Кассационное производство

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:41, реферат

Краткое описание

В соответствии со ст. 390 УПК РФ приговор вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном или кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами. В случае принесения кассационной жалобы или представления приговор, если он не отменен, вступает в законную силу по рассмотрении вышестоящим судом. Для подачи жалобы и представления сторонам предоставлен десятисуточный срок со дня провозглашения приговора, а осужденным, содержащимся под стражей, - тот же срок со дня вручения ему копии приговора (ст. 356

Файлы: 1 файл

кассация.docx

— 55.29 Кб (Скачать)

 

4) выявить поводы к возбуждению  надзорного производства по гражданским  делам;

 

5) охарактеризовать рассмотрение  гражданских дел судами надзорной  инстанции;

 

6) выявить теоретические  и практические проблемы надзорного  производства.

 

1. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ  НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ

1.1 Право надзорного обжалования  и порядок его реализации

Пересмотр вступивших в законную силу решений, определений в суде надзорной инстанции является стадией  гражданского процесса. В данной стадии могут быть пересмотрены решения  и определения всех судов Российской Федерации, за исключением Президиума Верховного Суда РФ.

Причем под использованным в ч. 1 ст. 376 ГПК РФ терминологическим  словосочетанием «судебные постановления» понимаются не только решения, судебные приказы и определения суда первой инстанции, но и апелляционные, кассационные определения, надзорные постановления, а также апелляционные решения, принятые с соблюдением правил ст. 328, 329 ГПК РФ.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 12 февраля 2008 г. уточнил содержание ч. 2 ст. 376 ГПК РФ, разъяснив судам: «Если дело рассматривалось в  апелляционном или кассационном порядке, то судебные постановления  по делу могут быть обжалованы в  порядке надзора не только лицом, по жалобе которого дело проверялось  судом второй инстанции, но и другим участвующим в деле лицом, не подававшим апелляционную или кассационную жалобу. Это положение относится и к лицам, не принимавшим участия в деле, чьи права и законные интересы нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением»1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.02.2008 №2 «О применении норм гражданского процессуального законодательства в суде надзорной инстанции в связи с принятием и введением в действие Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ, 2008. №4.. Приведенное разъяснение несомненно справедливо. Однако по отношению к лицам, не участвовавшим в деле, действует общее правило: если решение по делу, о котором эти лица не знали, не было обжаловано в суд второй инстанции лицами, участвующими в деле, то они не вправе подавать на него надзорную жалобу. Очевидно, в такой ситуации для лиц, не участвовавших в деле, остается восстанавливать сроки обжалования решения или определения суда первой инстанции в апелляционном либо кассационном порядке, после чего обжалуемый акт суда первой инстанции возвращается в состояние не вступившего в законную силу.

Как поясняется в постановлении  Пленума ВС от 12 февраля 2008 г., в соответствии с частью 2 статьи 376 ГПК РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ) судебные постановления могут  быть обжалованы в суд надзорной  инстанции в течение шести  месяцев со дня их вступления в  законную силу при условии, что лицами, указанными в части 1 статьи 376 ГПК РФ, были исчерпаны иные установленные данным Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

Исходя из названной нормы, а также статей 379.1, 382 и пункта 6 части 1 статьи 390 ГПК РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ) этот срок установлен для обжалования  судебных постановлений во всех судах  надзорной инстанции и подача надзорной жалобы или представления  прокурора в вышестоящий суд  надзорной инстанции после получения  определения об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции не влечет за собой его исчисления заново.

Указанный шестимесячный  срок начинает исчисляться на следующий  день после вступления судебных постановлений  в законную силу и истекает в соответствующее  число последнего месяца данного  срока. При этом если последний месяц  срока такого числа не имеет, срок истекает в последний день этого  месяца. В том случае, если последний  день шестимесячного срока приходится на нерабочий день, днем окончания  срока считается следующий за ним рабочий день. Срок не считается  пропущенным, если надзорная жалоба или представление прокурора  были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов  последнего дня срока (часть 3 статьи 107, статья 108 ГПК РФ).

Надзорная жалоба или представление  прокурора, поданные по истечении шестимесячного срока, подлежат возвращению без  рассмотрения по существу определением судьи подавшему их лицу (пункт 3 части 1 статьи 379.1 ГПК РФ).

