Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:41, реферат
В соответствии со ст. 390 УПК РФ приговор вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном или кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами. В случае принесения кассационной жалобы или представления приговор, если он не отменен, вступает в законную силу по рассмотрении вышестоящим судом. Для подачи жалобы и представления сторонам предоставлен десятисуточный срок со дня провозглашения приговора, а осужденным, содержащимся под стражей, - тот же срок со дня вручения ему копии приговора (ст. 356
Указанные судьи вправе возвратить заинтересованному лицу надзорную жалобу или представление без рассмотрения по существу в пределах 10 дней с момента их поступления. Согласно ст. 379 ГПК РФ надзорная жалоба или представление прокурора возвращаются судьей без рассмотрения по существу в следующих случаях:
- если жалоба или представление
не отвечают требованиям,
- если жалоба или представление
поданы лицом, не имеющим
- если пропущен срок
обжалования судебного
- если до принятия жалобы
или представления к
- если жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ст. 377 ГПК РФ.
После устранения всех препятствий,
вызвавших возвращение
При отсутствии оснований
для возвращения надзорной
Председатель Верховного Суда РФ (его заместитель) в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора, но не более чем на два месяца.
По итогам изучения требований заинтересованного лица судья выносит одно из следующих определений:
о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции;
об отказе в передаче надзорной
жалобы или представления прокурора
для рассмотрения в судебном заседании
суда надзорной инстанции, если отсутствуют
основания для пересмотра судебных
постановлений в порядке
В последнем случае лишь Председатель
Верховного Суда РФ (его заместитель)
вправе не согласиться с определением
судьи Верховного Суда РФ и отменить
его, передав надзорную жалобу или
представление прокурора с
Между тем к недостаткам ч. 3 ст. 381 ГПК РФ можно отнести то, что в ней по-прежнему не указываются основания, по которым Председатель Верховного Суда РФ может не согласиться с мнением своего коллеги.
Если надзорная жалоба
или представление были переданы
с делом для последующего рассмотрения,
суд надзорной инстанции
Срок рассмотрения дела судом
надзорной инстанции
Дело, разрешаемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в его рассмотрении другим судьей этого суда. В Судебной коллегии по гражданским делам, Военной коллегии Верховного Суда РФ председательствует один из судей коллегии.
Докладчик освещает обстоятельства правового конфликта, содержание ранее принятых судебных постановлений, мотивы надзорной жалобы или представления и излагает суть определения суда о передаче надзорной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции. Затем присутствующие судьи могут задать докладчику вопросы.
Вслед за этим лица, участвующие в деле, представители, прокурор, и иные субъекты, обратившиеся в суд надзорной инстанции, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным актом, дают свои объяснения. Первым всегда выступает жалобщик либо прокурор, подавший представление. Если инициаторами возбуждения надзорного производства выступили обе стороны, то сначала объяснения суду дает истец.
Процессуальный закон
не предполагает в суде надзорной
инстанции предоставление доказательственных
материалов, так как у судебного
органа отсутствует полномочие по установлению
фактических обстоятельств. Это
не означает, что заинтересованные
лица в собственных объяснениях
не могут ссылаться на доказательства,
которые не были истребованы и
исследованы нижестоящими судами, и
прилагать подобающие документ. Но
таковые изучаются судом
Неясно, дается ли прокурором в рамках надзорного производства заключение по делу, поскольку гл. 41 ГПК РФ об этом умалчивает. В.Ю. Зайцев в этой связи указывает, что гражданский процессуальный закон действительно «не содержит нормы о даче прокурором, участвующим в рассмотрении дела в суде надзорной инстанции, заключения по делу. Однако в соответствии с ч. 3 ст. 45 ГПК РФ по делам, где закон предусматривает вступление прокурора в процесс и дачу им заключения (например, но делам о выселении, о восстановлении на работе), соответствующий прокурор в целях осуществления низложенных на него полномочий дает заключение по делу и в суде надзорной инстанции»1 Настольная книга судьи по гражданским делам / Пчелинцева Л. М., Ефимов А.Ф., Потапенко С.В., Зайцев В.Ю., Манохина Г.В. М., 2009. С.342..
