключение
В заключение исследования, можно сформулировать следующие выводы:
1. Меры пресечения являются специальной группой мер уголовно-процессуального принуждения и, следовательно, обладают всеми его признаками (принудительность, превентивность, факультативность и срочность, в том смысле, что они носят временный характер).
2. Под мерами уголовно-процессуального принуждения следует понимать предусмотренные уголовно-процессуальным законом средства ограничения конституционных и иных прав и свобод личности в уголовном судопроизводстве, применяемые дознавателем, следователем, прокурором и судом (судьей) для пресечения и предупреждения нарушений нормального хода производства по уголовному делу с соблюдением условий, оснований и порядка, регламентированного законом.
3. В работе предлагаются классификации мер пресечения в зависимости от: 1) круга лиц, к которым они могут быть применены; 2) характера ограничений прав лица, к которому применена мера пресечения; 3) целей применения мер пресечения; 4) сроков на которые они могут быть применены; 5) порядка применения мер пресечения; 6)органов и должностных лиц, имеющих право их применять.
4. Введение меры пресечения в виде домашнего ареста является новеллой, которая приведет к сокращению применения мер пресечения в виде заключения под стражу. Однако применение этой меры пресечения связано с определенными, немалыми, трудностями, которые будут возникать перед правоохранительными и правоприменительными органами. В современном российском праве до настоящего времени не существует разработанных механизмов применения домашнего ареста и связанных с ним запретов. Такой контроль следует поручить участковым инспекторам органов внутренних дел.
5. Необходимо дополнить УПК положением о том, что вопрос о залоге, домашнем аресте и заключении под стражу на стадии подготовки дела к судебному разбирательству решается в судебном заседании с участием сторон. Кстати говоря, сегодня на практике судьи для решения данного вопроса назначают предварительное слушание, что не вполне сочетаемо с его целями.
6. Практическим работникам стоит помнить, что основанием для избрания меры пресечения служат факты, обстоятельства, которые в совокупности дают следователю, дознавателю, суду возможность предположить, что подозреваемый, обвиняемый может скрыться либо воспрепятствовать следствию и т.д. по тексту 97 статьи. Не допускать необоснованного применения мер пресечения.
7. В России отсутствует общепризнанная доктрина сотрудничества государства с преступником. Данная проблема может быть преодолена лишь путем выработки концепции сотрудничества государства с преступником, признании ее доминирующим направлением в противостоянии преступности, комплексном обновлении законодательства.
Список используемой литературы:
Нормативные правовые акты:
Учебная и специальная литература:
Материалы судебной практики:
1 Алексеев Н.С, Даев В.Г, Кокорев Л.Д Очерк развития науки советского уголовного процесса / Алексеев Н.С., Даев В.Г., Кокорев Л.Д.- Воронеж. 2010. -252 с.
2 Багаутдинов Ф. Ювенальная юстиция начинается с предварительного следствия / Багаутдинов Ф. // Российская юстиции. -2009.- № 9.-С.6-8.
3 Алексеев Н.С, Даев В.Г, Кокорев Л.Д Очерк развития науки советского уголовного процесса / Алексеев Н.С., Даев В.Г., Кокорев Л.Д.- Воронеж. 2010. -252 с.
4 Багаутдинов Ф. Ювенальная юстиция начинается с предварительного следствия / Багаутдинов Ф. // Российская юстиции. -2009.- № 9.-С.6-8.
5 Колоколов Н.А. Заключение досудебного соглашения о сотрудничестве: проблемы избрания меры пресечения // Законность. -201.- №. -С. 14.
6 Васяев А.А. Судебный порядок отмены или изменения судом меры пресечения в виде содержания под стражей в досудебном производстве по уголовному делу // Современное право. – 2010. - № . – С. 15.
7 Васяев А.А. Судебный порядок отмены или изменения судом меры пресечения в виде содержания под стражей в досудебном производстве по уголовному делу // Современное право. – 2010. - № 3. – С. 15.
8 Божьев В.П. Уголовный процесс / Божьев В.П.- М, 201. -529 с.
9 Борисов А.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ с практическими разъяснениями и постатейными материалами / Борисов А.Б. - М., 201. - 1088с.
10 Борисов А.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ с практическими разъяснениями и постатейными материалами / Борисов А.Б. - М., 201. - 1088с.
11 Гуткин Н.М. Меры пресечения в советском уголовном процессе / Гуткин Н.М. -М., 2011.-421 с.
12 Гуткин Н.М. Меры пресечения в советском уголовном процессе / Гуткин Н.М. -М., 2011.-421 с.
13 Гуткин Н.М. Меры пресечения в советском уголовном процессе / Гуткин Н.М. -М., 2011.-421 с.
14 Вандышев В.В. Уголовный процесс / Вандышев В.В.- СПб., 2011. -974 с.
15 Вандышев В.В. Уголовный процесс / Вандышев В.В.- СПб., 2011. -974 с.
Информация о работе Рекомендации по совершенствованию мер пресечения