Время рассмотрения надзорной  жалобы или представления прокурора  в суде надзорной инстанции при  исчислении названного срока учитываться  не должно, так как оно не зависит  от лица, подавшего надзорную жалобу, или прокурора, подавшего представление.

В соответствии с частью 4 статьи 112 ГПК РФ заявление лиц, названных  в части 1 статьи 376 ГПК РФ, о восстановлении пропущенного процессуального срока, установленного частью 2 статьи 376 и  частью 2 статьи 389 ГПК РФ, подается в  суд, рассмотревший дело по первой инстанции. Указанный срок может быть восстановлен по заявлению как физического лица, так и организации только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи надзорной жалобы в установленный срок. В отношении физических лиц к таким обстоятельствам могут относиться тяжелая болезнь, беспомощное состояние и иные, относящиеся к личности заявителя обстоятельства. В отношении организации такими обстоятельствами с учетом наличия у нее объективно больших по сравнению с физическим лицом возможностей для соблюдения срока на обжалование могут быть признаны любые обстоятельства, не зависящие от воли ее руководителей и (или) сотрудников, исключающие возможность своевременной подачи надзорной жалобы.

Закон (ст. 377 ГПК РФ) определяет порядок подачи надзорной жалобы или представления прокурора. Надзорная  жалоба или представление прокурора  подается непосредственно в суд  надзорной инстанции.

Надзорная жалоба или представление  прокурора подается:

- на кассационные определения  Верховных судов республик, краевых,  областных судов, судов городов  федерального значения, суда автономной  области, судов автономных округов;  на апелляционные решения и  определения районных судов; на  вступившие в законную силу  судебные приказы, решения и  определения районных судов и  мировых судей - соответственно  в президиум Верховного суда  республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда  автономного округа;

- на кассационные определения  окружных (флотских) военных судов;  на вступившие в законную силу  решения и определения гарнизонных  военных судов - в президиум  окружного (флотского) военного  суда;

- на постановления президиумов  Верховных судов республик, краевых,  областных судов, судов городов  федерального значения, суда автономной  области, судов автономных округов;  на кассационные определения Верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа - в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ;

- на постановления президиумов  окружных (флотских) военных судов;  на кассационные определения  окружных (флотских) военных судов,  а также на вступившие в  законную силу решения и определения  гарнизонных военных судов, если  указанные судебные постановления  были обжалованы в президиум  окружного (флотского) военного  суда - в Военную коллегию Верховного  Суда РФ;

- на вступившие в законную  силу решения и определения  Верховных судов республик, краевых,  областных судов, судов городов  федерального значения, суда автономной  области, судов автономных округов,  принятые ими по первой инстанции,  если указанные решения и определения  были предметом кассационного  рассмотрения в Верховном Суде  РФ; на вступившие в законную  силу решения и определения  окружных (флотских) военных судов,  если указанные решения и определения  были предметом кассационного  рассмотрения в Верховном Суде  РФ; на вступившие в законную  силу решения и определения  Верховного Суда РФ, принятые  им по первой инстанции; на  определения Кассационной коллегии  Верховного Суда РФ; на определения  Судебной коллегии по гражданским  делам Верховного Суда РФ, вынесенные  ею в кассационном порядке; на определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке - в Президиум Верховного Суда РФ.

Жалобы, представления прокурора  на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в надзорном  порядке, подаются в Президиум Верховного Суда РФ при условии, что такие  определения нарушают единство судебной практики.

К содержанию и форме надзорной  жалобы, представления процессуальным законом предъявляются общие  требования. В них приводятся:

1) наименование суда, в  который обращаются заинтересованные  субъекты;

2) наименование лица, подающего  жалобу, представление, его место  жительства или место нахождения, а также процессуальное положение  в деле;

3) наименование других  лиц, участвующих в деле, их  мест жительства либо нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие  правовой конфликт по первой, апелляционной, кассационной или  надзорной инстанции, и содержание  принятых ими решений; 

5) указание на решение,  определение суда и постановление  президиума суда надзорной инстанции,  которые обжалуются, и на допущенное  судами существенное нарушение  закона;

6) просьба лица, подающего  жалобу, представление.