Судебные прения как часть
судебного заседания в
В ходе рассмотрения дела в
суде надзорной инстанции все
вопросы разрешаются
По результатам рассмотрения
дела президиум суда надзорной инстанции
принимает постановление, а Судебная
коллегия по гражданским делам и
Военная коллегия Верховного Суда РФ
выносят определения, по своей внешней
форме идентичные кассационным, они
подписываются
1) наименование и состав суда, принявшего определение или постановление;
2) дата и место принятия определения или постановления;
3) дело, по которому принято определение или постановление;
4) наименование лица, подавшего
надзорную жалобу или
5) фамилия и инициалы
судьи, вынесшего определение
о передаче дела в суд
6) содержание обжалуемых
судебных постановлений
7) закон, на основании
которого принято определение
или постановление по
Надзорное постановление (определение) вступает в законную силу со дня его принятия, о нем сообщается лицам, участвующим в деле.
Итак, надзорная жалоба или
представление прокурора
Затем следуют извещение лиц, участвующих в деле, о передаче дела для рассмотрения в суд надзорной инстанции, определяются сроки и порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции, затем выносятся определения или постановления суда надзорной инстанции.
1.3 Полномочия суда надзорной
инстанции и основания для
отмены или изменения судебных
постановлений в порядке
В отличие от ст. 334 и 361 ГПК РФ, в которых обозначены права суда апелляционной и кассационной инстанций при осуществлении судебного контроля, ст. 390 ГПК содержит в названии термин «полномочия суда надзорной инстанции». По всей видимости, таким образом законодатель подчеркивает более широкий спектр действий, которые могут быть реализованы по итогам надзорного производства.
Охарактеризуем далее полномочия суда и основания к отмене в порядке надзора решений, определений и постановлений. Рассмотрев дело в порядке надзора, суд своим определением или постановлением вправе:
- оставить постановление
суда первой, второй или надзорной
инстанций без изменения, а
жалобу или представление
- отменить постановление суда первой, второй или надзорной инстанций полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;
- отменить постановление
суда первой, второй или надзорной
инстанций полностью либо в
части и оставить заявление
без рассмотрения либо
- оставить в силе одно
из вынесенных по делу
отменить либо изменить постановление суда первой, второй или надзорной инстанций и вынести новое постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.
- оставить надзорную жалобу
или представление прокурора
без рассмотрения по существу
при наличии оснований,
На схеме 2 (см. Приложение) представлены полномочия суда, рассматривающего дело в порядке надзора.
Измененное и новое
решение, определение суда надзорной
инстанции должны быть основаны на
фактах, установленных в
Суд надзорной инстанции не вправе сам устанавливать юридические факты и на их основе выносить новое решение.
Определение или постановление суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Определения кассационного суда и суда надзорной инстанции могут быть отменены или изменены, если:
1) ими неосновательно оставлено без изменения, отменено или изменено решение суда первой инстанции;
2) при рассмотрении дела
в суде второй инстанции или
в порядке надзора были
Одновременно с отменой кассационного определения суд, рассматривающий дело в порядке надзора, может отменить решение суда первой инстанции, если оно было оставлено без изменения, либо оставить решение без изменения, если кассационным определением оно было отменено, либо направить дело на новое кассационное рассмотрение. Направление дела на новое кассационное рассмотрение возможно в случаях, когда были допущены существенные нарушения установленного законом порядка рассмотрения дела судом второй инстанции.
Отменяя решение и передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, надзорный суд может указать этому суду, какие процессуальные действия следует провести по делу: о необходимости вызова и допроса свидетелей, об истребовании письменных доказательств, о проведении экспертизы по делу и др. Указания суда, рассматривающего дело в порядке надзора, изложенные в определении, в том числе и указания о толковании закона, являются обязательными для суда, вновь рассматривающего данное дело.
Вместе с тем суд, рассматривающий
дело в порядке судебного надзора,
не вправе устанавливать или считать
доказанными обстоятельства, которые
не были установлены в решении
или отвергнуты им, предрешать вопросы
о достоверности или
Суд при рассмотрении дела в порядке судебного надзора, отменяя кассационное определение, не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны кассационной инстанцией при вторичном рассмотрении дела.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения постановлений суда в порядке надзора являются:
1) существенные нарушения норм материального права;
2) существенное нарушение
норм процессуального права,
Пленум Верховного Суда РФ
в Постановлении N 2 от 12 февраля 2008г.
обращает внимание судов на то, что
статья 387 ГПК РФ (в редакции Федерального
закона от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ) значительно
сократила число оснований для
отмены судебных постановлений в
порядке надзора по сравнению
с ранее действовавшим