Производство следственных действий

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:36, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность квалификационного исследования состоит в том, что при расследовании по уголовному делу следователь производит действия и принимает решения, предусмотренные или обусловленные уголовно-процессуальным законом. Эти действия и решения многообразны, каждое из них, как правило, имеет свою задачу, к выполнению которой стремится следователь. Все решения по уголовному делу основываются на доказательствах.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и общие условия предварительного следствия и
правила производства следственных действий
1.1 Понятие и виды следственных действий……………………………….7
1.2 Основные процессуальные правила производства следственных действий……………………………………………………………………………12
1. 3 Система общих условий предварительного следствия и
характеристика их видов………………………………………...…………..21
1.4. Выбор следственного действия и оформление следственных
действий………………………………………………………………………32
Глава 2. Система следственных действий исследовательского характера
2.1 Допрос, очная ставка, предъявление для опознания…………………...38
2.2 Осмотр и освидетельствования………………………………………….45
2.3 Обыск, выемка, назначение и производство экспертизы……………..50
2.4 Следственный эксперимент……………………………………………...60
2.5 Проверка показаний на месте……………………………………………62
Заключение…………………………………………………………………..68
Список использованной литературы……………..………………………72

Файлы: 1 файл

Производство Следственных действии НурматГотовый.rtf

— 653.09 Кб (Скачать)

Протокол должен также содержать запись о разъяснении участникам следственных действий в соответствии с УПК КР их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственных действий.

Здесь уместно отметить новшество, введенное законодателем.

При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия прокурора выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу.

Важнейшим элементом многих следственных действий является государственное (процессуальное) принуждение, без которого доказывание по уголовному делу в целом практически невозможно. Этот элемент органически вплетается в процедуру привода участника уголовного процесса, уклоняющегося от явки по вызову для участия в производстве следственного действия (ст. 117 УПК КР), освидетельствования (ч. 2 ст. 181 УПК КР), экспертного обследования подозреваемого и обвиняемого, отказывающихся добровольно подчиниться требованиям должностного лица, производящего расследование, а также обыска и выемки с изъятием предметов и документов, возможным вскрытием запертых помещений и хранилищ и пресечением попыток со стороны обыскиваемых лиц уничтожить или спрятать предмет или документ либо нарушить порядок производства следственного действия (ст. 184 УПК КР).

Законодатель проявляет необходимую заботу о том, чтобы свести к минимуму процессуальное принуждение, применяемое к участникам уголовного судопроизводства, в особенности к тем субъектам правоотношений, которые уголовному преследованию не подвергаются, играя в нем трудную и благородную роль свидетелей, а также потерпевших. В частности, свидетель не может быть принудительно подвергнут судебной экспертизе или освидетельствованию, кроме случая, когда освидетельствование необходимо для оценки достоверности его показаний

В условиях предельного ожесточения противостояния государства и организованных криминальных структур, как правило, хорошо оснащенных и вооруженных, пользующихся легальными услугами частных и охранных предприятий, вопрос о применении законного принуждения при производстве следственных действий, особенно тех, которые в соответствии с традиционной криминалистической методикой осуществляются в комплексе, одно за другим: обыск или выемка - наложение ареста на имущество - задержание или привод, приобрел небывалую остроту. Он решается путем осуществления силовой поддержки следственных мероприятий отрядами милиции особого назначения и быстрого реагирования. Такая поддержка иногда приобретает черты и масштаб локальной спецоперации. Никто не вправе дать следователю, скажем, прибывшему для обыска, "от ворот поворот", ни с чем следователь, даже не проникнув в помещение, с обыска возвращаться не должен в принципе.5

Производство следственных действий по собиранию доказательств обставлено гарантиями прав и законных интересов участников следственных действий, к которым, прежде всего, относятся правила, охраняющие их жизнь и здоровье, честь и достоинство. Они базируются на положениях ст. 9 УПК КР, узаконившей в ранге принципа уголовного судопроизводства требование уважать честь и достоинство личности.

Вступая в правоотношения с участниками различных следственных действий, следователь, дознаватель обязаны удостовериться в личности участника и максимально обстоятельно и в доступной форме разъяснить ему его права, обязанности, процедуру, смысл действия и ответственность. Особое значение в комплексе прав участника следственного действия имеет его право делать замечания по содержанию протокола, фиксирующего его ход и результаты. Невыполнение вышеизложенных обязанностей может быть расценено как существенное нарушение процессуального порядка получения соответствующих доказательств, влекущее признание их недопустимыми.

Имеются существенные особенности и при производстве следственных действий вербального и невербального характера с участием иностранцев.

