Дознание как форма предварительного расследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Термин «дознание» был впервые употреблен в судебных уставах 1864 года. Дознание происшествий определялось как «первоначальные изыскания, производимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до нее слухов и сведений о преступлении или о таких происшествиях, о которых без разысканий нельзя определить, заключается или не заключается в них преступление».

Оглавление

Введение
Глава 1. Дознание в системе стадий уголовного процесса Российской Федерации
1.1 Понятие, значение и виды предварительного расследования
1.2 Формы предварительного расследования
Глава 2. Дознание как форма предварительного расследования
2.1 Понятие, формы и особенности дознания
2.2 Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия
2.3 Особенности производства дознания
2.4 Правовой статус дознавателя
Глава 3. Проблемы совершенствования института производства дознания
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Дознание как форма предварительного расследования.docx

— 67.72 Кб (Скачать)

Дознание как форма  предварительного расследования

 

Содержание

Введение

Глава 1. Дознание в системе  стадий уголовного процесса Российской Федерации

1.1 Понятие, значение и  виды предварительного расследования

1.2 Формы предварительного  расследования

Глава 2. Дознание как форма  предварительного расследования

2.1 Понятие, формы и  особенности дознания

2.2 Органы дознания: их  виды и процессуальные полномочия

2.3 Особенности производства  дознания

2.4 Правовой статус дознавателя

Глава 3. Проблемы совершенствования  института производства дознания

Заключение

Список литературы

Приложение

 

Введение

Термин «дознание» был  впервые употреблен в судебных уставах 1864 года. Дознание происшествий определялось как «первоначальные изыскания, производимые полицией для обнаружения  справедливости или несправедливости дошедших до нее слухов и сведений о преступлении или о таких  происшествиях, о которых без  разысканий нельзя определить, заключается  или не заключается в них преступление».

Дознание — одна из двух форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с предварительным следствием) в уголовном судопроизводстве.

Как правило, преступления, по которым проводится дознание, — это преступления небольшой и средней тяжести. По Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации — это преступления, по которым максимальное наказание не превышает 5-ти лет лишения свободы, хотя по письменному указанию прокурора эти дела могут быть переданы для производства предварительного следствия (ст. 150 УПК РФ).

Дознание, как форма досудебного  следствия, предусмотрено в большинстве  государств постсоветского пространства, стран Восточной Европы, Индокитая  и Ближнего Востока. Несмотря на отдельные  отличия, существуют общие требования, предъявляемые к институту дознания.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, принятый 22 ноября 2001 г. [1]. представил новую модель дознания, которая в большей мере отвечает современной правовой идеологии. Идея, заложенная в основу модернизации дознания, базируется на главной установке реформы - усиление защиты прав и свобод личности. Данное положение чрезвычайно актуально не только для дознания, но и уголовного судопроизводства в целом, образующего сферу государственного принуждения, где права и свободы личности затрагиваются наиболее ощутимо.

В течение последних лет  в уголовно-процессуальный закон  неоднократно вносились поправки, касающиеся, в том числе, регламентации дознания с целью его совершенствования. Но наиболее эффективным для правоприменительной  практики стал Федеральный закон  Российской Федерации от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ[2], изменивший первоначальный подход к срокам дознания и избавивший его от критерия очевидности, что сразу же отразилось на статистических показателях.

Последние коррективы, внесенные  в УПК РФ от 09.03.2010 N 19-ФЗ[3], хотя и были успешны в плане совершенствования института дознания, тем не менее, дали повод пересмотреть целый пласт теоретических разработок, обозначили новые проблемы, которые ранее не могли возникнуть в силу нормативных причин. Современная модель дознания еще нуждается в совершенствовании как теоретическом, так и нормативном.

