Кассационное производство

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:41, реферат

Краткое описание

В соответствии со ст. 390 УПК РФ приговор вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном или кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами. В случае принесения кассационной жалобы или представления приговор, если он не отменен, вступает в законную силу по рассмотрении вышестоящим судом. Для подачи жалобы и представления сторонам предоставлен десятисуточный срок со дня провозглашения приговора, а осужденным, содержащимся под стражей, - тот же срок со дня вручения ему копии приговора (ст. 356

Файлы: 1 файл

кассация.docx

— 55.29 Кб (Скачать)

Указанные судьи вправе возвратить заинтересованному лицу надзорную  жалобу или представление без  рассмотрения по существу в пределах 10 дней с момента их поступления. Согласно ст. 379 ГПК РФ надзорная  жалоба или представление прокурора  возвращаются судьей без рассмотрения по существу в следующих случаях:

- если жалоба или представление  не отвечают требованиям, предусмотренным  п. 1-5, 7 ч. 1, ч. 4-7 ст. 378 ГПК РФ;

- если жалоба или представление  поданы лицом, не имеющим права  на обращение в суд надзорной  инстанции;

- если пропущен срок  обжалования судебного постановления  в порядке надзора и к жалобе  не приложено вступившее в  законную силу определение суда  о восстановлении этого срока;

- если до принятия жалобы  или представления к рассмотрению  по существу поступила просьба  об их возвращении или отзыве;

- если жалоба или представление  поданы с нарушением правил  подсудности, установленных ст. 377 ГПК РФ.

После устранения всех препятствий, вызвавших возвращение надзорной  жалобы, представления, они вновь  могут быть адресованы суду в целях  осуществления контроля.

При отсутствии оснований  для возвращения надзорной жалобы или представления документы  принимаются к рассмотрению, которое  в суде надзорной инстанции, за исключением  Верховного Суда РФ, длится не более  одного месяца, если материалы дела не были истребованы, и не более двух месяцев при истребовании дела из нижестоящего суда, а в Верховном  Суде РФ - не более чем два месяца или три месяца соответственно, не считая периода времени со дня истребования дела до дня ею поступления в Верховный Суд РФ.

Председатель Верховного Суда РФ (его заместитель) в случае истребования дела с учетом его сложности  могут продлить срок рассмотрения надзорной  жалобы или представления прокурора, но не более чем на два месяца.

По итогам изучения требований заинтересованного лица судья выносит  одно из следующих определений:

о передаче надзорной жалобы или представления прокурора  с делом для рассмотрения в  судебном заседании суда надзорной  инстанции;

об отказе в передаче надзорной  жалобы или представления прокурора  для рассмотрения в судебном заседании  суда надзорной инстанции, если отсутствуют  основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора (при этом надзорная жалоба или  представление прокурора, а также  копии обжалуемых судебных постановлений  остаются в суде надзорной инстанции).

В последнем случае лишь Председатель Верховного Суда РФ (его заместитель) вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда РФ и отменить его, передав надзорную жалобу или  представление прокурора с делом  в суд надзорной инстанции  для рассмотрения их по существу, следовательно, в настоящее время председатели (их заместители) судов субъектов  РФ аналогичным правом не обладают.

Между тем к недостаткам  ч. 3 ст. 381 ГПК РФ можно отнести  то, что в ней по-прежнему не указываются  основания, по которым Председатель Верховного Суда РФ может не согласиться  с мнением своего коллеги.

Если надзорная жалоба или представление были переданы с делом для последующего рассмотрения, суд надзорной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии  всех необходимых документов. Время  рассмотрения надзорной жалобы или  представления прокурора в судебном заседании суда надзорной инстанции назначается так, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в суд на заседание, однако их неявка не препятствует проведению разбирательства.

Срок рассмотрения дела судом  надзорной инстанции дифференцируется и зависимости от статуса суда и его места в судебной системе, поэтому общий срок составляет месяц, но не более, а в Верховном Суде РФ он не должен превышать два месяца со дня вынесения определения  судьей о передаче жалобы с делом  для рассмотрения.

Дело, разрешаемое в порядке  надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем  суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в его  рассмотрении другим судьей этого суда. В Судебной коллегии по гражданским  делам, Военной коллегии Верховного Суда РФ председательствует один из судей  коллегии.

Докладчик освещает обстоятельства правового конфликта, содержание ранее  принятых судебных постановлений, мотивы надзорной жалобы или представления  и излагает суть определения суда о передаче надзорной жалобы с  делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции. Затем присутствующие судьи могут  задать докладчику вопросы.