Производство по уголовным делам о преступлениях иностранных граждан, совершенных на территории Кыргызской Республики, осуществляется в общем порядке, предусмотренном УПК КР. Изъятие предусмотрено только в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности.

УПК не предусмотрена форма обращения лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом, с просьбой допустить их к участию в следственных и иных процессуальных действиях, производимых по уголовному делу, возбужденному в связи с обнаружением признаков преступления, совершенного лицом, обладающим дипломатическим иммунитетом либо в отношении данного лица. В этой связи представляется необходимым включить приложение соответствующего содержания в УПК. В интересах защиты прав иностранного гражданина в указанном приложении необходимо предусмотреть разъяснение правовых последствий такого заявления. Согласие лица, обладающего дипломатической неприкосновенностью, должно испрашиваться перед проведением каждого следственного и иного процессуального действия с его участием.

Заметим, что ст. 3 УПК КР порядок производства с участием иностранных граждан в Кыргызской Республики определяет лишь в самом общем виде и не отражает всех его особенностей. Между тем данные особенности могут быть весьма существенны при принятии решения о возбуждении уголовного дела в отношении иностранца, разрешении иных вопросов, неизбежно возникающих при расследовании такого рода уголовных дел. К таким обстоятельствам могут быть отнесены особенности, связанные с участием защитника, с производством следственных действий, с применением мер процессуального принуждения, с получением согласия как иностранного гражданина, обладающего дипломатическим или иным иммунитетом, так и аккредитующего его государства на производство процессуальных действий. Например, процессуально не закреплено, каким образом, и в какой, форме дается такое согласие, какие юридические последствия получения этого согласия будут для иностранного гражданина, обладающего дипломатическим или иным иммунитетом. В УПК КР также не урегулирован вопрос, в каких случаях такое согласие должно испрашиваться у самого иностранного гражданина, а в каких - у аккредитующего его иностранного государства. Данный вопрос нуждается в законодательной регламентации.6

Рассмотрев процессуальные правила производства следственных действий, мы видим, что следственные действия решают тактические задачи. Организация же расследования призвана реализовать его системную стратегическую направленность.

1. 3. Система общих условий предварительного следствия и характеристика их видов

Общие условия - это установленные законом правила, которые выражают характерные черты предварительного следствия и определяют наиболее существенные требования, предъявляемые к порядку производства процессуальных действий и принятию решений в этой стадии процесса.

Общим условиям посвящена глава 21 УПК КР. Они представляют собой законодательно закрепленные правила, соблюдение которых обязательно по всем без исключения уголовным делам. Соблюдение общих условий создает предпосылки полноты, всесторонности и объективности производства следствия и способствует реализации прав и законных интересов участников уголовного процесса.

Наиболее существенные общие условия можно охарактеризовать следующим образом.

1. Подследственность

Под подследственностью понимается совокупность признаков уголовного дела, в зависимости, от которых Закон относит его к компетенции того или иного органа следствия (ст. 163 УПК). Различаются предметная (родовая), альтернативная (смешанная) и территориальная подследственность.

Предметный (родовой) признак подследственности определяется характером совершенного преступления, его квалификацией, в зависимости от чего разграничивается компетенция между следователями прокуратуры органов внутренних дел, службы национальной безопасности, таможенных органов и финансовой полиции (ст. 161 УПК).

Следователи прокуратуры расследуют уголовные дела о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 134-152 УК КР), о преступлениях связанных с посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа (статья 340 УК КР), а также о преступлении, предусмотренном статьей 318  УК КР7.

Кроме того, следователи  военной прокуратуры расследуют дела о воинских преступлениях (статьи 355-372 УК КР) и уголовные дела обо всех других преступлениях, совершенных военнослужащими, а также призванными на сборы военнообязанными8.

Следователи органов внутренних дел проводят предварительное следствие по делам о преступлениях против жизни и здоровья (статьи 97-122 УК КР), преступлениях против свободы, чести и достоинства личности (статьи 123-128 УК КР), преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности (статьи 129-133 УК КР), преступлениях против семьи и несовершеннолетних (статьи 153-163 УК КР), преступлениях против собственности (статьи 164-168; 170-177 УК КР), преступлениях в сфере экономической деятельности (статьи 186; 189-196; 198; 201-203: 208-209; 219-220 УК КР), преступлениях против интересов службы на негосударственных предприятиях и в организациях (статьи 221 -225 У К КР), преступлениях против общественной безопасности (статьи 234-245 УК КР). преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности (статьи 248-264 УК КР), преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта (статьи 280-288 УК КР), преступлениях против порядка управления (статьи 341-345; 347-353 УК КР).