Проведенное исследование основано на лучших достижениях отечественной  уголовно-процессуальной науки, которой  всегда уделялось большое внимание изучению проблем дознания. Заметный вклад в исследование института дознания внесли Ю.Н. Белозеров, С.В. Болотин, С.В. Бородин, Н.А. Власова, Р.М. Готлиб, С.И. Гирько, Ю.А. Гончан, И. Я Фойницкий, B.В. Шимановский, С.П. Щерба, Б.А. Лукичев, Г.Д. Луковников, С.Л. Масленков, Д.В. Осипов, А.Б. Сергеев, М.В. Цукрук, Ж.В. Эстерлейн и др. После принятия УПК РФ разработка проблем дознания продолжилась в том числе учеными как С.Н. Бурцев, Е.В. Горкина, А.В. Ковтун, М.М. Кузенбаева, В.М. Лукин, С.Л. Маслёнков, Н.И. Скударева, М.В. Цукрук. В указанных работах авторами были предприняты попытки поиска наиболее оптимальных подходов к установлению эффективной процедуры уголовно-процессуальной деятельности органов дознания, в том числе пути совершенствования самого института дознания.

Значение роли дознания заключается  в том, что оно позволяет более  эффективно и мобильно производить  предварительное расследование  по преступлениям малой и средней  тяжести, тем самым, повышая эффективность  деятельности правоохранительных органов.

Тема данной курсовой работы очень актуальна, так как:

·  количество расследуемых уголовных дел, по которым проводится дознание, составляют немалую часть среди всех расследуемых уголовных дел;

·  несмотря на то, что новый уголовно-процессуальный закон действует уже около четырех лет, толкование и применение его отдельных норм, институтов до сих пор вызывают у практических работников определенные трудности. В большей степени это имеет отношение к производству дознания.

Объектом исследования избрана  система общественных отношений, складывающихся в связи с осуществлением дознания компетентными государственными органами.

Предмет исследования образуют: генезис и современное состояние  нормативного регулирования производства дознания; практика принятия, регистрации, рассмотрения органами дознания сообщений  о преступлениях и производства дознания.

Целью исследования является разработка комплекса теоретически обоснованных положений о современном  состоянии дознания, перспективах его  оптимизации в зависимости от функционального назначения органов  дознания.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие основные задачи:

изучить нормативно-правовой материал о развитии уголовно-процессуальной функции дознания;

рассмотреть систему органов, компетентных производить дознание;

определить и исследовать  современные проблемы организации  и процессуального режима производства дознания в условиях действия нового уголовно-процессуального законодательства;

сформулировать предложения  по совершенствованию законодательства, направленные на оптимизацию порядка  производства дознания органами, указанными в ст.40 УПК РФ[4].

Теоретической базой исследования послужили разработки общей теории права, науки уголовно-процессуального, уголовного, теории оперативно-розыскной  деятельности. Источниками теоретической  информации явились: монографии, учебные  пособия, лекции, научные статьи, доклады, тезисы, диссертации и другие опубликованные материалы.

Структура работы отвечает цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и  приложения.

 

Глава 1. Дознание в системе стадий уголовного процесса Российской Федерации 

 

1.1 Понятие, значение  и виды предварительного расследования

Предварительное расследование - стадия уголовного судопроизводства, заключающаяся в правоотношениях и деятельности ее участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора при ограниченном контроле со стороны суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения конкретных лиц в качестве обвиняемых и направления дела в суд.

Предварительное расследование  в уголовном судопроизводстве РФ - это урегулированная законом  деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры по раскрытию  преступлений, изобличению виновных, обоснованному привлечению их в  качестве обвиняемых, по установлению всех обстоятельств уголовного дела и решения других задач уголовного процесса[5]. Деятельность этих органов направлена также на выяснение характера и размера ущерба, причиненного преступлением, обеспечение гражданского иска или возможной конфискации имущества, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер к их устранению.

Предварительное расследование - вторая стадия досудебного производства по уголовному делу, назначение которой  состоит в подготовке уголовного дела для судебного разбирательства, а иногда - и для принятия здесь  окончательного решения в виде прекращения  уголовного дела или уголовного преследования. Однако в целом предварительное расследование играет в уголовном процессе подчиненную роль по отношению к судебным стадиям. Оно названо предварительным потому, что производится до суда и для суда. Этим объясняется, почему суд не ограничен подготовительным материалом расследования и не может принять "на веру" выводы следователя. Окончательное значение будет иметь судебное следствие, результаты которого составят непосредственную основу приговора или иного судебного решения.