Вслед за этим лица, участвующие  в деле, представители, прокурор, и  иные субъекты, обратившиеся в суд  надзорной инстанции, если их права  и законные интересы непосредственно  затрагиваются обжалуемым судебным актом, дают свои объяснения. Первым всегда выступает жалобщик либо прокурор, подавший представление. Если инициаторами возбуждения надзорного производства выступили обе стороны, то сначала  объяснения суду дает истец.

Процессуальный закон  не предполагает в суде надзорной  инстанции предоставление доказательственных материалов, так как у судебного  органа отсутствует полномочие по установлению фактических обстоятельств. Это  не означает, что заинтересованные лица в собственных объяснениях  не могут ссылаться на доказательства, которые не были истребованы и  исследованы нижестоящими судами, и  прилагать подобающие документ. Но таковые изучаются судом надзорной  инстанции не в целях обнаружения  юридически значимых обстоятельств, а  с точки зрения нарушения процессуальных норм, регламентирующих порядок представления, исследования и оценки доказательств1 Афанасьев С.Ф. Гражданский процесс: учеб. пособие. М., 2008. С.114..

Неясно, дается ли прокурором в рамках надзорного производства заключение по делу, поскольку гл. 41 ГПК РФ об этом умалчивает. В.Ю. Зайцев в этой связи указывает, что гражданский  процессуальный закон действительно  «не содержит нормы о даче прокурором, участвующим в рассмотрении дела в суде надзорной инстанции, заключения по делу. Однако в соответствии с ч. 3 ст. 45 ГПК РФ по делам, где закон предусматривает вступление прокурора в процесс и дачу им заключения (например, но делам о выселении, о восстановлении на работе), соответствующий прокурор в целях осуществления низложенных на него полномочий дает заключение по делу и в суде надзорной инстанции»1 Настольная книга судьи по гражданским делам / Пчелинцева Л. М., Ефимов А.Ф., Потапенко С.В., Зайцев В.Ю., Манохина Г.В. М., 2009. С.342..

Судебные прения как часть  судебного заседания в надзорном  производстве отсутствуют.

В ходе рассмотрения дела в  суде надзорной инстанции все  вопросы разрешаются большинством голосов. При равном числе голосов, поданных за и против пересмотра решения, надзорная жалоба, представление считаются отклоненными. Между тем такая ситуация не может возникнуть в Судебной коллегии но гражданским делам Верховного Суда РФ, так как Коллегия состоит их трех судей.

По результатам рассмотрения дела президиум суда надзорной инстанции  принимает постановление, а Судебная коллегия по гражданским делам и  Военная коллегия Верховного Суда РФ выносят определения, по своей внешней  форме идентичные кассационным, они  подписываются председательствующим на заседании президиума либо всеми  судьями, если речь идет о Судебной коллегии. В определении или постановлении  суда надзорной инстанции должны быть указаны:

1) наименование и состав  суда, принявшего определение или  постановление;

2) дата и место принятия  определения или постановления;

3) дело, по которому принято  определение или постановление;

4) наименование лица, подавшего  надзорную жалобу или представление  прокурора о пересмотре дела  в порядке надзора;

5) фамилия и инициалы  судьи, вынесшего определение  о передаче дела в суд надзорной  инстанции для рассмотрения по  существу;

6) содержание обжалуемых  судебных постановлений нижестоящих  судов;

7) закон, на основании  которого принято определение  или постановление по результатам  рассмотрения дела по существу.

Надзорное постановление (определение) вступает в законную силу со дня  его принятия, о нем сообщается лицам, участвующим в деле.

Итак, надзорная жалоба или  представление прокурора подается непосредственно в суд надзорной  инстанции. Возбуждение надзорного производства зависит от единоличного решения судьи, которому передана на рассмотрение жалоба или представление. Надзорная жалоба (представление  прокурора) рассматривается по материалам, приложенным к жалобе (представлению), либо по материалам истребованного дела. Если судья надзорной инстанции  установит основания для отмены судебного акта в порядке надзора, то он выносит мотивированное определение  о передаче надзорной жалобы или  представления прокурора для  рассмотрения в суде надзорной инстанции.

Затем следуют извещение  лиц, участвующих в деле, о передаче дела для рассмотрения в суд надзорной  инстанции, определяются сроки и  порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции, затем выносятся  определения или постановления  суда надзорной инстанции.