Следователи органов финансовой полиции9 ведут предварительное следствие по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности (статьи 178-180; 182-183; 187-188; 197; 199-200; 211-214; 216-218 УК КР) и по делам об уклонении от уплаты таможенных платежей (ст. 210 УК КР).

Следователи службы национальной безопасности расследуют уголовные дела о незаконной банковской деятельности (статья 181 У К КР) о преступлениях против общественной безопасности (статьи 226-228 УК КР). о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства (статьи 292-302 УК КР), о незаконном пересечении Государственной границы (статьи 346 УК КР), о преступлениях против мира и безопасности человечества (статьи 373-376 УК КР).

Альтернативный признак подследственности характеризуется тем, что расследование некоторых категорий преступлений в зависимости от тех или иных обстоятельств может входить в компетенцию либо одного, либо другого органа.

Так в соответствии с ч. 13 ст. 163 УПК, уголовное дело, подследственное разным органам, расследуется следователем органа возбудившим его. Например, по уголовным делам о должностных преступлениях (статьи 303-316 УК КР) следствие может производиться следователями органов прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, таможенных органов и финансовой полиции.

При совокупности преступлений относящихся к подследственности разных органов, с согласно ч. 14 ст. 163 УПК, подследственность определяется по более тяжкому преступлению.

Территориальный (местный) признак подследственности определяется местом (районом) совершения преступления (ст. 164 УПК). Однако в целях обеспечения наиболее быстрого, полного я объективного расследования оно может проводиться также по месту обнаружения преступления, месту нахождения обвиняемого, подозреваемого или большинства свидетелей.

Следователь, установив, что дело ему не подследственно, обязан произвести все неотложные следственные действия и передать дело прокурору для направления по подследственности.

При необходимости производства следственных или розыскных действий в другом районе следователь вправе произвести их лично, либо поручить производство этих действий соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее десяти суток (ч. 3 ст. 164 УПК).

2. Начало производства следствия.

Следствие производится только посла возбуждения уголовного дела. Производство таких следственных действий, как осмотр места происшествия и назначение экспертизы возможно и до возбуждения уголовного дела.

Следователь обязал немедленно приступить к следствию по возбужденному им или переданному ему делу. О принятии дела к своему производству следователь выносит постановление. Если уголовное дело возбуждено следователем и принято им к своему производству, то составляется единое постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству. Копию указанных выше постановлений следователь не позднее двадцати четырех часов направляет прокурору (ст. 165 УПК).

Принятие уголовного дела к своему производству является важным уголовно-процессуальным актом, означающим начало производства следствия. Только после этого у следователя открывается возможность применения всего арсенала следственных действий для установления истины по делу. Принятие уголовного дела к своему производству означает, что следователь принимает на себя всю полноту ответственности за судьбу данного уголовного дела и что без его ведома и поручения заниматься расследованием данного преступления больше никто не вправе.

 3 Расследование уголовных дел группой следователей

По общему правилу следствие по уголовному делу производится следователем единолично. Однако в случае сложности дела или его большого объема производство следствия может быть поручено нескольким следователям. Об этом указывается в постановлении о возбуждение уголовного дела или выносится отдельное постановление. В постановлении должны быть указаны все следователи, которым поручено производство следствия, в их числе следователь - руководитель группы, который принимает дело к своему производству и руководит действиями других следователей. В этом случае подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику при разъяснении права на отвод объявляется весь состав следователей (ст. 167 УПК).

4. Привлечение и обеспечение прав участников уголовного процесса

При производстве следствия следователь принимает решение о привлечении к участию в деле подозреваемого, обвиняемого, о признании лица потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, их представителей. Так, закон требует, чтобы следователь по собственной инициативе вынес постановление о признании лица потерпевшим и уведомил об этом потерпевшего и его представителя. В случае причинения преступлением материального ущерба следователь обязан разъяснить потерпевшему право предъявить гражданский иск. При предъявлении гражданского иска следователь выносит мотивированное постановление о признании лица гражданским истцом либо об отказе в таком признании (ст. 137 УПК) В целях обеспечения гражданского иска должен быть наложен арест на имущество обвиняемого

К иным участвующим в расследовании лицам относятся свидетель, специалист, эксперт, переводчик, понятой (гл. 7 УПК). Привлечение этих лиц к участию в расследовании определяется решением следователя.

Следователь обязан разъяснить участникам процесса и всем иным участвующим в расследовании лицам их права и создать реальные условия для их осуществления. Закон обязывает следователя обеспечить охрану прав и личную безопасность всех лиц участвующих в расследовании.

Информация о работе Производство следственных действий