Процедура надзорного производства по уголовному делу

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:50, курсовая работа

Краткое описание

Возможность пересмотра вступивших в законную силу приговоров, постановлений и определений суда в порядке надзора является одной из отличительных особенностей российского уголовного процесса. В большинстве зарубежных судебных систем нет аналогичного процессуального института. Его существование в России обусловлено географическими и общественно-политическими условиями нашего государства.
В связи с распространением на Российскую Федерацию юрисдикции Европейского суда по правам человека в Страсбурге возник вопрос о допустимости существования надзорной стадии судопроизводства и о ее месте в системе национальных судебных процедур.

Оглавление

Теоретические основания и нормативно-правовая основа процедуры надзорного производства по уголовному делу……………………………...…..5
1.1.Понятие и значение процедуры надзорного производства по уголовному делу…………………………………………………………………………….......5
1.2.Нормативно-правовое регулирование процедуры надзорного производства по уголовному делу (порядок производства в соответствии с УПК РФ, гарантии участников)……………………………………………………………...11
Глава 2. Практика, проблемные аспекты надзорного производства по уголовному делу……………………………………………………………..…………..15
2.1.Практический аспект…………………………………………………..……17
2.2. Пределы прав суда надзорной инстанции. ………………………….…….21
2.3. Проблемы надзорного производства по уголовному делу……………….

Файлы: 1 файл

кУРСОВАЯ ОКОНЧЕННАЯ ВЕРСИЯ.docx

— 82.52 Кб (Скачать)

    Равенство процессуальных прав участников уголовного судопроизводства в надзорном производстве предполагает необходимость обеспечения законодателем и равных возможностей для обжалования судебного решения в порядке надзора с тем, чтобы исключить какие-либо преимущества для одного субъекта обжалования, по сравнению с другим. Достижение указанной цели возможно путем нормативного регулирования сроков обжалования судебного решения, вступившего в законную силу.

    Как известно, недоступность надзорного производства Европейский Суд усматривает  в том, что процедура пересмотра дела в суде надзорной инстанции возбуждается не самим гражданином, а соответствующим должностным лицом, т.е. в зависимости от его дискреционных полномочий.

    Одним из основополагающих, доктринальных положений судопроизводства в надзорной инстанции был и остается принцип «отсутствия каких-либо временных ограничений на пересмотр судебного решения в сторону улучшения положения осужденного».

    Думается, что признание Россией общепризнанных принципов и норм международного права, юрисдикции Европейского Суда по вопросам применения и толкования Конвенции, неизбежно повлечет и переосмысления названной доктрины. Европейское право в принципе признает возможность пересмотра окончательного судебного решения, принятого в рамках национальной правовой системы, но в разумные сроки, поскольку в противном случае проявляется неуважение к принципу «неопровержимости судебных решений».

    Установление  законодателем, например, годичного  предельного срока для обжалования  судебного решения в порядке  надзора, причем, как в сторону улучшения, так и в сторону ухудшения положения осужденного (в Конвенции, как известно, речь идет о пересмотре судебного решение, которым лицо не только осуждено, но и оправдано), могло бы рассматриваться в качестве установления разумного баланса между: недопустимостью повторного осуждения, необходимостью пересмотра судебного решения в случае существенного нарушения закона в предыдущем судебном разбирательстве и неопровержимостью судебного решения.

    Анализ  судебной практики пересмотра судебных решений в порядке надзора  и положений главы 48 УПК РФ позволяет констатировать, что регламентация законодателем процедуры производства в надзорной инстанции далека от совершенства и явно нуждается в соответствующем корректировании. В первую очередь речь идет о процедуре возбуждения надзорного производства вообще, и о моменте возбуждения производства, в частности.

    Нормативное урегулирование законодателем процедуры  принятия процессуального решения судьей или руководителем суда о возбуждении надзорного производства позволяет предположить, что до принятия такого решения надзорное производство еще не возбуждено. В этом случае процессуальная деятельность соответствующего субъекта рассмотрения надзорного ходатайства, связанная с изучением жалобы или представления, принятием решения об истребовании дела и об отказе в удовлетворении надзорного ходатайства, остается за пределами надзорного производства, что явно неправильно.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

Научная и учебная литература

1. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: учебное пособие. - М.: Проспект, 2009. С. 480.

2. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс: комментарий / под общ. ред. А.В. Смирнова. - СПб: Питер, 2008. С. 697.

3. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: комментарий / Л.Н. Башкатов и др.; отв. ред. И.Л. Петрунин. - М.: Проспект, 2008. С. 664.

4. Давыдов В.А. Пересмотр в порядке надзора судебных решений по уголовным делам (производство в надзорной инстанции): научно-практическое пособие. - [Электронный ресурс. - Режим доступа: Консультант +].

5. Давыдов В. Надзорное производство в уголовном процессе: практика применения гл.48 УПК РФ // Право и экономика. 2010. - № 6. - С.80-85.

6. Разинкина А., Курочкина Л. Реформирование института пересмотра судебных решений по уголовным делам // Уголовное право.  2011.  № 3. С. 89-92.

7. Смирнов В. О судье-докладчике в надзорном производстве по уголовным делам // Уголовное право. 2009.  № 2. С.87-89.

8. Воскобитова Л.А., Лукьянова И.Н., Михайлова Л.П. Адвокат: навыки профессионального мастерства. М. 2010. С. 574. 

 9. Галоганов Е.А. Участие защитника в суде // Адвокатская практика. 2008. 

10. Еникеев З.Д. Уголовное преследование и судебные прении. Уфа. 2008. С. 461.  
11. Игнатов С.Д., Цигвинцева К.А. Участие адвоката-защитника в стадии возбуждения уголовного дела // Адвокатская практика. 2008.

 12. Кучерена А.Г. Настольная книга адвоката. М. 2007. С. 748. 
 

Нормативно-правовые акты

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. - М.: Экзамен, 2011. С. 543.

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.05. 2005. По делу о проверке конституционности ст.405 УПК РФ в связи с запросом Курганского областного суда, жалобами Уполномоченного по правам человека в РФ, производственно-технического кооператива «Содействие», ООО «Карелия» и ряда граждан // СЗ РФ.  2005. 322. ст.2194.

3. Федеральный закон от 04.07.2003 92-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2009. 27 (ч. 1). Ст. 2706. 

 4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.2009 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. 
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.03.2004 1 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. 

Информация о работе Процедура надзорного производства по уголовному делу