Наиболее важные требования к содержанию надзорной жалобы или  представления сформулированы в  п. п. 6 и 7 ч. 1 ст. 378. Согласно этим пунктам  они должны содержать указание на то, в чем заключается допущенное судами при рассмотрении дела и вынесении  обжалуемого судебного постановления  существенное нарушение закона, а  также просьбу лица, подающего  жалобу или представление. Таким  образом, ГПК РФ требует от лиц, подающих надзорные жалобы или представления, правового обоснования своих  требований.

Правовое обоснование  надзорной жалобы или представления  должно согласовываться с основаниями  для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора, установленных ст. 387 ГПК РФ, а  просьба лица, подающего жалобу или  представление, - с полномочиями суда надзорной инстанции (ст. 390 ГПК РФ).

Надзорная жалоба подписывается  лицом, обращающимся за пересмотром. К  жалобе, поданной представителем, прилагается  доверенность или другой документ, удостоверяющие его полномочия. Представление  подписывается Генеральным прокурором РФ, его заместителями либо прокурором субъекта РФ. Кроме того, должны наличествовать копии надзорной жалобы, представления  по числу лиц, участвующих в деле, а также заверенные соответствующим  судом копии судебных постановлений, принятых по правовой коллизии.

Порядок подачи надзорной  жалобы или представления прокурора  определяется ст. 377 ГПК РФ, где указана  подсудность конкретных дел конкретным составным звеньям судебно-надзорной  системы - президиуму суда субъекта РФ, окружному (флотскому) военному суду, Судебной или Военной коллегии и Президиуму ВС.

При этом отметим, что ст. 377 ГПК РФ дозволяет обжаловать в  Судебную коллегию по гражданским делам  Верховного Суда РФ среди всего прочего вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные акты были обжалованы в президиум суда субъекта РФ. Иными словами, в статье ничего не говорится о судебных приказах, решениях мировых судей и апелляционных решениях, в связи с чем гражданами предпринимались неоднократные попытки оспорить конституционность ст. 377 ГПК как препятствующей праву обжалования в Верховный Суд РФ названных судебных актов.

Эти попытки не увенчались успехом, поскольку еще в определении  от 21 декабря 2004 г. № 469-О1 Определение  Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 N 469-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Крохоткина А.Т. на нарушение  его конституционных прав пунктом 1 части второй статьи 377 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс». Конституционный Суд РФ отметил, что законодатель вправе учитывать специфику гражданских дел, а также их сложность, в связи с чем он может варьировать способы и доступность надзорного обжалования. Кроме того, постановлением от 5 февраля 2007 г. № 2 П2 Постановление Конституционного Суда РФ от 05.02.2007 N 2-П «По делу о проверке конституционного положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кабинета министров Республики Татарстан, жалобами Открытых акционерных обществ «Нижнекамскнефтехим» и «Хакасэнерго», а также жалобами ряда граждан» // Собрание законодательства РФ, 2007. N 7. Ст. 932. Конституционный Суд прямо признал конституционным «...сужение возможностей надзорного обжалования указанных судебных постановлений».

Итак, право на обжалование  решений, определений в порядке  надзора принадлежит лицам, участвующим  в деле, а также лицам, не участвующим  в деле, если их права и законные интересы нарушены обжалуемыми судебными  постановлениями.

В системе судов общей  юрисдикции учреждены три надзорные  инстанции: президиумы верховных судов  республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, автономной области, автономных округов; Судебная коллегия по гражданским делам  Верховного Суда РФ; Президиум Верховного Суда РФ, каждая из которых имеет  строго определенную компетенцию, в  зависимости от которой определяется и порядок подачи надзорной жалобы или представления прокурора.

1.2 Действия суда надзорной  инстанции после поступления  надзорной жалобы или представления

Надзорная жалоба или представление  прокурора, которые были поданы в  соответствующий суд, наделенный функцией надзора, изучаются в президиуме председателем суда (его заместителем) либо судьей по их поручению; а в  Судебной коллегии по гражданским делам, Военной коллегии, Президиуме Верховного Суда РФ - судьей Верховного Суда РФ.

Информация о работе Кассационное производство