Как и любая другая стадия процесса, предварительное расследование  определяется четырьмя признаками:

·  непосредственными целями и задачами,

·  итоговыми решениями,

·  кругом участников,

·  процессуальной формой (процедурой).

Предварительное расследование  преследует следующие цели:

·  раскрыть преступление;

·  изобличить виновного в совершении определенного преступления либо реабилитировать невиновного;

·  сформировать достаточную доказательственную базу для проведения судебного разбирательства;

·  обеспечить личное участие обвиняемого в суде;

·  гарантировать возможное решение суда о конфискации имущества или возмещении вреда, причиненного преступлением.

Для достижения этих целей  перед данной стадией стоят определенные задачи:

·  поиск, собирание и исследование доказательств по делу;

·  обеспечение права обвиняемого (подозреваемого) на защиту;

·  применение (при необходимости) мер процессуального принуждения;

·  передача уголовного дела в суд либо прекращение уголовного дела или уголовного преследования.

В ходе предварительного расследования  происходит определение предмета доказывания (того круга обстоятельств, которые  надо установить для разрешения дела) и его предварительное исследование с тем, чтобы суд мог всесторонне  и полно установить картину совершенного преступления и решить вопрос об уголовной  ответственности и возмещении причиненного преступлением ущерба. Из этого следует, что, во-первых, в ходе предварительного расследования необходимо собрать  как обвинительные (уличающие), так  и оправдательные доказательства. Во-вторых, хотя все собранные здесь доказательства и называются судебными, но являются лишь исходным материалом для судебного  следствия и подлежат всесторонней проверке и оценке.

Получение необходимых доказательств  порой находится под угрозой  их сокрытия или уничтожения, поэтому  для того, чтобы гарантировать  их собирание, иногда возникает необходимость  применения правового принуждения. Кроме того, такое принуждение  гарантирует и одно из главных  условий уголовного судопроизводства - личное участие обвиняемого в  деле, ибо уголовно-правовой спор имеет, прежде всего, личный, а не имущественный  характер. Принудительные действия обеспечивают также возможность исполнения будущего приговора (например, наложение ареста на имущество, которое может быть взыскано по решению суда).

Однако, собрав необходимые  доказательства и обеспечив участие  в деле обвиняемого, предварительное  расследование не может быть закончено, так как к судебному разбирательству  нужно подготовить еще и стороны. Обвиняемый должен получить возможность  заблаговременно реализовать свое право на защиту, а потерпевший - право на участие в уголовном  преследовании. В силу особого публичного интереса эти права иногда даже осуществляются императивным методом (например, обязательное участие защитника в соответствие со ст. 51).

Предварительное расследование  заканчивается либо передачей дела в суд, либо прекращением дела или  уголовного преследования (ст. 212-214, 439). Передача дела в суд происходит через  прокурора и оформляется тремя  различными решениями:

·  обвинительным заключением (если по делу проводилось предварительное следствие - ст. 215-222),

·  обвинительным актом (если по делу производилось дознание - ст. 225-226),

·  постановлением о направлении дела в суд для принудительной меры медицинского характера (ст. 439).

При этом следует иметь  в виду, что дознание может завершиться  направлением дела для производства предварительного следствия (п. 4 ч. 1 ст. 226), однако, для стадии предварительного расследования - это промежуточное  решение. Промежуточными решениями  являются также передача дела по подследственности и приостановление дела.

Таким образом, стадия предварительного расследования начинается с момента  возбуждения уголовного дела и заканчивается  утверждением прокурором решения следователя  или дознавателя о передаче дела в суд или прекращением уголовного дела или уголовного преследования.

Основанием для такого вывода может служить включение  гл. 31 УПК ("Действия и решения  прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением") в состав раздела VIII Кодекса ("Предварительное  расследование").

Информация о работе Дознание как форма предварительного расследования