 

1.3 Полномочия суда надзорной  инстанции и основания для  отмены или изменения судебных  постановлений в порядке надзора

В отличие от ст. 334 и 361 ГПК  РФ, в которых обозначены права  суда апелляционной и кассационной инстанций при осуществлении  судебного контроля, ст. 390 ГПК содержит в названии термин «полномочия суда надзорной инстанции». По всей видимости, таким образом законодатель подчеркивает более широкий спектр действий, которые могут быть реализованы по итогам надзорного производства.

Охарактеризуем далее  полномочия суда и основания к  отмене в порядке надзора решений, определений и постановлений. Рассмотрев дело в порядке надзора, суд своим  определением или постановлением вправе:

- оставить постановление  суда первой, второй или надзорной  инстанций без изменения, а  жалобу или представление прокурора  о пересмотре дела в порядке  надзора - без удовлетворения;

- отменить постановление  суда первой, второй или надзорной  инстанций полностью либо в  части и направить дело на  новое рассмотрение;

- отменить постановление  суда первой, второй или надзорной  инстанций полностью либо в  части и оставить заявление  без рассмотрения либо прекратить  производство по делу;

- оставить в силе одно  из вынесенных по делу судебных  постановлений;

отменить либо изменить постановление  суда первой, второй или надзорной  инстанций и вынести новое  постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

- оставить надзорную жалобу  или представление прокурора  без рассмотрения по существу  при наличии оснований, предусмотренных  ст. 380 ГПК РФ.

На схеме 2 (см. Приложение) представлены полномочия суда, рассматривающего дело в порядке надзора.

Измененное и новое  решение, определение суда надзорной  инстанции должны быть основаны на фактах, установленных в предусмотренном  законом порядке судом первой и кассационной инстанций.

Суд надзорной инстанции  не вправе сам устанавливать юридические  факты и на их основе выносить новое  решение.

Определение или постановление  суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Определения кассационного  суда и суда надзорной инстанции  могут быть отменены или изменены, если:

1) ими неосновательно оставлено  без изменения, отменено или  изменено решение суда первой  инстанции; 

2) при рассмотрении дела  в суде второй инстанции или  в порядке надзора были допущены  нарушения закона, которые повлияли  или могли повлиять на правильность  вынесенного определения или  постановления.

Одновременно с отменой  кассационного определения суд, рассматривающий дело в порядке  надзора, может отменить решение  суда первой инстанции, если оно было оставлено без изменения, либо оставить решение без изменения, если кассационным определением оно было отменено, либо направить дело на новое кассационное рассмотрение. Направление дела на новое кассационное рассмотрение возможно в случаях, когда были допущены существенные нарушения установленного законом порядка рассмотрения дела судом второй инстанции.

Отменяя решение и передавая  дело на новое рассмотрение в суд  первой инстанции, надзорный суд  может указать этому суду, какие  процессуальные действия следует провести по делу: о необходимости вызова и допроса свидетелей, об истребовании письменных доказательств, о проведении экспертизы по делу и др. Указания суда, рассматривающего дело в порядке  надзора, изложенные в определении, в том числе и указания о  толковании закона, являются обязательными для суда, вновь рассматривающего данное дело.

Вместе с тем суд, рассматривающий  дело в порядке судебного надзора, не вправе устанавливать или считать  доказанными обстоятельства, которые  не были установлены в решении  или отвергнуты им, предрешать вопросы  о достоверности или недостоверности  того или иного доказательства, о  преимуществе одних доказательств  перед другими, а также о том, какое решение должно быть вынесено при новом рассмотрении дела.

Суд при рассмотрении дела в порядке судебного надзора, отменяя кассационное определение, не вправе предрешать выводы, которые  могут быть сделаны кассационной инстанцией при вторичном рассмотрении дела.

Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями  для отмены или изменения постановлений  суда в порядке надзора являются:

1) существенные нарушения  норм материального права; 

2) существенное нарушение  норм процессуального права, повлиявшие  на исход дела, без устранения  которых невозможны восстановление  и защита нарушенных прав, свобод  и законных интересов, а также  защита охраняемых законом публичных  интересов.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении N 2 от 12 февраля 2008г. обращает внимание судов на то, что  статья 387 ГПК РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ) значительно  сократила число оснований для  отмены судебных постановлений в  порядке надзора по сравнению  с ранее действовавшим законодательством. По смыслу статьи 387 ГПК РФ во взаимосвязи с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод существенным нарушением, являющимся основанием для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора, в отличие от оснований отмены судебных постановлений в кассационном порядке, может быть признано не всякое нарушение норм материального и процессуального права из числа указанных в статьях 363 и 364 ГПК РФ.

Информация о работе Кассационное производство